Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
«Камуфляж. С поля битвы на подиум» (Camouflage: from Battlefield to Catwalk). Канадский военный музей (Оттава). 5 июня 2009 — 3 января 2010
Начиная с 1960-х годов ироничное обыгрывание военного камуфляжа противниками войны во Вьетнаме стало обычным делом в контркультурных кругах, а затем камуфляжная расцветка заняла важное место и в мейнстриме, и в альтернативной моде. Впрочем, с середины 1990-х камуфляж в самых разных проявлениях настолько широко распространился в популярной культуре, современном искусстве и моде, что к январю 2001 года газета London Evening Standard оценила глобальное увлечение камуфляжной тематикой в полтора миллиарда фунтов (приблизительно 2,5 миллиарда долларов) в год. Впечатляющий успех для армейского маскировочного рисунка, разработанного как эксперимент менее века назад (Newark 2007: 176).
Выставка, прошедшая в Канадском военном музее, представляет все разнообразие цветовых и стилистических интерпретаций и способов применения камуфляжа в течение всей истории его невероятной популярности, с момента его появления во Франции в начале Первой мировой войны и до наших дней. Первоначально эта экспозиция была составлена и показана в 2007 году Имперским военным музеем в Лондоне, а затем адаптирована Канадским музеем как «самая масштабная выставка о камуфляже в Северной Америке». «Камуфляж» адресован обширной аудитории, разной по возрасту и социальной принадлежности, и в сопроводительных материалах справедливо указывается, что выставка предназначена не только военным энтузиастам и историкам, но также «родителям с детьми, поклонникам моды и любителям искусства».
Это не пустое заявление: огромное количество объектов демонстрирует потрясающую вездесущность темы камуфляжа и изобретательность, с какой она трактуется современным западным культурным воображением. Выставлены не только орудия войны, но также свидетельства многочисленных пересечений с миром искусства, дизайна и массовой культуры. Среди наиболее впечатляющих примеров удивительная взаимосвязь камуфляжа, или, как его называют американские военные, просто camo, и исторического авангарда; готовность, с которой тему камуфляжа подхватывают контркультурные движения начиная с 1960-х годов и далее; неожиданная ее ассимиляция в мире поп- культуры, современной моды и дизайна.
Выставка выстраивалась вокруг четырех ключевых тем, представленных в соответствующих разделах: «Скрывать», «Искажать», «Обманывать и маскировать» и «Рекламировать». Несмотря на несомненно исторический формат, планировка спроектирована нелинейно, и посетители имели возможность начать осмотр с любого места: например, с раздела «Рекламировать», представлявшего развитие камуфляжной эстетики в современном искусстве и моде, или с раздела «Скрывать», освещавшего собственно использование камуфляжа по прямому назначению, в военных целях.
«Камуфляж», как сообщает выставочная аннотация, — французское слово, пришедшее из театра и означающее «приспосабливать для сцены». Секция «Скрывать» исследует эволюцию камуфляжных расцветок, изобретенных художниками-«камуфлерами», нанятыми армией, и демонстрирует широкий спектр разных стилей и способов их применения вооруженными силами по всему миру. Здесь представлено огромное количество экспериментальных маскирующих узоров, а также современных военных форм из разных стран с такими «говорящими» названиями, как «горох», «шоколадные кусочки», «мазки», «жевательный мармелад», «лягушачья кожа» и последнее слово техники, цифровой пиксельный рисунок, называемый «relish» — «гарнир». В этой секции размещены невероятно утонченные образцы ранних версий военного камуфляжа, созданные под влиянием авангардистских экспериментов с абстрактными образами и характерным для того периода интересом к кинетике и динамизму. Сохранившиеся объекты демонстрируют очевидное воздействие кубизма, футуризма и абстракционизма в целом, поскольку одновременно с развитием камуфляжа французское современное искусство переживало эпоху трансформирующих экспериментов. На обозрение представлены дизайны известных французских авангардистов Люсьена-Виктора Гирана де Сцеволы и Эжена Корбена, да и Пикассо, оказывается, претендовал на звание одного из изобретателей камуфляжа. Увидев закамуфлированную пушку на улице Парижа во время Первой мировой, он воскликнул: «Это мы придумали!» — имея в виду стремление кубизма к геометричности и систематической дестабилизации двумерного изображения (Newark 2007: 72).
За «Скрывать» следует «Искажать» — раздел, который сфокусирован на так называемых «разбивающих» расцветках. Яркие, современно выглядящие геометрические рисунки «ослепляющей» раскраски использовались в основном для маскировки кораблей во время Первой мировой войны. Цвета и узоры сливались с отраженным от воды светом и оптически размывали очертания судна, дезориентируя противника. Фотографии и репродукции 1920-х годов наглядно демонстрируют, насколько велико было влияние «ослепляющих» дизайнов на интерьеры домов и моду того периода. Стоит особо отметить фотографию Ивонн Грегори, британского фотографа, сделанную в 1919 году: она запечатлена в ошеломляющем полосатом платье, наполовину сливающемся с таким же ярким фоном.
Следующий раздел, «Обманывать и маскировать», исследует использование манекенов, ловушек и маскировок в современном военном деле. Сюда входят разработки, иллюстрации и материалы, использовавшиеся в крупномасштабных стратегических военных маскировках во время Второй мировой войны, таких как вторжение союзников в Северную Африку и захват Нормандии. Это фотографии, картины, репродукции, а также оригиналы объектов, используемых для того, чтобы ввести врага в заблуждение: надувные танки и дома, посты наблюдения, замаскированные под деревья, муляжи солдат и парашютистов-десантников.
Четвертый раздел под названием «Рекламировать» посвящен вниманию, проявленному к камуфляжу миром искусства, дизайна, моды и популярной культуры начиная с 1960-х годов. Огромная витрина, заполненная самыми разнообразными товарами потребления, сделанными в камуфляжной эстетике, свидетельствует о глубоком проникновении в современное воображение ярко расцвеченных упрощенных версий камуфляжа. Эта эклектичная и разноцветная витрина содержит в себе все, от мягких игрушек, шнурков, зонтов, коробок для ланча, младенческих распашонок до пластиковых пасхальных яиц, бутербродниц, посуды, футляров от губной помады, кексов, лейкопластырей и даже туалетной бумаги. Неоновые камуфляжные шелкографии Энди Уорхола 1980-х годов задают тон разделу современного искусства, некоторые из них в сочетании с работами других художников, использовавших камуфляжный мотив. Дань уважения отдана и сюрреалистической моде 1980-х — в экспозиции выставлены костюмы Адель Лутц, сделанные ей для фильма «Правдивые истории» (1986), режиссером которого был Дэвид Бирн, солист Talking Heads. Эти вдохновленные Магриттом одежды из ткани под кирпичную стену размещены на фоне декорации кирпичной стены, с которой они визуально сливаются.
Читателям «Теории моды» будет любопытно узнать, что один из подразделов секции «Рекламировать» посвящен распространению камуфляжной темы в модной индустрии — от уличной и спортивной моды до образцов от-кутюр. Один из самых запоминающихся экспонатов — камуфляжная красно-бело-розовая туфля-лодочка, созданная Филиппом Трейси для обувной марки Gina Couture в 2003 году, вдохновленная «Камуфляжем» Энди Уорхола. А еще мерцающее камуфляжное бикини без лямок Christian Dior 2004 года и сногсшибательное вечернее платье с оперными перчатками, окрашенное мхом и грязью, из коллекции дома моды Jean Paul Gautier весна — лето 2000. Здесь же — изделия домов моды Yves St Laurent и Versace, а также впечатляющее разнообразие уличной одежды от Maharishi, Stussy, A Bathing Ape, Stone Island. Интересная деталь для канадской аудитории — демонстрация эскиза и платья модельера из Калгари Адежоке Тайво, победившей в конкурсе второго сезона телевизионного реалити-шоу Project Runaway, где одним из заданий было поработать с камуфляжной тканью.
В разделе, следующем за сектором моды, собраны экспонаты, иллюстрирующие присвоение камуфляжа и прочей армейской одежды контркультурными и субкультурными группами: к примеру, у хиппи военная атрибутика, украшенная цветами и антивоенными лозунгами, выступала наравне с джинсами и длинными волосами как вызов общественному вкусу. Неожиданным украшением раздела выступают военные штаны, которые однажды надевал Джо Страммер, гитарист британской панк-группы 1970-х The Clash.
Цель выставки в целом — представить в материальных свидетельствах историю и влияние на современную культуру камуфляжа. Огромное количество собранных объектов представляет собой захватывающее и увлекательное зрелище. В то же время секция, посвященная моде, дизайну и популярной культуре, поднимает ряд крайне актуальных вопросов, которые в остальной части выставки звучат слабо. Кураторы уделили основное внимание стилю, расцветке и применению камуфляжа и почти упустили из виду возможный культурный подтекст появления стратегического военного полотна на модных подиумах и, на первый взгляд, неуместных для этого повседневных предметах, начиная от нижнего белья и заканчивая садовыми стульями.
При том что «Камуфляж» рассчитан не на интеллектуалов, а скорее на широкую аудиторию, посетитель выставки не может не задуматься над тем, как и почему изначально военный рисунок стал таким популярным, чем объяснима та неожиданная легкость, с которой он превращается в жизнеутверждающий мотив современной жизни. В какой момент, например, использование камуфляжа в творчестве или рекламе становится ироническим контркультурным посланием, обличением или возвеличиванием войны или же отражением возрастающей милитаризации повседневной жизни? Были ли значения камуфляжа нейтрализованы этой ассимиляцией или, может быть, в нем отражаются конфликты, властные отношения, проблемы явного и тайного в культуре, где механизмы надзора все более вездесущи, а также семиотические изменения одежды, дискурсы, распри и комплексы западной культуры на рубеже тысячелетий?
Наиболее близко к критическому рассмотрению проникновения эстетики камуфляжа в современную визуальную культуру подобрался проект, размещенный на центральной стене выставки, — закольцованная видеопроекция, задействующая сразу несколько экранов. Стратегически размещенное между секцией, посвященной истории военного камуфляжа, и секцией, рассматривающей камуфляж как средство выражения в популярном дизайне, видео акцентирует острые контрасты. Серия клипов в левой части показывает марширующие группы солдат разных армий, одетых в национальную форму. В некоторых из этих клипов показаны реальные военные действия и ситуации, кровь, смерть и другие ужасы войны. В схожей серии клипов на правой стороне по подиумам марширует бесконечная вереница стройных красивых девушек-моделей, демонстрирующих шикарные изделия именитых дизайнеров, использовавших в своей работе камуфляж.
Это потрясающее видео под названием «Солдаты и модели», снятое Кайей Фогель, играет на контрастах мужественного и женственного, героического и коммерческого, кошмарного и фантазийного. Оно подчеркивает неизбежную здесь иронию и бесчувственность, которую проявляют изысканные и фетишизированные сферы моды и массовой культуры, осваивая элементы боевой экипировки. Впрочем, одного присутствия этого видео недостаточно, и выставка сильно выиграла бы, если бы побудила к более прямому диалогу о любопытном сплаве милитаризма и современной моды и дизайна и его возможных последствиях.
Для тех, кто не смог попасть на «Камуфляж», выпущена богато иллюстрированная книга, она же каталог выставки. Написал ее британский историк Тим Ньюарк, а предисловие — доктор медицины Джонатан Миллер. Оформлена книга стильно и ярко, написана простым и доступным языком; тема камуфляжа здесь трактуется гораздо шире, чем только в военном и масскультурном аспектах, полно представленных на выставке. В частности, есть глава об истории камуфляжной раскраски в охоте и рыболовстве, а также ее истоках в мире природы, где насекомые, рептилии и другие существа нередко используют окрас как тактическое и оборонительное средство. Книга шире, чем только описание выставки, она, впрочем, не является и полномасштабным исследованием камуфляжа в современной визуальной культуре. Тем не менее и выставка и книга убедительно демонстрируют вездесущность камуфляжа в современном визуальном поле. Тим Ньюарк и его команда кураторов должны по праву гордиться глубиной исследования, отраженного в проекте целиком, а также героическими усилиями, которые они предприняли все вместе для собирания разнообразных артефактов из целого ряда областей и дисциплин.
Перевод с английского Марии Дугиной
Литература
Newark 2007 — Newark T. Camouflage. London: Thames & Hudson, 2007.
Примечание
1. Рецензия впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2011. Vol. 15.3).