Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Guffey Е.Е. Retro: The Culture of Revival. London: Reaktion Books, 2006. 188 pp.; ill.
Любите ли вы ар-деко? Считаете ли альбом Обри Бердсли или Альфонса Мухи идеальным подарком? В наши дни искусство модерна и 1920-1930-х годов представляется едва ли не универсальным эталоном художественного вкуса, выступая неустаревающим стилистическим ориентиром в моде и дизайне. Интерес к этим периодам носит поистине массовый характер, переходя границы поколений и социальных групп; произведения ар-нуво и ар-деко почитаются как классические образцы и в то же время воспринимаются как объект личных предпочтений, собственный эстетический выбор.
Нынешний статус декоративных стилей начала века вытесняет из поля зрения то обстоятельство, что в свое время они отнюдь не считались «серьезным» искусством в силу ярко выраженного коммерческого характера, а в последующие десятилетия оказались и вовсе забыты. Каким образом некогда маргинальные эстетические явления заняли место на пьедестале «вневременных» культурных ценностей, как сочетаются всеобщая любовь и претензия на элитарность, откуда возникает тоска по временам, которых мы не застали? Обо всем этом и многом другом — прекрасная книга Элизабет Гаффи «Ретро: „возрожденческие" культурные практики».
Сильное впечатление производит динамичная вступительная часть, представляющая основные аргументы книги в контексте смежных проблемных полей культурных исследований и с опорой на яркий фактический материал. Прежде всего автор ставит вопрос о специфике ретро как феномена новейшего времени. По мнению исследовательницы, термин, вынесенный в заглавие книги, применим лишь к явлениям второй половины XX века. Повторение, обращение к прошлому в том или ином виде характеризует всю историю культуры. Своеобразный апогей приходится на XIX век, когда бесконечные вариации на тему уже бывшего породили стилистическую эклектику историзма как доминирующее направление в архитектуре, искусстве и декоративных ремеслах. Оглядка назад, возобновление отживших тенденций представляется одним из ключевых механизмов моды последних столетий: основополагающая идея ценности новизны подразумевает и выделение устаревшего, и периодическую смену полюсов местами. Тем не менее Элизабет Гаффи настаивает на беспрецедентном характере того рода отношений с прошлым, который нашел выражение в феномене ретро.
Сам спектр явлений, доступных «ретроизации», достаточно ограничен: в то время как художественные направления с приставкой «нео-», возникавшие в конце XVIII — начале XX века, были обращены к различным эпохам мировой истории, в эстетике ретро всегда обы- грывается недавнее прошлое. По мысли Гаффи, стилистический сумбур историзма, вызывавший в памяти значимые этапы и достижения культуры, функционировал наподобие фамильной портретной галереи современной европейской цивилизации. При всем должном уважении к «прадедушкам», новейшая эпоха представала при этом как точка кульминации, акме, и все экскурсы в прошлое призваны были в конечном счете подтвердить ее превосходство.
После прочтения книги остается неясным, является ли для Гаффи значимым автором Хосе Ортега-и-Гассет, однако близость рассуждений в данном случае очевидна. В известной работе испанского философа «Восстание масс» вводится понятие «эпох исполнения» — исторических периодов, которые «ощущают себя конечным результатом многих подготовительных этапов, предыдущих эпох, не достигших полноты, низших по развитию, над которыми «эпоха исполнения» доминирует» (Ортега-и-Гассет [1930]). Ярчайший пример подобного отношения к настоящему Ортега-и-Гассет усматривает в «долгом» XIX веке (до начала Первой мировой войны). При этом философ также указывает на историзм как на неотъемлемую часть такого мировоззрения. Именно включение вереницы прошлых эпох в ментальный горизонт современности позволяет увидеть в настоящем заключительный этап мировой истории, что предполагает его совершенство и вместе с тем ставит под сомнение возможность дальнейшего движения.
Этот второй, «негативный» аспект историзма не затрагивается у Гаф- фи — что, впрочем, вполне объяснимо, ведь культура XIX века не является основным объектом рассмотрения в книге. Однако не свойственно ли подобное ощущение финальности и нашей эпохе? И сам феномен ретро, и аналитические высказывания вокруг него, как представляется, свидетельствуют о том, что настоящее снова начало восприниматься как своеобразный «конец времен». Предположение об универсальности подобного мироощущения опровергается характеристиками периода между двумя мировыми войнами как в исследовательских текстах, так и в устах очевидцев. Ортега-и-Гассет, в чьем лице соединяются обе эти позиции, воспевает свою эпоху, «которая начисто отказывается от всякого наследства, не признает никаких образцов и норм, оставленных нам прошлым, и, являясь преемницей многовековой непрерывной эволюции, представляется нам увертюрой, утренней зарей, детством» (Там же). По мысли философа, его современники «переросли» увлечение историей; утрата интереса к былому связывается с открытием новых возможностей и путей развития.
Эта упоенная настоящим и устремленная вперед эпоха занимает важное место в культуре ретро, представая уже как эпизод истории. Именно в этом, по мнению Элизабет Гаффи, заключается ключевой парадокс анализируемого ей феномена: в его рамках «новейшее время», период индустриальной «современности» осмысляется как прошлое. Как показывает исследовательница — и это становится одним из основных выводов книги, — обаяние этой эпохи для потомков не в последнюю очередь было связано с отличающим ее оптимистичным взглядом на будущее. «Космическая эра» 1960-х годов стала последним периодом, разделявшим беззаботную веру в прогресс науки и техники, способный стать основой более разумного и справедливого общественного устройства. Впоследствии подобные настроения исподволь сменились разочарованием и апатией, заставляя с тоской оглядываться на те времена, когда будущее еще казалось заманчивым.
Для иллюстрации этого тезиса Гаффи приводит поразительный пример: изменение концепции раздела Диснейленда, посвященного фантастическим образам завтрашнего дня. Изначально в этом комплексе аттракционов использовались технологические и дизайнерские разработки, опережавшие свое время и отражавшие актуальные социально-утопические проекты. Однако уже в конце 1950-х годов, то есть просуществовав всего несколько лет, диснеевские футуристические фантазии начали приобретать формальный характер, сосредоточиваясь на внешнем виде сооружений и избегая затрагивать общественно значимую проблематику. Наконец, масштабная реконструкция, предпринятая в 1998 году, решительно изменила облик Страны Будущего: вместо смелых визионерских прогнозов посетителей ожидали канонические образы грядущего, создававшиеся с конца XIX века до 1930-х годов. Перед лицом неуверенности и тревог современности устроители парка почувствовали необходимость возродить и законсервировать мечту об уютном будущем в ретрофутуристическом ключе.
Любопытно, что само слово «ретро» вошло в широкий обиход из космонавтики, где означало нечто, использовавшееся в качестве противовеса, который замедлял бы движение вперед, позволяя корректировать траекторию полета. Символичным образом, возникновение ретрости- лей в эру освоения космоса указывало на подспудное формирование мироощущения, противоположного преобразовательному энтузиазму и чаяниям эпохи модернизма. Эти контрастные настроения некоторое время накладывались друг на друга, боролись между собой — вплоть до полного угасания первоначального импульса.
Возвращаясь к сравнению историзма и ретро, можно сказать, что во втором случае оглядка назад приобретает несколько пессимистический смысл. Воскрешение прошлого при этом не просто не имеет целью продемонстрировать превосходство современности, но, напротив, сигнализирует о недовольстве текущим положением дел, порождающим склонность к эскапизму.
Несмотря на очевидное предпочтение ушедших времен настоящему, образующее сущность феномена ретро, подразумеваемый им взгляд на прошлое лишен сентиментальности. Элизабет Гаффи считает необходимым неоднократно подчеркнуть этот довод, чтобы нагляднее выявить отличие ретро от ностальгии. Последняя предполагает предельно серьезное отношение к своему объекту, не чуждое идеализации, тогда как эстетика первого основана на иронической дистанции. Маскарад ретростилей всегда носит немного гротескный характер, нередко бросая вызов устоявшимся канонам хорошего вкуса, а со временем и переопределяя их. Неслучайно высокие образцы крайне редко становятся здесь предметом повторения, используются в основном артефакты массовой культуры на грани китча.
В трех главах книги автор последовательно рассматривает возникновение и эволюцию моды на ар-нуво, ар-деко и стиль 1950-х годов. В хитросплетении влияний и заимствований, обнаруживаемых Элизабет Гаффи среди, казалось бы, хорошо известных явлений, проступает довольно необычная история искусства второй половины XX века. Помимо собственно произведений, в нее оказываются вписаны практики коллекционирования, музейные выставки, оформление публичных пространств, декорации и костюмы в бродвейских мюзиклах и голливудских фильмах, облик эстрадных исполнителей и их поклонников. Но наиболее удивительной составляющей предстает, пожалуй, многообразие способов отношения к одним и тем же объектам и значений, приписывавшихся им в разные периоды разными группами зрителей.
