Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013
Bernabei R. Contemporary Jewellers: Interviews with European Artists. Oxford: Berg, 2011. 288 pp.; ill.
Часто, когда говорят о моде, в первую очередь думают об одежде, о каких-либо актуальных образах текущего сезона, о подиумных показах, об именитых дизайнерах и громких брендах. Так или иначе, люди cвязывают моду с тем, как они одеваются. Однако, как говорила Коко Шанель, «мода существует не только в одежде». Мода содержится во всем, что нас окружает, и зачастую в малейших и иногда неуловимых деталях. И несомненно, мода проявляется также и в том, как мы украшаем собственное тело, подчеркивая его индивидуальность и выражая свое внутреннее мироощущение.
Текущим тенденциям в области ювелирного искусства посвящена книга Роберты Бернабей «Современные ювелиры. Интервью с европейскими дизайнерами». Роберта читает лекции в Школе искусств при Университете Лафборо (Великобритания) и сама работает ювелиром. Ее работы снискали общественное признание и неоднократно выставлялись в музеях и художественных галереях по всему миру. Это ее первая публикация, результат огромной исследовательской работы в сфере ювелирного дела. Как говорит сама автор в предисловии, книга должна послужить независимым источником информации о современной ювелирной практике, в котором систематизированы сведения о творческих, технических и концептуальных подходах, присущих актуальному ювелирному дизайну.
Приступая к чтению, невольно готовишься к тому, что придется столкнуться с профессиональной терминологией ювелиров, с многочисленными нюансами производственного процесса и описанием свойств различных материалов, используемых в изготовлении украшений. Однако, перевернув последнюю страницу книги, осознаешь, что она не только легка для чтения и понимания людьми, абсолютно далекими от ювелирного дела, но и невероятно захватывает читателя, благодаря неординарности изложения и изобилию вдохновляющих и дающих пищу для размышлений идей. Без сомнения, Роберта достигла поставленной перед собой цели. Действительно, основные направления современного ювелирного искусства складываются в картину, свободную от субъективных интерпретаций и единую в своем многообразии. Вместе с тем автору удалось невольно затронуть и многие другие, не столь очевидные аспекты ювелирной практики. Это вопросы, связанные с функциональностью, взаимодействием ювелирных объектов с человеческим телом, проявлением идентичности, самоопределением посредством ювелирных украшений. И этот перечень вопросов можно считать открытым. Уверена, что каждый читатель найдет в книге что-то, что заинтересует его в большей мере, будь то выявление причин различий между северной и южной европейскими ювелирными школами или рассмотрение последствий влияния глобализации на творческий процесс.
Как несложно догадаться, книга представляет собой 25 записанных интервью с ведущими современными дизайнерами ювелирных украшений. На страницах книги можно познакомиться с взглядами и творческими мыслями таких всемирно известных и влиятельных ювелиров, как Джиамполо Бабетто, Марио Пинтон, Гейс Баккер, Отто Кюнзли, Руудт Петерс, а также дизайнеров более молодого поколения, к которым можно отнести Теда Нотена, Аннамарию Дзанеллу и Кристофа Зеллвегера. Интервью не связаны между собой, а потому книгу можно читать в любой последовательности — методично переходя от одного интервью к следующему либо пролистывая страницы и цепляясь взглядом за иллюстрации, останавливаться на чем-то одном, что привлекло наибольшее внимание в конкретный момент.
Интервью предваряются краткой вводной частью, которая может быть полезна для читателя, поверхностно знакомого с ювелирным делом. Во-первых, введение включает в себя сжатое описание истории развития ювелирного дела, с момента возникновения ювелирных украшений как таковых до настоящего времени. Автор выделяет исторические события, которые так или иначе повлияли на становление современного ювелирного искусства, а также упоминает ключевые фигуры ювелирной практики, которые в разное время задавали тенденции и направления ее развития. Во-вторых, вводная часть затрагивает вопрос о том, что такое ювелирное украшение, каково его функциональное назначение и концептуальное содержание.
Исходя из заданного введением тона, каждое интервью с ювелиром построено на базовых вопросах. Как правило, у каждого из респондентов Роберта спрашивает, что привело его к занятию ювелирным делом, какие вещи или события вдохновляют его на создание тех или иных ювелирных объектов, какими качествами должен обладать художник или дизайнер, чтобы стать успешным ювелиром. Автор также уделяет внимание и используемой ювелирами технике, применяемым материалам, этапам создания ювелирного украшения. Тем не менее нельзя сказать, что все интервью единообразны. Изначальные посылы одинаковы, однако каждый раз диалог с дизайнером развивается в различных направлениях, иногда довольно неожиданных. Невероятно, но разговоры о ювелирном искусстве могут привести как к абстрактным размышлениям о красоте, так и к обсуждениям текущей политической ситуации или религиозных доктрин. Тем интереснее открывать следующее интервью, предвкушая необычные маршруты развития творческих идей. Каждый ювелир индивидуален и вкладывает в создание украшений что-то свое. Поражает, насколько нестандартной и оригинальной может быть концепция, заложенная в основу ювелирного объекта. Казалось бы, предсказуемость и ограниченность форм украшений не может таить в себе ничего революционного. Однако по мере прочтения книги понимаешь, что даже банальная брошь может нести в себе такое множество смыслов, что украшая ею свою одежду, ты можешь демонстрировать обществу свою жизненную позицию или же проявлять таким образом свои философские убеждения. Воистину, возможности ювелирных украшений в самовыражении личности или декларации вовне индивидуальных идей и принципов безграничны. Как подчеркнул английский ювелир Дэвид Уоткинс, сегодня «главные функции ювелирных изделий связаны с самоосмыслением, постижением себя как личности, пониманием своего тела и осознанием собственного существования».
Вообще же, главный вывод, к которому приводит знакомство с представленными интервью, состоит в том, что современное ювелирное искусство тяготеет прежде всего к содержательной наполненности. Ювелиры отходят от традиционного отношения к ювелирным украшениям как к предметам, имеющим исключительно декоративное назначение или же служащим негласным обозначением статуса или благосостояния их носителя. На первый план выходит смысл, который в них заложен ювелиром в процессе создания. Разнообразие этих смыслов бесконечно. Кто-то пытается выразить в своих объектах гармонию и симметрию в природе, как Нел Линссен или Лив Бловарп. Кого-то, как, например, Уэнди Рэмшоу или Марио Пинтона, вдохновляют строгие геометрические формы и соблюдение пропорций. А некоторые и вовсе своими изделиями пытаются захватить и обрамить пустоту. Закрытые по форме и атмосферно легкие украшения Джиамполо Ба- бетто, который называет их не иначе как «осколки бесконечности», — наилучшее тому подтверждение.
Все остальное, связанное с изготовлением украшений, — техника исполнения, набор материалов, выбор ювелирной формы — подчиняется замыслу ювелира. Случается и так, что, увлекаясь содержанием, дизайнеры дарят миру такие украшения, что с трудом понимаешь, каким образом их можно примерить на себя. Однако, как следует из утверждений некоторых ювелиров, это не столь важно, ведь иногда, чтобы выразить какую-то мысль в украшении, приходится поступиться теми границами, которые создает для ювелира человеческое тело. Как заметил Бернард Шобингер, «в украшениях содержатся послания, которые более важны, чем их функция быть удобными для ношения». Часто стремление к концептуальности приводит ювелиров и к использованию нетривиальных материалов, таких как, скажем, стекло, акрил, бумага или даже текстиль. Некоторые идут и дальше, используя в своих украшениях предметы, найденные просто на улице. Тот же Бернард Шобингер с легкостью превращает шнур от велосипедного насоса в браслет. Все это подрывает классические представления людей о том, как и из чего должны быть сделаны ювелирные украшения. Все мы привыкли к золоту и серебру, к стандартным формам колец или серег, но современное ювелирное искусство напрочь разрушает эти стереотипы, давая свободу фантазии и выдумке. Кто бы мог, положим, представить, что украшение можно носить не только на себе, демонстрируя его окружающим, но и под собственной кожей, спрятанное от посторонних глаз? Неординарное творчество югославского ювелира Петера Скубика доказывает нам, что нет границ возможного.
Таково современное ювелирное искусство. Достаточно ли у вас смелости принять его? Думаю, книга Роберты Бернабей даст вам ответ на этот вопрос. В любом случае даже читатель, настроенный слишком консервативно для того, чтобы в буквальном смысле примерять на себя плоды современной ювелирной мысли, получит полное представление о том, что границы допустимого в этой области искусства гораздо шире, чем он мог себе представить.