Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013
«Слава русской моды». ЦВЗ «Манеж», Москва. 18-31 октября 2012
В Московском Манеже в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia состоялась ретроспективная выставка моделей одежды Вячеслава Зайцева. Претенциозность названия сразу подхватывается списком титулов российского модельера — во всю высоту стены, — который мы видим чуть ли не раньше самих моделей. Но оно и понятно: «Красный Диор», Вячеслав Зайцев, был одним из первых модельеров, представших перед европейской публикой и, что важнее, покоривших ее.
Самый известный российский кутюрье начал свой путь полвека назад. Художник текстильного рисунка—именно по такой специальности обучался Слава Зайцев — был художником с большой буквы с самых первых шагов. Вдохновляемый мотивами русской природы, народными орнаментами, он создавал удивительные модели, поражающие простотой и элегантностью в сочетании с яркостью образа. Выходя на международную сцену, модельер не оставил своих пристрастий. Он резко выделялся на фоне других, подражающих Западу, мастеров, что навсегда закрепило за ним славу настоящего русского гения моды.
Близость театрального мира, знакомство со звездами первой величины дали Вячеславу Зайцеву возможность воплощать самые смелые идеи, потому что они находили своих почитателей среди законодателей столичных мод. Многие модели, созданные кутюрье, использовались в киносъемках, а о театральных постановках говорить можно часами.
На выставке в Манеже было представлено более полусотни предметов одежды, вдохновленных национальными русскими узорами, боярской Русью в сочетании с образами из советского и западного кинематографа. Для усиления впечатления «русскости» и праздничности представленных моделей пол был затянут алым полотном, рядом с которым, правда, фрагменты красных стен казались излишеством. Пространство было разделено на две части длинной световой стеной, на которой демонстрировались отпечатанные на пластике фотографии работ модельера. За этой стеной выстроилась целая галерея роскошно расшитых платьев и корсетов. Украшенные бисером ткани на Руси очень ценились. Такие вставки украшали головные уборы, рукава, ленты, пояса. Зайцев использовал этот мотив неоднократно, включая его в современный костюм. От такого приема, что удивительно, наряд не становится провинциальным или слишком национальным. Кутюрье удается создать абсолютно актуальную модель, и притом самобытную по происхождению.
Напротив этой галереи — низкие прямоугольные тумбы со светящейся верхней поверхностью, на которых расположились модели из потрясающих кружевных тканей. Благодаря такой подсветке посетители могли рассмотреть всю прелесть самой ткани и тонкость работы кутюрье. А ведь для создания кружевных тканей Зайцев зачастую приглашал народных умелиц, знающих тонкости этого промысла. Такая ткань, изготовленная вручную, несомненно, обладает большой ценностью и заслуживает пристального внимания, которое и обеспечило специальное освещение.
В основном пространстве зала по левой оси модели с меховой отделкой из богато узорчатых тканей в очередной раз демонстрировали умение модельера создать великолепный современный комплект на основе традиционных мотивов. Переработанная, по-новому поданная классика — визитная карточка Зайцева.
В дальнем углу — стилизованный под карусель подъем, украшенный красно-фиолетовым шатром, демонстрировал расставленных по кругу моделей, выполненных из павловопосадских шалей. Разнообразные фасоны, рединготы и фуфайки, платья и нижние юбки — шали получили новую жизнь, заставляя воображение играть с давно забытыми элементами гардероба. Такой расписной платок, недавно снова вошедший в моду, вероятно, во многом благодаря Славе Зайцеву, многим перешел в наследство от прабабушек.
Не обошлось на выставке и без головных уборов. Но к сожалению, видимо, по оплошности кураторов, шляпки как следует рассмотреть не представлялось возможным. Размещенные на полках на высоте выше среднего человеческого роста головные уборы не получали должного внимания. А в безголовом — в прямом смысле слова — манекене в роскошном платье, стоящем рядом, едва ли угадывалась девушка, пытающаяся подобрать себе шляпку. Стоит в одиночестве в платье с причудливым турнюром, вот и все, что замечает посетитель.
Стоит сказать, что мода на московских выставочных площадках в последнее время частый гость. Но русских модельеров, как ни парадоксально, нам видеть приходится редко. Эту выставку можно считать хорошим почином, после которого стоит ожидать новых, более масштабных и ярких проектов с участием отечественных кутюрье.