Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
«Уильям Кляйн. Нью-Йорк. 1955». Мультимедиа Арт Музей, Москва. 7 марта — 15 апреля 2012
В рамках фестиваля «Фотобиеннале-2012» в Москве прошла выставка гуру мировой фотографии Уильяма Кляйна. Экспозиция была основана на знаменитой серии снимков, сделанных фотографом для проекта «Нью-Йорк. 1955». Этот альбом вызвал в свое время широкий общественный резонанс и так и не был принят модным американским сообществом.
Уильям Кляйн по праву считается одним из выдающихся фотографов ХХ века, смелым революционером и отчаянным экспериментатором в модной фотографии. В 1950-х годах он активно сотрудничал с журналом Vogue, который в то время искал новый язык, новое прочтение существующих модных канонов. Уильям Кляйн подарил журналу свежий, нестандартный взгляд на то, как может выглядеть мода. Он вывел своих моделей на улицы, поместив их в круговорот бурлящей жизни большого города, и снимал их в нарочито небрежной и жесткой манере. Размытые, не всегда попадающие в фокус, контрастные очертания застывших в своих позах моделей, обрамленных пейзажем хаотичных и не останавливающихся ни на миг городских улиц, — вот тот нетрадиционный, дерзкий подход, который сделал Кляйна знаменитым. Его модели, словно вписанные в контекст города манекены, завораживают и отталкивают одновременно, а экспрессия, присущая его съемке, поражает своей живостью и непосредственностью, которые так чужды рафинированным классическим представлениям о моде 1950-х годов.
Альбом «Нью-Йорк. 1955» был сделан Уильямом Кляйном в период его работы для Vogue и при непосредственной поддержке журнала. Однако говорить о том, что эта серия фотографий посвящена исключительно моде, было бы в корне неправильно. Проект задумывался автором как своего рода портрет Нью-Йорка, призванный разоблачить американскую мечту, властвовавшую над умами людей в то время. Фотограф запечатлевает истинную жизнь города, полную случайных нелепостей и жестокости. Он ловит мгновения жизни на улицах, в метро, в магазинах, выхватывая из суетливого потока мегаполиса анонимные лица и фигуры обычных людей, отображая их намеренно грубо и агрессивно. Взгляд Кляйна оказался для Vogue, впрочем, как и для всего глянцевого истеблишмента, настолько неожиданным и радикальным, что серия так и не была издана в Америке. Фотографии из нью- йоркского альбома были признаны излишне вульгарными и очерняющими благополучную американскую действительность.
Тем не менее, возможно, сам того не подозревая, Кляйн становится летописцем американской моды 1950-х годов. Мода обволакивает героев его снимков, живет вместе с ними, проявляется невыводимыми пятнами на полотне, изображающем пристрастия людей, их стремления соответствовать духу времени.
Американская мода 1950-х годов — это мода послевоенного периода, пытающаяся удовлетворить мечты людей об изобилии и роскоши. На смену утилитарной одежде приходят подчеркнуто женственные и безупречные наряды, с приталенным силуэтом и обилием продуманных деталей. Мужчины облачаются в строгие костюмы, символизируя собой финансовую успешность и достаток. Элементы всего этого мы невольно находим и на снимках Кляйна — это и дамы в пальто классического фасона, украшенных пышными цветами, и мужчины в твидовых пиджаках и шляпах, и девушка, изящно держащая в руке сигарету в мундштуке, с высокой прической и в элегантном черном платье с кокетливо открытыми плечами, и размытый силуэт женщины с ярким макияжем и крупными ювелирными украшениями, и вычурно наряженная широко улыбающаяся пара, и девочки в пышных юбках. Все эти персонажи мелькают в толпе прохожих, неся на себе отпечаток модных веяний.
Нью-Йоркские фотографии Кляйна — также яркий пример того, как подлинное воплощение высокой моды, доступной лишь элите, просачивается вниз, к потребителю среднего класса, заражая его стремлением соответствовать статусу успешного, состоявшегося человека. Действительно, в кадрах, выхваченных фотографом, мы наблюдаем не только людей, которых можно приписать к высшему свету, но и рядовых обывателей, ярких представителей стремительно развивающегося общества потребления. Вихрь бесконечных шаблонных лиц и силуэтов на фоне пестрых вездесущих рекламных вывесок, витрин, неоновых огней и плакатов — вот запечатленное свидетельство массовой культуры, проникновение культа роскоши и шика до самых низов американского общества.
С этой точки зрения, фотографии из серии «Нью-Йорк. 1955», несомненно, достойны внимания, так как их поистине можно назвать энциклопедией модной городской жизни. Однако в них очевиден насмешливый взгляд фотографа на маниакальное стремление людей к осуществлению американской мечты. «Я считаю, что мода — это глупость», — говорил Уильям Кляйн в одном из своих интервью, и его фотографии — это неприкрытая издевка в частности над теми модными посылами, которые несут в себе герои снимков, и тем, что за ними в сущности стоит. Кляйн бросает обществу вызов, целясь в него со своих снимков игрушечным пистолетом, откровенно иронизируя и помещая модных персонажей на заведомо неприглядный фон. Именно глубокие противоречия, заложенные фотографом в его не всегда от- кадрированных снимках, делают его работы интересными и привлекательными для зрителя. Увидев его фотографии однажды, хочется возвращаться к ним снова и снова, все глубже проникая в детали и наслаждаясь модными следами прошлого, оставленными на них с легкой руки гениального фотографа.