Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013

Мария Яснова
Красный Диор: под знаком фольклора

«Слава русской моды». ЦВЗ «Манеж», Москва. 18-31 октября 2012

 

В Московском Манеже в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia со­стоялась ретроспективная выставка моделей одежды Вячеслава Зайце­ва. Претенциозность названия сразу подхватывается списком титулов российского модельера — во всю высоту стены, — который мы видим чуть ли не раньше самих моделей. Но оно и понятно: «Красный Диор», Вячеслав Зайцев, был одним из первых модельеров, представших перед европейской публикой и, что важнее, покоривших ее.

Самый известный российский кутюрье начал свой путь полвека на­зад. Художник текстильного рисунка—именно по такой специальности обучался Слава Зайцев — был художником с большой буквы с самых первых шагов. Вдохновляемый мотивами русской природы, народными орнаментами, он создавал удивительные модели, поражающие просто­той и элегантностью в сочетании с яркостью образа. Выходя на между­народную сцену, модельер не оставил своих пристрастий. Он резко вы­делялся на фоне других, подражающих Западу, мастеров, что навсегда закрепило за ним славу настоящего русского гения моды.

Близость театрального мира, знакомство со звездами первой вели­чины дали Вячеславу Зайцеву возможность воплощать самые смелые идеи, потому что они находили своих почитателей среди законодателей столичных мод. Многие модели, созданные кутюрье, использовались в киносъемках, а о театральных постановках говорить можно часами.

На выставке в Манеже было представлено более полусотни пред­метов одежды, вдохновленных национальными русскими узорами, боярской Русью в сочетании с образами из советского и западного ки­нематографа. Для усиления впечатления «русскости» и празднично­сти представленных моделей пол был затянут алым полотном, рядом с которым, правда, фрагменты красных стен казались излишеством. Пространство было разделено на две части длинной световой стеной, на которой демонстрировались отпечатанные на пластике фотографии работ модельера. За этой стеной выстроилась целая галерея роскош­но расшитых платьев и корсетов. Украшенные бисером ткани на Руси очень ценились. Такие вставки украшали головные уборы, рукава, лен­ты, пояса. Зайцев использовал этот мотив неоднократно, включая его в современный костюм. От такого приема, что удивительно, наряд не становится провинциальным или слишком национальным. Кутюрье удается создать абсолютно актуальную модель, и притом самобытную по происхождению.

Напротив этой галереи — низкие прямоугольные тумбы со светя­щейся верхней поверхностью, на которых расположились модели из потрясающих кружевных тканей. Благодаря такой подсветке посети­тели могли рассмотреть всю прелесть самой ткани и тонкость работы кутюрье. А ведь для создания кружевных тканей Зайцев зачастую при­глашал народных умелиц, знающих тонкости этого промысла. Такая ткань, изготовленная вручную, несомненно, обладает большой цен­ностью и заслуживает пристального внимания, которое и обеспечило специальное освещение.

В основном пространстве зала по левой оси модели с меховой от­делкой из богато узорчатых тканей в очередной раз демонстрировали умение модельера создать великолепный современный комплект на основе традиционных мотивов. Переработанная, по-новому поданная классика — визитная карточка Зайцева.

В дальнем углу — стилизованный под карусель подъем, украшен­ный красно-фиолетовым шатром, демонстрировал расставленных по кругу моделей, выполненных из павловопосадских шалей. Разнообраз­ные фасоны, рединготы и фуфайки, платья и нижние юбки — шали получили новую жизнь, заставляя воображение играть с давно забы­тыми элементами гардероба. Такой расписной платок, недавно снова вошедший в моду, вероятно, во многом благодаря Славе Зайцеву, мно­гим перешел в наследство от прабабушек.

Не обошлось на выставке и без головных уборов. Но к сожалению, видимо, по оплошности кураторов, шляпки как следует рассмотреть не представлялось возможным. Размещенные на полках на высоте выше среднего человеческого роста головные уборы не получали должного внимания. А в безголовом — в прямом смысле слова — манекене в ро­скошном платье, стоящем рядом, едва ли угадывалась девушка, пыта­ющаяся подобрать себе шляпку. Стоит в одиночестве в платье с при­чудливым турнюром, вот и все, что замечает посетитель.

Стоит сказать, что мода на московских выставочных площадках в последнее время частый гость. Но русских модельеров, как ни пара­доксально, нам видеть приходится редко. Эту выставку можно считать хорошим почином, после которого стоит ожидать новых, более мас­штабных и ярких проектов с участием отечественных кутюрье.



Другие статьи автора: Яснова Мария

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба