Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Ингрид Гирц-Мартенсен (Ingrid Giertz-Martenson) — магистр этнологии и истории искусств Стокгольмского университета, инициатор университетской программы обучения по специальности «теория моды». Бывший директор Шведского совета моды, в настоящий момент старший консультант в стокгольмском Центре изучения истории бизнеса. Область научных интересов: изучение национальной шведской и международной систем моды.
Введение
Мода — многогранный феномен: она может быть связана с определением классовой принадлежности, характеристикой идентичности и пола, украшением тела. Однако мода еще и сложная часть глобальной системы, связанной с созданием, производством, продажей и маркетингом одежды. «Мода является платьем, ключевая черта которого — стремительная и непрерывная смена стилей» (Wilson 2003: 3). Мода всегда в движении, для многих даже чересчур быстром.
Внутри системы моды много действующих лиц — дизайнеров, производителей, байеров, журналистов, моделей и фотографов. Хотя интерес к моде кажется безмерным, многие части этой системы1 на самом деле еще неизвестны или плохо поняты. «Практические реалии индустрии моды лишь слегка известны за пределами круга лиц, непосредственно в ней занятых» (White & Griffiths 2000: 1). Небольшая группа людей специализируется на том, что называется прогнозированием: это специалисты, которые производят и продают информацию о том, что, по их мнению, станет must have (необходимым приобретением) следующего сезона. Они претендуют на то, чтобы раскрывать будущее моды.
Поскольку я много лет возглавляла Шведский совет моды и сама активно занимаюсь прогнозами в мире моды, то могу судить об этом феномене изнутри. В данной работе2 я хочу обсудить следующие вопросы: что такое прогноз, кто им занимается и как добывает информацию, кто испытывает потребность в этой информации? Каковы отношения этих людей друг с другом и как в постоянной борьбе между трендсет- терами формируются статус и признание? Наконец, как эти прогнозы трендов влияют на рядового потребителя, а он — на них? Действительно ли прогноз помогает потребителю сделать выбор и создает ли он новые тренды в моде?
Используя теоретическую модель Пьера Бурдье, я рассматриваю прогноз в моде как автономную область культурного производства, в которой для достижения и укрепления позиций и престижа используется символический капитал, а разнообразные социальные практики существуют для того, чтобы появились доверие и статус (Bourdieu 1984; Bourdieu 1993).
Прогноз в моде зачастую рассматривается как «таинственный» мир — некоторые ученые даже называли его миром «шаманов и шарлатанов», когда я упоминала о своем намерении его изучать. Другие же говорили мне, что понять этот феномен крайне интересно. Мои профессиональные связи дали мне возможность взять интервью у влиятельных представителей этого мира. В результате получилось двадцать подробных интервью в свободной форме у ключевых фигур из Стокгольма, Лондона, Парижа, Амстердама и Нью-Йорка3. Таким образом, мое исследование в большой степени основано на этнографическом материале. Я также привлекла наблюдения участников семинаров и выставок, посвященных трендам, и проанализировала порядка шестидесяти модных предсказаний на 2005-2008 годы.
Зачем слушать предсказателей?
Чтобы уловить историческую основу прогнозирования, нам придется переместиться в Париж конца XIX века. Когда в 1910 году была учреждена Палата высокой моды, ее целью было продвижение французской моды для утверждения ее превосходства (Kawamura 2004). Диктат Парижа длился долгое время: традиция показов новых коллекций высокой моды каждый сезон была законом для западного мира. Все большее число европейских и американских промышленников стали обращать внимание на растущий спрос на более доступную и дешевую продукцию.
В послевоенный период рынок стремительно изменился, идея готового платья приобрела популярность, и потребитель начал испытывать потребность в более дешевых и разнообразных стилях. Местом, где зарождалась более молодая и современная атмосфера моды, стал Лондон (Steele 2000). И утрата веры в институциональный диктат парижской моды, и идеологическая революция 1960-х годов способствовали усложнению системы моды и сильному росту потребительского влияния (Crane 2000). Некоторые национальные организации (например, лондонский Британский совет цветовых стандартов и миланский Комитет моды) и такие текстильные предприятия, как Dupont (Blaszczyk 2006), уже начали в то время пробовать задавать стандарты развития для цветов и тканей, но время частных трендовых агентств было еще впереди.
Именно в этот момент несколько парижанок решают открыть свои собственные независимые компании по разработке стиля — agences de style, в которых придумывают прогнозы относительно новых модных трендов для профессиональных актеров. Таким образом, эти новые агентства могут рассматриваться как характерные знаки современности с ее требованиями индивидуальности, диверсификации и ростом потребления (Wilson 2003). Их клиентами были производители, дизайнеры и розничные магазины — любой, кто нуждался в помощи, чтобы сориентироваться среди многообразия сигналов, подаваемых модой. В середине 1960-х годов Мэме Арнодин запускает Mafia. Франсуаз Винсен-Ричард учреждает Promostyl, а Доминик Пеклер начинает свой бизнес Peelers Paris (Grumbach 1993). Позднее Нелли Роди и Ли Эделькорт открывают свои компании, и тоже в Париже — Nelly Rodi и Trend Union соответственно. Здесь уместно было бы задаться вопросом: почему в этой новой области мы обнаруживаем так много женщин? Обладали ли они даром предвидения, способностью понимать новые возможности для бизнеса? Или же прогноз в области моды рассматривали как «женскую» профессию, то есть вспомогательную и не интересную для мужчин? Урожденная голландка Ли Эделькорт, одна из самых известных трендсеттеров в мире, сегодня возглавляющая Trend Union в Париже, утверждает, что в те ранние годы у них было острое чувство политической значимости их работы: «Это была абсолютно новая работа с очень мощной нравственной составляющей. Мы полагали, что все можно изменить к лучшему — дать возможность каждому быть стильным, Monoprix и подобные компании были настоящими пионерами своего дела. Сегодня прогноз в мире моды стал более обычным делом, он потерял свой идеалистический ореол...»
Об этом идеалистическом направлении, существовавшем сорок лет назад, напоминают и некоторые комментарии, приведенные ниже в данном исследовании: в них информанты сетуют, что им не хватает «общественной дискуссии о более глубоких ценностях». Действительно, прогноз стал «обычным делом», как справедливо замечает Эделькорт. Методы, используемые большинством хорошо известных трендсетте- ров, являются, как я покажу, во многом похожими на те, которые использовались около сорока лет назад. Однако сам посыл стал более расплывчатым и менее «нравственным», поскольку очевидно, что сегодня эта профессия должна угодить отрасли и рынку, который постоянно изменяется.
Судьба профессии сегодня
Сорок лет спустя структура традиционного агентства по прогнозированию (или «трендового агентства», как его сегодня называют) во многом осталась той же. Многие работают из Парижа, имея агентов, 95 % из которых женщины, в Европе, США и Канаде, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако спрос на традиционные прогнозы падает в Европе и США и растет в развивающихся странах, таких как Китай, Индия и Корея. На скандинавском рынке доминируют следующие международные агентства: Carlin International, Nelly Rodi, Peelers Paris, Promostyl и Trend Union, причем все они имеют головной офис в Париже. Некоторые британские, итальянские, американские и голландские трендсеттеры также играют важную роль на международном рынке модных прогнозов. Всех этих представителей профессии можно назвать, если воспользоваться термином Бурдье, «ортодоксальными» (Bourdieu 1993): в своей работе они используют все те же общепринятые практики: печатные документы, семинары, торговые ярмарки, выставки и частное консультирование.
Команда типичного трендового агентства состоит где-то из 30-50 человек (маркетологов, стилистов, дизайнеров, арт-директоров). Стратегии угадывания модных тенденций разнообразны. Так, парижское агентство Nelly Rodi утверждает, что, чтобы выявить постоянные изменения рынка, необходимо сочетать три аспекта — социологический анализ, мониторинг рынка и творческий подход4. Еще одно агентство,
Peelers Paris, так объясняет свой рабочий метод: «Благодаря своей чуткой реакции на происходящее, развитой интуиции и невероятной восприимчивости к окружающему миру дизайнеры Peelers Paris все время начеку. От Лондона до Токио, от Флоренции до Нью-Йорка — их можно увидеть и в музеях, и на ярмарках, и на вещевых рынках, на широких магистралях и экзотических улочках. Все окружающее питает их ненасытное любопытство» (www.peclersparis.com).
Большинство трендовых агентств производят так называемые тренд- буки (порядка 20 книг в сезон) с предсказаниями о модных цветах, тканях и стилях для женщин, мужчин и детей, а также нижнем белье, спортивной, подростковой и уличной моде. Растущий интерес потребителей к разным стилям жизни вылился в новые области прогнозирования, связанные с модой, — это красота, внутреннее убранство жилища и здоровье.
Трендбуки обычно публикуются за 12-18 месяцев до наступления сезона, что дает различным секторам индустрии достаточно времени, чтобы использовать полученную информацию. Трендбуком может быть как 100-страничный документ с фотографиями, набросками, образцами тканей, цветными открытками и маленькими штучками для вдохновения, так и простой каталог с сотнями страниц фотографий с международных подиумов. В других может содержаться более концептуальная информация с полными ассоциаций текстами и образами для индивидуальной интерпретации. Попробуем понять намерения, которые стоят за столь разными стратегиями.
Шарон Гробар, креативный директор из нью-йоркского ESP Trendlab, объясняет: «Я верю в подиумы как в отправную точку всего происходящего. Они транслируют разные веяния. Я смотрю на тысячи шоу, и я работаю также на улице. Я начинаю видеть, как возникают контуры модели, — именно тогда я начинаю прорисовывать ее, чтобы создать тренд. Я чувствую, что помогаю клиенту извлечь некий смысл из хаоса. В одно мгновение происходит столько всего, но я преобразую происходящее в очень реалистичные, понятные движения. К возрасту это больше не имеет никакого отношения, теперь это касается только образа жизни, того, какой ты человек.»
А вот стратегия одного из крупнейших парижских агентств по словам их шведского агента: «Мы даем инструменты, а не подсказки. не существует одной правды для всех. Мы хотим сформировать у наших клиентов общее представление о том, что происходит в мире, какие сигналы в действительности носятся повсюду. так, чтобы они, какое бы направление ни выбрали, знали, что есть нового. Что ж, в этом обилии трендов я принял решение исключить тот или иной сигнал... И я верю своему решению... Если кто-то спросит меня, почему я сделал тот или иной выбор, почему исключил этот полосатый свитер или что-то еще, я смогу дать этому объяснение. Я решил, что верю в черное и белое.»
Судя по этим цитатам, в прогнозировании используются самые разные практики и стратегии. А каков практический результат? В первом случае трендсеттер улавливает информацию о сигналах в моде, которые «носятся повсюду в мире», предоставляя пользователю принять окончательное решение, а во втором случае он доводит до конца интерпретацию существующих трендов, делая выбор за пользователя. Цель в том, чтобы с помощью моды «извлечь смысл из хаоса», то спуская идеи «сверху вниз» (Simmel 1971) — с подиума, — то поднимая их «снизу вверх» (Hebdige 1979) — с улиц. Таким образом, окончательное сообщение трендсеттера клиенту основано на нескольких источниках информации — вдохновение черпается и в рыночных причудах, и в уличных трендах, и в авторитетных дизайнерских решениях, и в субкультурных движениях, но всегда транслируется идея о моде.
Некоторые трендсеттеры работают совсем по-другому, ища в обществе признаки Zeitgeist — духа времени, который будет влиять на наш образ мыслей. Ли Эделькорт, одна из самых известных тренд- сеттеров в мире, говорит о «ментальном подходе», когда пытается объяснить свой способ работы: «Ментальный подход — это концептуальный подход. это сложно описать, иногда идея приходит сама по себе, и вы начинаете ее исследовать и описывать — и, как нефтяное пятно, она начинает пускать волны, принимать разные формы и расходиться кругами. Как будто вы день ото дня собираете информацию, даже не осознавая, что делаете это, — это как вторая натура. А затем, когда наступает сезон, вы извлекаете информацию, как будто доставая ее с нужной полки, которая соответствует тому или иному видению. То есть на самом деле здесь два разных процесса: очень редко бывает, чтобы нечто появилось как гром среди ясного неба и стукнуло по мозгам. Это случается каждые четыре или пять лет и связано с крупными социальными потрясениями, тогда как главным образом наша деятельность касается повседневной аналитической информации».
Здесь актуальная информация о деталях модных течений является не главной целью, а желанием проанализировать, что происходит вокруг нас: в СМИ, архитектуре, интерьере, развлечениях, музыке. «Мода — важная часть всего, а не только вещь в себе», — утверждает Эделькорт, называя моду «полем для культурных экспериментов». В этом концептуальном подходе можно усмотреть желание соотноситься и ассоциироваться с другими «высококультурными» областями производства: некоторые документы Trend Unions пронумерованы как графические художественные работы и таким образом освящены через свою связь с «высококультурной» формой выражения.
Новые стратегии - прогнозы онлайн
Чтобы создать противовес существующим традиционным трендсеттерам, прогнозированием занялись новички. Наиболее успешные осознали, что Ахиллесовой пятой традиционных агентств стал временной цикл. Сегодня невозможно предсказывать новые тренды более чем на год вперед: все заполонила быстрая мода» (Reinach 2005), и информацию с подиума можно найти на сайте прямо в день показа. «Больше нельзя медлить», — говорит Дэвид Шах, бывший трендсеттер, а ныне издатель View Group5. В 1998 году британская компания WGSN (WorthGlobalStyleNetwork) запустила онлайн-агентство. Сегодня существует несколько таких онлайновых агентств, но WGSN считается самым успешным. «Мы просто начали в удачный момент и удивлены, что никто из традиционных агентств не сделал то же самое», — говорит Катриона Макнаб, глава отдела трендов WGSN в Лондоне. Игра по правилам глобального рынка и использование Интернета для мгновенной передачи и продажи информации имеет грандиозный успех.
Посетитель сайта WGSN находит информацию о практически любой сфере моды в постоянно меняющемся мире трендов. Но за все надо платить. Если традиционные трендбуки могут стоить примерно 1000-3000 евро, то получение «места» или персонального кода доступа для WGSN стоит и того больше: стартовая цена около 21 тысячи евро в год даст клиенту пять «мест» (то есть пять человек могут использовать этот сайт). Катриона Макнаб утверждает, что некоторые компании (например, GAP) имеют по 900 мест, а у WGSN клиенты по всему миру6. Здесь вы можете найти самые разные компании — от роскошных брендов, таких как Louis Vuitton, до простейших производителей, причем помимо одежды представлены и другие вещи, формирующие образ жизни: машины, мобильные телефоны, спортивные товары, медиа, еда, косметика и развлечения.
Один пользователь из крупной компании сказал мне: «Я, правда, считаю, что как только ты привыкаешь к этой информации, то не хочешь ее упустить: „Зайди на WGSN и найди, что тебе нужно" — таков, похоже, обычный совет тому, кто ищет информацию о моде». Конечно, стоимость пользования WGSN высока, но постоянные и ежедневно обновляемые новости, по мнению многих, стоят того. Однако огромное количество доступной информации также может рассматриваться как недостаток. «В ней можно утонуть», — говорит один дизайнер, указывая на проблему, которая касается каждого, кто погружается в лабиринт информации в Сети. Доступность информации на бесконечных веб-сайтах предполагает большие временные затраты для ее поиска. Так что профессионально «организованная» информация о том, что происходит, поможет сэкономить и время, и деньги.
Анализировать или подмечать тенденции?
Когда я беседовала с продюсерами и пользователями прогнозов, были упомянуты некоторые ключевые качества, необходимые успешному трендсеттеру: интуиция, любопытство и опыт. Но есть и кое-что еще. Подобно музыканту с абсолютным слухом, успешный прогнозист, похоже, имеет нечто, что я называю даром слышать тренды: талант подмечать тенденции и новые «веяния» в обществе и способность их интерпретировать. Этот дар можно рассматривать как важный символический капитал для прогнозиста — одни им обладают, другие — нет. Эта способность жизненно важна для поднятия репутации и престижа отрасли.
Однако из взятых мной интервью следует, что причин считать, что модный прогноз на самом деле создает моду, не так уж и много. Ли Эделькорт заявляет: «Вы можете помочь неизбежным трендам осуществиться раньше или стать более структурированными — но никак невозможно предсказать что-либо, что никогда не случится. Вы не можете ничего изобрести — так что это не творческая работа, а антитворческая. Творческой ее делает способ описания или способ визуализации. лучше всего для сравнения здесь подходит археология. Я называю свою работу археологией будущего: вы находите обрывки, фрагменты информации, которые уже есть в обществе, в искусстве, в дискуссиях, в литературе, в некоторых научных работах, в странной даме на улице, в видеосюжете из новостей, в фильмах, неважно. и вы можете представить это новое общество, этот новый образ мысли, этот новый способ одеваться и есть, говорить — для меня это так и работает. Это вопрос исследования и анализа, снова и снова; «почему», «что происходит», «откуда это идет» — постоянная проверка вашей интуиции реальностью.»
Прогноз помогает продвигать определенные модные направления, и те трендсеттеры, которые считаются успешными, делают свои предсказания творчески, часто облекая их в ассоциативные и абстрактные образы, часть из которых используется во время презентации прогноза. Однако трендсеттер, который просто ищет «готовые тренды» и прочесывает рынок в поиске последних новостей (я называю это «трендспотингом», нащупыванием трендов), получает признание иного рода. «Когда голова пуста, а тебе кровь из носа нужны новые идеи касательно юбки или полосатого свитера, пригодится трендбук с сотнями фото с подиума», — говорит один дизайнер.
Потребитель - кто он?
Независимые молодые дизайнеры, с которыми я говорила, сказали, что хотят следовать своим собственным творческим путем и не поддаваться влиянию других. Это также справедливо по отношению к дизайнерам, работающим на новых линиях в крупных международных брендах. Те, кому 20-30 с лишним лет, черпают вдохновение в Интернете, в социальных сетях, в музыке — везде. Социальные сети — превосходный инструмент для молодого поколения дизайнеров и потребителей, для которых индивидуальность, разнообразие и увлеченность их друзей, или «френдов» в виртуальных сообществах по всему миру являются главным источником вдохновения. «Прогноз бесполезен — устарел и в любом случае опоздал», — сказал мне один молодой дизайнер.
Но есть и иное мнение: информация рассматривается как подтверждение и подстраховка, своего рода «сетка безопасности» и гарантия, что ты на правильном пути. Знать, что смотрят все остальные, — тоже важная мотивация. Постоянное коммерческое давление и необходимость непрерывного экономического роста и улучшения финансовых показателей преследуют каждого. И в то же время имидж бренда и творчество играют решающую роль. «Знаете, мы хотим быть уникальными, — говорит один дизайнер, — и при этом не хотим слишком отличаться. Нельзя позволить себе ошибиться, сделать что-то не так — мы все очень зависим от трендов».
Те, кто работает в компаниях по производству модной продукции, ощущают, что постоянно должны решать непростую задачу — как сохранить баланс между преемственностью и новизной. Но, похоже, никто не использует информацию как таковую. «Мы не извлекаем ее напрямую», — поясняет один дизайнер «среднего звена». Однако было бы полезно изучить тренды прогнозиста, имеющего высокий кредит доверия. Трендсеттера можно рассматривать как эксперта и фигуру, способствующую уменьшению хаоса в постмодернистском обществе, где фрагментарность, отсутствие правил и постоянный переизбыток впечатлений — ключевые характеристики глобализованного мира, пресыщенного СМИ.
«Данные собираются кем-то, кто думает и рефлексирует, как мы, кто прошел через все это и интерпретировал базовую информацию в нечто ценное. Каждый читает журналы и смотрит шоу на подиумах. Но хороший трендбук дает нам возможность сравнить разные мнения — а это грандиозная помощь».
Но есть и голоса критиков. «Те, кто работает в этой отрасли, знают, что они делают, они близки к реальности, тогда как прогнозисты зачастую даже не знают, что происходит на рынке. А информация в любом случае слишком дорогая», — говорит Дэвид Шах. Мои интервью с дизайнерами из крупных компаний это подтверждают: они признают, что их знание тенденций в моде, вероятно, намного глубже, чем у многих прогнозистов. И все же эти крупные компании — самые важные клиенты для трендовых агентств. Прогнозы стали своего рода страховкой и гарантией, позволяющей избежать рисков. Если прогнозист способен из сезона в сезон снабжать надежной информацией, он получает величайшее признание в своей области.
«Я не читаю тексты»
По мнению моих информантов, тексты в трендбуках не очень интересны. «Спусковым крючком служит образ, ткань или цвет». Дизайнер натренирован на то, чтобы считывать образы, чувствовать текстуру ткани и искать идеальные цветовые комбинации. Поэтому неудивительно, что бестселлерами становятся документы с тканями и раскладками цветов. «Мы очень визуальны, — говорит один дизайнер, — и многие пользователи признаются, что не читают сопроводительные тексты. Время — деньги: короткие тексты принимаются, а вот книги с длинными описаниями продать трудно. Впрочем, дело не только в объеме: кажется, настоящая проблема — стилистика текстов»7. Многие пользователи находят их смутными, путаными и необязательными. Вот что сказал один дизайнер: «Тексты в трендбуках часто состоят из нелепых словечек, словно авторы находят удовольствие в странных выражениях и пустых фразах — так мне это видится. Я полагаю, у них есть определенная потребность в легитимизации своих трендов — они будто чувствуют, что должны вертеть и жонглировать словами таким
образом, чтобы тексты вышли чересчур абстрактными и почти недоступными для непосвященного».
Определенная тенденция создавать видимость интеллектуально насыщенного текста, включая отсылки к «философам и социологам», заметна. Происходит ли это потому, что мода все еще страдает комплексом неполноценности и переживает из-за критики в свой адрес за «фривольность и материальность» (Steele 1997: 1)? И испытывает потребность к самооправданию, ставя себя на один уровень с «высококультурными» способами выражения? Хотят ли авторы прогнозов добавить немного волшебства и мистики в это явление, которое постоянно ругают за поверхностность и коммерциализацию? В «Человеке-невидимке» Ян Гриффит обсуждает положение моды среди академических дисциплин, и порой кажется, что тексты иных прогнозов можно сравнить с тем, что Гриффит говорит о некоторых академических текстах про моду: «.иногда ошарашивающая и неуклюжая интеллектуализация предмета, тенденция отойти от реальности в область абстрактного и желание переместить его, больше приблизив к искусству» (Griffith 2000: 76). Гриффит (сам будучи дизайнером) утверждает, что слова менее полезны, когда дело доходит до описания одежды или внешности. «В конечном счете смысл обитает в самой одежде» (Ibid.: 78). Описание моды остается трудной задачей — одежда окончательно рождается, только когда обретает голос через того, кто ее носит, через человеческое тело.
Еще один интересный факт относительно текстов прогнозов состоит в том, что когда я опрашивала своих информантов (и производителей, и пользователей модных прогнозов), почти все они признались, что никогда не читали ни одной академической работы о моде и не в состоянии назвать ни одной. Это показывает, что существует утрата интереса к академическим штудиям о моде со стороны тех, кто считает себя экспертами по предсказанию будущего этого же самого феномена.
Когда мы с информантами обсуждали тексты прогнозов, возник еще один вопрос: гендерные и поколенческие аспекты. Прогнозы содержат то же послание, что и СМИ: одежда лучше смотрится на молодом и стройном теле. Примерно в 60 документах, которые я изучила, никто не упоминает моду для категории «55+», хотя есть несколько каталогов для молодежи и подростков, уличного стиля, спорта и подобных групп. Похоже, растущее число пожилых потребителей в западном мире и трактовка моды для этой коммерчески перспективной целевой группы пока не соблазняют прогнозистов.
Во взятых мной интервью отражены также и другие точки зрения и проблемы общества: например, растущая обеспокоенность по поводу экологических и климатических вопросов, которые являются самыми насущными проблемами будущего. «Я полагаю, в профессии трендсеттера есть доля показухи. Бывают и исключения, но я бы хотел видеть больше дискуссий о более глубоких вопросах, которые могут повлиять на нас», — говорит один дизайнер и продолжает: «Человеческие существа склонны к тщеславию. модный прогноз часто говорит о некотором легкомыслии — добавь в свою жизнь немного лишнего. Но нам, конечно, нужно глубже погружаться в устройство общества, а этого часто не хватает в информации о трендах. Они редко говорят о реальности, и большинство трендсеттеров боятся отстаивать свою точку зрения. но это будет важно в будущем. Мы выберем компании, которые осмеливаются высказывать свое собственное мнение. об экологических проблемах. как и когда мы производим текстиль и одежду. Мне не хватает дискуссий такого рода почти в любых прогнозах. все очень поверхностно. и все же я хожу на эти семинары и слушаю!»
Здесь обозначена проблема: потребность в «тщеславии, легкомыслии и излишке» и в то же время дефицит связи с «реальностью», а также способности «отстаивать точку зрения и высказывать собственное мнение». Мир моды живет в постоянной борьбе между властью рыночных сил и растущей озабоченностью серьезными проблемами нашей планеты.
Я также спрашивала своих информантов, как нам следует понимать тот факт, что модные прогнозисты продают одно и то же послание о моде всему миру. Модный прогноз основан на идее, что мода глобальна — никакие национальные тренды не обсуждаются и не предлагаются даже национальными агентствами прогнозов. Ту же веру в глобальную моду можно обнаружить в стратегии многих международных модных брендов, где мы видим продвижение идентичной рекламы и строительство идентичных магазинов во всех частях света. В то же время некоторые мои информанты выказывали интерес к небольшим национальным брендам и «национальной идентичности в моде», которую в частности обсуждали в таких странах, как Дания и Швеция (Riegels Melchior 2006).
Креативный потребитель
Сегодня специалист в области модного прогнозирования должен считаться с такими современными реалиями, как широкая доступность разнообразной информации о моде, которую заинтересованный потребитель может получить совершенно бесплатно и не тратя лишнего времени. Благодаря Интернету профессиональный модный дизайнер или интересующийся модой потребитель может найти что угодно, будь то фото со вчерашнего шоу в нью-йоркском ночном клубе, демонстрирующее, что прямо сейчас носят 17-летние хипстеры, или японский онлайн-журнал моды, модное сообщество в Германии или блог скандинавского модного обозревателя. Хорошо хоть, что большинство информации на английском.
На таких сайтах, как Myspace, Facebook и Bebo, вы можете «добавить в друзья» людей с других континентов, но со схожими интересами и творческими и деловыми идеями. Эти крупные социальные сети обычно затрагивают молодую аудиторию (как правило, 15-35 лет), хотя и потребители постарше уже начинают чувствовать себя в Интернете более комфортно, чем раньше.
Как и модный прогноз, социальные сети не являются исключительно западным феноменом. Азия занимает второе место в мире по количеству интернет-пользователей, а Китай — второй по размеру интернет- рынок после США, который продолжает очень быстро расти, что соотносится с быстрым ростом профессионального прогнозирования в этой части света.
Миллионы людей в Интернете, от девочек-подростков, снимающих видеодневники в своих спальнях, до крупных и влиятельных экспертов по моде, которых читают сотни тысяч людей, ведут блоги. Здесь у креативного потребителя есть арена для выражения своего личного вкуса в прогнозах, и он может следовать или противостоять современным модным трендам — или запускать и предсказывать новые. Ведущие СМИ — интернет-порталы, газеты и журналы — часто перепечатывают отрывки из популярных блогов, и это весьма заманчиво для рядового пользователя — принять участие в работе медиакомпании, при этом демонстрируя свою точку зрения. Это становится устойчивой тенденцией и делает частное прогнозирование даже более соблазнительным для отдельно взятого человека. Поэтому частные блоги о моде останутся важным фактором, хотя они эволюционируют от простых текстовых сообщений к более сложной мультимедийной форме, включающей в себя фото и видео, — идеальной для иллюстрации новых модных направлений. По мере того как технология становится доступной, блогеры начинают пользоваться ее преимуществами для самовыражения8.
Таким образом, я полагаю, что гигантское число новых креативных потребителей, перемещаясь в быстро меняющемся мире модных сообществ, социальных сетей и блогов, создают традиционным трендсеттерам стимул для развития. Частное творчество, которое было личным хобби обычного потребителя, может теперь в мгновение ока развиться в международный тренд.
Заключение
Прогнозирование моды можно рассматривать как ключевую характеристику современности с ее запросом на индивидуальность, разнообразие и все большее потребление: различные стратегии сегодняшних работников этой индустрии демонстрируют изменение и адаптацию к новым способам маркетинга и коммуникации. Если традиционные трендсеттеры все еще готовят фолианты с предсказаниями на год вперед, то молодые переключаются в онлайновый режим, чтобы без промедления поставлять постоянно обновляющуюся и актуальную информацию. Для бизнеса, который находится в постоянном поиске свежих идей, инструменты, экономящие время и ускоряющие получение информации, являются делом престижа.
Исследование показывает, что прогнозисты не создают новые модные тренды, но помогают продвигать идеи, которые уже существуют на подиумах и у знаменитостей, на улице и в обществе. Творческая и визуальная информация внушает больше доверия, чем словесные описания, которые зачастую недооценивают и вообще не читают. Информация рассматривается как гарантия и помощь в поиске баланса между новизной и преемственностью и уменьшении неопределенности, которую таит в себе погоня за коммерческим успехом.
Однако традиционное прогнозирование сдает позиции. Молодое поколение дизайнеров и потребителей находит вдохновение во все более глобализованном мире, где бурное развитие «поиска трендов» в модных блогах и социальных сетях прокладывает путь к более индивидуализированной моде. Это та арена, где креативный потребитель является законодателем вкуса, может создавать свои персональные модные тренды и транслировать их миллионам друзей и экспертов по всему земному шару. Идея, захватывающая весь мир и означающая открытость для независимых трендов, вдохновленных национальной культурой и движениями, может покол позиции приглаженной международной моды. Возможно, через какое-то время мы увидим нечто вроде «мировой моды» — современной моды народов мира, столь же влиятельной и вдохновляющей, как и «мировая музыка». «Поскольку наш мир преобразился из-за Интернета и приближающегося к бесконечности выбора, который он предлагает потребителям, традиционные бизнес-модели переворачиваются и обнаруживаются новые истины о том, чего хотят потребители и как они могут этого достичь» (Anderson 2006). Однако профессиональные трендсеттеры все еще способны преподать нам ценный урок структуризации всей существующей информации. От них будут ожидать «курирования» информации, создания емких посланий, призванных помочь сэкономить людям время, и трансформирования происходящего в осязаемую модную плоть для тех, кто готов за это платить.
Перевод с английского Анны Плисецкой
Литература
Anderson 2006 — Anderson Ch. The Long Tail. How Endless Choice is Creating Unlimited Demand. London: Random House Business Books, 2006.
Aspers 2005 — Aspers P. Status Markets and Standard Markets in the Global Garment Industry. Koln: Max-Planck-Institut for the Study of Societies, 2005.
Blaszczyk 2006 — Blaszczyk R.L. The Importance of Being True Blue. The Du Pont Company and the Color Revolution // Cultures of Commerce and American Business Culture. Eds. Brown E. et al. N.Y.: Palgrave Mac- Millan, 2006.
Bourdieu 1984 — Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge: Harvard University Press, 1984 [1979]. Bourdieu 1993 — Bourdieu P. The field of Cultural Production. Cambridge: Polity Press, 1993.
Crane 2000 — Crane D. Fashion and its Social Agendas. Class, Gender and Identity in Clothing. Chicago: The University of Chicago Press, 2000.
Griffith 2000 — Griffith I. The Invisible Man. In: The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Eds. White N., Griffiths I. Oxford: Berg, 2000.
Grumbach 1993 — Grumbach D. Histoires de la Mode. Paris: Editions du Seuil, 1993.
Hebdige 1979 — Hebdige D. Subculture. The meaning of Style. London: Routledge, 1979.
Kawamura 2004 — Kawamura Y. The Japanese Revolution in Paris Fashion. Oxford: Berg, 2004.
Reinach 2005 — Reinach S.S. China and Italy: Fast Fashion versus Pret-a-Porter. Towards a New Culture of Fashion // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 2005. Vol. 9.1.
Riegels Melchior 2006 — Riegels Melchior M. Hvad er dansk mode? (What is Danish Fashion?) // Dansk Mode (Danish Fashion). Ed. Schodt Rasmus- sen Th. Copenhagen: Moko — Danmarks Designskole, 2006.
Simmel 1971 — Simmel G. Fashion // On Individuality and Social Forms. Ed. Levine D.N. Chicago: University of Chicago Press, 1971 [1904].
Skov 2006 — Skov L. The role of Trade Fairs in the Global Fashion Business // Current Sociology. Vol. 54(5). Special Volume: Encounters in the Global Fashion Business. London: Sage, 2006.
Steele 1997 — 50 Years of Fashion: New Look to Now. London, New Haven: Yale University Press, 1997.
Steele 2000 — Steele V. Fashion: Yesterday, Today & Tomorrow // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed White N. & Griffiths I. Oxford: Berg, 2000.
