Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013

Дарья Тарнопольская
Ювелирные истории о моде и современности
Просмотров: 1229

Bernabei R. Contemporary Jewellers: Interviews with European Artists. Oxford: Berg, 2011. 288 pp.; ill.

 

Часто, когда говорят о моде, в первую очередь думают об одежде, о каких-либо актуальных образах текущего сезона, о подиумных по­казах, об именитых дизайнерах и громких брендах. Так или иначе, люди cвязывают моду с тем, как они одеваются. Однако, как говорила Коко Шанель, «мода существует не только в одежде». Мода содержится во всем, что нас окружает, и зачастую в малейших и иногда неуловимых деталях. И несомненно, мода проявляется также и в том, как мы украша­ем собственное тело, подчеркивая его инди­видуальность и выражая свое внутреннее мироощущение.

Текущим тенденциям в области ювелир­ного искусства посвящена книга Роберты Бернабей «Современные ювелиры. Интер­вью с европейскими дизайнерами». Роберта читает лекции в Школе искусств при Университете Лафборо (Велико­британия) и сама работает ювелиром. Ее работы снискали общественное признание и неоднократно выставлялись в музеях и художественных галереях по всему миру. Это ее первая публикация, результат огром­ной исследовательской работы в сфере ювелирного дела. Как говорит сама автор в предисловии, книга должна послужить независимым ис­точником информации о современной ювелирной практике, в котором систематизированы сведения о творческих, технических и концепту­альных подходах, присущих актуальному ювелирному дизайну.

Приступая к чтению, невольно готовишься к тому, что придется столкнуться с профессиональной терминологией ювелиров, с мно­гочисленными нюансами производственного процесса и описанием свойств различных материалов, используемых в изготовлении укра­шений. Однако, перевернув последнюю страницу книги, осознаешь, что она не только легка для чтения и понимания людьми, абсолютно далекими от ювелирного дела, но и невероятно захватывает читателя, благодаря неординарности изложения и изобилию вдохновляющих и дающих пищу для размышлений идей. Без сомнения, Роберта достиг­ла поставленной перед собой цели. Действительно, основные направ­ления современного ювелирного искусства складываются в картину, свободную от субъективных интерпретаций и единую в своем многооб­разии. Вместе с тем автору удалось невольно затронуть и многие дру­гие, не столь очевидные аспекты ювелирной практики. Это вопросы, связанные с функциональностью, взаимодействием ювелирных объ­ектов с человеческим телом, проявлением идентичности, самоопреде­лением посредством ювелирных украшений. И этот перечень вопро­сов можно считать открытым. Уверена, что каждый читатель найдет в книге что-то, что заинтересует его в большей мере, будь то выявление причин различий между северной и южной европейскими ювелирны­ми школами или рассмотрение последствий влияния глобализации на творческий процесс.

Как несложно догадаться, книга представляет собой 25 записанных интервью с ведущими современными дизайнерами ювелирных укра­шений. На страницах книги можно познакомиться с взглядами и твор­ческими мыслями таких всемирно известных и влиятельных ювелиров, как Джиамполо Бабетто, Марио Пинтон, Гейс Баккер, Отто Кюнзли, Руудт Петерс, а также дизайнеров более молодого поколения, к кото­рым можно отнести Теда Нотена, Аннамарию Дзанеллу и Кристофа Зеллвегера. Интервью не связаны между собой, а потому книгу можно читать в любой последовательности — методично переходя от одного интервью к следующему либо пролистывая страницы и цепляясь взгля­дом за иллюстрации, останавливаться на чем-то одном, что привлекло наибольшее внимание в конкретный момент.

Интервью предваряются краткой вводной частью, которая может быть полезна для читателя, поверхностно знакомого с ювелирным де­лом. Во-первых, введение включает в себя сжатое описание истории развития ювелирного дела, с момента возникновения ювелирных укра­шений как таковых до настоящего времени. Автор выделяет историче­ские события, которые так или иначе повлияли на становление совре­менного ювелирного искусства, а также упоминает ключевые фигуры ювелирной практики, которые в разное время задавали тенденции и направления ее развития. Во-вторых, вводная часть затрагивает вопрос о том, что такое ювелирное украшение, каково его функциональное назначение и концептуальное содержание.

Исходя из заданного введением тона, каждое интервью с ювелиром построено на базовых вопросах. Как правило, у каждого из респон­дентов Роберта спрашивает, что привело его к занятию ювелирным делом, какие вещи или события вдохновляют его на создание тех или иных ювелирных объектов, какими качествами должен обладать ху­дожник или дизайнер, чтобы стать успешным ювелиром. Автор так­же уделяет внимание и используемой ювелирами технике, применя­емым материалам, этапам создания ювелирного украшения. Тем не менее нельзя сказать, что все интервью единообразны. Изначальные посылы одинаковы, однако каждый раз диалог с дизайнером развива­ется в различных направлениях, иногда довольно неожиданных. Не­вероятно, но разговоры о ювелирном искусстве могут привести как к абстрактным размышлениям о красоте, так и к обсуждениям текущей политической ситуации или религиозных доктрин. Тем интереснее от­крывать следующее интервью, предвкушая необычные маршруты раз­вития творческих идей. Каждый ювелир индивидуален и вкладывает в создание украшений что-то свое. Поражает, насколько нестандартной и оригинальной может быть концепция, заложенная в основу ювелир­ного объекта. Казалось бы, предсказуемость и ограниченность форм украшений не может таить в себе ничего революционного. Однако по мере прочтения книги понимаешь, что даже банальная брошь может нести в себе такое множество смыслов, что украшая ею свою одеж­ду, ты можешь демонстрировать обществу свою жизненную позицию или же проявлять таким образом свои философские убеждения. Воис­тину, возможности ювелирных украшений в самовыражении лично­сти или декларации вовне индивидуальных идей и принципов безгра­ничны. Как подчеркнул английский ювелир Дэвид Уоткинс, сегодня «главные функции ювелирных изделий связаны с самоосмыслением, постижением себя как личности, пониманием своего тела и осознани­ем собственного существования».

Вообще же, главный вывод, к которому приводит знакомство с пред­ставленными интервью, состоит в том, что современное ювелирное искусство тяготеет прежде всего к содержательной наполненности. Ювелиры отходят от традиционного отношения к ювелирным укра­шениям как к предметам, имеющим исключительно декоративное назначение или же служащим негласным обозначением статуса или благосостояния их носителя. На первый план выходит смысл, который в них заложен ювелиром в процессе создания. Разнообразие этих смыс­лов бесконечно. Кто-то пытается выразить в своих объектах гармонию и симметрию в природе, как Нел Линссен или Лив Бловарп. Кого-то, как, например, Уэнди Рэмшоу или Марио Пинтона, вдохновляют стро­гие геометрические формы и соблюдение пропорций. А некоторые и вовсе своими изделиями пытаются захватить и обрамить пустоту. За­крытые по форме и атмосферно легкие украшения Джиамполо Ба- бетто, который называет их не иначе как «осколки бесконечности», — наилучшее тому подтверждение.

Все остальное, связанное с изготовлением украшений, — техника исполнения, набор материалов, выбор ювелирной формы — подчиня­ется замыслу ювелира. Случается и так, что, увлекаясь содержанием, дизайнеры дарят миру такие украшения, что с трудом понимаешь, каким образом их можно примерить на себя. Однако, как следует из утверждений некоторых ювелиров, это не столь важно, ведь иногда, чтобы выразить какую-то мысль в украшении, приходится поступить­ся теми границами, которые создает для ювелира человеческое тело. Как заметил Бернард Шобингер, «в украшениях содержатся посла­ния, которые более важны, чем их функция быть удобными для но­шения». Часто стремление к концептуальности приводит ювелиров и к использованию нетривиальных материалов, таких как, скажем, стекло, акрил, бумага или даже текстиль. Некоторые идут и дальше, используя в своих украшениях предметы, найденные просто на улице. Тот же Бернард Шобингер с легкостью превращает шнур от велоси­педного насоса в браслет. Все это подрывает классические представ­ления людей о том, как и из чего должны быть сделаны ювелирные украшения. Все мы привыкли к золоту и серебру, к стандартным формам колец или серег, но современное ювелирное искусство на­прочь разрушает эти стереотипы, давая свободу фантазии и выдумке. Кто бы мог, положим, представить, что украшение можно носить не только на себе, демонстрируя его окружающим, но и под собствен­ной кожей, спрятанное от посторонних глаз? Неординарное творче­ство югославского ювелира Петера Скубика доказывает нам, что нет границ возможного.

Таково современное ювелирное искусство. Достаточно ли у вас сме­лости принять его? Думаю, книга Роберты Бернабей даст вам ответ на этот вопрос. В любом случае даже читатель, настроенный слишком консервативно для того, чтобы в буквальном смысле примерять на себя плоды современной ювелирной мысли, получит полное представле­ние о том, что границы допустимого в этой области искусства гораздо шире, чем он мог себе представить.



Другие статьи автора: Тарнопольская Дарья

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба