Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Майкл Картер (Michael Carter) — преподаватель кафедры истории и теории искусств Университета Сиднея, автор монографий «Придать вещи облик: исследование объектов воображения» (Putting a Face on Things: Studies in Imaginary Materials, 1997) и «Классики моды: от Карлейля до Барта» (Fashion Classics from Carlyle to Barthes, 2003).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2003. Vol. 7.1)
…создается впечатление, что обе потребности человека — раскрыться и замкнуться — в женской душе перемешаны иначе, чем в мужской.
Георг Зиммель. Созерцание жизни
Когда Дж.К. Флюгель (1874-1955) умер, Эрнест Джонс заметил в некрологе, что появление его самой известной книги, «Психология одежды», казалось, «было вызвано личным пристрастием, неприязнью к традиционной накрахмаленной одежде и живым интересом к реформе костюма...» (Jones 1956: 194). В этом тесном переплетении внешнего и рационального с «внутренним» и даже отчасти извращенным есть определенный смысл: книга Флюгеля — первое опубликованное на английском языке масштабное исследование одежды, основанное на теории психоанализа. Впервые затронув эту тему в работе 1927 года «Сексуальные и социальные эмоции», Флюгель к 1939 году стал основным специалистом в области изучения моды с точки зрения психоанализа или, как он сам часто выражался, «психологии» (Flugel 1927; Flugel 1934a). Флюгель всерьез увлекался политикой, и все его работы, в особенности посвященные одежде, так или иначе демонстрировали убежденность автора в необходимости социальных реформ. Предъявляя читателю его главный труд, «Психология одежды», невозможно обойтись без разговора о том, что представляла собой политическая и интеллектуальная «передовая мысль» Великобритании в межвоенный период.
Подобно Хэвлоку Эллису, Мэри Стоупс и Джорджу Бернарду Шоу, Джон Флюгель был глубоко озабочен проблемами, беспокоившими прогрессивных мыслителей его времени. В воссоздании окончательной картины упомянутой эпохи описание жизни Дж.К. Флюгеля, без сомнения, сыграет ключевую роль, став ответом на вопросы «кто», «где» и «когда». Для начала следует упомянуть о публикации в 1934 году «Манифеста: книги Федерации прогрессивных обществ и индивидуумов» (Joad 1934). Эта книга, вышедшая под редакцией другого выдающегося реформатора, профессора С.Э.М. Джоуда, была призвана объединить многочисленные, но разрозненные группы активистов, выступавших за социальные реформы. Если внимательно присмотреться к «Федерации прогрессивных обществ и индивидуумов» и ее принципам, многое во взглядах Флюгеля на одежду становится понятнее.
К 1934 году обстановка для реформистов складывалась не слишком удачно. Мировая депрессия, казалось, подтверждала представление о нерациональности экономической системы, которая, несмотря на успехи в области технологий, оказалась неспособна справиться с массовой безработицей. Оптимизм интернационалистов, вызванный созданием Лиги Наций в 1920 году, начал увядать после провала конференции по разоружению в 1934 году. Худшей проблемой стала фашистская контрреволюция, которая, казалось, угрожала существованию прогресса в том виде, как его представляли себе реформисты. «Манифест» представляет собой сборник статей, каждая из которых посвящена одному из положений общей политики Федерации1. Завершающая книгу работа Флюгеля «Психология для прогрессистов — как добиться эффективности?» посвящена размышлениям о психологических основах борьбы между реформистами («прогрессистами») и «консерваторами». Сначала автор объясняет, что, по его мнению, означает быть «прогрессивным» с точки зрения психологии: «Прогресс подразумевает осуществление желаемых перемен, однако когда дело доходит до социальной сферы, подобные изменения обычно наталкиваются на неодобрение и сопротивление консервативно мыслящих людей. Наша концепция „прогресса" действительно предполагает бунт против принятых в настоящее время определенных конвенций, интересов или идеалов, и это немедленно становится ясно при взгляде на принципиальные положения программы Федерации» (Ibid.: 294).
По словам Флюгеля, психоанализ, наконец, позволяет понять, какие силы выступают на стороне консерваторов. Главным объектом его внимания служит супер-эго, определяемое им как «моральный фактор (сознательный и бессознательный) психической жизни человека». Положение, которое занимает супер-эго в структуре человеческой психики, является основанием реформистских идей Флюгеля, и он неоднократно обращается к этой теме в ходе размышлений об одежде: «Представляется, что трудности, которые мы испытываем, приспосабливаясь к жизни в цивилизованном обществе, объясняются не просто силой наших асоциальных инстинктов, как считали прежние моралисты, но и, не в последнюю очередь, действием примитивных моральных факторов, воплощением которых служит супер-эго. Сфера бессознательного воспринимает подобную мораль как строгую и архаичную, с большим трудом адаптирующуюся к переменчивым условиям современной жизни» (Ibid.: 296).
Флюгель уже упоминал ранее, что именно избыток морали, а не ее недостаток составляет источник индивидуальных и социальных проблем. Согласно его диагнозу, в консервативном сознании действие супер-эго выражено слишком сильно, и оно слишком агрессивно проявляет себя как в пределах, так и за рамками внутреннего мира человека, во внешней реальности. Результатами доминирования супер-эго над личностью и обществом становятся постоянное чувство вины, суровый и строго соблюдаемый правовой и моральный кодекс, пристрастие к традиции и тяга к безусловному подчинению внешним и внутренним авторитетам, иными словами, следуя букве фрейдистского учения, — эпидемия запора. Ставить под сомнение легитимность правил, конвенций и идеалов своего общества означает выступать в роли непослушного ребенка. Последнее сравнение не ускользает от внимания Флюгеля. «Требуя свободы для полной реализации наших способностей, мы, как правило, неизбежно встаем на сторону „оно", а не „супер-эго"; тем самым мы идентифицируем себя с детскими желаниями, а не с родительским авторитетом» (Ibid.: 304).
Флюгель видит в психоанализе средство исцеления, поскольку этот метод не просто помогает избавить личность от неврозов, но также развеивает абсурд, служащий им основанием. Абсурд, иррациональность, или то, что Флюгель называл «автоматической лояльностью», — это продукт деятельности гиперактивного супер-эго; так же как целью индивидуальной терапии служит замещение невротической тьмы ясным светом психологического понимания, задачей «прогрессивной мысли» является замена слепого послушания архаичным канонам — рациональным и психологически полноценным социальным порядком...
Полностью статью можно прочесть в бумажной версии журнала