Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
«Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва 23 февраля — 12 июня 2012
Москва не избалована выставками, посвященными моде, а данная экспозиция — первая и, пожалуй, на сегодняшний день единственная по своему масштабу. На ней представлена роскошная коллекция женского костюма и аксессуаров советского периода из гардероба знаменитых красавиц кино, театра, балета и эстрады, собранная историком моды Александром Васильевым на протяжении более двадцати пяти лет. Васильев безупречно владеет универсальным языком, с одной стороны, доступным и понятным обывателю, чья область интересов с модой не соприкасается, с другой — позволяющим профессионалу модной индустрии узнать что-то новое.
Выставка получилась очень личной. С первых же минут вы погружаетесь в особенную атмосферу эпохи почти столетней давности — самый старый экспонат датируется 1917 годом. Залы оформлены в минималистском стиле, не перегружены лишними деталями, что только подчеркивает роскошь нарядов и позволяет зрителю сконцентрировать все внимание на каждом из них. Каждый зал выдержан в определенной цветовой гамме, что создает настроение, соответствующее эпохе, благодаря чему возникает эффект присутствия: как будто чувствуешь аромат духов, скрытых под стеклом витрины. Любой предмет, будь то костюм или маленькая пудреница, имеет свое личное пространство, между манекенами в шикарных туалетах выдержана дистанция. Вообще на выставке нет случайных или второстепенных экспонатов, каждый из них можно рассматривать бесконечно долго.
Застойные времена в темных залах сменяются послевоенными — в ярко освещенных. На стенах — эскизы моделей, иллюстрации и выкройки из модных журналов тех лет, а также портреты звездных красавиц, когда-то носивших эти хрупкие наряды, к которым и прикоснуться сейчас страшно. Большая часть экспозиции посвящена второй половине 1950-х годов, когда в СССР произошла настоящая модная революция, ознаменованная приездом самого Кристиана Диора в Москву, но отставшая от мировой почти на десять лет.
Понятие «железный занавес» стало стереотипом, и данная выставка в какой-то степени этот стереотип ломает. Мода в СССР существовала, да, и она не отличалась кардинально от европейской, просто некоторые тенденции приходили с опозданием, а некоторые не доходили вообще. К примеру, мы не увидим в экспозиции аналога революционного платья-трапеции, выполненного из пластика, в котором Твигги позировала для Vogue, или знаменитой кольчуги Пако Рабана, или буйства красок 1980-х. Создается впечатление, что советские модельеры и модники если и были за железной дверью, то у этой двери был глазок, к которому они могли время от времени припадать. В целом, судя по выставке, советская мода была более сдержанная, чем западная.
Вплоть до 2000-х годов характерные изменения в мировой моде происходили каждое десятилетие, выражаясь в крое костюма. Мода, в том числе и в Советском Союзе, была более подвержена социально- политическому влиянию, нежели в наши дни, зеркально отражая общественные настроения. И хотя полной картины о модных тенденциях в Европе у советских людей не было, в то время быть в курсе модных трендов было проще, чем сейчас, когда в моде господствует эклектика, огромное разнообразие стилей уживается в одном временном отрезке и нет стилистических обобщений.
Эта выставка ставит перед собой задачу в первую очередь показать не столько самобытность советской моды (известно, что культурные символы России не раз служили источником вдохновения для западных дизайнеров, хотя наша страна никогда не определяла мировых тенденций), сколько мастерство, а в некоторых случаях талант советских актрис сотворить нечто из ничего. Знаменитости той поры были для простой советской женщины, которая, несмотря на трудные времена, хотела быть привлекательной и желанной, проводниками моды, или, пользуясь современным термином, трендсеттерами. Трендсеттерами они были в самом широком смысле этого слова — умели не только продемонстрировать новые веяния в моде, но и грамотно себя преподнести, чтобы ни у кого не возникло сомнения, что их облачение — не последний крик моды. Как известно, чем уже рамки, тем концентрированнее проявляется воображение. Не имея достаточно денег и информации, артистки умудрялись создавать наряды даже из дешевой клеенки на тряпичной основе. Нельзя не отметить, что эти женщины не просто демонстрировали современные силуэты — у каждой из них был свой узнаваемый стиль. Так, можно увидеть, что Наталья Фатеева предпочитала образ утонченный, изысканный, не перегруженный деталями, но в то же время довольно смелый по цвету. Валентина Толкунова придерживалась более броских и прямолинейных нарядов, а Майя Плисецкая выбирала экстравагантный для того времени стиль.
Особенно символично то, что выставка размещена в залах, расположенных по кругу: зритель начинает экскурс с 1920-х годов, достигает 1990-х и снова попадает в 1920-е, которые так актуальны в грядущем сезоне. Например, черное пальто с меховыми рукавами, датированное серединой 1920-х, очень напоминает пальто из осенне-зимней коллекции Lanvin 2012/13 года, а белое ажурное платье того же периода так похоже на платье от Dolce&Gabbana. Неслучайно выставка открылась почти одновременно с главными прошедшими Неделями моды от Нью-Йорка до Парижа, где в каждой коллекции в том или ином виде читаются образы 1920-х годов, а также с выходом на экраны лауреата «Оскара» — фильма «Артист».
Сегодня люди в нашей стране по-прежнему интересуются модой — об этом свидетельствует большое число посетителей выставки даже в будний день. Кстати, среди публики не только ностальгирующие женщины старшего поколения, но и мужчины и молодые пары, объясняющие своим детям происхождение представленных вещей.