Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Наталия Лебина - д-р ист. наук, профессор, научный консультант СЗ НИИ «Наследие» МК РФ. Автор книг: «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-1930-е годы» (1999), «Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия» (2003), «Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки» (2006, 2008), «Петербург советский: „новый человек" в старом пространстве» (2010) и др.
1950-е — начало 1960-х годов в российской истории — период многочисленных, в большинстве случаев сумбурных, хрущевских реформ, сверхзадачей которых являлось построение коммунизма. Осуществлению этой глобальной идеи должен был способствовать процесс десталинизации. Последний термин чаще всего используется для описания комплекса политических мер по развенчанию культа личности И.В. Сталина2. На самом деле перемены в советском обществе, начавшиеся практически сразу после смерти «отца всех народов», затрагивали и социально-бытовую сферу. Сформировавшийся в конце 1930-х годов, реанимированный и приобретший имперские формы в конце 1940-х — начале 1950-х годов сталинский бытовой гламур стал помехой не только для нормального экономического и политического развития страны. Он тормозил процесс модернизации культурно- бытового пространства, элементы которой явно прослеживаются в советской повседневности 1920-х — начала 1930-х годов3.
Комплекс реформ Н.С. Хрущева был во многом направлен на смену основных парадигм сталинской повседневности. Об этом свидетельствует жилищная политика, связанная с переходом к так называемому поквартирному расселению, что в конечном итоге повлекло за собой расширение приватности в сфере быта. Активное внедрение достижений химии, в частности полимерных материалов, изменило многие повседневные практики (Лебина 2007; Лебина 2008). В конечном итоге под воздействием реформирования бытовой сферы, по мнению власти, должна была модернизироваться и сама тоталитарная телесность, каноны которой предлагались изобразительным искусством сталинского времени. Не последняя роль в этом процессе отводилась новым практикам культуры еды, появление которых, как пишет, в частности, И.В. Со- хань, неизбежно «в ситуации масштабных социально-экономических изменений, либо насильственной реконструкции в соответствии с идеологическим целеполаганием» (Сохань 2010: 63).
Меню для девушки с веслом
В первые годы существования советского государства большевистский дискурс в сфере питания имел выраженную антибуржуазную направленность. Это соответствовало преобладавшему в складывающейся пролетарской культуре и характерному для крестьянской традиции восприятию пищи как сугубо насыщающей. Большевики культивировали значимость вкуса как своеобразного индикатора противостояния классов. Знаковый смысл для характеристики раннебольшевистских ориентиров в области питания носят строки: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
Отрицание буржуазной культуры наиболее радикально настроенной частью большевистской верхушки, без сомнения, порождало отрицание и «буржуазного вкуса» в еде. В первую очередь это относилось к ритуалистике питания. П. Бурдье подчеркивал: «Способ подавать и есть пищу, расположение блюд и приборов... цензура всех телесных проявлений удовольствия от еды (таких, как шум или спешка) и, наконец, требование рафинированности самих кушаний... — это всецелое подчинение стилизации сдвигает акцент с субстанции и функции на форму и манеру, отрицая тем самым грубость и материалистичность акта еды и съедаемых вещей, что равноценно отрицанию фундаментальной материалистической вульгарности тех, кому доставляет удовольствие простое наполнение себя пищей и напитками» (Bourdieu 1984: 196). Пролетариат должен был быть приверженцем того, что Бурдье называл «вкусом к необходимости». Неслучайно М.А. Булгаков вложил в уста Полиграфа Полиграфовича Шарикова следующие строки, произнесенные во время обеда в адрес доктора Борменталя и профессора Преображенского: «Вот все у вас, как на параде... салфетку — туда, галстук — сюда... а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме» (Юмор серьезных писателей 1990: 279).
Идея накормить всех голодных в условиях продовольственного кризиса, уже разразившегося накануне прихода большевиков к власти, была реализована с помощью примитивных форм общественного (коммунального) питания, организаторы которых не могли и не стремились решить вопрос вкусовых качеств еды, не говоря уже о наслаждении от нее4.
С введением нэпа система общепита в большевистской трактовке стала быстро сворачиваться. Являясь способом распределения, она не могла существовать в условиях возрождающихся товарно-денежных отношений. К июню 1921 г. количество коммунальных столовых с их жалким ассортиментом сократилось в шесть раз. А в конце октября 1921 года Наркомпрод позволил частникам развернуть свою сеть кафе, ресторанов, чайных и столовых. Число их стремительно росло5. Именно частные заведения общественного питания стали институтами, где сохранялись и развивались традиции отношения к еде как к некоему эстетическому удовольствию6.
В начале 1923 года власти решили создать организацию, способную конкурировать с частником в сфере общественного питания. Так появилось паевое кооперативное товарищество «Народное питание» (Нарпит), посредством которого большевикам казалось возможным даже в условиях нэпа проводить идею рационализации быта в целом и питания в частности. Цены в нарпитовских столовых были невысокими, но ассортимент блюд, качество их приготовление и система обслуживания отставляли желать лучшего7. Однако идеологические структуры настойчиво пытались превратить заведения системы Нарпита в полигоны революционализации питания и вкуса. Домашняя кухня считалась не только тормозом на пути построения нового общества, но и рассадником буржуазных ритуалов еды. Общественная столовая представлялась, как писали теоретики общепита в 1920-е годы, «наковальней, где будет выковываться и создаваться новый быт и советская общественность» (Кожаный 1924: 8). Теоретики общепита также полагали, что общие столовые смогут нивелировать последствия стесненности жизни в коммунальных квартирах8, став одновременно и культурными учреждениями, в которых рабочие и работницы будут разумно и полезно проводить свой досуг. Некоторые из этих теоретических посылок усилиями «Нарпита» в 1920-е годы удалось внедрить в жизнь, хотя плюрализм повседневности времен нэпа предоставлял обыкновенному человеку возможность выбора формы и места своего питания9. И все же система советского общепита стала вытеснять частные рестораны и кафе с городских улиц. К началу 1930-х годов в стране не осталось социальных институтов, которые заботились бы не только об обеспечении людей питанием, но и об эстетике его потребления.
Затяжной продовольственный кризис, совпавший с периодом первых «сталинских пятилеток» и во многом ими спровоцированный, способствовал развитию системы общественного питания. Власти по-прежнему говорили о ее огромной роли в переустройстве быта. Весной 1930 года был проведен смотр столовых, названный в прессе «решительным переходом в наступление на домашние индивидуальные формы питания» (Правда 1930). На самом же деле общепит, как в годы гражданской войны, превратился в механизм нормированного распределения, главной функцией которого стало элементарное насыщение пищей. Но в отличие от эпохи «военного коммунизма» в начале 1930-х годов властные структуры пытались сформировать определенные пищевкусовые ориентиры основной массы населения в условиях господства «вкуса к необходимости». В связи с нехваткой продуктов питания в системе общепита стали проводиться эксперименты по насильственному внедрению вегетарианской пищи и разного рода экзотических блюд10. Лозунги «Мясо — вредно» и «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу», которые каждый относительно культурный человек знает благодаря произведением И. Ильфа и В. Петрова, на самом деле не литературный вымысел, а исторические реалии11.
Одновременно в среде формирующейся сталинской элиты, которая обеспечивалась продуктами в закрытых распределителях и столовых, начали складываться явно буржуазные привычки питания (Осокина 1998: 110—114). В большинстве учреждений существовали закрытые столовые. Их меню напрямую зависело от норм пайкового снабжения конкретной социальной группы населения.
С отменой карточной системы началась перестройка общепита. О полной ликвидации домашней кухни во второй половине 1930-х годов вопрос уже не поднимался. Общественное питание становилось одной из витрин победившего сталинского социализма. Ранее закрытые столовые необходимо было превратить в открытые заведения. К концу 1930-х годов в крупных городах СССР появились кафе-автоматы, прозванные «американками». Открыли двери для обычных граждан рестораны, имевшие еще до революции блестящую репутацию, типа «Националя» в Москве и «Метрополя» в Ленинграде, были созданы заведения общепита, долгие годы составлявшие гордость советского кулинарного искусства, например кафе-магазин «Север» в городе на Неве. Еда во властном дискурсе стала представлять собой в значительной степени способ получения удовольствия. Это нашло яркое отражение в кулинарных книгах конца 1930-х годов.
В 1939 году после большого перерыва были изданы кулинарные рецепты знаменитой Елены Молоховец (Молоховец 1939). Этот факт носит, несомненно, знаковый характер. До сегодняшнего времени бытовало мнение, что со дня смерти Е.И. Молоховец и до 1991 года ее книги не переиздавались в СССР (Хартман 2000). На самом же деле власти сочли возможным в конце 1930-х годов довести до сведения советских людей знания о вполне буржуазных приемах приготовления и сервировки пищи. Более того, в том же 1939 году вышла в свет «Книга о вкусной и здоровой пище» под редакцией О.П. Молчанова, Д.И. Лобанова и М.О. Лившица — стопроцентный символ победившего сталинского социализма. Она являла собой смесь буржуазных представлений об эстетике еды с пролетарским стремлением к плотной тяжеловесной пище, что характеризовало властный дискурс в сфере питания и после Великой отечественной войны.
Сталинская эпоха навсегда будет ассоциироваться с мощными торсами «рабочего», «колхозницы», «девушки с веслом» и т.д. Их намеренно воспевали художники и скульпторы. Знаменитый живописец Илья Глазунов воспоминал, что даже в середине 1950-х годов в Ленинградской академии художеств дипломникам и студентам давали «темник» возможных сюжетов будущих картин. «„Темник", — по словам художника, — охватывал самые разные стороны жизни нашей страны, где были и такие, например, темы, как „Прибавил в весе". Имелся в виду человек, вернувшийся из санатория, который после отдыха, взвесившись на медицинских весах, обнаружил, что он прибавил в весе, к великой радости окружающих» (Глазунов 1996: 200).
Дородных красавиц и красавцев времен «сталинского изобилия», а также их пухлощеких детей необходимо было соответствующим образом кормить. В реальной жизни с едой всегда были проблемы. Но идеал власти в сфере питания оставался постоянным. Пища должна была быть высококалорийной и обильной. Этому учили и кулинарные книги 1940-х — начала 1950-х годов. После войны своеобразный «краткий курс кулинарии» — «Книга о вкусной и здоровой пище» — неоднократно переиздавался в сокращенном виде. Незадолго до смерти Сталина, в 1952 году, появилась полная послевоенная версия «Книги о вкусной и здоровой пище», изданная с учетом «последних достижений науки о питании и пищевой промышленности». Однако идейная направленность сочинения о том, как надлежит питаться в социалистическом обществе, не изменилась. Это издание являлось регулятором потребностей, предназначенным для воспитания одобренных властью вкусовых приоритетов (подробнее см.: Добренко 2009).
Авторы «Книги о вкусной и здоровой пище» уверяли, что «советская пищевая индустрия с каждым днем все в большей мере удовлетворяет непрерывно растущий спрос нашего народа на пищевой продукт» (Книга о вкусной и здоровой пище 1952:14). На самом деле сельское хозяйство страны — основа пищевой индустрии — к моменту смерти Сталина находилось в глубоком кризисе. И неудивительно, что новому руководству и прежде всего Хрущеву пришлось уже в сентябре 1953 года принимать определенные меры, которые могли бы стимулировать рост урожайности зерновых культур и количества продуктов животноводства. Известно, что с 1953 по 1956 год результативность сельскохозяйственного производства возросла на 75 %. Увеличился и объем продаж населению высококалорийных продуктов питания. В 1955 году в Ленинграде, например, покупали в два раза больше мяса, чем в 1950-м (Очерки истории Ленинграда 1966:121).
Внешнее «оформление» тяжеловесных достоинств советской гастрономии в первые годы после смерти Сталина оставалось прежним. Газеты активно рекламировали различные деликатесы и высококалорийные продукты питания12. Вполне в духе сталинского показного изобилия были и кулинарные книги первых лет хрущевских преобразований. Исчезли лишь цитаты из произведений Сталина. Неизменным остались и пафос, и политизированность текстов, роднивших их с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Издание «Кулинария», выпущенное в 1955 году теперь уже под редакцией одного М.О. Лившица, изобиловало такими пассажами: «исключительное обжорство правящих классов старой России», «иные баре для удовлетворения своих явно ненормальных вкусов...» и т.д. (Кулинария 1955: 33). Одновременно в книге можно было найти такие изысканные кушанья, каких не было в сталинском «кратком курсе по кулинарии». В большом количестве приводились рецепты блюд из рябчиков и ананасов13. Это была почти имперская роскошь, явно не соответствовавшая демократическим тенденциям в сфере питания, которые уже захватили западный мир.
Не домашняя, но домовая кухня
В начале XX столетия в европейской культуре начал постепенно формироваться новый подход к пище: стремление к удовольствию от ее поглощения, господствовавшее в буржуазных эстетико-бытовых представлениях, заменялось оценкой значимости продуктов для здоровья. Правда, первоначально валеологическое отношение к еде приобрело формы жесткого рационализма (Кириленко 2002: 114).
Бурный рост городского населения потребовал перехода от традиционных приемов приготовления пищи на индивидуальной домашней кухне к быстрому и хорошо отлаженному снабжению питанием. Это был отказ не только от крестьянско-пролетарских привычек в еде и соответствующих вкусовых приоритетов, но и от буржуазного гастрономического эстетизма (который позднее в советской стране приобрел черты имперско-сталинского гламура). Теряла свою значимость не только кухня домашняя, но и старая ресторанная. Наметился переход к серийному приготовлению пищи, что подразумевало упрощенность, быстроту, относительную дешевизну, стандартизацию. Так во всем мире стал формироваться рационалистический стиль еды, своеобразная предтеча валеологических взглядов на питание14. Особое развитие это явление получило в 1950-е годы в условиях научно-технической революции. Расширилось производство полуфабрикатов и концентратов, во всех западных странах появились супермаркеты, нацеленные на продажу фасованной продукции, и заведения быстрого питания, что неминуемо сказалось на вкусовых приоритетах основной массы населения.
Ликвидация «железного занавеса», расширение импорта и внедрение в быт элементов механизации и автоматизации, характерные для жизни послесталинского советского общества, не могли не содействовать развитию новых форм торговли продуктами питания и новых видов заведений общепита в СССР, что в конечном итоге способствовало формированию и новых представлений о «вкусной и здоровой пище».
Реформаторские начинания в сфере питания советские люди, в первую очередь жители больших городов, ощутили с возникновением «магазинов без продавцов» — своеобразных советских супермаркетов. Магазины самообслуживания свидетельствовали не только об использовании достижений научно-технического прогресса в быту15, но и о начале передачи в руки общественности многих государственных функций: вскоре появились автобусы без кондукторов, общественные пионервожатые и дружинники, передача на поруки и т.д. Это своеобразное «разгосударствление» можно рассматривать как попытку демократизации общества в ходе его десталинизации.
Первые советские «супермаркеты» появились в августе 1955 года. Они специализировались на продаже продовольственных товаров. Преимущества этих магазинов на первых порах были очевидными — при малом числе работников покупатели «отоваривались» очень быстро. За год только в Ленинграде число «магазинов без продавцов» выросло почти в 10 раз. Однако у новшества было и много недостатков. Новая форма торговли требовала четкой организации и прежде всего наличия фасованных товаров. А они были еще большой редкостью. В 1956 году в упаковках выпускалось всего 10—12 % мяса, поступавшего в торговую сеть, столько же колбасы, 20—25 % сахара, 35—40 % кондитерских изделий. Несколько лучше обстояло дело со сливочным маслом: 60 % его фасовалось в пачки прямо на молочных комбинатах. И только макароны были на 100 % упакованными в бумажные коробки. Переход на продажу фасованных продуктов воспринимался не всеми с одинаковым восторгом. Торговые организации вынуждены были признать, что после перевода магазинов на систему «самообслуживания» в них упал покупательский спрос на колбасные изделия и сыры. Многие горожане считали, что фасованные товары в данном случае не слишком свежие и предпочитали приобретать их в обычных магазинах.
Особое развитие магазины самообслуживания по замыслу идеологических структур должны были получить после перехода к строительству коммунизма. Торговля без продавцов составляла часть программы преобразования общественных отношений на коммунистических началах всеобщего доверия. Но даже в начале 1962 года магазины такого рода составляли менее 20 % от числа всех торговых предприятий страны. Увеличению их количества препятствовали плохо налаженная система расфасовки товаров и весьма ощутимые убытки, связанные с фактами воровства покупателей. «Супермаркеты» 1950— 1960-х годов не имели ни должного оборудования для организации упаковки продуктов, ни системы контроля над действиями посетителей. Значительно большее влияние на вкусовые приоритеты советских граждан оказала автоматизация, внедренная в некоторые области производства и продажи пищевых товаров.
Техническим новшеством эпохи Хрущева можно считать различные автоматы по продаже продуктов. В 1960 году на предприятиях розничной торговли в СССР действовала 31 тысяча автоматов, а в 1964 — уже 46 тысяч. Самыми распространенными были шкафообразные агрегаты, выдающие за 1 и 3 копейки (в ценах 1961 года) газированную воду. Их в стране в начале 1960-х годов насчитывалось почти 30 тысяч. Неудивительно, что это чудо техники отразил в своей комедии «Операция „Ы"» Леонид Гайдай. Пожалуй, с этого времени начался в СССР бум потребления шипучих напитков, хотя известны они были и в 1930— 1950-х годах16. Популярность газировки возросла не только с появлением автоматов, но и со знакомством в конце 1950-х годов советских людей со знаменитой кока-колой17. Конечно, после 1959 года кока-кола не превратилась в постоянный элемент повседневной жизни в СССР. Но «шипучий керосин» стал для советского обывателя символом западной жизни, своеобразным вкусовым ориентиром, как казалось, более подходящим к новой демократической жизни, чем считавшиеся кондовыми квасы и морсы.
Тогда же появились автоматы по продаже бутербродов, пирожков и сосисок. Правда, успешно работать они могли только при определенном весе и размере перечисленных продуктов, что соблюсти было достаточно сложно. И все же в годы «оттепели» такие автоматы воспринимались как некий знак перемен. Питерский прозаик Валерий Попов писал: «И когда ты, опустив жетон, после долгого грохота и звона, мог взять из открывшейся железной коробки засохший бутерброд, казалось, что прогресс наступает и когда-нибудь непременно наступит» (Попов 2003: 54—55). В определенной мере это можно рассматривать как внедрение фастфуда в повседневную жизнь советских людей.
В это же время жителей СССР стали постепенно отучать от потребления натурального, продаваемого в розлив молока. До середины 1950-х годов молоко в города чаще всего привозили молочницы — колхозницы из окрестных сел. Они торговали на рынках, а нередко разносили свою продукцию прямо по квартирам. Знаковый образ такой молочницы не обошел вниманием режиссер Лев Кулиджанов в фильме «Отчий дом» (1959). Молодой горожанке Тане женщина, занимавшаяся продажей молока, казалась олицетворением отсталости и несовременности. Но свежее молоко не вызывало протеста. Неслучайно в уста одного из главных положительных персонажей киноленты сценарист Будимир Метальников вложил такие слова: «Парное молоко — оно самое пользительное, потому в ем все минавины еще тепленькие, живые» (Кожевников 2001: 450).
Сначала в СССР пытались привить автоматы для продажи молока. А в начале 1960-х годов появились и первые одноразовые легкие упаковки. Это были так называемые пирамидки, или тетры, — продукт первого в стране опытного молочного завода-автомата, открытого в Красном Селе под Ленинградом18. Внедрение высокотехнологичных упаковочных материалов в молочную промышленность, безусловно, способствовало все более активному использованию порошкового молока, что обеспечивало гигиеничность продукта, но явно уменьшало его натуральность.
Ускоренному формированию у советских людей так называемого рационалистического подхода к питанию должна была содействовать и реорганизация в годы хрущевской оттепели системы общепита. В конце 1940-х — первой половине 1950-х годов она развивалась по хорошо разработанной в условиях сталинского социализма схеме: шикарные рестораны соседствовали с жалкими столовыми разного рода. Поесть вне дома было либо очень дорого19, либо невкусно и сложно. Даже в таком крупном городе, как Ленинград, в 1955 году количество заведений системы общепита не достигло даже показателей 1940 года. На улицах советских городов в середине 1950-х вывески «Столовая», «Буфет», «Закусочная», а уж тем более «Кафе» были явлением редким20. Неслучайно Иосиф Бродский в автобиографическом эссе «Полторы комнаты» заметил: «Семейные люди редко едят не дома, в России — почти никогда. Я не помню ни ее (мать — Н.Л.), ни отца за столиком в ресторане или даже в кафетерии» (Бродский 1999: 428—429).
Буквально через несколько дней после судьбоносного XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1956 года «О мероприятиях по улучшению общественного питания». В документе указывалось: «Развитие и улучшение общественного питания в стране имеют большое значение в решении важной политической народнохозяйственной задачи — улучшение материально-бытовых условий советских людей. Общественное питание способствует перестройке быта трудящихся на социалистических началах и освобождению женщин от малопроизводительного домашнего труда» (Решение партии и правительства 1968: 284). Наряду с расширением сети учреждений общественного питания власть всячески стремилась повысить его технологичность и оснащенность новейшими достижениями науки. В постановлении, в частности, обращалось особое внимание на необходимость использования в столовых, закусочных и ресторанах столов «с гигиеническим покрытием, не требующим применения скатертей (пластик, мрамор, утолщенное стекло, фанера, покрытая специальным лаком, и пр.)» (Там же: 283). Одновременно составители документа рекомендовали расширять «отпуск завтраков, обедов и ужинов на дом», что также вело к формированию регламентированных вкусовых стандартов. В постановлении 1956 года уже ощущалось стремление руководства страны внедрить в общепит не только систему самообслуживания21, но и общественный контроль самих граждан за организацией приготовления и подачи еды. Более того, государство попыталось создать некий промежуточный вариант между буржуазно-крестьянской индивидуализацией приготовления пищи и рационализмом в еде, свойственным эпохе всеобщей модернизации, — общественное питание на дому. Этому должны были способствовать так называемые домовые кухни — характерная примета именно хрущевского времени. Возникновение такой формы питания было связано с развитием массового жилищного строительства на окраинах крупных городов. Как правило, на первых этажах новых домов были спроектированы помещения для магазинов, где продавались полуфабрикаты и уже приготовленные блюда, которые нужно было только разогреть перед употреблением. Предполагалось, что новосел мог спуститься в расположенную на первом этаже его дома «домовую кухню», купить там полный обед и съесть его в кругу семьи. Стандартизация жилья порождала стандартизацию вкуса в сфере питания.
Первые домовые кухни появились в СССР в 1958 году. Об одной из них, открытой в Ленинграде, в возведенном на Московском проспекте доме, сообщалось: «Здесь готовят не только вкусные блюда, но и всегда разнообразные. На выбор всегда три первых, пять-шесть вторых блюд. Но это не все. В продаже — в широком ассортименте изделия мясной и рыбной кулинарии, полуфабрикаты, пироги, пирожки, кондитерские товары» (Ленинградская правда 1958). Полуфабрикаты, безусловно, заметно экономили время хозяек и одновременно способствовали распространению в крупных городах СССР уже привычного для Америки и Европы рационалистического подхода к питанию.
В феврале 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания». В нем расширение сети общественного питания называлось «важной государственной задачей» периода «развернутого строительства коммунистического общества» (Решение партии и правительства 1968: 553). Полуфабрикаты становились своеобразным пищевым фетишем власти, а полем их распространения были домовые кухни. Еще активнее советская пресса стала пропагандировать «обеды на дому». В конце 1950-х годов в советских хозяйственных магазинах в продаже появились специальные трехэтажные судки для переноски таких обедов22. Логично предположить, что в условиях нарастающей в результате хрущевских реформ нехватки продуктов, о чем будет рассказано ниже, изделия советской кулинарии не могли быть слишком высокого качества. Но наличие их все же немного облегчало жизнь. В целом к концу «великого хрущевского десятилетия» в крупных городах СССР стало проще найти место, где можно было быстро и недорого перекусить, что свидетельствовало о распространении рационалистического подхода к питанию. Это были пирожковые, чебуречные, пельменные23.
Довольно неожиданно проводниками идей быстрого питания стали молодежные кафе, появившиеся в крупных городах СССР в 1960-е годы. Властные и идеологические структуры предполагали, что молодежные кафе помогут организации культурного досуга юношей и девушек24. Русская традиция чаепития в повседневной жизни явно стала уступать западным тенденциям потребления кофе. Чашка этого напитка становилась знаком новой стилистики быта. Не менее знаковыми были и сами молодежные кафе. Количество их быстро росло. В Ленинграде, например, только за один 1963 год открылось 14 таких заведений. В них, как писали в газетах того времени, «можно встретиться с поэтами, композиторами, артистами, мастерами спорта, принять участие в конкурсах веселых и находчивых (КВН — Н.Л.)» (Ленинградская правда 1963). Наш современник может составить себе представление о стилистике времяпрепровождения в молодежных кафе, посмотрев фильм «Еще раз про любовь», снятый в 1968 году режиссером Георгием Натансоном по сценарию Эдварда Радзинского. Меню этих заведений общепита было специфическое, подчиненное идее окультуривания досуга молодежи. Писатель Александр Левинтов вспоминал: «Что касается кухни, то, кроме горячих сосисок с зеленым горошком, я ничего не помню...» (Левинтов 2005: 148). В кафе не подавали блюд, которые якобы могли отвлечь от интеллектуального отдыха.
«Дефицит. Вкус специфический!»
Серьезные изменения во вкусовых приоритетах советских граждан в 1950-1960-х годах, время десталинизации, произошли не только благодаря внедрению в повседневную жизнь СССР механизации, автоматизации и западных стандартов. Отречение от сталинского гламура в еде в этот исторический период было связано и с нехваткой, а иногда и полным исчезновением из свободной продажи целого ряда продуктов питания. Конечно, в 1950-1960-х годах не было реальной угрозы голода, как в период первых пятилеток, однако структура питания населения менялась под воздействием экспериментов власти в области сельского хозяйства.
В мае 1957 года Хрущев выступил на совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик северо-запада РСФСР. Сославшись на инициативу колхозников, работников МТС и совхозов, партийный лидер выдвинул идею «догнать США по производству мяса, молока и масла». «Сила социалистического строя, патриотизм советских людей, социалистическое соревнование, — заявил первый секретарь ЦК КПСС, — позволяют нам решить эту задачу в ближайшие годы» (Свет и тени «великого десятилетия» 1989:117—119)25. В реальности решалась эта задача таким образом, что уже в начале лета 1958 года представители Комиссии советского контроля в ходе проверки «по вопросам заготовки и завоза молока и молочных продуктов в г. Ленинграде» зафиксировали разросшийся дефицит молока. В области сократилась сеть заготовительных пунктов, их число уменьшилось с 398 в 1957 году до 233 в 1958 году. В результате план заготовки молока был выполнен только на 87 %26. Перебои с молоком, конечно, были характерны не только для Ленинграда. Причиной возникшего дефицита явилась и борьба с частнособственническими инстинктами, входившая в программу хрущевских преобразований. Она повлекла сокращение повсеместно приусадебных хозяйств и ликвидацию частного скота. Совхозы же не справлялись с задачей производства необходимого количества молока. Натуральное молоко горожане стали потреблять реже и из- за внедрения промышленных способов его переработки, и из-за его элементарной нехватки. Одновременно в рацион городских жителей стали активнее проникать кисломолочные продукты. В 1960 году в советских магазинах в продаже появился кисломолочный продукт «Снежок», приготовленный на натуральных фруктово-ягодных сиропах. Он, правда, не выдержал испытания временем и уступил место йогуртам. Другой же продукт 1960 года «Ряженка» — украинская простокваша, существует до сих пор и передает представления о вкусовых приоритетах хрущевского времени.
В 1950-1960-е годы возник и еще один вид продуктового дефицита, что отразилось на подходе советских людей к проблеме вкуса. Ускоренное строительство электростанций привело к резкому сокращению сначала добычи, а затем и количества речной рыбы. Уже в 1956 году в Ленинграде, например, начали уничтожать «живорыбные садки» на набережных Невы и ее рукавов. Неудивительно, что торговые работники стали активно рекламировать мороженую морскую рыбу. В августе 1956 года «Ленинградская правда», например, поместила следующую рекламу: «Ставрида — прекрасный продукт для приготовления первых, вторых и закусочных рыбных блюд. Ставрида обладает нежным вкусом и высокой калорийностью. Большое содержание жира позволяет жарить ставриду без применения масла. Требуйте во всех магазинах Ленрыбторга, Гастронома и райпищеторгов ставриду в охлажденном, мороженом и копченом видах».
К концу 1950-х годов традиционные аквариумы в рыбных магазинах крупных советских городов опустели. Сначала вместо живой рыбы их заполняли водорослями, а в начале 1960-х годов перестали даже заливать водой. Так пустыми они и стояли как своеобразный укор в адрес Министерства рыбной промышленности.
Постепенно стали исчезать из продажи и многочисленные рыбные консервы. В 1957 году Главмясорыбторг, судя по рекламе, предлагал покупателям разные виды рыбных консервов в масле: шпроты, корюшка, салака, муксун, сырок, треска, камбала, налим. В томатном соусе выпускались муксун, сырок, налим, щука, омуль, чир, килька, салака треска, котлеты рыбные; в собственном соку — крабы, печень трески, омуль, паштеты из частика и сиговых рыб. В начале 1960-х годов реклама рыбных, как впрочем, и любых других продуктов, вообще исчезла со страниц городских газет. Правда, в специализированных рыбных магазинах можно было увидеть плакатики с такими стихами:
Быть здоровым, бодрым, сильным
Хочет каждый человек.
И ему поможет в этом
Рыба — серебристый хек.
Одновременно в газетах стали часто писать о достоинствах разнообразных морепродуктов, в первую очередь морской капусты. Этот продукт, привычный для жителей Приморского края, постепенно переместился в центральные районы СССР и прижился там. Именно в «великое десятилетие» появились консервы «Салат сахалинский», изготовленные из морской капусты.
Значительно меньше пришлась по вкусу советским людям колбаса из мяса кита, которую остряки быстро окрестили «никитовой колбасой». Бывшие студенты Ярославского пединститута вспоминали, что в общежитии постоянно стояла «вонь» от этого экзотического продукта, который они вынуждены были потреблять в жареном виде за неимением ничего лучшего (Аксютин 2004: 159). Реальность существования этого экзотического продукта подтверждается и записками литератора-невозвращенца А. Кузнецова. Он писал о начале 1960-х годов: «Несколько лет из мясных продуктов в продаже была только „китовая колбаса", из кита, значит, нечто очень странное, ни рыба, ни мясо...» (Кузнецов 2005:128). В целом, согласно доступной советской статистике, потребление рыбы из расчета на одного члена семьи в килограммах в год за время хрущевских реформ выросло с 15,4 в 1955 году до 18,3 кг в 1966 году (Ваксер 2005: 199). Однако если раньше рыбное меню жителей Севера России и Поволжья заметно различались: в одном районе вылавливали и употребляли в пищу треску и палтус, а в другом — язей, судаков, а иногда и стерлядь, то в начале 1960-х годов всюду ели хека. Большинство советских людей не только забыли вкус привычной речной рыбы, не говоря уже о традиционных рыбных деликатесах, а даже путались в ее названиях. Питерский литератор Елена Купман, вспоминая о своих контактах с известным литературоведом Лидией Гинзбург, описывала любопытный эпизод. Как-то в начале 1960-х годов Гинзбург, рассказывая тогда еще молоденькой Купман о разных вкусностях, доступных среднему человеку до революционных перемен 1917 года, по ходу попыталась выяснить, знает ли ее собеседница, что такое спаржа. В ответ прозвучало бойкое заявление: «Спаржа — это рыба...». «Я могу объяснить, почему я была уверена, что „спаржа — это рыба", — откомментировала свою гастрономическую дикость Елена Купман. — Я вспомнила, что у Чехова все время едят „осетрину со спаржей". В позднесоветскую эпоху и осетрины, можно сказать, не было, но все-таки я помню, что это рыба. Поэтому и спаржу держала за рыбу» (Купман 2005: 139). Так вкусовое знание о продукте превращалось в знание сугубо вербальное27.
Еще более любопытной метаморфозой вкусовых пристрастий, наблюдавшейся в годы хрущевских реформ, является изменение статуса воблы. В годы гражданской войны именно эта рыба наряду с ржавой селедкой входила в нищенские военно-коммунистические пайки. А в начале 1960-х годов вобла, по меткому выражению Александра Левинтова, «...сделала тонкий маркетинговый ход и стала доступной только узкому кругу людей...» (Левинтов 2005: 24). Иными словами, став дефицитным товаром, превратилась в деликатес.
Трудности с обеспечением мясом в конце 1950-1960-х годов также отразились на вкусовых ориентирах населения. В условиях нарастающего дефицита мясных продуктов, связанного с хрущевскими экспериментами в области сельского хозяйства, решить проблему не только домашнего, но и общественного питания позволили куры. В конце 1950-х — начале 1960-х годов в меню заведений советского общепита появляется новое блюдо — «цыпленок табака». Оно представляло собой разрезанного вдоль, сдобренного специями и зажаренного под прессом цыпленка. Уже упоминавшийся А. Левинтов писал: «...Если вы не ели цыпленка табака в ресторане „Арагви" в перерыве между XXI и XXII съездами КПСС, то считайте вы еще не родились и у вас все впереди» (Там же: 119). Популярность спрессованного и крепко зажаренного куренка была в годы хрущевских реформ настолько велика, что самое словосочетание лингвисты отнесли к числу принципиально новых слов и выражений, появившихся или особенно активно употреблявшихся «в периодической печати и художественной литературе в 50-60-е годы XX века» (Новые слова и значения 1971: 473)28.
Наличие же на столах мясных деликатесов промышленного изготовления к концу хрущевских реформ становилось знаком принадлежности либо к клану торговых работников, либо к представителям номенклатуры. Питерского искусствоведа Михаила Германа уже в конце 1950-х годов поразило «невиданное барство» его московских родственников — партийных чиновников среднего уровня. Потребляли они в основном уже мало доступные обычным людям деликатесы, и, кроме того, за столом в их семье «никто не делал себе обычные бутерброды, просто накладывали себе на тарелку толстые ломти карбоната, ветчины, дорогих колбас, сыра и лопали их, заедая тонкими ломтями хлеба с маслом» (Герман 2000: 339).
В начале 1960-х годов эксперименты хрущевских реформ в области сельского хозяйства зашли в тупик. Нехватка продуктов стала настолько явной, что летом 1962 года власти вынуждены были повысить цены на мясо, молоко, масло, яйца и сахар на 25—30 %. Это, как известно, вызвало законное возмущение населения, выплеснувшееся в Новочеркасскую трагедию. Купить хорошие продукты становилось все труднее. Композитор Дмитрий Толстой описал в своих воспоминаниях мытарства, выпавшие на долю его семьи, которой в 1962 году пришлось организовать у себя дома «прием» американского композитора Сэмюэла Барбера: «Это было нелегко. То было время, когда у булочных выстраивались очереди, а поперек проспектов висели плакаты: „Догоним Соединенные Штаты Америки по производству мяса и молока!" В эти дни рассказывали, что какая-то старушонка в очереди, увидев такой плакат, перекрестилась и вздохнула: „Слава тебе, Господи, что по хлебу еще не догоняют"» (Толстой 1995:428—429). Однако осенью 1962 года начались перебои и с хлебом, что в свою очередь отразилось на структуре питания населения и в конечном итоге на его представлениях о вкусовых ценностях хлебобулочных и других мучных изделий.
Чтобы как-то удержать ситуацию под контролем, ЦК КПСС и Совет Министров 4 октября 1962 года приняли постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба». Документы аналогичного содержания с поправками на местные условия были в спешном порядке приняты во всех регионах страны. В одной из таких бумаг говорилось: «...В результате повышения материального благосостояния и улучшения питания населения за счет увеличения потребления мяса, молока, сахара, жиров и др. потребление хлебопродуктов в среднем на душу населения сократилось. В то же время продажа населению хлебопродуктов из гос. ресурсов возросла». Это происходило, по мнению авторов документа, потому, что «...недобросовестные граждане скупают хлеб, муку, крупы на корм скоту». Для нормализации положения власти решили вспомнить решение Совета Министров СССР от 26 ноября 1947 года (!) о нормировании продажи хлеба. Через 15 лет после отмены карточек «в одни руки» было запрещено продавать больше 2,5 кг хлебобулочных изделий29.
Одновременно в заведениях общепита всех уровней хлеб стал платным. После отмены карточек в конце 1940-х— 1950-х годах в советских столовых и ресторанах черный и белый хлеб просто ставился на стол и посетители могли есть его в тех объемах, в которых считали необходимым. Исследователи О. Запорожец и Я. Крупен приводят любопытные данные интервью жителей Самары, еще помнящих ситуацию в общепите 1950-х годов: «Хлеба дают, сколько хочешь... хлеб-то бесплатный... хлеба-то можно поесть, он же стоит на столах... Ты хлеба нажрался, чая напился, свободен» (Запорожец, Крупен 2008: 323). Скорее всего, цена хлеба включалась в стоимость других блюд, но для обычного человека наличие полной тарелки хлеба после вынужденного карточного воздержания ассоциировалось с достатком и благополучием.
С осени 1962 года хлеб в учреждениях общепита стал официально платным — по одной копейке за кусок независимо от его веса. Его не ставили на столы, а приносили вместе с заказанным блюдом. В учреждениях самообслуживания хлеб необходимо было покупать при расчете на кассе. Кульминацией правительственных манипуляций с хлебом стало появление в 1963 году так называемого «русского чуда» — батона белого хлеба, состоявшего на две трети из гороховой и кукурузной муки. В том же 1963 году кинематографисты из ГДР Андре и Аннели Торндайк создали документальный фильм «Русское чудо». Он рассказывал о грандиозных переменах в жизни россиян за годы советской власти. С 1 сентября 1963 года была прекращена розничная продажа муки населению, то есть по сути дела введены карточки.
На фоне нарастающего дефицита привычных продуктов потребления, вплоть до хлеба и муки, в ходе реформ 1950-1960-х годов власти попытались целенаправленно изменить вкусовые ориентиры населения. Это выразилось в навязчивом рекламировании кукурузы. Злак, в целом хорошо известный в южных регионах СССР, был принят всей страной в качестве сырья для производства воздушных хлопьев. На страницах прессы то и дело мелькала реклама этого продукта: «Ароматные воздушные хлопья по вкусу напоминают вафли. Они хороши с молоком, сметаной, сливками, простоквашей, кофе, чаем, киселем, заменяют гренки к бульонам и супам» (Ленинградская правда 1955). Однако это был отнюдь не предел внедрения кукурузы в рацион советских людей. Из нее попытались делать конфеты, шоколад и даже вино! Во всяком случае все перечисленное подавали в 1963 году в открытом в Ленинграде кафе «Чудесница».
Хрущевские реформы привели к серьезной модернизации тоталитарной сталинской повседневности, важной частью которой является питание. Демократизация советской социально-политической системы и расширившиеся контакты с Западом — явления, характерные для общего процесса десталинизации, в 1950-х — начале 1960-х годов отразились на организации системы торговли пищевыми продуктами, на стилистике заведений советского общепита и в определенной степени на вкусовых приоритетах советских людей. Их пристрастия в сфере еды стали приближаться к западным стандартам рационального питания. Распространение кофе, фасованных продуктов, газированных напитков — несомненно, западные пищевкусовые черты. Их появление — почти прямое следствие уничтожения «железного занавеса» — стало возможным в ходе общей десталинизации советского общества. Но хаотичность хрущевской политики не могла не отразиться на структуре вкусовых приоритетов советских людей. Если возможна такая вольная ассоциация, то именно в 1950-1960-х годах в СССР сформировался феномен некоего «извращенного вкуса» (от «извращенная смерть» по Ф. Арьесу), порожденный нарастающим дефицитом. Определенные продукты превратились в неофициальные, то есть незакрепленные документально, как это было в условиях карточной системы, но устойчивые маркеры социального положения человека и его места в системе социальных связей. Касалось это в первую очередь деликатесов, потребление которых, как правило, не соответствует принципам здорового питания. Это явление получило особое развитие в эпоху «брежневского застоя». Таким образом, процесс «десталинизации еды» позволил советскому человеку подняться лишь на первую ступень системы валеологического отношения к пище.
Литература
Аксютин 2004 — Аксютин Ю. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004.
Бродский 1999 — Бродский И. Меньше единицы: Избранные эссе. М., 1999.
Ваксер 2005 — Ваксер А. Ленинград послевоенный. 1945—1982 годы. СПб., 2005.
Герман 2000 — Герман М. Сложное прошедшее. СПб., 2000.
Глазунов 1996 — Глазунов И. Россия распятая // Наш современник. 1996. № 5.
Добренко 2009 — Добренко Е. Гастрономический коммунизм: вкусное vs. здоровое // Неприкосновенный запас. 2009. № 64 (2).
Запорожец, Крупец 2008 — Запорожец О., Крупен Я. Советский потребитель и регламентированная публичность: новые идеологемы и повседневность общепита конца 50-х гг. // Советская социальная политика: сцены и действующие лица. М., 2008.
Зиновьев 2005 — Зиновьев А. Русская трагедия. М., Эксмо, 2005.
Зубок 1998 — Зубок Вл. Зато мы делаем ракеты. (Страсти вокруг американской выставки в Сокольниках 1959 года.) // Родина. 1998. № 8.
Кириленко 2002 — Кириленко С. Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта // Studia culturae. Вып. 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт- Петербургского государственного университета. СПб., 2002.
Книга о вкусной и здоровой пище 1952 — Книга о вкусной и здоровой пище. М., 1952.
Кожаный 1924 — Кожаный П. Долой частную кухню! М., 1924.
Кожаный 1927 — Кожаный П. Без печных горшков. М.; Л., 1927.
Кожевников 2001 — Кожевников А. Большой словарь. Крылатые слова отечественного кино. М., 2001.
Кузнецов 2005 — Кузнецов А. Я дошел до точки... // Новый Мир. 2005. №4.
Купман 2005 — Купман Б. Вспоминая Лидию Яковлевну // Звезда. 2002. № 3.
Кулинария 1955 — Кулинария. М., 1955.
Левина 2007 - Лебина Н. Денди в кукурузе // Родина. 2007. № 7.
Левина 2008 — Лебина Н. Синтетика: любимая ткань непостроенного коммунизма // Теория моды: одежда, тело, культура. 2008—2009. № 10. С. 23-40.
Левинтов 2005 — Левинтов А. Выпивка и пьянка. М., 2005.
Ленинградская правда 1955 — Ленинградская правда. 1955. 12 ноября.
Ленинградская правда 1958 — Ленинградская правда. 1958. 10 августа.
Ленинградская правда 1962 — Ленинградская правда. 1962. 9 января.
Ленинградская правда 1963 — Ленинградская правда. 1963. 25 октября.
Ленинградское общественное питание 1932 — Ленинградское общественное питание. 1932. № 9.
Молоховец 1939 — Молоховец Е. Подарок молодым хозяйкам. М., 1939.
Новые слова и значения 1971 — Новые слова и значения. Т. 3. М., 1971.
Осокина 1998 — Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.
Очерки истории Ленинграда 1966 — Очерки истории Ленинграда. Т. 6. Л., 1988.
Попов 2003 — Попов В. Запомните нас такими. СПб., 2003.
Правда 1930 - Правда. 1930. 22 февраля.
Пушка 1927 - Пушка. 1927. № 51.
Решение партии и правительства 1968 — Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 т. Т. 4. 1953—1961 годы. М., 1968.
Свет и тени «великого десятилетия» 1989 — Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущев и его время. Л., 1989.
Сохань 2010 — Сохань И. Тоталитарный дискурс культуры еды в советской России 1920-1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Март 2010. № 332. С. 63.
Тихоненко 1997 — Тихоненко В. Тарзан в своем отечестве // Пчела. 1997. №11.
Толстой 1995 — Толстой Д. Для чего все это было. СПб., 1995.
Хартман 2000 — Хартман Э. Елена Ивановна Молоховец // Звезда. 2000. № 3.
Чуковский 1991 - Чуковский К. Дневник. 1901-1929. М., 1991.
Шульгин 1991 — Шульгин В. Три столицы. М., 1991.
Юмор серьезных писателей 1990 — Юмор серьезных писателей. Л., 1990.
Bourdieu 1984 — Bourdieu P. Distinction: A social critique of judgement of taste. Cambridge: Mass., 1984.
Примечания
1) Название статьи — перефразированная часть лозунга хрущевского времени: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны и плюс химизация народного хозяйства».
2) Философ А.А. Зиновьев с определенной долей ерничества писал о поверхностной трактовке событий 1950-1960-х гг.: «Убрали портреты, бюсты и памятники Сталина. Прекратили ссылки на него. Выбросили труп Сталина из Мавзолея. Сделали кое-какие послабления в культуре, особенно — в литературе и кино. Заменили каких-то деятелей сталинского периода в руководстве. Стали предавать гласности кое-какие неприглядные факты прошлого. На Сталина начали сваливать вину за тяжелое положение в стране и за потери в ходе войны. Все эти и другие факты общеизвестны. Совокупность этих фактов и называют десталинизацией советского общества» (Зиновьев 2005: 39).
3) В обществе формировавшегося сталинизма были вновь запрещены аборты, разрешенные большевиками в 1920 г., введена уже изжившая себя система раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной и средней школах, прекратилось развитие демократических форм архитектуры, к которым следует отнести конструктивизм с характерным для него вниманием к рациональной организации жилого пространства. Свойственная сталинскому гламуру помпезность нашла отражение в тяжеловесных формах как женской, так и мужской одежды, что явно не соответствовало бурному развитию технического прогресса и культивированию спортивно-деловой модели повседневного поведения в послевоенном мире.
4) В августе 1918 г. большевики запретили деятельность частных ресторанов, кафе и трактиров. В условиях карточного распределения и натуроплаты основная масса горожан принуждена была пользоваться пунктами коммунального питания. В Москве летом 1919 г. в таких заведениях кормилось около миллиона человек. В Петрограде в 1920 г. насчитывалось 700 общественных столовых. Обычно пункты коммунального питания находились внутри какого-либо учреждения, и получить пищу там было возможно только по специальному пропуску. Ассортимент же в большинстве из этих заведений был нищенским. К. Чуковский 14 ноября 1919 г. оставил в своем дневнике такую запись: «Обедал в Смольном — селедочный суп и каша. За ложку залогу — 100 рублей» (Чуковский 1991: 123).
5) Появление каждого нового частного заведения комментировалось советской прессой с явным сарказмом. Сатирический журнал «Красный ворон» в 1923 г. писал, что для нэпманов в новом году откроются новые рестораны. У них будут и соответствующие названия, например «Фонарный столб», а реклама у этих питейных заведений будет такая: «Все на фонарный столб».
6) Это заметил бывший член Госдумы, белоэмигрант В.В. Шульгин, нелегально прибывший в СССР в 1925 г. Он посетил один из ресторанов в Ленинграде и в мгновение ока оказался в дореволюционном Петербурге. «Я вошел в знакомый вестибюль, — писал Шульгин, — посмотреть на аквариум, в котором плавали, очевидно, те же самые рыбки, что и десять лет тому назад, по крайней мере мне показалось, что узнал одну стерлядку. И поднялся в кабинеты. Гражданин лакей весьма предупредительно провел меня в оставленную для сего комнату. Через несколько минут собрались все, кому полагалось, принесли закуски и карточку, причем лакей, как и в бывалое время, поучительно-уверенно склонившись, ласковым басом уговаривал взять то или это, утверждая, что сегодня „селянка оченно хороша"» (Шульгин 1991:309—310). В меню частных ресторанов названия блюд, как и до революции, писались по-французски: тюрбо, суп а-ля тортю, каша а-ля рюсс.
7) Неудивительно, что в середине 1920-х гг. была популярна шутка: «Я, брат, завидного здоровья человек. Я седьмой год в столовых обедаю» (Пушка 1927: 7).
8) С подкупающей серьезностью они писали: «Рабочая семья принимает пищу там, где развешаны пеленки, где проплеван пол. Принимать пищу в не проветренной комнате, насквозь прокуренной, полной грязи, — значит, проглатывать вместе с пищей всякую пыль и вредные микробы и получать от пищи лишь ту малую долю пользы, которую она могла бы дать, если бы ее принимали в чистом хорошо проветренном помещении» (Кожаный 1927:17). Невозможно не вспомнить в этой ситуации профессора Преображенского, не желавшего «принимать пищу» в спальне. Вместо проветривания и уборки помещений, а также предоставления семьям горожан достаточного по площади жилья предлагалось перенести процедуру приема пищи в общественные столовые.
9) После окончания гражданской войны возродилась традиция издания кулинарных книг. Главная заслуга в этом принадлежала частным издательствам, хотя книги в основном носили информационный характер, без выражения каких-либо общественных приоритетов в сфере приготовления пищи. (См.: Василевская М.Л. Общедоступная кухня. Одесса,1927; Немо Б. Дешевый стол. Настольная поваренная книга для молодых домашних хозяек. Тверь, 1927; Зарина М.М. Питательный общедоступный стол. М.; Л., 1928 и др.) Были издания, которые отражали общий уровень организации домашнего хозяйства в советской стране в 1920-е гг. (См.: Дедрина К.Я. Кухня на плите и на примусе. Настольная поваренная книга для быстрого приготовления простых и дешевых обедов. М., 1927; Никишова А.И. Поваренная книга. 1001 рецепт кушаний с указанием их способов приготовления в русской печи, на плите, керосинке и примусе. Тверь, 1929 (Курсив мой. — Н.Л.).
10) Одновременно по предложению Ленинградского НИИ общественного питания решено было вводить в рацион дельфинье и тюленье мясо. В 1932 г. к XV годовщине Октября в системе общепита в различных городах проходили конкурсы на новое блюдо. Основная задача участников соревнования сводилась к изобретению «до сих пор не существовавших в кулинарийной номенклатуре блюд» из таких продуктов, как вобла, тюлька, хамса, соя (Ленинградское общественное питание 1932: 4).
11) Черным юмором отдает письмо рабочего В. Петрова, опубликованное в журнале «Гигиена питания» в 1927 г. Он принял лозунг о системе жевания как руководство к действию, и вот, что в результате получилось. «После применения способа тщательного пережевывания у меня, — писал Петров, — уменьшился сон: сплю сейчас от 6 до 7 часов, а раньше спал от 10 до 11 часов. Затем получил вкус, особенно в черном хлебе. Пищи ем в два раза меньше, чем прежде, и ем тогда, когда мне хочется, и, что интересно, отбросы получаются гораздо круче и меньше». В ситуации нехватки продуктов на рубеже 1920-1930-х гг. достижения Петрова по сокращению принимаемой пищи в два раза были, несомненно, важны для государственной системы. Однако вряд ли «укрепление» и «сокращение отбросов» организма положительно сказывалось на показателях здоровья.
12) В апреле 1956 г. «Ленинградская правда» сообщала: «К Первомаю выпускаются конфеты в улучшенном ассортименте. В коробки вкладываются поздравления с 1 Мая». А накануне нового 1957 г. вся четвертая полоса главной газеты ленинградских коммунистов была занята рекламой под таким общим заголовком: «К Новому году — любому в угоду». В центре газетной страницы располагалась фотография девушки на фоне елки, по краям и снизу — рекламы разных товаров, к примеру: «Окорока московские, тамбовские, воронежские. Рулеты ленинградский, советский, рулет из поросят, корейка, грудинка, ветчина в форме — все это можно найти в широком выборе во всех продовольственных магазинах и в „Гастрономе"». Не менее выразительной была и такая рекламная строка: «Жареный гусь — украшение праздничного стола. Гусь, начиненный яблоками, капустой тушеной, — любимое блюдо многих. Питательно! Вкусно!».
13) Ниже — пример рецепта «рябчика, прослоенного сыром из дичи»: «У жареного, охлажденного рябчика каждое филе надрезать острым ножом вдоль на ровные ломтики. На образовавшееся между ломтиками пространство нанести слой сыра из дичи или мусса из дичи, обровнять так, чтобы выделились полоски жареного филе и полоски сыра. Для глянца рябчика покрыть полуостывшим желе. При подаче порциями рябчика положить на крутон из желе или листья салата, на ножку одеть папильотку и гарнировать корзиночками из мандаринов с фруктовым салатом, украсить зеленью, салатом и фигурками из желе» (Кулинария 1955:171). На десерт предлагался ананас в «целом виде»: «Для этого предварительно обработанный ананас нарезать кусочками, а затем уложить в вазу, чередуя кусочки и свернутые из них трубочки. Подготовленный ананас плотно закрыть кожурой, срезанной сплошной кольцевой лентой, и положить верхнюю часть с листьями. Отдельно в соуснике подать крепкий сироп с ромом, ром можно заменить ликером» (Там же: 640).
14) В СССР эти тенденции не прошли незамеченными. На рубеже 1920— 1930-х гг. здесь появились фабрики-кухни, первая из которых была открыта весной 1925 г. в Иваново-Вознесенске. Многие процессы приготовления пищи, а также мытья посуды и нарезания овощей и хлеба там выполнялись машинами. Большинство этих принципиально новых заведений общественного питания открывалось в зданиях, построенных архитекторами-конструктивистами. Во многих фабриках-кухнях советский конструктивизм нашел наилучшее и законченное воплощение. Здесь был реализован принцип «функция плюс динамика». В 1927 г. фабрика-кухня была построена в Нижнем Новгороде. В Ленинграде первое такое учреждение открылось в 1929 г. Московские и ленинградские фабрики-кухни в начале 1930-х гг. производили до 60 тыс. обедов в день, пятую часть которых доставляли на расположенные неподалеку предприятия. Однако серьезные трудности с продовольствием тормозили развитие производительности этой формы общепита.
15) Речь в данном случае идет о различного рода автоматических приспособлениях, которые использовались в новых магазинах, например транспортеров для подачи картофеля и т.д.
16) Летом газировку продавали с маленьких лоточков так называемые «газировщицы», в их распоряжении были небольшие емкости с сиропами и переносной автомат для газирования воды, что производилось тут же при покупателе.
17) Произошло это летом 1959 г., а точнее 24 июля. В этот день в Москве в Сокольниках открылась выставка промышленных и культурных достижений США. Она вызвала огромный ажиотаж не только в высших эшелонах власти, но и в среде рядовых граждан. Около двух миллионов москвичей и гостей столицы в длинных очередях добывали билеты на выставку (Зубок 1998). Там можно было не только увидеть, например, цветной телевизор, но выпить из автомата кока- колы. Поэт Евг. Рейн писал:
...В Сокольниках среди осин
Стоял американский купол,
Набитый всем, от шин до кукол,
Я там бывал, бродил и щупал,
И пил шипучий керосин (Звезда. 1997. № 7. С. 155).
18) Расфасовочный автомат, стоявший на красносельском молокозаводе, назывался «тетрапак». Пирамидки склеивались одновременно с розливом в них молока. Они, естественно, намокали, рвались, молоко проливалось. По подсчетам экономистов, выливалось около 1 % всего фасуемого в пакеты молока, это около 20 тыс. тонн ежегодно.
В мировой практике пирамидки быстро заменили четырехгранниками. В СССР же пирамидки просуществовали до середины 1980-х гг. Лившиеся из них молочные реки не остудили любви горожан к легким бумажным, к тому же еще и одноразовым упаковкам.
19) Традиционно пользовался успехом «Метрополь», всегда отличавшийся хорошей кухней и знаменитыми котлетами по-киевски. В начале оттепели в советских крупных ресторанах царила обстановка «сталинского шика» — пальмы, массивная мебель, крахмальные скатерти. Под стать этой атмосфере была кухня. Бывший питерский фарцовщик и стиляга номер один В. Тихоненко вспоминал о таких деликатесах в ленинградских ресторанах, как ботвинья с осетриной, маринованные белые грибы «каждый как на токарном станочке выточен» (Тихоненко 1997: 26).
20) В годы «оттепели» в Ленинграде по-прежнему функционировало кафе «Север». Подавали здесь в основном кондитерские изделия и кофе, а из горячих блюд — яичницу или омлет. Одновременно можно было заказать хорошее спиртное: коньяк, высокосортный портвейн, ликер, шампанское. Несмотря на то что кафе «Север» было широко известно, его продукцию постоянно рекламировали в прессе. Завидное постоянство внимания прессы к «Северу» в середине 1950-х гг., скорее всего, было связано с тем, что это по сути дела было единственное приличное заведение такого типа в Ленинграде.
21) Одним из элементов системы самообслуживания в сфере общественного питания, появившимся в ходе реформ 1950-1960-х гг., стали столы саморасчета, сначала введенные в учрежденческих столовых. Это был своеобразный прилавок с кулинарными и кондитерскими изделиями, «кофе и чаем в бачках». Около каждого продукта имелся ценник. Посетитель сам брал продукты, клал деньги и забирал сдачу.
22) Сегодня довольно трудно сказать, нравились ли эти обеды советским людям. В газетах то и дело печатались восторженные письма по поводу работы домовых кухонь. Некая пенсионерка Е. Каншина, например, даже в 1962 г. очень хвалила работу одной ленинградской домовой кухни: «Здесь всегда большой выбор первых, третьих и особенно вторых блюд — мясных, рыбных, овощных, — писала женщина. — Стоимость одного обеда, как правило, не превышает 50 копеек. Покупателю остается лишь принести обед домой, подогреть его и есть на здоровье» (Ленинградская правда 1962). Известный питерский искусствовед М.Ю. Герман же в своих воспоминаниях писал, что домовые кухни — это «вонючие лавочки, где торговали полуфабрикатами для очень здоровых желудков» (Герман 2000: 412).
23) Правда, кухня в пельменных оставляла желать лучшего. Пельмени там были магазинные. Об их качестве невзначай упомянул в очень популярной на рубеже 1950-1960-х гг. песенке «Эх, на дива, эх, на дива, эх, на диване...» Г. Горбовский. Один куплет песни начинался так:
А в животе, в животе снуют пельмени,
Как шары биллиардные...
24) Попытки создания таких заведений предпринимались еще в начале 1930-х гг. В 1932 г. в журнале «30 дней» появилась статья под названием «Чашка кофе». По мнению ее автора, «советский рабочий вырос, он так быстро и далеко шагнул вперед, что чайная осталась позади, его уже не удовлетворяли несложные чайные радости... Кафе стояло на более высокой ступени, в нем был элемент досуга новой формации» (Цит. по: Медведев М.Н. Страна кулинария. Л., 1977. С. 123.) Однако в массовое явление рабочие кафе не превратились.
25) Художник К.П. Ротовв 1957 г. откликнулся на инициативу Хрущева рисунком, который охотно публиковали в 1957—1959 гг. на страницах советской прессы в разделах «Изошутки». На рисунке были изображены американский фермер и советская колхозница. Оба ехали в двуколках, запряженных коровами. Под рисунком была подпись: «Держись, корова из штата Айова».
26) ЦГА СПб, ф. 9626, on. 1, д. 19, л. 1,2.
27) Справедливости ради следует отметить, что пресловутые «рыбные дни» были введены в СССР уже при Брежневе согласно специальному постановлению СМ СССР и ЦК КПСС от 26 октября 1976 г. «О мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению ее продажи».
28) В начале 1970-х гг. по мере возведения мощных птицефабрик советские хозяйки стали осваивать приготовление «табака» в домашних условиях, а советская промышленность даже наладила выпуск специальных сковородок. Они имели крышку с прессом для расплющивания синюшных полупотрошенных куриц по 1 руб. 75 коп. за килограмм. Буханка черного хлеба тогда стоила 12 коп.
29) ЦГА СПБ, ф. 9626, on. 1, д. 255, л. 30, 20.