Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011

Эдвард Биддалф
«Бонд не был гурманом» Археология диеты Джеймса Бонда

Эдвард Биддалф (Edward Biddulph) — специалист по творчеству Яна Флеминга, исследователь романов и кинофильмов о Джеймсе Бонде. Автор книги «Лицензия на готовку» (Licence to cook, 2010) и ряда статей о рационе Бонда. Ведет блог jamesbondmemes.blogspot.com.

Впервые опубликовано в журнале Food, Culture and Society. 2009. No. 12. Pp. 131-149

 

Знакомство с рационом агента 007

Еда является такой же неотъемлемой составляющей книг об агенте 007, как путешествия, шампанское и коктейли, красивые женщины, злодеи и потасовки. Блюда, о которых Ян Флеминг рассказывал своим первым читателям в 1950-е годы, были доступны немногим. В то вре­мя Англия еще не оправилась от затяжного экономического кризиса; в стране действовала карточная система распределения продуктов. Авокадо считалось экзотической пищей, а о карамболе никто даже не слышал; лобстеры продавались в виде консервов, а ребрышки молодого барашка зажаривались до хруста и обильно поливались соусом. Рацион Бонда, подобно его возлюбленным, был недосягаем для обыч­ного человека, а названия некоторых блюд звучали не менее подозрительно, чем имена злодеев. Впрочем, Флеминг отнюдь не собирался оскорблять чувства читателей описанием недоступных им кулинар­ных изысков; напротив, он в каком-то смысле поступал как истинный патриот. Экономическое положение Европы было плачевным, Им­перия потерпела крах, Америка завоевывала лидирующие позиции, миру угрожала советская экспансия. В этих условиях образ Джеймса Бонда, полномочного представителя британской нации, способствовал созданию прекрасного мифа, в котором Англия по-прежнему играла ведущую роль на мировой арене.

В этом вымышленном мире Британия ничем не уступала Соединен­ным Штатам, а продукты питания были доступны всем в неограничен­ном количестве. Во всяком случае, именно так обстояли дела в ранних романах Яна Флеминга. Впоследствии уверенность Бонда в прочности экономического и политического положения своей страны несколько слабеет: недаром в романе «Жизнь дается лишь дважды» он, говоря о достижениях Британии, упоминает лишь о покорении Эвереста (выход­цем из Новой Зеландии) и о многочисленных нобелевских лауреатах- англичанах (ЖДЛД, 8)1. Однако в первом романе Флеминга, «Казино „Руаяль"» (1953), здравый взгляд на реальность практически отсутствует. Флеминг предпочел пренебречь существованием карточной системы как ненужным элементом прозаической повседневности. Впрочем, следует признать, что его собственный образ жизни от нее практически не зависел. Еще до того как карточная система была полностью отменена 3 июля 1954 года (яйца появились в свободной продаже с 1953 года), Флеминг вернулся с Ямайки и отправился в путешествие по Европе, наслаждаясь «изысками кулинарного искусства» и «разнообразием меню» (Amory 1985:137). Если описания экзотических стран и городов, в которые судьба заносит Бонда, позволяли читателю, устроившемуся в мягком кресле, пережить опыт дальних странствий, то упоминание различных блюд и сортов вин превращало его — во всяком случае на лексическом уровне — в гурмана и знатока мировой кухни. Сегодня, когда дешевые авиабилеты и 24-часовые выпуски новостей значительно сократили расстояния между странами и континентами, рацион Бонда выглядит ничем не примечательным, а то и попросту старомодным. В супермаркетах всегда можно купить бифштексы, спаржу или копченую семгу; лобстеры, конечно, по-прежнему дороговаты — но и они заняли прочное место на прилавках торговцев рыбой. Вкусы Бонда представляют собой прообраз будущих гастрономических трендов. Карри, суши, диетические продукты, континентальный завтрак, экзотические фрукты — все продукты, которые постоянно поглощает агент 007, в наши дни исключительно популярны. В этом отношении исследование рациона Бонда несколько запоздало. Но несмотря на существование блестящей работы Генри Чанселлора (Chancellor 2005: 86—95), проблема далеко не исчерпана. По кинофильмам мы хорошо знаем, какие напитки предпочитает Бонд, но его меню, как правило, мало занимает сценаристов.

Бонд и коктейль «Мартини с водкой» — практически синонимы. Агент 007 — непревзойденный знаток сортов шампанского и бренди. Алкогольные предпочтения Бонда составляют элемент массовой культуры, не ограничивающейся кинематографом. В каждой книге или журнальной статье, посвященной приготовлению коктейлей, обя­зательно содержится упоминание об излюбленных напитках агента 007, а выражение «взболтать, но не смешивать» (shaken, not stirred) получило хождение далеко за пределами мира, созданного воображением Флеминга. Что касается рациона Бонда, то он, напротив, по большей части является феноменом исключительно литературной реальности. Впрочем, первые киноленты об агенте 007 представляют в этом смысле некоторый интерес. В картине «Из России с любовью» (1963), в полном соответствии с романом, Бонд в Турции заказывает на завтрак финики и простоквашу. Суп из моллюсков — любимое блюдо героя и в романе «Операция „Гром"», и в снятом по его мотивам фильме. В книге Фле­минга и в кинофильме «Живи, пусть умирают другие» (1973) Бонд заказывает себе ямайский завтрак. Но это всё, что в гастрономическом отношении объединяет кинематографического и литературного персонажей. В фильме «Казино „Руаяль"» (2006) мы видим Бонда за обеденным столом, однако вместо турнедо (tournedos) с кровью, упомянутых в романе, он просит официанта принести шашлык из баранины. Зрителям малоинтересна страсть героя к яичнице-болтунье и лангустам — они ценят его не за это. В большинстве кинокартин рацион Бонда сводится к икре — образу, символизирующему, а в каком- то смысле и пародирующему ту роскошь, в которой купается шпион Ее Величества.

Есть своеобразная ирония в том, что, несмотря на частое упомина­ние о трапезах агента 007, его собственные кулинарные способности, по-видимому, весьма сомнительны. Большая часть потребляемых им блюд приготовлена другими людьми, будь то шотландка-экономка Мэй, сотрудники отеля или ресторана или прекрасные спутницы Бон­да. Впрочем, встречаются и исключения. Сидя в одиночестве в служеб­ной столовой в лондонской штаб-квартире, Бонд съедает «большую порцию салата ассорти, обильно политого горчичным соусом» (М, 3). Вряд ли даже Бонду позволено здесь свободно хозяйничать на кухне — по-видимому, он использует обычно выставляемые на стол специи и с их помощью готовит для себя некое подобие классической француз­ской приправы. Отсиживаясь на конспиративной квартире в Запад­ном Берлине в ожидании прибытия агента номер 272 из Восточного Берлина, он готовит себе большую яичницу-болтунью с беконом и по­едает ее, водрузив на намазанный маслом тост (О, рассказ «Искры из глаз» (The Living Daylights)). Иногда Бонд сам придумывает блюда: в романе «Агент 007 в Нью-Йорке» упоминается о том, как он обучил обслуживающий персонал нью-йоркского ресторана готовить яични­цу по оригинальному рецепту. И все же соуса и яичницы недостаточ­но для того, чтобы считаться гурманом. Кроме того, внимательный чи­татель легко может заметить, что знания Бонда в области кулинарии весьма ограничены; более того, он зачастую вынужден полагаться на коллег и даже противников, подсказывающих ему, какие блюда нуж­но заказывать и как их правильно готовить.

 

(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)



Другие статьи автора: Биддалф Эдвард

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба