Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
«Coats! Max Mara: 60 лет итальянской моды». Государственный исторический музей, Москва. 12 октября 2011 — 10 января 2012
Выставка «Coats! Max Mara: 60 лет итальянской моды» продолжила серию экспозиций ведущих домов моды в Москве. Так, в сентябре 2007 года в ГМИИ имени А.С. Пушкина показали «Шанель. По законам искусства», а с 28 апреля по 24 июля 2011 года в том же музее была открыта экспозиция «Диор: под знаком искусства».
Для показа «Coats!» куратор Аделаид Раше выбрала Государственный исторический музей. Раше — профессионал в области выставок: она курирует экспозицию Fashion Images («Модные образы») в Национальном музее Берлина и мастерски работает с пространством.
У входа посетителя встречает инсталляция: гигантский экран из полупрозрачной ткани, за которым вывешены пальто марки Max Mara, подсвеченные мерцающими прожекторами.
Раше использовала материалы из архива московского Исторического музея, в частности пальто начала ХХ века, расширив тем самым границы выставки и выгодно подчеркнув новаторство Max Mara. Мы видим эволюцию текстур материалов, кроя, способов производства и ношения пальто. Здесь также представлены скрупулезно подобранные материалы, иллюстрирующие историю марки, в частности фотоархив компании. Особенно трогательно смотрятся кадры с танцующими женщинами в рабочих халатах во дворе среди заводских построек. Есть здесь и интерактивные элементы. Так, два классических пальто Max Mara стали частью видеоинсталляции, демонстрирующей производство деталей для этих самых пальто на фабрике.
Дом Max Mara был основан в 1951 году в Милане Акилле Марамотти, выходцем из семьи портных. Он делает рискованный шаг, открывая свое производство в послевоенной Европе, однако его дебютная коллекция настолько удачно вписалась в ожидания потребителей того времени, что цех, изначально состоявший из нескольких швей, через семь лет уже представляет собой полноценное промышленное производство. А 17 лет спустя, в 1968 году, Max Mara выпускает рекламный фильм «Карусель», режиссером которого стал Серджо Леоне. С Max Mara сотрудничали такие знаменитости, как Карл Лагерфельд, Франко Москино, Нарцисо Родригес, а также Анн-Мари Беретта. На сегодняшний день Max Mara принадлежат бренды Sportmax, Max Mara Weekend, Marella, Max and Co, Marina Rinaldi (по имени бабушки основателя компании) и др. В 90 странах открыты более 2300 бутиков Max Mara, а сама компания занимает третье место по промышленному производству одежды класса люкс в Италии.
Выставка демонстрирует, с какой готовностью Max Mara реагирует на новейшие течения в мире моды. В 1950-е годы все еще доминирует силуэт «песочные часы», явно ориентированный на дам среднего возраста, а с приходом 1960-х ориентация резко меняется в сторону молодежных силуэтов, укороченных подолов и ярких цветовых сочетаний.
В 1970-е годы наступает эра экспериментов в дизайнерском искусстве. Во второй половине десятилетия дом приглашает Жан-Шарля Кастель- бажака, и результат не заставляет себя ждать: неизменно сдержанный концепт сменяется буйством цветов, фактур и деталей линии Sportmax.
1980-е и 1990-е годы объединены на одном стенде с моделями, выдержанными в более традиционном для марки стиле, хотя и не лишенными рискованных элементов. Именно в этот период Анн-Мари Беретта создала пальто, впоследствии ставшее символом фирменного стиля компании. Это знаменитая модель 101801 — двубортное пальто из смеси шерсти и кашемира с рукавами-кимоно. Этому пальто посвящены несколько произведений искусства, также представленных на выставке.
Несмотря на довольно традиционный тон, выставка тем не менее заставляет зрителя удивиться и задуматься, а возможно, и изменить собственное представление о Max Mara, как «доме одного пальто». Возле каждого экспоната чувствуешь, что куратор внимательно и заботливо отнеслась к деталям, и это не оставляет равнодушным даже самого строгого критика.