White & Griffiths 2000 — White N., Griffiths I. Introduction // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Eds. Nicola White N. & Griffiths I. Oxford: Berg, 2000.
Wilson 2003 — Wilson E. Adorned in dreams. Fashion and Modernity. N.Y.: I: B: Tauris, 2003 [1985].
Примечания
1) Важные исследования, посвященные устройству международной системы моды, представлены в: Aspers 2005; Kawamura 2005; Skov 2006.
2) Эта работа основана на моей магистерской диссертации «Взгляд в будущее» (Стокгольмский университет, 2006).
3) Большинство из них анонимны, но имена четырех информантов в этом исследовании названы (с их согласия): Ли Эделькорт, глава Trend Union, Париж, Шэрон Гробар, креативный директор Trendlab, Нью-Йорк, Катриона Макнаб, глава отдела трендов в WGSN, Лондон, и Дэвид Шах, издатель в издательском доме Metropolitan Publishing, Амстердам. Интервью были взяты с марта по октябрь 2006 г.
4) «Социологический анализ: вместе с выдающимися мыслителями нашего времени — социологами и философами международного масштаба — мы изучаем эволюцию нашего общества. Мы регулярно организуем семинары аналитического центра, посвященные социальным темам, которые будут актуальны в течение будущих лет. Отчеты о семинарах публикуются дважды в год. Маркетинговый мониторинг: сотрудники Nelly Rodi — это путешественники, которые ищут признаки еще не начавшихся перемен — от Парижа до Лондона, от Нью-Йорка до Токио и далее везде, где они посещают самые новые места: магазины, в том числе так называемые концептуальные магазины, соединяющие в себе функции торговой площадки, клуба и художественной галереи, международные культурные и торговые мероприятия.
Творческий подход: каждый сезон мы начинаем с аналитического центра прогнозов, состоящего из двадцати и более творцов, стилистов и дизайнеров. Эта международная команда регулярно собирается, предлагая новое видение завтрашнего дня.». www.nellyrodi.com.
5) www.view-publications.com.
6) WGSN имеет порядка 25 тысяч клиентов в 35 странах, от лидеров рынка (в числе которых компании — производители товаров, связанных со стилем жизни) до маленьких предприятий: роскошных брендов (Louis Vuitton, Giorgio Armani, Polo, Ralph Lauren), международных розничных сетей (H&M, GAP), производителей джинсов и спортивной одежды (Levi Strauss, Adidas, Reebok), машин (Porsche), сотовых телефонов (Nokia, Motorola), а также компаний в сфере медиа, еды, косметики и развлечений (BBC Worldwide, Starbuck, Procter & Gamble, Disney). www.wgsn.com/public/home/html/base.html. О клиентском списке WGSN — WGSN/Client list.
7) Carlin International, текст предисловия «Городское», осень — зима 2006/07:
В стремлении к оригинальности, легкости и свободе зимняя мода настроена на тело и его восхваление. Ткани мягкие и обволакивающие, эффекты живописны, а детали изысканны. Через постижение природы и в гармоничном соответствии с мировой культурой женщины уделяют внимание своей одежде и находятся в согласии с ней. Они облачены в чувственность в стиле, заимствованном из Source, близки природе и естеству жизни. В духе Fascination они полагаются на структурированные обрывки и просчитанные эффекты. Любопытные и общительные, они выбирают теплый и простой гардероб в духе фольклора северных народов в Encounters. Искренне стремясь к Stimuli, их тела освобождены от всех ограничений технического или эстетического характера.
Promostyl, текст предисловия к теме Charivari, «Женские тренды», весна — лето 2006:
Отбросьте формализм, глядя на эксцентричные произведения этого сезона. Charivari применяет новый богемный подход и приветствует дерзкий стиль максимализма — тренд хиппи возвращается. В этом течении нет ни капли классицизма, оно сопротивляется монотонности даже в мелочах. Этот пестрый стиль сороки главенствует, эксцентричный, но всегда элегантный. Разнообразный спектр — прохладные багрянистые оттенки с мерцающими яркими тонами и грубым естеством.
Trend Union, начало предисловия к «Тренды 2005-2006»: На протяжении многих веков природа эволюционировала, улучшалась и смогла дать организму эмоции и чувства, чтобы автоматизировать и сохранить безусловное принятие жизни. Эмоции в чистом смысле слова, от радости и грусти до страха, высокомерия, стыда и сочувствия — все они взаимодействуют в одном организме, одном ограниченном теле, которое конечно и преходяще, как песчинка на нашей планете. У всех этих реакций одна общая цель: мягкий, тонкий контроль за внутренним наблюдением за жизнью. Выражение лица, интонация, осанка и специфические модели поведения, такие как бег, ожесточение, флирт или нежность, вызваны взрывом нервных и химических реакций тела в пределах определенных временных рамок и образцов.
8) Информация из интервью с Фредом Мартенсеном, главой стратегического отдела, ITV, London, взятого в июле 2007 г.