Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012

Дария Долорес
Замыкая круг
Просмотров: 626

«Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва 23 февраля — 12 июня 2012

 

Москва не избалована выставками, посвященными моде, а данная экс­позиция — первая и, пожалуй, на сегодняшний день единственная по своему масштабу. На ней представлена роскошная коллекция женского костюма и аксессуаров советского периода из гардероба знаменитых красавиц кино, театра, балета и эстрады, собранная историком моды Александром Васильевым на протяжении более двадцати пяти лет. Ва­сильев безупречно владеет универсальным языком, с одной стороны, доступным и понятным обывателю, чья область интересов с модой не соприкасается, с другой — позволяющим профессионалу модной ин­дустрии узнать что-то новое.

Выставка получилась очень личной. С первых же минут вы погру­жаетесь в особенную атмосферу эпохи почти столетней давности — самый старый экспонат датируется 1917 годом. Залы оформлены в минималистском стиле, не перегруже­ны лишними деталями, что только подчеркивает роскошь нарядов и позволяет зрителю сконцентрировать все внимание на каждом из них. Каждый зал выдержан в определенной цветовой гамме, что создает настроение, соответствующее эпохе, благодаря чему возникает эффект присутствия: как будто чувствуешь аромат духов, скрытых под стеклом витрины. Любой предмет, будь то костюм или маленькая пудреница, имеет свое личное пространство, между манекенами в шикарных туа­летах выдержана дистанция. Вообще на выставке нет случайных или второстепенных экспонатов, каждый из них можно рассматривать бес­конечно долго.

Застойные времена в темных залах сменяются послевоенными — в ярко освещенных. На стенах — эскизы моделей, иллюстрации и вы­кройки из модных журналов тех лет, а также портреты звездных краса­виц, когда-то носивших эти хрупкие наряды, к которым и прикоснуться сейчас страшно. Большая часть экспозиции посвящена второй полови­не 1950-х годов, когда в СССР произошла настоящая модная револю­ция, ознаменованная приездом самого Кристиана Диора в Москву, но отставшая от мировой почти на десять лет.

Понятие «железный занавес» стало стереотипом, и данная выставка в какой-то степени этот стереотип ломает. Мода в СССР существова­ла, да, и она не отличалась кардинально от европейской, просто неко­торые тенденции приходили с опозданием, а некоторые не доходили вообще. К примеру, мы не увидим в экспозиции аналога революцион­ного платья-трапеции, выполненного из пластика, в котором Твигги позировала для Vogue, или знаменитой кольчуги Пако Рабана, или буй­ства красок 1980-х. Создается впечатление, что советские модельеры и модники если и были за железной дверью, то у этой двери был глазок, к которому они могли время от времени припадать. В целом, судя по выставке, советская мода была более сдержанная, чем западная.

Вплоть до 2000-х годов характерные изменения в мировой моде происходили каждое десятилетие, выражаясь в крое костюма. Мода, в том числе и в Советском Союзе, была более подвержена социально- политическому влиянию, нежели в наши дни, зеркально отражая об­щественные настроения. И хотя полной картины о модных тенденциях в Европе у советских людей не было, в то время быть в курсе модных трендов было проще, чем сейчас, когда в моде господствует эклектика, огромное разнообразие стилей уживается в одном временном отрезке и нет стилистических обобщений.

Эта выставка ставит перед собой задачу в первую очередь показать не столько самобытность советской моды (известно, что культурные символы России не раз служили источником вдохновения для запад­ных дизайнеров, хотя наша страна никогда не определяла мировых тен­денций), сколько мастерство, а в некоторых случаях талант советских актрис сотворить нечто из ничего. Знаменитости той поры были для простой советской женщины, которая, несмотря на трудные времена, хотела быть привлекательной и желанной, проводниками моды, или, пользуясь современным термином, трендсеттерами. Трендсеттерами они были в самом широком смысле этого слова — умели не только про­демонстрировать новые веяния в моде, но и грамотно себя преподнести, чтобы ни у кого не возникло сомнения, что их облачение — не послед­ний крик моды. Как известно, чем уже рамки, тем концентрированнее проявляется воображение. Не имея достаточно денег и информации, артистки умудрялись создавать наряды даже из дешевой клеенки на тряпичной основе. Нельзя не отметить, что эти женщины не просто демонстрировали современные силуэты — у каждой из них был свой узнаваемый стиль. Так, можно увидеть, что Наталья Фатеева предпо­читала образ утонченный, изысканный, не перегруженный деталями, но в то же время довольно смелый по цвету. Валентина Толкунова при­держивалась более броских и прямолинейных нарядов, а Майя Пли­сецкая выбирала экстравагантный для того времени стиль.

Особенно символично то, что выставка размещена в залах, располо­женных по кругу: зритель начинает экскурс с 1920-х годов, достигает 1990-х и снова попадает в 1920-е, которые так актуальны в грядущем сезоне. Например, черное пальто с меховыми рукавами, датированное серединой 1920-х, очень напоминает пальто из осенне-зимней коллек­ции Lanvin 2012/13 года, а белое ажурное платье того же периода так похоже на платье от Dolce&Gabbana. Неслучайно выставка открылась почти одновременно с главными прошедшими Неделями моды от Нью-Йорка до Парижа, где в каждой коллекции в том или ином виде читаются образы 1920-х годов, а также с выходом на экраны лауреата «Оскара» — фильма «Артист».

Сегодня люди в нашей стране по-прежнему интересуются модой — об этом свидетельствует большое число посетителей выставки даже в будний день. Кстати, среди публики не только ностальгирующие жен­щины старшего поколения, но и мужчины и молодые пары, объясняю­щие своим детям происхождение представленных вещей.



Другие статьи автора: Долорес Дария

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба