Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
«Движения цвета: искусство и мода Сони Делоне» (Color Moves: Art & Fashion by Sonia Delaunay). Национальный музей дизайна «Купер-Хьюитт», Нью-Йорк. 18 марта – 19 июня 2011
Трудно поверить, что за последние тридцать лет ни в одном из музеев США не устраивалась выставка, посвященная работам Сони Делоне. Так что открытие выставки «Движения цвета: искусство и мода Сони Делоне» в нью-йоркском Национальном музее дизайна «Купер-Хьюитт» стало более чем долгожданным событием. Экспозиция охватывала два наиболее плодотворных десятилетия в карьере Делоне — 1920-е годы, когда она жила в Париже и создавала одежду для собственного модного ателье, и 1930-е годы, когда Соня разрабатывала образцы тканей для амстердамского универмага Metz+Co. Было представлено более 300 работ из коллекций, принадлежащих Музею декоративного искусства, Парижскому музею моды, Музею набивных тканей города Мюлуза и Национальной библиотеке Франции (иллюстрации см. во вклейке 5). Эта большая выставка создает уникальную панораму творчества замечательного художника-модерниста, представительницы современного искусства XX века, которая первой среди женщин — художников и дизайнеров удостоилась ретроспективной выставки в Лувре еще при жизни.
Делоне прожила замечательную жизнь. Она родилась в 1885 году в небольшой деревеньке на Украине неподалеку от Одессы. Девочку назвали Сарой. Когда Саре исполнилось 5 лет, она вместе со своим богатым дядей Генрихом Терком, который удочерил ее, отправилась жить в Санкт-Петербург. После удочерения Сара Штерн приняла имя Соня. Девочка получала образование в лучших учебных заведениях в России, а потом в Германии. В 1905 году Соня приехала в Париж. Не желая возвращаться в Петербург, она убедила своего друга Вильгельма Уде, коллекционера, занимавшегося продажей произведений искусства, жениться на ней. В 1907 году Соня встретила художника Робера Делоне, за которого вышла замуж в 1910 году, уже от него беременной. Через два месяца на свет появился их сын Шарль.
Соню и Роберта связывали не только романтические, но и интеллектуальные отношения. Оба художника разделяли одни и те же взгляды на искусство, особенно интересуясь принципами сочетания света и цвета. Они разработали теорию передачи цвета через «симультанность» — ощущение движения возникает тогда, когда контрастные цвета помещаются один рядом с другим. Именно цвет, ритм и симультанность стали ведущими принципами их искусства.
Первый опыт Делоне в области дизайна тканей был случайностью, несмотря на то что несколькими годами ранее она занималась изучением вышивки. Это произошло в 1911 году, когда, решив сшить одеяло для своего новорожденного сына, она соединила лоскуты разных цветов и пришла к выводу, что абстрактные узоры смотрятся на ткани очень актуально. В1913 году Делоне создала свое первое симультанное платье (robe simultantee). Этот наряд был выполнен по тому же принципу, что и одеяло. Делоне сшила платье из разноцветных лоскутов и появилась в нем на вечеринке. Платье стало ее визитной карточкой и подвигло ее на занятие дизайном.
Мир художников, поэтов и писателей, в котором обитала Делоне, не только служил источником вдохновения, но и давал ей широкие возможности применить свои таланты. Среди ранних работ, вызвавших значительный интерес к ее творчеству, были иллюстрации к поэме Блеза Сандрара. Слова поэмы соседствовали и сочетались с образами, созданными Делоне так, что всю поэму можно было «охватить» одним взглядом. Кроме того, Соня использовала стихи, написанные Тристаном Тзара для создания своего наряда, известного как платье-поэма. Это платье Делоне надевала на все модные вечерники, поэтические чтения и открытия выставок, которые организовывали ее друзья дадаисты. Она сама являлась лучшей рекламой своих дизайнерских работ.
В связи с событиями, произошедшими на мировой арене (начало Первой мировой войны), свой первый бизнес — дом моды Casa Sonia — Делоне основала в Мадриде. В этом ей помог Сергей Дягилев. С его помощью она сделалась успешным дизайнером. По возвращении в Париж в 1925 году, она открывает Дом моды Delaunay, ставший частью «Симультанного ателье» (Atelier Simultane) — мастерской, в которой разрабатывались новые фасоны, ткани и аксессуары. В этом же году она смогла представить свои работы на парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности. На этот раз ей помог ее друг Жак Хейм, занимавшийся дизайном одежды и меховых изделий для знаменитостей. Он попросил Делоне оформить для выставки экспозицию в виде витрины магазина под названием «Симультанный бутик» (Boutique Simultane).
