Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Памела Смит
Культ красоты: эстетическое движение 1860-1900-х годов

Культ красоты: эстетическое движение 1860-1900-х годов. (The Cult of Beauty. The Aesthetic Movement 1860-1900). Музей Виктории и Альберта, Лондон. 2 апреля — 17 июля 201

 

Эстетизм — британское движение, которое возникло как реакция на искусство и господствующую идеологию времен правления королевы Виктории, продолжавшегося с 1837 по 1901 год. Выставка «Культ кра­соты: эстетическое движение 1860-1900-х годов» прослеживает раз­витие эстетического движения от небольшого кружка романтически отвергающих условности художников-авангардистов в 1860-е годы до гораздо более широкого культурного феномена конца века. Эстеты понимали искусство как нечто, погруженное в себя, опирающееся на прошлое, но созданное для сегодняшнего дня и существующее ради эстетических, а не этических или практиче­ских целей.

Художники и писатели выступали за идею «искусства ради искус­ства», прилагая этот принцип как к изящным, так и к прикладным ис­кусствам. Сначала его разделяли немногие избранные, представите­ли богемы, например поэт и художник Данте Габриэль Россетти и его последователи Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс; Джеймс Мак- нил Уистлер, привезший авангардные идеи о живописи из Парижа, и группа художников, работавших с возвышенными классическими сюжетами, например писавшими сцены из римской жизни, в том числе Фредерик Лейтон, Лоуренс Альма-Тадема и Джордж Фредерик Уотс.

Художники отвергали слащавость популярных картинок с их чо­порными девами и банальными сюжетами, которые зачастую несли в себе какое-нибудь нравоучение, а также мебель и другие предметы с чрезмерным декором, наводнившие рынок после лондонской Вели­кой выставки промышленных работ всех народов 1851 года. Они стре­мились бежать уродства и материализма своего века и творить новые формы красоты.

Россетти и художники его круга не только создавали картины и ли­тературные произведения, но и стремились реализовать мир своей фан­тазии в «художественной» мебели и интерьерах. В этот период дома художников и их экстравагантный образ жизни стали предметом вос­хищения публики, породили революцию в архитектуре и дизайне ин­терьеров и привели к широкому признанию необходимости красоты в повседневной жизни. Обретение «House Beautiful» («красивого дома») стало делом чести для каждого, кто считал себя не чуждым культуре. К концу века стили мебели и декора, созданные адептами эстетического искусства, разрабатывались и распространялись коммерческими пред­приятиями, то есть были востребованы широкой публикой и доступны ей. Таким образом, эстетизм можно назвать первым движением в ис­кусстве, которое положило начало целому стилю жизни.

Помимо живописных полотен, скульптуры, гравюры, рисунков и фотографии, на выставке представлено много образцов прикладно­го и декоративного искусства, в том числе ювелирные украшения и костюм того времени—так называемый «эстетический», или «худо­жественный». По количеству экспонатов костюм — не главная тема выставки, тем не менее она представлена как один из важнейших эле­ментов философии эстетов.

Как одеваться женщинам и что составляет женскую красоту — во­просы, занимавшие викторианское общество. Скорость индустриали­зации и быстрое распространение моды и индустрии одежды пугали. Женская мода равнялась на Париж: туалеты были дорогими и замыс­ловатыми, часто, чтобы утянуть талию и создать модный силуэт, тре­бовались корсеты и другие поддерживающие приспособления.

Эстеты выступали за красоту природного тела и утверждали, что с этической, гигиенической и экономической точек зрения одежда женщины должна отражать ее фигуру и не подавлять физиологию. Они отвергали искусственность, единообразие и меркантилизм высо­кой моды и призывали к индивидуальности и использованию тканей насыщенных цветов, с искусной драпировкой, привлекающих взгляд и радующих глаз. На выставке представлено несколько образцов такой одежды, как мужской, так и женской, а также аксессуаров и предметов «искусства вышивания» — вышивки в стиле эстетизма, столь популяр­ной для украшения и платья, и дома.

До нас дошло совсем немного предметов одежды в стиле эстетизма от 1860-х годов, когда движение только зародилось в Британии, но на портретах женщины из авангардистских кругов, как, например, жена Уильяма Морриса Джейн или фотограф-новатор Джулия Маргарет Камерон, изображались в простых платьях из незамысловатых тка­ней, со складками от плеча, не утягивающих талию и не стесняющих движения. В 1870-е годы женщинам, желавшим одеваться в эстетиче­ском духе, рекомендовалось черпать вдохновение в живописи, особен­но в полотнах прерафаэлитов, и в книгах по историческому костюму. Подходящие ткани можно было купить в Королевской школе искус­ства вышивания и в магазине Liberty & Co в Лондоне, где продавались окрашенные натуральными красителями шелка и бархат, которые при помощи складок и особой художественной строчки (smocking) изящ­но облегали силуэт. В 1884 году в Liberty открылся отдел готового пла­тья, где продавались платья в духе предыдущих эпох, выполненные из этих тканей. Кроме того, там продавалась «эстетическая одежда для детей» — воплощение моделей популярного иллюстратора Кейт Гри- нуэй, которая рисовала маленьких девочек в воздушных платьях с вы­сокой талией.

Магазин Liberty был основан в 1875 году и быстро снискал немалый успех благодаря ассортименту привозных товаров, например китай­ской и японской керамики, вееров и других аксессуаров и предметов для дома. В магазине продавалось огромное количество мягких шел­ковых тканей нежных оттенков, привозившихся из Индии, которые подходили для «эстетической» одежды свободного покроя (ср. синее шелковое платье с гофрировкой на талии, представленное на выстав­ке). Владелец магазина Артур Либерти даже зарегистрировал термин «Art Fabrics» (художественные ткани) как торговую марку. В недавно опубликованной работе «Художник и журнал культуры дома» утверж­дается, что шелка Liberty «снискали большую популярность в домах художников и любителей искусства из высшего света благодаря своим прекрасным и редким оттенкам и мягким драпирующимся качествам тканей и к тому же „гарантированной" устойчивостью к стирке».

Один экспонат можно выделить как особенно удачный пример «эстетического» платья. Сшитое из оливкового бархата на шелковой основе Liberty, оно свободно ниспадает с тела, почти не облегая его, и только линия груди изящно подчеркнута декоративной тесьмой.

Оно выставлено рядом с великолепным японским кимоно, приобре­тенным в Либерти в то же время. На выставке представлены несколько полотен, прежде всего Уистлера, на которых изображены женщины, погруженные в мир грез, в «эстетических» интерьерах, в кимоно или других экзотических ниспадающих одеждах.

Мужской костюм из коричневого бархата — пиджак с отороченными тесьмой лацканами и манжетами и бриджи до колена — экспонируется вместе с фотографией писателя Оскара Уайльда. Уайльд стал, вероятно, самым известным апологетом эстетизма (в буклете, выпущенном к вы­ставке, его называют «первым знаменитым гуру стиля»). На фотогра­фии он в похожем бриджевом костюме во время своего турне с лекция­ми по Северной Америке в 1882 году. Его туалет завершают шелковые чулки до колена, а на ногах — изящные туфли, украшенные бантами. Это одеяние поразило американскую публику и вызвало повышенное внимание к писателю и насмешки. Позже Уайльд скажет: «Странно, что пара шелковых чулок способна всколыхнуть страну».

Запечатленные на портретах женские образы позволяют многое по­нять в представлениях художников-эстетов о женской красоте. На мно­гих изображены модели с неканонической внешностью, которую так любили эстеты, например муза Россетти Элизабет Сиддал или люби­мица Лейтона темноволосая знойная римлянка. Нередко они смотрят на что-то вблизи и будто подпадают под власть пьянящих ароматов лилий, роз или более экзотических цветов, которые часто присут­ствуют на полотнах. Именно такой образ молодой женщины, которая как будто и живет, подобно цветку, лишь быстротечным мигом, как бы пассивно приглашая умудренного зрителя-эстета к восхищению, преобладает в работах Альберта Мура. На выставке представлено не­сколько больших полотен Мура с томными девушками в классических интерьерах.

Эстеты явно были заворожены длинными роскошными волосами и отчетливо предпочитали рыжие, как, например, волосы Элизабет Сид­дал, завораживавшие Россетти и др. В каталоге цитируется историк моды Джудит Уотт: «У прерафаэлитов и в эстетическом движении в целом женские волосы стали фетишем — не только цвет, но и их коли­чество. Струящиеся волосы намекали на порочность и чувственность, становясь эротичными и трансгрессивными».

В экспозиции имеются ювелирные украшения, в том числе изыскан­ный венец с нежными золотыми листками, усыпанными жемчужинами. Дизайн, несомненно, был навеян артефактами греческой и римской античности. Он явно контрастирует с теми ювелирными украшения­ми машинного производства, изобилующими декоративными элемен­тами и драгоценными камнями, которые критиковал Оскар Уайльд, заявлявший, что, в его представлении, нет ничего более грубого по замыслу и вульгарного по исполнению, чем современные ювелирные украшения. Археологические находки XIX века стали долгожданным источником вдохновения для ювелирных украшений эстетов — на них оказали влияние стили античных цивилизаций: римской, греческой, этрусской,—а также традиционные ремесла Индии и Японии. Еще один поразительный экспонат—ожерелье с подвесками эмали клуазоне (пе­регородчатой эмали) в японском стиле. Влияние японского искусства ощутимо во всей выставке — в портретах, иллюстрациях, оформлении книг и удивительном присутствии бело-синего фарфора на картинах и в воссозданных интерьерах.

На выставке столько прекрасных и поразительных экспонатов, что ею легко наслаждаться — в духе эстетического движения — как «ис­кусством ради искусства». Но это и плод серьезной работы, цель ко­торой — рассказать историю движения и его героев, того, как оно раз­вивалось на протяжении времени, охватив период от суетливости и сентиментальности изящных и декоративных искусств расцвета Викто­рианской эпохи и до природных форм, характеризовавших ар-нуво — стиль рубежа веков.

Выставка организована совместно с Музеем изящных искусств Сан-Франциско. В сентябре 2011 года она отправится из Лондона в Музей д'Орсе в Париже, а в феврале 2012 года переедет в музей де Янг в Сан- Франциско.

Дополнительная информация: www.vam.ac.uk/cultofbeauty.

Перевод с английского Елены Островской



Другие статьи автора: Смит Памела

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба