Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013
Fashion and art. Adam Geczy and Vicki Karaminas (eds). Oxford; N.Y.: Berg, 2012. 224 pp
Книга «Мода и искусство» — это сборник статей под редакцией Адама Гецзи и Вики Караминас. Гецзи — писатель, художник, специалист по современному искусству и преподаватель в Сиднейском колледже искусств. Караминас — преподаватель теории моды в Технологическом университете Сиднея, а также исполнительный директор кафедры моды в Австралийской ассоциации популярной культуры, редактор журнала Australasian Journal of Popular Culture и один из составителей готовящегося к изданию сборника «Мода в художественной литературе» (Fashion 2013).
Авторы статей — ведущие английские и американские исследователи моды и искусства, специализирующиеся в области театра, дизайна, современного искусства, теории моды, истории костюма, философии, эстетики и психологии, а также кураторы выставок, посвященных моде и искусству. Среди них хорошо известная читателям «Теории моды» Валери Стил, а также Герберт Блау, Хейзел Кларк, Диана Крейн, Джоанн Айхер, Мэри Глюк, Барбара Хайнеманн, Мораг Мартин, Маргарет Мэйнард, Ливеллин Негрин, Алистер О'Нил, Эйлин Рибейро, Ники Райан, Нэнси Трой и Эфрат Цзеелон.
Большинство авторов занимаются прежде всего не историей моды или костюма, а именно междисциплинарными исследованиями, изучая моду в самых разных аспектах — культурном, философском, этическом, психологическом, гендерном и др. В этом же ключе выстроен и сборник «Мода и искусство»: книга рассматривает взаимодействие и взаимопроникновение моды и искусства на протяжении последних двух столетий (особенно, конечно, ХХ века) с разных точек зрения: телесности, красоты, эстетики, аутентичности, модернизма, перфор- манса, выставки и др.
Сборник состоит из предисловия редакторов и 17 статей, рассматривающих в том числе концептуальную моду, одежду как предмет искусства, богемный стиль, а также изображение в моде и искусстве. Каждая статья снабжена списком литературы, а сборник — алфавитным указателем. Кроме того, в книге более 40 отлично подобранных иллюстраций, без которых понимание взаимосвязи моды и искусства было бы, разумеется, не полным. В качестве источника информации следует выделить последнюю статью «Кураторство выставок» Барбары Хайнеман, в которой не только упоминаются многие интересные выставки по искусству и моде, но и дается их любопытная классификация.
Материалом исследования являются прежде всего объекты, созданные за последние 200 лет. Основной акцент в своих исследованиях авторы книги делают не на разделении моды и искусства, а на изучении их симбиоза. В этом в значительной степени заключается новаторство этой книги: такой подход можно назвать не только междисциплинарным, но даже синтетическим.
Именно этот подход, несмотря на некоторую нестандартность, оказывается плодотворным для ученого и интересным для читателя. Лишенный сухой академичности и искусственных теоретических конструктов, разнообразный по темам и точкам зрения авторов, сборник прежде всего является очень увлекательным чтением, причем не только для специалистов, но и для всех, кто сколько-нибудь интересуется модой или искусством.
Авторы сборника рассматривают моду как специфическое явление, ставшее во многом плодом европейского модернизма, и полемизируют с распространенной мыслью, согласно которой мода — это младший, неполноценный и несколько фривольный «Другой» для искусства.
Книга утверждает: в ХХ веке отношения моды и искусства изменили свой характер. Во-первых, мода играла и играет ключевую роль в популяризации искусства, в обработке его мотивов и их подаче для людей, которые в обычной жизни по тем или иным причинам мало связаны с искусством. Во-вторых, неслучайно мода сегодня становится сама по себе предметом искусства, лишаясь своей коммерческой составляющей — например, в рамках выставки. В-третьих, в современном мире границы между популярной и высокой культурой становятся проницаемыми и иногда вообще стираются: сегодня мода претендует на равный искусству статус.
С другой стороны, по мнению авторов, мода все еще может быть рассмотрена как «Другой» для искусства — в контексте традиционного понимания искусства как маскулинного явления, связанного с духом и умом, а моды — фемининного, связанного с телом и телесностью. Учитывая достижения современной философии (особенно феминистской), показавшей, что телесность — важнейший для человека способ взаимодействия с реальностью, этот традиционный подход дает новое понимание роли моды.
Впрочем, для этой книги вопрос о равенстве статусов и тем более о тождестве моды и искусства не является главным. Важнее, что именно позволяет произведениям быть одновременно и тем и другим, какими средствами это достигается, какой язык, сближаясь, используют мода и искусство? Ключевым словом здесь будет «стиль» — именно стиль можно назвать основным «языковым средством» для моды и для искусства, с помощью которого видимые произведения выражают нечто умозрительное.
Авторы сборника не останавливаются на изучении конкретных примеров коллаборации дизайнеров и художников (хотя такие примеры здесь приводятся в большом количестве — от Эльзы Скиапарелли и Дали до использования картин Ван Гога, Сезанна, Моне и других художников современными марками Missoni, Moschino, Ungaro и др.), исследуют общие взаимоотношения моды и искусства, которые такими примерами отнюдь не исчерпываются.
Примечательно, что в статьях сборника рассматриваются как внешние, визуальные аспекты стиля — живопись, богемный стиль как способ выражения артистической личности, одетое тело в моде и искусстве (то есть человеческое тело как основа и для моды, и для искусства), лицо и косметика в моде и искусстве, собственно одежда и ткани; так и внутренние — специфика эпохи модернизма, перформативной основы искусства и моды, проблемы эстетики. При этом вне зависимости от темы каждого эссе тесная взаимосвязь внутреннего и внешнего аспектов не теряется и не уходит на второй план. И что не менее важно, сохраняется и расстановка акцентов: интерес прежде всего к человеку, личности, к проекциям его психологического и социального состояния, к проблемам телесности, сексуальности, гендера, их отражению в визуальном аспекте моды и в искусстве.
Распространенным недостатком сборника как формы высказывания вообще часто является фрагментарность, неполнота освещения проблемы и разнородность. Редакторам «Моды и искусства» удалось избежать этого: книга вполне целостна и достаточно полно раскрывает заданную проблему, не уходя при этом в сторону. Разнообразие точек зрения, авторов и рассмотренных аспектов здесь только помогает общей цели книги. Конечно, книгу нельзя назвать всеобъемлющей, так как тема очень широкая и поле для исследования огромное (количество статей вполне можно было бы увеличить за счет издания второго тома).
Сборник «Мода и искусство» — это не только прекрасное чтение, но и новый, продуктивный взгляд на взаимоотношения моды и искусства, их многократно отраженное и продолжительное взаимное влияние, дающий понимание не столько отличий и конфликтов между этими явлениями, сколько их общности и тесной взаимодополняющей связи.
Литература
Fashion 2013 — Hancock J., Johnson-Woods T. Karaminas V. (eds). Fashion in Popular Culture: Literature, Media and Contemporary Studies. Bristol; Wilmington; Toronto, 2013.