Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Клэр Хьоз (Clair Hughes) — окончила Институт Курто (Лондон), преподавала историю искусства и английскую литературу в Великобритании и Японии. В настоящее время исследует роль одежды в романах. Автор книги и ряда статей о Генри Джеймсе, а также монографии об одежде в романах XVIII—XIX веков (Dressed in Fiction 2005).
«Прежде мне за всю жизнь не случалось видеть столько дурацких шляп», — заявил герцог Веллингтон, познакомившись с новым парламентом, избранным после принятия реформы 1832 года. Этот, без сомнения, презрительный комментарий относился к моральным и интеллектуальным недостаткам, присущим вновь избранным парламентариям; однако, будучи человеком весьма требовательным ко всему, что касалось одежды, герцог одновременно выразил в нем и свое отношение к сомнительному качеству и безвкусному стилю головных уборов депутатов палаты общин. Мы же, являясь стороной незаинтересованной, можем взглянуть под несколько иным углом на это сборище щеголей давно ушедшей эпохи и на те предметы, которые украшали их головы.
Касторовые шляпы — действительно скверные шляпы, но такой оценки заслуживают не только они. Я намерена рассмотреть в исторической перспективе два вида шляп: мужские касторовые шляпы, которые на протяжении трех веков являлись символом высокого общественного статуса и респектабельности, и женские шляпки, а точнее огромные сооружения из страусовых перьев, которые раскачивались над головами светских дам в конце XIX столетия. Историю и тех и других вполне обоснованно можно назвать кровавой.
Взглянем на две картины XVIII века — портрет супругов Колтман кисти Джозефа Райта и написанный Джошуа Рейнолдсом портрет лорда Белломонта. Шляпы выглядят вполне невинно: и та и другая белые, сделаны из бобрового фетра и украшены перьями страуса. Головной убор миссис Колтман — это кокетливая стилизация мужской шляпы для верховой езды; головной убор лорда Белломонта — это статусная вещь, призванная подчеркнуть исключительность его положения.
Шляпа, которую мы видим на картине Пьера Прюдона, написанной в начале XIX века, — это самая простая модель касторовой шляпы. По сути, это точно такая же шляпа, какие носили во времена Тюдоров, с той лишь разницей, что тогда ее могли бы украсить какой-то драгоценной безделушкой или пером и добавить отделку из серебристого или золотистого кружева. На протяжении XVII века поля шляп становились все шире, тульи — все ниже, а украшавшие их плюмажи — все экстравагантнее; однако уже в следующем столетии перья начали выходить из моды, а поля шляп стали загибать спереди, по бокам или сзади. Так появились новые фасоны — треуголка и двууголка. Во времена Великой Французской революции носить причудливые головные уборы было крайне небезопасно, поэтому французы позаимствовали простой «деревенский» фасон касторовой шляпы, весьма популярный в конце XVIII века в Британии. Он подразумевал отсутствие каких-либо декоративных излишеств, которые могли бы ассоциироваться со старым режимом; и именно такую шляпу мы видим на картине Прюдона. Изменения, затронувшие головные уборы в XIX веке, были простыми и незначительными; и в военной форме, и в официальном костюме сохранялись фасоны прежних времен.
Шляпы из бобрового фетра заведомо представляли угрозу для тех, кто их изготавливал. Особенности производственного процесса на этапе придания будущим шляпам их формы были таковы, что работникам шляпных мастерских приходилось регулярно дышать парами ртути, а это приводило не только к обычным недомоганиям, но зачастую и к помутнению рассудка. Самым известным намеком на эту неприятную особенность ремесла — пускай и преподнесенным в комической форме — стал образ Безумного Шляпника из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Однако мне хотелось бы охватить хотя бы беглым взглядом те бедствия, которые сопровождали касторовую шляпу на протяжении всей ее истории, то есть еще в докэрролловские времена, сперва в Европе, а затем и на территории Северной Америки. Своей популярностью этот головной убор обязан испанцам и голландцам, которым он полюбился в начале XVI века (хотя есть и более ранние упоминания о таких шляпах). Шкурки бобра добывали на территориях России и Скандинавии, обрабатывали в России, а затем экспортировали в Европу через Амстердам. Русские владели секретом мастерства, благодаря которому им удавалось отделить мягкий подшерсток, который шел на шляпный фетр, от жесткого остевого волоса. Головной убор был одним из тех элементов костюма, который недвусмысленно указывал на положение человека в социальной иерархии или на его принадлежность к той или иной религиозной конфессии. Шляпа из бобрового фетра была дорогостоящим символом статуса — насколько велика была его важность, легко понять, ознакомившись с историей мужского портрета от начала XVI века и далее. Согласно автору официальной истории Hudson's Bay Company («Компании Гудзонова залива») Эдвину Эрнсту Ричу, мех бобра, предназначенный для производства шляп, оставался наиболее востребованным и ценным товаром из всех, что поставлялись в Европу, с момента, когда была основана эта компания, и вплоть до конца XVIII века.
На изготовление одной шляпы высшего качества уходило десять бобровых шкур. Даже сегодня стоимость фетровой ковбойской шляпы определяется тем, каков в ней процент шерсти бобра. Начиная примерно с 1600 года, для того чтобы удовлетворить социальные амбиции имущего класса, требовалось несметное количество бобровых шкур, вследствие чего популяция бобров в Европе оказалась под угрозой полного уничтожения. К счастью французских, голландских и британских колонистов (и к несчастью американских бобров) освобожденный от испанского владычества Новый Свет стал практически неисчерпаемым источником пушнины. Под контролем французов оказались прибрежные районы вдоль реки Святого Лаврентия в Квебеке, а в распоряжении голландцев — Гудзон, протекавший через Новый Амстердам.
В 1630-х годах англичане вытеснили голландцев с восточного берега реки и таким образом обеспечили себе регулярный доход от продажи более 500 тонн бобровых шкур в год, что сделало их равноправными конкурентами французов.
Целью англичан было предложить некую альтернативу торговле, ведущейся через Балтийское море, и бобровые шкуры оказались именно тем товаром, который было проще всего без потерь транспортировать из Северной Америки в Европу. В одном из редких лирических отступлений Рич писал: «Обладание мехами сулило такое богатство, что мысль о нем могла в любой момент захватить воображение человека и породить в нем видение Фортуны, изливающей свои милости нескончаемым потоком, ведь поиском такого счастья были заняты умы столь многих людей в середине XVII века» (Rich 1957:13). Шкурки бобров составляли основу благополучия франко-канадских колоний. Приобретая в рассрочку земельные участки, отцы-основатели вносили ежегодную плату за них в том числе и этим мехом; также они делали ставку на бобра как на основной товар, который можно поставлять в Британию, извлекая при этом немалую выгоду.
Эта оживленная духом конкуренции торговля, обеспечивая спрос на шляпы, которые должны были не просто защищать головы своих владельцев, но также служить для них знаком социального отличия, затрагивала интересы не только европейских политиков, но и коренных жителей Америки, занимавшихся промыслом пушного зверя. Колонисты и торговцы были заинтересованы в том, чтобы представители местных племен охотились и были сговорчивыми, когда речь заходила о цене на добытый ими мех. Продвигаясь в погоне за бобрами все дальше на запад, англичане и французы стремились стравить между собой разные индейские племена. В результате те из них, которые были вовлечены в эту торговую гонку первыми, очень скоро остались где-то в кильватере. В битвах за новые охотничьи угодья и право торговать с колонистами представители разных племен уничтожали друг друга так же безжалостно, как и самих бобров. Так, численность племени абенаки, которая в 1600 году составляла 10 тысяч человек, всего за десять лет сократилась до 3 тысяч. А вооруженные британцами ирокезы практически полностью уничтожили гуронов, поддержку которым оказывали французы. Торговля мехом бобра вовсе не была невинным занятием, однако произведенные из него шляпы не выглядели от этого менее привлекательно. Пушной промысел изменил местную экологию и социальное устройство, прежде существовавшее в племенах: поскольку занятые охотой и заключением сделок мужчины подолгу — зачастую по несколько лет — не возвращались к местам постоянной стоянки, выслеживая и отлавливая зверя по всей стране, и сами поселения, и сложившийся в них общественный уклад, и сельское хозяйство постепенно приходили в упадок. Охота на оленей, рыбалка и земледелие были практически заброшены, что подорвало основы традиционного рациона индейцев. Примерно к 1650 году коренные американские племена уже почти полностью зависели от пушного промысла, который позволял им приобретать у европейцев оружие, орудия труда, пищу, одежду и спиртные напитки.
К началу XVIII века Великобритания, при посредстве Hudson's Bay Company, контролировала почти все пути, соединявшие Америку с Европой. В 1763 году Франция уступила Британии канадские территории, однако триумф британских поставщиков пушнины был очень недолгим. После признания независимости Соединенных Штатов американцы смогли составить конкуренцию Hudson's Bay Company, и уже в самом начале XIX столетия «Американская меховая компания» под руководством Джона Джейкоба Астора (которого до сих пор принято считать одним из богатейших людей за всю историю человечества) заняла доминирующее положение в данной отрасли торговли. В 1830-х годах, когда касторовую шляпу затмил шелковый цилиндр, обладавший изумительным деловым чутьем и прозорливостью Астор круто изменил направление своей деятельности и посвятил себя торговле недвижимостью на Манхэттене, благодаря чему еще больше упрочил свое финансовое положение и, как мне кажется, изрядно осчастливил немногих сохранившихся в Америке бобров. Конечно, я называю далеко не все проблемы Северной Америки, источником которых стала охота. Но мне было важно показать, что жестокие, часто вооруженные конфликты, физическое уничтожение и вымирание целых племен, упадок их социальных институтов и культурных традиций, утрата традиционных мест проживания — цена, заплаченная за достижение единственной цели — извлечь как можно больше прибыли из торговли шкурками одного небольшого пушного зверька.
На первый взгляд, понятие «жестокость» ассоциируется с женскими шляпами в гораздо меньшей степени: чтобы снять шкуру с бобра, его нужно убить — чтобы заполучить несколько страусовых перьев, такие жертвы совсем не обязательны. Однако страус не станет смирно стоять, ожидая, пока вы его ощиплете, — это большая и сильная птица, которая к тому же очень быстро бегает. До 1863 года, когда страусов начали разводить на южноафриканских фермах, знаменитый берберийский плюмаж был охотничьим трофеем, добытым на юге или на севере Африки. Ослепительная красота и невозможность создать качественную подделку определяли высокую стоимость страусовых перьев, и они всегда украшали головы тех, кто хотел быть заметным в толпе; фараоны и монархи, вожди и царедворцы, актеры и другие разного рода публичные персоны были весьма склонны к такому декору. Однако масштабы производства аксессуаров из перьев страуса существенно изменились, когда эту птицу научились разводить в домашних условиях. И если в 1860 году в Южной Африке вряд ли можно было найти хотя бы одного одомашненного страуса, то в 1913 году — то есть накануне тотального краха «перьевого бизнеса» — таких птиц было около 800 тысяч. Повлияло ли увеличение промышленной добычи перьев на дальнейшее развитие моды или, напротив, мода на экстравагантные шляпы стимулировала развитие этой отрасли сельского хозяйства? Этот вопрос «о страусе и шляпе» подобен вопросу о курице и яйце. Вот что писала Сара Штейн в своей книге «Перья»: «...с 1880-х годов и вплоть до начала Первой мировой войны перья страуса обоснованно считались весьма ходовым и востребованным товаром, поскольку были неотъемлемой модной деталью по обе стороны континента». Модные обозреватели тех времен давали такие советы: «чтобы выглядеть модно этой зимой, вы должны быть в перьях»; «хорошо одетая женщина должна быть пушистой, как нахохлившаяся птичка». И если раньше страусовые перья были частью придворных церемоний, то с этого момента они стали всего лишь иконой современного роскошного стиля. Сара Штейн уверена, что «перья страуса обладают какой-то особой магнетической притягательностью». Всегда желанные, украшения из перьев теперь не выходили из моды круглый год. Считалось, что они подходят женщинам любого возраста; а с относительным удешевлением их популярность смогла преодолеть и классовые границы. Нежно колышущиеся и мерцающие, эти перья самим своим видом вызывали в душе ощущение свободы и легкости — даже когда громоздились на огромных шляпах, характерных для моды belle epoque. В те времена на них вполне можно было сколотить состояние; к примеру, только в 1912 году доход от экспорта страусовых перьев из южных провинций Африки составил 2,6 миллиона фунтов стерлингов.
