Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
«Альтернативная мода до прихода глянца», 1985-1995. Центр современной культуры «Гараж», Москва. 28 апреля — 13 июня 2011
В центре современной культуры «Гараж» кураторы Михаил Бастер и Ирина Меглинская провели выставку, посвященную альтернативной моде перестроечного и постперестроечного периода, в определенной степени являющуюся логическим продолжением их проекта «Хулиганы 80-х», проходившего в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2009». Родство ощущается сразу: «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985—1995» составлена по такому же принципу, что и «Хулиганы»: около сотни фотографий работ Кати Филипповой, Гоши Острецова, Ирэн Бурмистровой из частных архивов и вырезок из журналов, составляющих настоящую «стену памяти», выстроенную поперек выставочного зала. Но если «Хулиганы» наглядно показывали, как рокеры мутировали в металлистов и где тусили ньювейверы, как панки ставили ирокез и кто отоваривался на знаменитой Тишинке, то «Альтернативная мода» иллюстрирует следующий этап развития постсоветской индивидуальности — попытку приравнять моду к искусству. Это та мода, которая в современной России развития не получила — может быть, и благодаря второму пришествию культуры официоза — а потому кажется театральной, неудобной и, за неимением лучшего определения, тусовочной — «для своих». Она отражала «слухи, сплетни, идеи и легенды, которые воплощались дизайнерами и модниками в экстравагантных образах на самодеятельных подиумах и на улицах» (Бакстер 2011), а значит, как факт объективной реальности существовала для достаточно узкой прослойки людей: собственно дизайнеров, моделей, свободных художников, моделей и западных поклонников российской диковинки.
«Вы думаете, это будут носить?» — не раз и не два задавались вопросом журналисты, недоуменно разглядывая непонятные, невозможные, неправильные работы Кати Филипповой, Гоши Острецова, Александра Петлюры, Андрея Бартенева, Кати Микульской-Мосиной, Кати Рыжиковой, Ирэн Бурмистровой. Непричесанная, еще не затронутая глянцем, не покрывшаяся благородной патиной всеоправдывающей истории мода 1980-1990-х годов предстает перед нами, по словам Бастера, «дикорастущей и неукрощенной, явившись внезапно, как химическая реакция разных творческих групп андерграунда, которые молниеносно отвоевали собственное пространство на рок-сцене, в сквотах и на официальных подиумах».
Одежда становилась маркером новой жизни и новой свободы — глотком вседозволенности, когда за неприкрытый стеб над еще свежим в памяти прошлым уже не сажали. На этом противостоянии «еще» и «уже» и родилась русская альтернативная культура, которая, впрочем, не получила дальнейшего развития. Гарри Асса — первооткрыватель блошиных рынков, министр моды в правительстве «Новых художников», изобретатель стиля «мертвый разведчик», бывший фарцовщик, заядлый тусовщик, — дает очень точную характеристику этой моды: «мы просто дефилировали в трусах поверх штанов или с пакетом на голове — это был жест по отношению и к вещам, и к зрителям. <...> Мы пытались привить советским реалиям абсолютно несоветскую культуру, которая, мутировав от скрещивания с реальностью, дала своеобразные всходы».
Жест этот, сопротивляющийся логике официальных догм, олицетворял собой хейзинговское превращение homo soveticus из homo faber в homo ludens, постсоветскую и постмодернистскую игру. Достаточно вспомнить балет «Белое облачко» Петлюры, где постоянная участница петлюровских перформансов пожилая пани Броня в белой пачке порхала по подиуму в окружении личностей мужского пола демонической наружности, периодически повторяя: «Я облачко». Или костюмированные перформансы Гоши Острецова и Тимура Новикова, исследовавших зыбкое пространство гиперкоммунизма. Или дефиле Бурмистровой по Красной площади в одном из своих костюмов, похожем на серебристую ракету и вырезанном из материала, используемого для изоляции в самолете. Как вспоминает Гарик Асса, «основным лозунгом Дома моделей „Ай-да-люли" стал девиз питерских некрореалистов „Безумный род людской, кривляйся и пляши". А Олег Евгеньевич Котельников подарил другой: „Одежда — мой комплекс земной". Начиналось действие со стихов Гора Чахала, или Герман Виноградов потихонечку звенел своими конструкциями. И тут появлялись люди и устраивали хаос — „духи" наводили порядок. Котельников иногда выступал в роли „русского духа" с балалайкой, а я „китайского" — с ломом. Девушки дефилировали. Буквально за пять-десять минут публика вводилась в ступор. На самом деле костюмы просто были красками в палитре художников» (Артхроника 2010).
Альтернативная мода всегда перформанс, встряска, близость театру и року, перекраивание на свой лад посредственных деталей быта: юбки шьются из портьер, перчатки — из колготок, пиджаки — из халатов, ожерелья — из плюшевых игрушек. В своих творениях они объединяли гламур и панк с наивностью первооткрывателей, ведь в официальном Советском Союзе не существовало ни того, ни другого. Моды в том, что они делали, было мало (недаром королева британского глам-панка Вивьен Вествуд отказавшись приехать на Недели британской моды в Москве в 1989 году, вынесла чеканный приговор: «В стране серпа и молота моды нет»), зато было много задора, иронии, неожиданных сочетаний. Это потом придет настоящий гламур и все отформатирует, а пока можно было быть ни на кого не похожим и наивно шить юбки из фольги, как, например, это делала Катя Филиппова, сочетая мили- тари и все вариации русского исторического империализма с портьерными рюшами. «Когда б вы знали, из какого сора...» — по этой максиме и жили постсоветские законодатели мод: в стране победившего дефицита в качестве материала для кройки и шитья годилось все, что попадалось под руку. Это вызывало и восхищение, и пренебрежение одновременно. Как писал The New York Times в 1989 году, «небольшое количество неофициальных дизайнеров Москвы, для вида, все же поворачиваются спиной к Западу, разгребая советскую историю и современные барахолки в поисках вдохновения. Поскольку материалов недостаточно, большинство подумывает о том, чтобы стать опытными специалистами по помойкам». И далее: «...ни один из объектов не является слишком непритязательным, слишком уродливым или слишком священным, чтобы послужить делу» (kompost). В тот момент это еще было кому-то нужно.
Кроме очевидных рока и панка новые дизайнеры также черпали вдохновение в творчестве авангардистов 1920-х годов (достаточно вспомнить поролоновые архитектурные конструкции Бартенева или Бурмистровой) и в практичных экспериментах начала советской эпохи — творчестве Ламановой, Степановой, Поповой (как, например, Елена Худякова), конструктивистов. Переосмысленного советского было гораздо больше, чем западного. Так, Острецов смешивал космос, коммунизм и моду, обшивая придуманные им миры, где летчики разгуливали во фраках с хвостом-самолетиком, на фуражке и погонах танкиста стояли игрушечные танки, а шлем космонавта представлял собой космическую станцию из пластмассового горшка, увенчанную космическими же кораблями из детского конструктора; а жених и невеста, одетые в костюмы советских супергероев, регистрировали брак под пальбу из игрушечных автоматов. Как говорил сам художник, это было концептуальное впадание в детство.
На вопрос «Вы полагаете, это будет носиться?» Бартенев дает ключевой для понимания авангардной моды ответ: «Я полагаю, что это следует шить». Таким образом одежда становится вещью-в-себе. Но с высоты прошедших лет наблюдать за этой тусовочностью и эпатажем как-то неловко, ее закрытость в выставочном пространстве обесценивается, вызывает снисходительную улыбку, мол, умели люди веселиться, но время уже не то и как-то это трогательно и безумно. К тому же, ни один из нарядов не включен в экспозицию, все они представлены лишь на фотографиях, что снижает общий пафос и градус театральности фактически до нуля.
К любой ретроспективной выставке, освещающей события не столь далекие и еще памятные большинству возможных посетителей, может быть два подхода. Первый — рассчитывать только на участников процесса, которые хотят поностальгировать о буйной молодости (поискать знакомых на фотографии, повспоминать кто-когда-с-кем и что с ними стало, посплетничать, наконец). Второй — подразумевать интерес профессионалов, исследующих материал, еще не причисленный к классике, но и не отброшенный за границы исследования; то есть материал живой, поддающийся не просто толкованию, но и переживанию и сочувствию. И хотелось бы, чтобы выставка «Альтернативная мода до прихода глянца: 1985—1995» была ориентирована именно на вторую категорию; но, к сожалению, камерный формат, отсутствие собственно костюмов не передают драйва, который вел альтернативную моду этого времени, — времени, когда мода была средством самовыражения, а не средством достижения богатства и славы. Вырезки из западных журналов не передают бунтующих красок и почти булгаковской бесовщины. Сиротливо притаившиеся в дальнем углу экспозиции маленькие телевизионные экраны впустую проецируют кадры дефиле тех времен — они не в силах передать того заряда жизненной силы, который когда-то приковывал к себе взгляды. По сравнению с той творческой энергией, которую воплощала в себе альтернативная мода конца 1980-х — начала 1990-х годов, ее прямые наследники — современные дизайнеры и современные субкультуры — кажутся искусственными, декоративными. Посмотрев на «Альтернативную моду», удивительным образом ощущаешь, что мы разучились жить и радоваться жизни. Возможно, с точки зрения Бартенева или Острецова, мы просто конечный этап эволюции, биороботы, не способные мыслить оригинально.
Литература
Артхроника 2010 — Перестройка от кутюр // Артхроника. 2010. № 3.
Бакстер 2011 — Альтернативная мода до прихода глянца. 1985—1995. Каталог к выставке. 2011.
Известия 2009 — Хулиганы 80-х вспомнят молодость на выставке в Манеже // Известия. 27 марта 2009 г. www.izvestia.ru/news/346879.
kompost — материалы сайта www.kompost.ru.