Одежда и аксессуары, представленные на выставке «Движение цвета», от пальто до купальников и шляпок, позволяют убедиться, что талант Делоне заключался в создании новых расцветок, а не фасонов одежды. Смелые и яркие геометрические узоры и цветочные орнаменты оживляли традиционные, а порой и вовсе скучные силуэты. Она умела мастерски совмещать цвета и комбинировать тона — коричневый становился золотым, а красный казался оранжевым. В конечном итоге, когда в 1929 году Дом моды Delaunay закрылся, из документов стало очевидно, что именно ее ткани, а не ее наряды пользовались наибольшим спросом.
На выставке были представлены разнообразные экспонаты: одежда, ткани, альбомы с набросками, фотографии, которые позволяют посетителям подробно ознакомиться с работами Делоне, не помещая их, однако, в более широкий контекст парижской моды этого периода. Но даже вне сравнения ее работ с работами других дизайнеров, создававших одежду и текстиль в это же время, экспонаты позволяют убедиться, что вклад Сони Делоне в дизайн тканей (в отличие от дизайна одежды) был поистине огромен. В создаваемых ею расцветках ощутимо влияние русского народного искусства. Кроме того, в ее работах присутствуют стилизованные мотивы, близкие по духу к ар-деко. Делоне стремилась добиться эффекта непрестанного самопроизвольного движения рисунка на ткани. Она придерживалась правила избегать четко выраженных линий. Известно, что скорость и движение (см. все ее ткани с зигзагами) — основа ар-деко. Яркие ткани Делоне, напоминающие абстрактные полотна, транслировали новшества современного искусства. Неудивительно, что ее покупателями оказывались актеры и актрисы, а также жены архитекторов и дизайнеров. Разумеется, и сама Делоне была в женском «авангарде». На фотографиях этого периода мы видим женщину с коротко стрижеными волосами, которая выделяется своим оригинальным чувством стиля.
После закрытия ателье Делоне по-прежнему продолжала заниматься дизайном тканей под маркой Tissus Delaunay («Ткани Делоне»). Очень плодотворным оказалось ее сотрудничество с универмагом Metz+Co, которое продолжалось до конца 1960-х годов. Это сотрудничество началось после того, как владелец магазина Йозеф де Лееув увидел ее работы на парижской выставке 1925 года. Вначале Делоне продавала универмагу готовые ткани, а с 1930 года Metz+Co стал самостоятельно изготавливать ткани по ее эскизам. Для Делоне это было выгодным соглашением, поскольку приблизительно в это время она закрыла свою собственную мастерскую. В течение 1930-х годов она создала более 2000 различных расцветок для универмага, из которых Metz+Co закупил 200. Для Сони Делоне работа над дизайном тканей никогда не была второстепенным делом. Как отмечают кураторы выставки «Движение цвета», «среди созданных ею рисунков тканей есть цветовые решения, которые не встречаются на ее картинах».
Одна из оригинальных идей выставки — показать, что Metz+Co являлся не просто универмагом, а выступал в качестве стартовой площадки для развития последующих тенденций в области современного дизайна. Ранним примером такого рода может служить сотрудничество в области дизайна между Metz+Co и британским универмагом Liberty of London в 1902 году. Но Metz+Co также поддерживал своих нидерландских дизайнеров, таких как Геррит Ритвельд, который оформил специальное выставочное пространство магазина для демонстрации работ современных дизайнеров. Универмаг производил ткани, мебель и небольшие ковры по эскизам художников группы De Stijl (нидерл. «Стиль»). Кроме того, именно здесь были едва ли не впервые выставлены знаменитые «Красно-синие стулья» и «Стулья-зигзаги» Ритвельда (их также можно видеть на вставке в «Купер-Хьюитт»).
Свой успех Делоне обобщила следующей фразой, высказанной в письме к Хендрику де Лееув (сыну Йозефа де Лееув): «Наша жизненная позиция и ее эволюция чрезвычайно важны и неповторимы, поскольку, развиваясь в искусстве, мы несли его и в повседневную жизнь... Так распространялись идеи современного искусства, оно становилось более доступным и понятным благодаря моим тканям. Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».
Перевод с английского Марины Михайловой