Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Дирк Гиндт (Dirk Gindt) — научный сотрудник Стокгольмского университета, занимается исследованием перформативных процессов. Соредактор книги «Междисциплинарный подход к моде» («Fashion: An Interdisciplinary Reflection», 2009) и автор целого ряда научных статей, в том числе вошедших в книгу в виде отдельных глав. Будучи редактором журнала Lambda Nordica, он целиком посвятил один из его номеров причудливым тенденциям в моде (№ 3-4: 2009).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2011. Vol. 15.4). Автор выражает признательность д-ру Джону Потвину за вдохновляющие беседы о моде, творчестве Бьорк и искусстве сотрудничества.
L'oeil ecoute1.
Поль Клодель
Исландская певица, актриса и автор песен Бьорк славится тем, что охотно сотрудничает и ставит творческие эксперименты с самыми разными музыкантами и продюсерами и широко привлекает к работе программистов и технический персонал. В 1997 году, занимаясь продвижением альбома ремиксов, для которого разные артисты радикально переработали ее песни, Бьорк коротко и емко сформулировала философию своего творческого подхода, отличающегося особым стремлением к разного рода сотрудничеству: «Музыка — как секс. Зачем заниматься сексом с самим собой, если можно заняться им с кем-то еще?» (Gittins 2002: 80). Несмотря на то что творчество Бьорк в первую очередь ассоциируется с музыкой, ее энтузиазм распространяется и на визуальную сферу — она принимает активное участие в создании своих видеоклипов, рекламных фотографий, обложек альбомов и в постановках живых выступлений. Еще на заре сольной карьеры она связала себя с миром моды: с тех пор как увидел свет ее альбом Debut, потрясший мир в 1993 году, она не раз становилась «девушкой с обложки» таких альтернативных изданий, как Dazed & Confused и I-D; в 1994 году она прошла по подиуму на показе Жан-Поля Готье и снялась в эпизодической роли в сатирической комедии Роберта Альтмана «Прет-а-порте»; кроме того, она сотрудничала с такими дизайнерами, как Рей Кавакубо, Виктор и Рольф, французским дуэтом дизайнеров-графиков M/M Paris и фотографами Юргеном Теллером и Стефаном Седнауи.
В этой статье будет подробно рассмотрено, каким образом Бьорк использует костюм в качестве выразительного средства, помогающего более ярко и доходчиво передать ее музыкальные взгляды, визуализировать ее патриотические настроения, а также вписать ее образ в контекст перформативного процесса и еще больше укрепить ее позиции в творческом авангарде. Особое внимание будет уделено сотрудничеству Бьорк с британским дизайнером Александром Маккуином и фотографом Ником Найтом. Проанализировав результаты их совместных усилий, я готов доказать, что Бьорк стратегически воплощает маккуиновское и найтовское понимание моды в перформативный процесс, что подразумевает постоянное становление и трансформацию в стремлении создать свой уникальный стиль, для которого — как и для самой Исландии в силу особенностей ее географического положения — характерны изменчивость и подвижность. В заключительной части статьи мы обратимся к совместной работе Бьорк и SHOWstudio — как к исходной точке, откуда хорошо видны определенные последствия, которых следует ожидать, когда совместные визуальные и перформативные опыты перемещаются в мир цифровых технологий.
Прежде чем приступить к подробному анализу, будет уместно ненадолго обратиться к вопросу о том, какую роль играет мода в мире популярной музыки, и о том, какую позицию в этой системе занимает Бьорк. Взаимоотношения моды и популярной музыки часто напоминают симбиоз, особенно с момента появления MTV. Некоторые поп- звезды из кожи вон лезут, чтобы стать законодателями мод в надежде, что это поможет им расширить свою аудиторию или как можно дольше оставаться на виду у публики. Сотрудничество поп-музыкантов и модных дизайнеров — своего рода неписаный закон, и, пожалуй, лучшая его иллюстрация — это скандально известные конусовидные бюстгальтеры и корсеты, которые Жан-Поль Готье придумал специально для гастрольного тура Мадонны 1990 года Blond Ambition. Теоретик моды Ноэль Маклафлин высказывает достаточно любопытную точку зрения на взаимоотношения между модой и музыкой, делая акцент на перформативном значении гендера. Прежде всего он настаивает на том, что в XXI веке моду и поп-музыку (как противоположность рока) по-прежнему воспринимают под гендерным углом зрения и продолжают уничижительно низводить в сферу «дамских интересов», которая вращается вокруг дешевых развлечений, тяготеет к фальшивой выразительности и тиражирует потребительские ценности капиталистического общества (McLaughlin 2000: 264-274). Такое устоявшееся пренебрежительное отношение объясняет отсутствие (в контексте культурологических исследований) научного интереса и работ, посвященных сотрудничеству музыкантов и художников, работающих на модном поприще. Далее Маклафлин рассуждает о том, каким образом костюм исполнителя популярной музыки «работает», поддерживая или ниспровергая понятие гендерной нормы. И вновь Мадонна оказывается первой в ряду примеров, демонстрирующих, как поп-звезда может бросить вызов и обыграть общепринятые представления о гендере и сексуальности с помощью искусно подобранного костюма, прически, аксессуаров и визуального образа в целом. Развивая мысль о перфор- мативном потенциале одежды, Маклафлин утверждает, что «суть проблемы не в том, во что одет исполнитель популярной музыки во время выступления, но в том, как эта одежда вписана в его выступление; для популярной музыки одинаково важны и одежда, и звезды — костюм, в который облачена фигура исполнителя, делает популярную музыку. Это подразумевает, что значение костюма будет меняться, расширяться, уточняться или полностью переосмысливаться в зависимости от музыкальных и исполнительских условий и ассоциаций, в контексте которых ему придется существовать» (Ibid.: 271; курсив оригинала)...
Прочесть статью полностью можно в бумажной версии журнала