Хотелось бы подробнее остановиться на истории восприятия стиля модерн, увлечение которым стояло у истоков феномена ретро, причем структуры этого интереса многократно воспроизводились в последующих стилевых «возрождениях». На протяжении первой половины XX века несколько поколений критиков, начиная с современников, безжалостно клеймили ар-нуво то за буржуазность, то за упадничество. Джордж Оруэлл, посетивший Испанию в разгар гражданской войны, искренне сожалел о том, что собор Святого семейства в Барселоне — всемирно известный неоконченный шедевр Антонио Гауди — не взорвали анархисты. Корни подобного отношения не стоит искать в желчности отдельных литераторов, оно отвечало духу времени. Декоративная избыточность форм, пышность чувственных извивов выглядела вульгарно на фоне чистых линий модернизма и казалась компрометирующей с точки зрения злободневных социальных задач. Одним словом, долгое время ар-нуво представлял собой «неудобную» страницу современного искусства, которую предпочитали пролистывать не глядя.
В то время как признанные арбитры вкуса обрушивали на модерн потоки негодования или попросту игнорировали его, сама эта отверженность делала его привлекательным для мастеров эпатажа: так, Сальвадор Дали охотно возводил эстетическую родословную своего творчества к ар-нуво. Позднее для все большего числа художников искусство рубежа веков начинает символизировать свободу от чересчур строгих рамок модернизма. Нередко подобный выбор ориентиров приобретал идеологический смысл: в Италии, Австрии и Германии после Второй мировой войны произведения ар-нуво заняли почетное место в музеях и стали образцами для подражания именно в силу того, что фашистскими и нацистскими режимами это искусство объявлялось «вырожденческим».
«Свобода», ассоциировавшаяся со стилем модерн, могла иметь различные значения — от неограниченного творческого самовыражения до неприкрытого гедонизма. Эротическая составляющая культуры рубежа веков, особенно явственно проступавшая в коммерческом искусстве, таком как графика рекламного плаката, весьма импонировала поколению сексуальной революции. Когда в 1966 году Музей Виктории и Альберта открыл выставку работ до этого практически неизвестного Обри Бердсли, наплыв публики превысил все ожидания. Не в последнюю очередь популярность экспозиции была связана со скандалом: вскоре после открытия в музейный магазин нагрянула полиция, чтобы изъять поступившие в продажу «непристойные» репродукции художника. Сомнительные с точки зрения властных институтов произведения мгновенно поднимались на щит представителями контркультур, использовавшими их для выстраивания протестной идентичности.
Элизабет Гаффи подробно рассматривает использование стилистики ар-нуво в субкультуре, связанной с использованием психоделиков. В дизайне афиш, анонсировавших концерты популярных рок-групп, выработался особый изобразительный язык, вторивший плакатам рубежа веков с их причудливой флорой, длинноволосыми красавицами и изысканными шрифтами. Сам жанр афиши, столь любимый художниками модерна, а впоследствии вытесненный радио и телевидением, обрел новую жизнь в ретропристрастиях музыкального андеграунда. Эстетика «психоделических» постеров служила отправной точкой для выработки визуального языка сценических выступлений и стилизации облика артистов. Обращение к искусству прошлого пересекалось в создании этой образности с путешествиями в глубины сознания.
Маргинальный статус произведений ар-нуво до начала 1950-х годов позволял их «первооткрывателям» образовывать узкий круг посвященных, знатоков, способных разделить эстетическое удовольствие от диковинных, «безвкусных» объектов. Предпочтение, оказываемое предметам такого рода, служащее отличительным знаком более утонченного вкуса, чем в случае выбора признанных образцов, легло в основу знаменитого понятия «кэмп», предложенного Сьюзан Сонтаг.
Коннотации элитарности, экстравагантного индивидуального пристрастия, закрепившиеся за искусством модерна в то время, отчасти сохранились до наших дней, обеспечивая ему достаточно высокий культурный статус. Однако границы сообщества избранных не могли быть совершенно непроницаемыми, и всего за несколько лет реплики произведений в стиле ар-нуво распространились настолько, что начали украшать заведения быстрого питания. Мода на них распространялась по двум направлениям: с одной стороны, тиражировались вещи, ассоциировавшиеся с образом жизни знаменитостей, с другой — атрибутика субкультур, теряя свой изначальный смысл, заимствовалась для привлечения массового потребителя. В обеих стратегиях был заложен мощный маркетинговый потенциал, который, однако, достаточно быстро исчерпал себя, и потребовался новый стиль, способный апеллировать и к изощренному, и к невзыскательному вкусу. Таким стилем стал ар-деко.
Термин «ар-деко» возник в 1960-е годы из сокращенного названия Международной выставки декоративных и промышленных искусств, прошедшей в Париже в 1925 году и на волне ретроспективного интереса к межвоенному периоду рассматривавшейся как одно из ключевых событий тех лет. Уже сам этот факт подсказывает, что имело место не столько «возрождение» некого явления, сколько его изобретение. Изначальное отсутствие объединяющего названия неслучайно: стиль ар-деко действительно не существовал в 1920-1930-е годы, а был сконструирован десятилетия спустя из разнородных объектов и вдохновленных ими стилизаций.
Принципиальное отличие ар-деко от более ранней волны ретромоды заключается в том, что богема и массовая публика прельстились им практически одновременно. С другой стороны, исследовательские работы, посвященные этому стилю, начали появляться уже на излете увлечения им, тогда как в случае ар-нуво серьезное изучение искусства рубежа веков предпринималось его первыми почитателями, предшествуя всеобщему интересу. Таким образом, применительно к ар-деко потребление опережало осмысление; единственной формой анализа этого явления на ранних этапах оставались художественные высказывания: и поп-арт, и минимализм воздали должное массовой эстетике 1920-1930-х годов.
Специфика увлечения стилем межвоенного периода была также связана с тем, что сократился временной промежуток, разделяющий объект ретроспективного взгляда и его субъектов. В конце 1960-х годов еще были живы свидетели эпохи, которую якобы увековечивал переживавший в это время пик популярности ар-деко, и их видение прошлого порой решительно не совпадало с предлагаемой реконструкцией. Для очевидцев эмоциональный фон 1930-х годов в значительной степени задавался впечатлениями, связанными с тяжелым экономическим кризисом, тогда как поклонники ретростилистики вдохновлялись беззаботной атмосферой мюзиклов и дансинг-холлов. Феномен ретро основан на избирательной памяти, для которой характерно сглаживание противоречий и игнорирование трагических сторон действительности, что ярко проявляется, в частности, в замалчивании травматичного опыта военных лет. Еще один пример подобного «несерьезного» отношения к некогда весьма существенным проблемам — мода на «гангстерский стиль», распространившаяся благодаря культовому фильму «Бонни и Клайд». Образ бандита времен Великой депрессии, овеянный романтическим ореолом, не мог не вызывать неоднозначную реакцию у тех, кому в реальности довелось пережить тревоги и страхи того времени.
Возникновение в начале 1970-х годов ретростиля, обращенного к золотой эре рок-н-ролла, к 1950-м означало еще большее сближение во времени настоящего и «возрождаемого» прошлого. Приметы вошедшего в моду периода не то что не успели стереться из памяти — существовали носители традиций того времени, для которых последующие десятилетия словно не наступили. Так, на одном концерте могли оказаться рядом юные щеголи, присвоившие атрибутику «тедов», и уже не столь молодые реальные представители этой субкультуры, верные раз избранному стилю. Однако подобное соседство делало еще более очевидной нетождественность образа и прообраза, прожитых и воображаемых 1950-х.
В последней главе можно было бы ожидать калейдоскопа ретростилей, наблюдаемых в моде конца XX века, однако Элизабет Гаффи идет по иному пути. Явлением, заслуживающим специального рассмотрения, для нее выступает заимствование художественного языка авангарда рекламой рубежа 1970-1980-х годов. Будучи переосмыслены в рамках ретростилистики, образцы, «современность» которых казалась вечной, оказываются маркированы как «прошлое», привязаны к своей — завершившейся, ушедшей безвозвратно — эпохе. Гаффи также акцентирует внимание на том, что при коммерческом использовании образов и выразительных средств авангарда форма окончательно отделяется от содержания, которое она была изначально призвана воплощать. Таким образом, прошлое оказывается недосягаемым, так как культура ретро за кажущейся преемственностью осуществляет радикальный разрыв с ним.
Недавнее прошлое — почти еще настоящее — таит немало ловушек для исследователя. Одной из них, как представляется, не избежала Элизабет Гаффи: использованные ею источники нередко содержат полноценные аналитические высказывания, от которых автору работы сложно дистанцироваться. Язык описания ретро, предлагаемый исследовательницей, в значительной степени воспроизводит соображения современников рассматриваемых явлений. Тем не менее объем и разнообразие привлеченных материалов, а также оригинальная структура книги, сама по себе несущая аналитический потенциал, делают эту работу ценным вкладом в изучение культуры XX века. Особенно значимой представляется увязанная с проблематикой книги попытка подвести черту под изучением «современной эпохи» и выработать инструментарий, пригодный для рассмотрения того, что ей наследует.
Вспомним еще раз Хосе Ортегу-и-Гассета, который противопоставлял XIX век, смотрящий в прошлое и потому лишенный будущего, и свою эпоху, устремляющуюся вперед за счет разрыва с предшествующими периодами. Можно сказать, что книга Элизабет Гаффи преодолевает эту оппозицию: обращаясь к прошлому «в квадрате», каким можно назвать ретро, она направлена в будущее.
Литература
Ортега-и-Гассет [1930] — Ортега-и-Гассет X. Восстание масс, www.skmrf.ru/library/library_files/ortega.htm.