Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Дорогие читатели,
перед вами 24-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»: можно сказать, что у нас хоть и не круглая, но дата — по количеству номеров нам стукнуло целых шесть лет!
Раздел «Одежда», с одной стороны, посвящена весьма востребованному на сегодняшний день направлению прогнозирования моды, а с другой, мы не удержались и решили опубликовать одну главу из книги Кристин Бар «Политическая история брюк», которая готовится к печати в серии «Библиотека журнала „Теория моды"». В главе рассматривается драматичный момент в освоении брюк женщинами, когда поначалу только самые смелые и отчаянные покушались на святая-святых мужского гардероба (с появлением девушки-эмансипе), затем брюки были признаны «приличными» для занятий спортом и пляжа, чтобы в конце-концов оказаться такой же униформой для большинства женщин, каковой они являлись и являются до сих пор для мужчин. Кстати, в США брюки распространялись с меньшим скрипом, видимо, в силу общей ориентированности американского модного рынка на более спортивную и комфортную одежду. Любопытно, что когда Кристиан Диор в 1947 году представил в Париже свой знаменитый «нью-лук» и приехал в Америку с рекламным турне, американки встретили пропагандиста традиционной затянутой в корсет и облаченной в длинную пышную юбку с обязательными шляпкой и перчатками женственности довольно агрессивно. Они выходили на улицы с плакатами «Уезжайте домой, месье Диор!», «Мы ненавидим ваши платья длиной в пол!», писали петиции, а в штате Джорджия мужчины основали «Лигу разоренных мужей», умоляя «сохранить прежнюю длину», в противном случае, женам, следящим за модой, пришлось бы сменить весь гардероб на одежду в стиле «нью-лук», что неминуемо привело бы к опустошению семейных бюджетов.
В разделе «Тело» мы собрали статьи, посвященные противопоставлению нагого и голого тела. Как отметил искусствовед Кеннет Кларк, на которого ссылается в своей замечательной книге «Мода и мораль» Эйлин Рибейро, «древние греки создали человека обнаженного, а христиане — человека голого» (Рибейро 2012: 18). Интересно, в этой связи, что когда в начале XX века складывается направление свободного танца, его активисты в качестве сценического костюма выбирают именно туники в античном духе (см. об этом подробнее статью Ирины Сироткиной «Нагота как сценический костюм»). Не менее любопытными и зачастую неожиданными представляются приключения нудистов в СССР (об этом и многом другом см. статью Анны Разогреевой «Нудисты, дети и голые хулиганы: тело как локус общественного порядка в позднесоветских обстоятельствах»).
Завершает подборку статья Майкла Картера «Дж.К. Флюгель и обнаженное будущее», которая представляет собой внимательный и весьма кропотливый анализ одного из важных для модных штудий текстов — «Психологии одежды» (1930) психоаналитика Джона Карла Флюгеля, сторонника реформы костюма, с сочувствием относившегося к нудистскому движению и к Лиге солнечного света.
Наконец, в разделе «Культура» мы продолжаем публиковать материалы, посвященные отношениям моды и музыки. На этот раз героинями исследования Майкла Лангкьера стали две поклонницы черного — «Венера в черном» Сьюзи Сью, которая видела в этом цвете «броню», позволяющую ей чувствовать себя на сцене сильнее, выражая «новую маскулинность и конфронтационный гламур», и «кибердива» Жанель Монэ в неизменном смокинге, который «помогает держать равновесие». Мы также представляем статью Дирка Гиндта «Перформатив- ные процессы. Бьорк и ее творческое взаимодействие с миром моды», в которой рассматривается ряд весьма удачных коллабораций исландской певицы и таких гуру моды, как дизайнер Александр Маккуин и фотограф Ник Найт.
Не могу не отметить, что начиная с этого номера мы возобновляем рубрику «Музейное дело», в которой на сей раз мы публикуем очень важную статью Валери Стил «Музейное качество: мода на выставке», посвященную выставочному буму в области моды и поднимающую такие важные вопросы, как независимость куратора, историческая достоверность и др.
Хорошего лета и до встречи в сентябре!
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»
Литература
Рибейро 2012 — Рибейро Э. Мода и мораль. М.: Новое литературное обозрение, 2012.