Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Louis Vuitton — Marc Jacobs. Музей декоративных искусств (Musee des Arts decoratifs), Париж. 9 марта — 16 сентября 2012
В 2012 году исполняется 15 лет творческому сотрудничеству Марка Джейкобса и дома Louis Vuitton, а значит, и существованию линии прет-а-порте у бренда, под которым до этого 150 лет выходили только сумки и чемоданы. С марта по сентябрь этого года в Музее декоративных искусств Парижа проходит выставка Louis Vuitton — Marc Jacobs.
Действительно, 15 лет — срок, который уже можно отмечать. Однако, как ни странно, об этом не упоминается ни разу — видимо, организаторам передались забывчивость и невнимание к датам самого Джейкобса: «Я совершенно не знаю, сколько мне было лет, когда я начал работать здесь. Мой мозг просто не запоминает даты» (Golbin 2012: 119). Джейкобсу было 34, когда его пригласили работать в дом Louis Vuitton, — на год больше, чем самому Луи Виттону, когда он, «упаковщик. специализирующийся на упаковке моды», открыл в Париже свой собственный магазин дорожных принадлежностей.
Это случилось в 1854 году. В 1852 году Наполеон III провозгласил Вторую империю и одновременно инициировал массовый проект по переустройству Парижа: знаменитые бульвары, дома с ажурными балкончиками — все это дело рук барона Османа, префекта департамента Сена. Новым центром Парижа стал район Оперы, ограниченный дворцом Тюильри, Биржей и новым вокзалом Сен-Лазар. Вокзал в этом треугольнике сыграл для бизнеса Луи Виттона ключевую роль: развитие системы железнодорожного сообщения упростило и удешевило путешествия, сделав их одним из главных видов буржуазного досуга.
Индустриализация принесла не только паровоз: развитие текстильной промышленности и изобретение в 1830 году швейной машинки значительно удешевили пошив одежды. Результатом стало появление магазинов готового платья, где цены были куда демократичнее, чем у портних. Однако гоняться за дешевизной французские буржуа вовсе не стремились: мы ведь помним, что дама высшего света — главный показатель социального и экономического статуса своего мужа (Веблен 1984). Раз одежда подешевела, одним платьем тут не ограничиться, поэтому теперь ежедневная жизнь французских буржуа превращается в сплошную комедию с переодеваниями. За день полагается сменить по пять нарядов: утреннее, домашнее платье, платье для прогулки, для театра, для бала, на выставке представлен гардероб sine qua non на примере кукольного набора — у кукол тоже не меньше четырех платьев, пяти комплектов белья, не говоря о шляпках, сумочках, чулках. Нельзя забывать и про объем этих нарядов: лаконичные платья ампир остались в прошлом, и в моду вошел кринолин. А вот теперь начинается самое интересное: со всем этим богатством буржуазная дама решает отправиться в путешествие. Модное платье с гигантской юбкой и бесчисленным количеством складок укладывают несколько часов, требуются чемоданы с хитрыми приспособлениями вроде двойного дна. Тут весьма кстати оказывается Луи Виттон, решивший обозначить свою специализацию как «упаковщик», «специалист по упаковке мод», выделившийся таким образом из массы ремесленников, производящих ларцы, сундуки и чемоданы.
Однако одного лишь ярлыка для успеха недостаточно. Немаловажным фактором для продвижения бренда послужила активная патентная деятельность — начиная с обивки и герметичных застежек и заканчивая походной кроватью, умещающейся в чемодане. Верным шагом было также участие в международных выставках. На Парижской выставке 1889 года, той самой, к которой построили Эйфелеву башню, продукция Виттона получила золотую медаль. Хитрый ход: в отличие от большинства коммерсантов, которые придумывали к выставкам уникальные экземпляры, Виттон подчеркивал, что «фирма Луи Виттона выставляет только текущую продукцию, которая может быть приобретена в магазине в Париже».
С самого начала Виттон использовал узнаваемый рисунок ткани: сперва полоски, затем появилась знаменитая шахматная клетка. Сын Луи Виттона Жорж придумал не менее знаменитую монограмму и розетки. С тех пор помимо функционала продукции мало что изменилось: кринолины пропали, но всякий путешествующий человек по- прежнему обязан иметь чемодан Louis Vuitton как один из входных билетов в высшее общество. Это стало настолько естественным, что такие чемоданы оказались у всех: у высокого блондина в черном ботинке, который едва ли беспокоится о каких бы то ни было билетах, у африканской аристократии, летящей бизнес-классом в Европу, у молодых богатых американок, забирающихся по винтовым лестницам в свои мансарды в районе Марсова поля.
Так было до 1997 года, пока Бернар Арно, исполнительный директор концерта LVMH (Louis Vuitton Moёt Hennessy), не пригласил Марка Джейкобса делать для марки Louis Vuitton коллекцию прет-а-порте. Начинал Джейкобс осторожно: «Вначале я не очень понимал, что делать, мне было даже страшновато». Было ясно, что нужно отталкиваться от монограммы, однако «людям не нужен пиджак, который выглядит как чемодан, или юбка, которая выглядит как чемодан» (Golbin 2012: 119). Первые коллекции дизайнера были исключительно минималистичными: в 1998 году не было и намека на монограмму, в 1999 году она появилась на подкладке и в 2000-м — на лицевой стороне как мелкий фоновый рисунок. Первый эксперимент с сумками заключался в том, чтобы спрятать монограмму, выбив ее на лакированной коже. Но дальше — больше.
В 2001 году Джейкобс пригласил Стефана Спрауза для совместной работы над коллекцией, в результате которой появились сумки с граффити и принт с розами. Джейкобс вспоминает: «Я думаю, должно быть здоровое уважение и здоровое неуважение по отношению к бренду. Нужно уважать его, чтобы сохранить, но нужно относиться и с некоторым неуважением, чтобы развиваться. Когда мы делали граффити Стефана Спрауза, это было чем-то, с одной стороны, неуважительным, поскольку выглядело так, как будто мы уродуем что-то, но, с другой стороны, мы привлекали внимание к чему-то, что иначе прошло бы незамеченным. Это было одновременно уважительно и неуважительно, и именно поэтому это сработало» (Ibid.: 121). В 2003 году вместе с Такаси Мураками Джейкобс создал цветную монограмму на белом фоне, принт с цветущей сакурой и вишенками, в 2008 году в сотрудничестве с Ричардом Принсом — сумки с принтами, напоминающими Большой взрыв, и стскими анекдотами вроде: «Всякий раз, когда я встречаю женщину, которая готовит, как моя мама, она выглядит, как мой папа». Сумки на выставке собраны на большом стенде и разбросаны по витринам с комплектами из разных коллекций: придуманная Джейкобсом одежда тоже становилась все смелее и интереснее. Любопытно, что дефиле весенне-летней коллекции 2012 года можно подсмотреть через отверстия в стене на манер пип-шоу.
Концептуальная связь Виттона как основателя бренда и Джейкобса, создавшего бренду новое лицо, весьма неоднозначна. Продукция Виттона позиционировалась как исключительно новаторская и современная: как с инженерной точки зрения, так и в силу оригинальности идеи монограммы. Джейкобс, чьи вещи также несомненно современны — и крой, и материалы, и оформление, — считает подобную оценку неуместной: «Вы видите платье, висящее в магазине. Если оно вам нравится, оно красиво и привлекает вас, тогда хорошо. Если оно сделано сегодня, значит, оно современно. Но нет ничего современного в предмете одежды, если он не умеет делать что-то принципиально новое: например, мыть посуду или заправлять постель. Ничего нет современного в двух перчатках и лифчике. Это просто глупо» (Ibid.: 119).
Ну а, пожалуй, главный вопрос заключается в том, насколько изменилось место бренда Louis Vuitton среди предметов роскоши после Джейкобса. С одной стороны, эта марка, несомненно, элитарная, предназначена для ограниченного круга людей, а монограмма создавалась во многом как отличительный признак этого круга и способ защиты от подделок. С другой стороны, всемирные выставки, способствовавшие продвижению бренда, делались с целью демократизировать предметы роскоши, сделать их более доступными обычным людям. Вещи Джейкобса тоже одновременно доступны и недоступны. То, как он оригинально обыгрывает почтенную монограмму, делает ее проще. Демократизация происходит и из-за переполнения рынка контрафак- том — теперь каждый может позволить себе сумочку Vuitton, пусть и поддельную. С другой стороны, элитарность находит теперь другое выражение: монограмма прячется на подкладке, угадывается в рисунке шитья и выбивается на однотонных лакированных сумочках. И в качестве апофеоза этой скрытой элитарности — клатч из 12 500 кусочков яичной скорлупы, который собирался в течение 300 часов. Настоящий Луи Виттон ускользнул, нас опять обдурили.
Литература
Веблен 1984 — Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М., 1984.
Golbin 2012 — Golbin P. (ed.). Louis Vuitton, Marc Jacobs. N.Y.: Rizzoli International Publication, 2012.