Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012

Дарья Тарнопольская
Уильям Кляйн: мода вне фокуса
Просмотров: 793

«Уильям Кляйн. Нью-Йорк. 1955». Мультимедиа Арт Музей, Москва. 7 марта — 15 апреля 2012

 

В рамках фестиваля «Фотобиеннале-2012» в Москве прошла выставка гуру мировой фотографии Уильяма Кляйна. Экспозиция была осно­вана на знаменитой серии снимков, сделанных фотографом для про­екта «Нью-Йорк. 1955». Этот альбом вызвал в свое время широкий об­щественный резонанс и так и не был принят модным американским сообществом.

Уильям Кляйн по праву считается одним из выдающихся фотогра­фов ХХ века, смелым революционером и отчаянным экспериментато­ром в модной фотографии. В 1950-х годах он активно сотрудничал с журналом Vogue, который в то время искал новый язык, новое про­чтение существующих модных канонов. Уильям Кляйн подарил жур­налу свежий, нестандартный взгляд на то, как может выглядеть мода. Он вывел своих моделей на улицы, поместив их в круговорот бурлящей жизни большого города, и снимал их в нарочито небрежной и жест­кой манере. Размытые, не всегда попадающие в фокус, контрастные очертания застывших в своих позах моделей, обрамленных пейзажем хаотичных и не останавливающихся ни на миг городских улиц, — вот тот нетрадиционный, дерзкий подход, который сделал Кляйна зна­менитым. Его модели, словно вписанные в контекст города манеке­ны, завораживают и отталкивают одновременно, а экспрессия, при­сущая его съемке, поражает своей живостью и непосредственностью, которые так чужды рафинированным классическим представлениям о моде 1950-х годов.

Альбом «Нью-Йорк. 1955» был сделан Уильямом Кляйном в период его работы для Vogue и при непосредственной поддержке журнала. Однако говорить о том, что эта серия фотографий посвящена исклю­чительно моде, было бы в корне неправильно. Проект задумывался ав­тором как своего рода портрет Нью-Йорка, призванный разоблачить американскую мечту, властвовавшую над умами людей в то время. Фотограф запечатлевает истинную жизнь города, полную случайных нелепостей и жестокости. Он ловит мгновения жизни на улицах, в ме­тро, в магазинах, выхватывая из суетливого потока мегаполиса аноним­ные лица и фигуры обычных людей, отображая их намеренно грубо и агрессивно. Взгляд Кляйна оказался для Vogue, впрочем, как и для всего глянцевого истеблишмента, настолько неожиданным и радикаль­ным, что серия так и не была издана в Америке. Фотографии из нью- йоркского альбома были признаны излишне вульгарными и очерняю­щими благополучную американскую действительность.

Тем не менее, возможно, сам того не подозревая, Кляйн становится летописцем американской моды 1950-х годов. Мода обволакивает ге­роев его снимков, живет вместе с ними, проявляется невыводимыми пятнами на полотне, изображающем пристрастия людей, их стремле­ния соответствовать духу времени.

Американская мода 1950-х годов — это мода послевоенного перио­да, пытающаяся удовлетворить мечты людей об изобилии и роскоши. На смену утилитарной одежде приходят подчеркнуто женственные и безупречные наряды, с приталенным силуэтом и обилием продуман­ных деталей. Мужчины облачаются в строгие костюмы, символизи­руя собой финансовую успешность и достаток. Элементы всего это­го мы невольно находим и на снимках Кляйна — это и дамы в пальто классического фасона, украшенных пышными цветами, и мужчины в твидовых пиджаках и шляпах, и девушка, изящно держащая в руке сигарету в мундштуке, с высокой прической и в элегантном черном платье с кокетливо открытыми плечами, и размытый силуэт женщи­ны с ярким макияжем и крупными ювелирными украшениями, и вы­чурно наряженная широко улыбающаяся пара, и девочки в пышных юбках. Все эти персонажи мелькают в толпе прохожих, неся на себе отпечаток модных веяний.

Нью-Йоркские фотографии Кляйна — также яркий пример того, как подлинное воплощение высокой моды, доступной лишь элите, про­сачивается вниз, к потребителю среднего класса, заражая его стрем­лением соответствовать статусу успешного, состоявшегося человека. Действительно, в кадрах, выхваченных фотографом, мы наблюдаем не только людей, которых можно приписать к высшему свету, но и рядовых обывателей, ярких представителей стремительно развиваю­щегося общества потребления. Вихрь бесконечных шаблонных лиц и силуэтов на фоне пестрых вездесущих рекламных вывесок, витрин, неоновых огней и плакатов — вот запечатленное свидетельство массо­вой культуры, проникновение культа роскоши и шика до самых низов американского общества.

С этой точки зрения, фотографии из серии «Нью-Йорк. 1955», не­сомненно, достойны внимания, так как их поистине можно назвать энциклопедией модной городской жизни. Однако в них очевиден на­смешливый взгляд фотографа на маниакальное стремление людей к осуществлению американской мечты. «Я считаю, что мода — это глу­пость», — говорил Уильям Кляйн в одном из своих интервью, и его фо­тографии — это неприкрытая издевка в частности над теми модными посылами, которые несут в себе герои снимков, и тем, что за ними в сущности стоит. Кляйн бросает обществу вызов, целясь в него со сво­их снимков игрушечным пистолетом, откровенно иронизируя и по­мещая модных персонажей на заведомо неприглядный фон. Именно глубокие противоречия, заложенные фотографом в его не всегда от- кадрированных снимках, делают его работы интересными и привле­кательными для зрителя. Увидев его фотографии однажды, хочется возвращаться к ним снова и снова, все глубже проникая в детали и на­слаждаясь модными следами прошлого, оставленными на них с легкой руки гениального фотографа.



Другие статьи автора: Тарнопольская Дарья

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба