Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011

Екатерина Ким
Православная мода, или Валенки и кокошники

Показ православной моды «Традиции и стиль». Ювелирный дом «Эстет», Москва. 28 апреля 2011

 

В апреле в Москве, в ювелирном доме «Эстет», прошел первый показ православной моды. Это неоднозначное событие было освещено мно­гими СМИ и вызвало достаточно большой интерес со стороны обще­ства.

Организаторами выступили Синодальный отдел по взаимоотноше­ниям Церкви и общества, Экспертный совет «Экономика и этика» при патриархе, ювелирный дом «Эстет» и др. Как оказалось, сам показ не являлся демонстрацией новых коллекций каких-либо дизайнеров, его целью стало продолжение дискуссии о том, как подобает выглядеть женщине в современной России,— дискуссии, начатой за несколько месяцев до показа протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества1.

Показ представлял собой демонстрацию коллекций одежды малоиз­вестных дизайнеров по мотивам русского стиля. При этом он сопрово­ждался музыкальными номерами с живым звуком — от Ave Maria до песни для дальнобойщиков. В пресс-релизе ни слова не было сказано о модельерах, которые должны были представить нам изящные образцы той самой загадочной православной моды. Поэтому во время дефиле приходилось внимательно прислушиваться и запоминать имена таких дизайнеров и брендов, как «Шуйская строче-вышивальная фабрика», «Калинкина горка», Елена Черных и Елена Чернышова и мастерская «Сударыня».

Представленные вещи были выполнены очень качественно и дорого, но все они находились в рамках ремесленной традиции (павловопосадские платки, подзабытые виды вышивки и т.д.). И хотя сейчас как раз наблюдается повышенный интерес мировых дизайнеров к традицион­ным мотивам и нарочито ручному кропотливому труду, коллекции на показе все же вызывали недоумение. По большей части модели были длинные и мешковатые, сложно декорированные и почти все совер­шенно не пригодные к ношению, напоминающие частично ночные сорочки, частично восточный костюм и не учитывающие современ­ные требования к крою, пропорциям и желанию женщины выглядеть хотя бы чуть-чуть привлекательной. Показ завершился коллекцией «Валенки» Вячеслава Зайцева (единственного известного модельера из всех, чьи работы были представлены) 2009 года, что окончательно убедило всех присутствующих в неактуальности дефиле. Конечно, мода часто обращается к прошлому и хорошие вещи носятся долго, но демонстрация на «модном» показе старых коллекций — это не совсем корректно. Или по крайней мере слово «мода» стоило бы исклю­чить из названия, ведь настоящая мода — это умелое сочетание свежих идей, таланта и — не всегда — традиций. Русская мода все еще далека от мировых стандартов, а такая «православная» мода находится еще очень далеко и от русской. После показа прот. Всеволод подчеркнул, что не стоит связывать православную одежду только с национальной, однако его высказывание утонуло в хоре голосов других организато­ров, говоривших об обратном.

Единственным нравственным идеалом, выраженным в продемон­стрированной одежде, была любовь к Родине. Этого явно недостаточ­но, чтобы говорить о том, что существует православная мода. И тем более этого недостаточно для того, чтобы такая одежда кому-то по­нравилась.

Диалог, состоявшийся после показа, и изначально заявленный как острая дискуссия, был весьма вялым — гостей уже клонило ко сну, вре­менной регламент был почти исчерпан, и для обсуждения возможно­сти не осталось. Фактически, дискуссия была сведена к нескольким во­просам Дмитрия Диброва о Церкви, а также к восторженным отзывам организаторов о самих себе. Апофеозом абсурда стало предложение со стороны особо благочестивых граждан открыть бутик православной одежды. Это и в самом деле нелепо: сначала продемонстрировать весьма сомнительные наряды, приправить их музыкой в лучших пост­советских традициях, а затем предложить Церкви на этом заработать. Дискуссия завершилась, но вопросы о том, есть ли место вопросам веры и нравственности во внешнем виде, и если есть, то кто их должен ре­шать, остались открытыми.

Внешний вид — это прежде всего отражение внутреннего содержа­ния человека, его культуры. Сейчас в нашем государстве каждый чело­век сам решает, как ему одеваться, и этого уже не изменишь. Одежда и мода не могут быть православными или неправославными — только сам человек, который покупает эту одежду, будет соотносить отдель­ные вещи со своей верой и своими понятиями о нравственности. Это внутренний выбор, который никто не может судить.

Одежда — это настоящее поле для творческого развития человека, и при должном уровне профессионализма она может быть диалогом на любую тему, в том числе и на тему нравственного выбора и веры. Доказательство тому — великие дома мода, создающие коллекции прет-а-порте даже на тему memento mori. Увы, но прошедший показ больше напомнил худшие образцы постсоветской школы с ее вечны­ми березками и кокошниками, к которым просто прибавили видео­ряд с иконами.

 

Примечание

1. О высказываниях прот. Всеволода Чаплина и дискуссии вокруг них см., напр., публикации портала «Православие и мир» (www.pravmir.ru/chaplin-feministki/, www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-pr-5/), а также других СМИ.



Другие статьи автора: Ким Екатерина

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба