Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012

Дирк Гиндт
Перформативные процессы. Бьорк и ее творческое взаимодействие с миром моды
Просмотров: 661

Дирк Гиндт (Dirk Gindt) — научный сотрудник Стокгольмского университета, занимается исследованием перформативных процессов. Соредактор книги «Междисциплинарный подход к моде» («Fashion: An Interdisciplinary Reflection», 2009) и автор целого ряда научных статей, в том числе вошедших в книгу в виде отдельных глав. Будучи редактором журнала Lambda Nordica, он целиком посвятил один из его номеров причудливым тенденциям в моде (№ 3-4: 2009).

 

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2011. Vol. 15.4). Автор выражает признательность д-ру Джону Потвину за вдохновляющие беседы о моде, творчестве Бьорк и искусстве сотрудничества.

 

L'oeil ecoute1.
Поль Клодель

 

Исландская певица, актриса и автор песен Бьорк славится тем, что охот­но сотрудничает и ставит творческие эксперименты с самыми разными музыкантами и продюсерами и широко привлекает к работе програм­мистов и технический персонал. В 1997 году, занимаясь продвижением альбома ремиксов, для которого разные артисты радикально перерабо­тали ее песни, Бьорк коротко и емко сформулировала философию свое­го творческого подхода, отличающегося особым стремлением к разного рода сотрудничеству: «Музыка — как секс. Зачем заниматься сексом с самим собой, если можно заняться им с кем-то еще?» (Gittins 2002: 80). Несмотря на то что творчество Бьорк в первую очередь ассоциирует­ся с музыкой, ее энтузиазм распространяется и на визуальную сфе­ру — она принимает активное участие в создании своих видеоклипов, рекламных фотографий, обложек альбомов и в постановках живых вы­ступлений. Еще на заре сольной карьеры она связала себя с миром моды: с тех пор как увидел свет ее альбом Debut, потрясший мир в 1993 го­ду, она не раз становилась «девушкой с обложки» таких альтернатив­ных изданий, как Dazed & Confused и I-D; в 1994 году она прошла по подиуму на показе Жан-Поля Готье и снялась в эпизодической роли в сатирической комедии Роберта Альтмана «Прет-а-порте»; кроме того, она сотрудничала с такими дизайнерами, как Рей Кавакубо, Виктор и Рольф, французским дуэтом дизайнеров-графиков M/M Paris и фото­графами Юргеном Теллером и Стефаном Седнауи.

В этой статье будет подробно рассмотрено, каким образом Бьорк использует костюм в качестве выразительного средства, помогаю­щего более ярко и доходчиво передать ее музыкальные взгляды, ви­зуализировать ее патриотические настроения, а также вписать ее об­раз в контекст перформативного процесса и еще больше укрепить ее позиции в творческом авангарде. Особое внимание будет уделено сотрудничеству Бьорк с британским дизайнером Александром Маккуином и фотографом Ником Найтом. Проанализировав результа­ты их совместных усилий, я готов доказать, что Бьорк стратегически воплощает маккуиновское и найтовское понимание моды в перформативный процесс, что подразумевает постоянное становление и трансформацию в стремлении создать свой уникальный стиль, для которого — как и для самой Исландии в силу особенностей ее геогра­фического положения — характерны изменчивость и подвижность. В заключительной части статьи мы обратимся к совместной работе Бьорк и SHOWstudio — как к исходной точке, откуда хорошо видны определенные последствия, которых следует ожидать, когда совмест­ные визуальные и перформативные опыты перемещаются в мир циф­ровых технологий.

Прежде чем приступить к подробному анализу, будет уместно не­надолго обратиться к вопросу о том, какую роль играет мода в мире популярной музыки, и о том, какую позицию в этой системе занимает Бьорк. Взаимоотношения моды и популярной музыки часто напоми­нают симбиоз, особенно с момента появления MTV. Некоторые поп- звезды из кожи вон лезут, чтобы стать законодателями мод в надежде, что это поможет им расширить свою аудиторию или как можно доль­ше оставаться на виду у публики. Сотрудничество поп-музыкантов и модных дизайнеров — своего рода неписаный закон, и, пожалуй, луч­шая его иллюстрация — это скандально известные конусовидные бюст­гальтеры и корсеты, которые Жан-Поль Готье придумал специально для гастрольного тура Мадонны 1990 года Blond Ambition. Теоретик моды Ноэль Маклафлин высказывает достаточно любопытную точку зрения на взаимоотношения между модой и музыкой, делая акцент на перформативном значении гендера. Прежде всего он настаивает на том, что в XXI веке моду и поп-музыку (как противоположность рока) по-прежнему воспринимают под гендерным углом зрения и продол­жают уничижительно низводить в сферу «дамских интересов», кото­рая вращается вокруг дешевых развлечений, тяготеет к фальшивой выразительности и тиражирует потребительские ценности капита­листического общества (McLaughlin 2000: 264-274). Такое устоявшее­ся пренебрежительное отношение объясняет отсутствие (в контексте культурологических исследований) научного интереса и работ, посвя­щенных сотрудничеству музыкантов и художников, работающих на модном поприще. Далее Маклафлин рассуждает о том, каким образом костюм исполнителя популярной музыки «работает», поддерживая или ниспровергая понятие гендерной нормы. И вновь Мадонна оказывает­ся первой в ряду примеров, демонстрирующих, как поп-звезда может бросить вызов и обыграть общепринятые представления о гендере и сексуальности с помощью искусно подобранного костюма, прически, аксессуаров и визуального образа в целом. Развивая мысль о перфор- мативном потенциале одежды, Маклафлин утверждает, что «суть про­блемы не в том, во что одет исполнитель популярной музыки во время выступления, но в том, как эта одежда вписана в его выступление; для популярной музыки одинаково важны и одежда, и звезды — костюм, в который облачена фигура исполнителя, делает популярную музыку. Это подразумевает, что значение костюма будет меняться, расширяться, уточняться или полностью переосмысливаться в зависимости от музы­кальных и исполнительских условий и ассоциаций, в контексте которых ему придется существовать» (Ibid.: 271; курсив оригинала)...

 

Прочесть статью полностью можно в бумажной версии журнала



Другие статьи автора: Гиндт Дирк

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба