Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Паскаль Ори (Pascal Ory) — французский историк, автор книг по истории культуры и политики, истории фашизма. Профессор университета Пантеон- Сорбонна (Париж I), президент Общества развития культурной истории (ADHC).
Финальная глава из книги «Французская гастрономическая литература с рождения до наших дней» (Le Discours gastronomique frangais des origines a nos jours. Paris: Gallimard, 1998), на русском языке публикуется впервые.
1968 год — дата для истории французской культуры важнейшая в самых разных отношениях. Применительно к нашей теме этот год ознаменовался выходом третьего тома «Мифологик» Клода Леви-Стросса, посвященного «Происхождению застольных обычаев»; первый том того же сочинения, озаглавленный «Сырое и приготовленное», вышел четырьмя годами раньше. Разумеется, это всего лишь совпадение, и Леви-Стросс не несет за случившееся никакой ответственности, однако именно в это время начался процесс признания и возвеличивания французской гастрономической литературы интеллектуалами. При виде успеха «новой кухни»1 французская интеллигенция начала пересматривать свое отношение к вопросам, которые до того считала чересчур плебейскими.
Реабилитация обыденного
В пятидесятые годы, когда Ролан Барт — сверхчувствительный барометр, отражавший все колебания в мнениях интеллектуальной среды, — сочинял «Мифологии», еду он рассматривал редко и лишь сквозь
призму иронической семиологии; впрочем, его не чуждая марксизму критика «орнаментальной кухни» уже предвещает гусарские налеты семидесятых:
В журнале «Элль» (это настоящая сокровищница мифов) почти каждую неделю печатается красивая цветная фотография какого-нибудь готового блюда: подрумяненная куропатка, нашпигованная вишнями, розоватое куриное заливное, креветки, запеченные в тесте и покрывающие его своими красными панцирями, шарлотка с кремом, украшенная узором из цукатов, разноцветные генуэзские пирожные и т.д.
В подобной кулинарии основной субстанциальной категорией является гладкая пелена. Поверхность кушанья всячески стараются сделать зеркальной и округлой, прикрыв пищевой продукт сплошным слоем соуса, крема, топленого жира или желе. Причина в том, что назначение всякого покрытия визуальное, тогда как кулинария журнала «Элль» — чисто зрительная, а зрение есть чувство изысканное. Действительно, в этой непременной лессировке блюд есть что-то вычурное. «Элль» — изысканный журнал, по крайней мере такова его легенда; его роль состоит в том, чтобы являть своей массовой, народной (о чем говорят данные опросов) читательской аудитории грезу о шикарной жизни; отсюда и берет происхождение его кулинария покрытий и алиби, постоянно стремящаяся затушевать или даже вовсе преобразить исходное пищевое сырье — грубую телесность мяса или резкие формы рачков. Блюда крестьянской кухни допускаются здесь лишь в порядке исключения (старая добрая семейная похлебка), как прихоть пресыщенных горожан, играющих в деревенский быт.
Но еще важнее, что гладким покрытием подготавливается и поддерживается одно из главных качеств изысканной кухни — орнаментальность. Гладкая лессировка из «Элль» создает фон для буйной фантазии украшательства: тут и резные прожилки грибов, и пунктиры вишен, и ажурные лимонные дольки, и ломтики трюфелей, и серебристые пастилки, и арабески цукатов, — а исчезающее под ними покрытие (которое я оттого и назвал «осадочной породой», что сам продукт — это некие подземные залежи) становится как бы страницей, на которой читается вся эта кулинария в стиле рококо (излюбленный цвет — розоватый).
Орнаментализация идет двумя противоположными путями, которые, как мы увидим, диалектически примиряются. С одной стороны, это стремление уйти от природы в область бредово-прихотливой фантазии (нашпиговать лимон креветками, сделать цыпленка розовым, подать к столу разогретые грейпфруты), а с другой стороны, попытки вернуться к природе с помощью грубых подделок (покрыть рождественский торт грибами из безе и листьями остролиста, залить креветок белым соусом так, чтобы выступали одни головы). Кстати, то же стремление прослеживается и в изготовлении мелкобуржуазных безделушек (пепельницы в форме конского седла, зажигалки в форме сигарет, глиняные чашки в форме зайцев).
(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)