Производство и торговля в период бума, который пришелся на 1880— 1914 годы, опирались на разветвленную глобальную сеть банков, аукционных домов, фирм, осуществляющих оптовую и розничную продажу, и мастерских, где перья превращались в модные аксессуары; и почти 100 % занятых в этом бизнесе людей — от финансистов до простых рабочих — были евреями. По мнению Сары Штейн, это объясняется тем, что у них уже были опыт и навыки в торговле схожими товарами (текстилем и ювелирными украшениями), а также многочисленные контакты с еврейскими диаспорами во всем англоговорящем мире и в странах Восточной Европы и Средиземноморья и умение вести деловые переговоры. К тому же (и здесь разворачивающаяся перед нами картина становится уже более мрачной) в конце XIX века в США и Европе появилось множество остро нуждающихся в работе иммигранток — женщин и девушек из еврейских семей, вынужденно покинувших Россию, которые, как правило, они прекрасно умели шить.
Чтобы ощипать птицу, нужно затратить немало физических сил; однако самый грязный и опасный этап работы — это сортировка и предпродажная обработка перьев. Этим занимались женщины и дети, работавшие в тесных, плохо проветриваемых помещениях, где, согласно отчету, составленному после одной из санитарных проверок в 1914 году, «воздух насыщен пылью и частицами перьев, которые оседают в горле и легких рабочих, многократно увеличивая риск заболевания туберкулезом» (Stein 2008: 44). Сара Штейн приводит данные, отражающие уровень смертности среди рабочих на предприятиях, связанных с обработкой перьев: в южных провинциях Африки — 13,3 на 1000, тогда как в Европе — в среднем 1,3. Однако в Лондоне и Нью-Йорке потогонная система процветала как нигде в мире.
После промывки и просушивания стержневую часть каждого пера зачищали вручную — обычно это делали женщины при помощи кусков стекла, затем несколько перьев сшивали вместе — так создавались роскошные эгреты и плюмажи для шляп. В лондонских мастерских вопреки положениям трудового законодательства дети трудились до поздней ночи, а женщинам приходилось брать работу еще и на дом. В Нью-Йорке один инспектор департамента здравоохранения заметил, что территории, прилегающие к фабрикам, где производят обработку перьев, «полны отходов производства, частицы перьев парят в воздухе, ими усыпаны все лестничные пролеты» (Ibid.: 118). Крошечные ворсинки, которые опадали с перьев во время обработки, оседали в дыхательных путях. Во время обследования, проведенного в Нью-Йорке в 1913 году, у 94 % рабочих, имевших дело со страусовыми перьями, был обнаружен ринит и у 84 % — фарингит. Итак, на одном конце торгово-промышленной цепочки стояли те, кто делал на страусовых перьях огромные деньги, а на другом — люди, которым приходилось трудиться до седьмого пота, получая за это ничтожное жалованье, не обеспечивающее даже прожиточного минимума, не защищенные законами и постоянно подвергавшиеся риску заболеть или лишиться работы. Как писал в 1900 году некий журналист, «эти божественно прекрасные перья впитали в себя слезы и вздохи, в них притаились тени загубленных душ... рабочих, чья кровь и жизненные соки были выжаты по капле и рассеяны, чтобы придать изделиям разнообразные оттенки» (Ibid.: 116).
Но вот наступил 1914 год, и дело, которое до сих пор казалось столь успешным, с грохотом провалилось (если только слово «грохот» можно назвать подходящим, когда речь идет о перьях). Этому было сразу несколько причин. Украшения из страусовых перьев служили одним из социальных и модных индикаторов. Но самая существенная характеристика моды — это ее изменчивость. В начале XX века объемы женских шляп стали воистину фантастическими — увеличиваться и дальше было уже невозможно, поэтому все, что им оставалось, — это уменьшиться. Кроме того, начало войны сделало неуместной любую роскошь. Однако еще более значимым фактором стало принятие законов (сначала в Америке, а затем в Великобритании), направленных на защиту птиц, которых приносят в жертву «убийственной моде на дамские шляпки» (Cunnington 1948: 62). Конечно, воротилы индустрии тут же указали на то, что их товар родом вовсе не из дикой природы и, лишаясь перьев, ни одна птица серьезно не страдает. Однако из двух зол принято выбирать меньшее — в конце концов, какая модница станет долго разбираться, кому принадлежали перья, которыми украшена приглянувшаяся ей шляпка: для нее нет особой разницы между колибри, цаплей, райской птицей и страусом, который, возможно, и впрямь благоденствует на какой-нибудь южноафриканской ферме. На использование любых перьев было наложено табу — бизнес рухнул, фермы были разорены, а одомашненные страусы — вот уж злая ирония! — были отстреляны или брошены на произвол судьбы.
Меня весьма интересует тема костюма в литературе. Пожалуй, я не припомню книги, где она была бы связана с трагедией в мире дикой природы, зато о печальных буднях модисток написано немало, например в «Обители радости» Эдит Уортон мы читаем о том, как Лили Барт работает в своей душной мастерской.
Несмотря ни на что, рынку сбыта бобровых шкур и страусовых перьев еще далеко до окончательного исчезновения, хотя в наше время он уже не играет столь важной роли и не приносит такой невероятной прибыли. Дорогие касторовые шляпы по-прежнему продолжают производить, а перья страуса сегодня используют не только как материал для изготовления боа и украшения шляп, которые светские дамы надевают, отправляясь на скачки в Эскоте, но даже (какое унижение!) в качестве метелок для смахивания пыли. Как-то раз — в минуту глубокой задумчивости — Джон Гальяно заметил, что шляпы являются барометром своей эпохи. Так, для герцога Веллингтона дурацкие шляпы были знаком, указывающим, что наступили скверные времена. По словам Сары Штейн, украшения из перьев (а мы добавим, как и сами шляпы) «куда менее эфемерная, легкомысленная или малозначимая в культурном плане деталь, чем это кажется на первый взгляд» (Stein 2008:153). В современном мире шляпы утратили ту культурологическую значимость, которой обладали прежде, превратившись для одних из нас в респектабельную точку над «i», для других — в соблазнительную вишенку на торте, а для большинства — просто в элегантный финальный штрих, придающий облику законченный вид. Тем не менее в некоторых религиозных и социальных институтах головные уборы все еще играют важную роль, оставаясь символом определенных культурных традиций. И если мы сумеем пройти по следу шляпного производства — через разные страны, в которых господствуют различные культурные традиции, — по пути записывая забытые истории и проливая свет на темные моменты, у нас появится прекрасная возможность сравнить материальные затраты человека с той ценой, которую приходится платить миру животных за то, что мы называем красотой.
Перевод с английского Екатерины Демидовой
Литература
Cunnington 1948— Cunnington C.W. The Perfect Lady. London: Max Par- rish & Co, 1948.
Rich 1957— Rich E.E. The Hudson's Bay Company. London: The Hudson's Bay Record Society, 1957.
Stein 2008— Stein S.A. Plumes: Ostrich Feathers, Jews, and a Lost World of Global Commerce. New Haven: Yale University Press, 2008.