Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №27, 2013

Стефани Уорд
Нить будущего

Marie O'Mahony. Advanced Textiles: Health and Wellbeing. London: Thames & Hudson, 2011. 256 pp.

 

Автор книги «Современный текстиль: здоровье и благосостояние» Мари О'Махоуни — профессор Колледжа искусств и дизайна в уни­верситете Онтарио, соавтор книжной серии «Технический текстиль», выпускаемой издательством Thames & Hudson. Серия последовательно и глубоко знакомит читателя с тонкостями и новинками высоких техно­логий и выразительных средств, применяемых в этой области. Во всех частях книги обнаруживает себя всесторон­няя эрудиция автора, основанная на богатом опыте. Информированность О'Махоуни и широкая сеть контактов позволяют ей со знанием дела говорить о всех мировых ли­дерах в области разработки текстиля. Она вдохновляюще пишет о разработках в сфере инновационного текстиля, живо передавая ощущение его тактильности и функцио­нальности. Одна из главных тем книги — «здоровье и благополучие», понимаемые и как некое эмоциональное послание, и как обозначение защиты, уюта или безопасности жизни, — что отражает эволюцию в восприятии текстиля и процессов его производства.

Книга состоит из двух частей: часть первая разбита на главы, кото­рые перетекают друг в друга, создавая композицию, струящуюся по­добно ткани. В этой части детально описываются способы формирова­ния пряжи, синтетической и натуральной, гибридной и композитной, разнообразие структур ткани и дополнительных поверхностных по­крытий. Описываются также печать на ткани, вставки, самоочищаю­щиеся и ультратонкие водоустойчивые покрытия. Эта книга может быть прекрасным базовым учебником для дизайнеров, преподавателей и студентов. Вторая часть рассматривает обширное поле применения этих видов текстиля в окружающей среде, транспорте, личных и обще­ственных пространствах.

Раздел, посвященный структурам ткани, описывает традиционные процессы ткачества и вязания. В нем речь идет о тканых и вязаных фор­мах технического текстиля, о широком разнообразии техник, в число которых входят рашелевое полотно, сетчатое плетение для легковес­ных медицинских имплантатов, триплированные материалы, исполь­зуемые, например, для обивки автокресел, или биоразлагающиеся гео­синтетические материалы.

Автор также рассматривает процесс «формирования волокна из расплава», которое сейчас используют для многих полимеров. Одна из особенно интересных новинок, соединение сульфата бария (обычно прописываемого пациентам перорально) и полипропилена, использу­емое в медицине для создания рентгеноконтрастной нити. Еще один материал и еще одна тема исследования — шелк медоносной пчелы, который может использоваться в хирургии при наложении швов, соз­дании искусственных жил и связок.

В книге также рассматриваются техники обработки поверхностей, включая технологию наложения швов с встроенными электронными датчиками. Зачастую это спасает жизнь, позволяя эффективно и дис­танционно отслеживать состояние здоровья амбулаторного больного. Предмет особого внимания О'Махоуни — «Plast, европейская комис­сия, финансировавшая проект, исследовавший развитие печатной, пи­роэлектрической, пьезоэлектрической крупномасштабной сенсорной технологии. Это одна из областей, где актуально печатание на гибкой основе для создания более удобных в использовании сенсоров, особен­но применимых в здравоохранении» (с. 86).

Исследователи и производители ищут возможности интегрировать «зеленые» энергосистемы в уже используемые материалы и структу­ры и находят приемлемые способы включения фотоэлектрических элементов в текстиль для создания защитного слоя. Фотоэлектриче­ские элементы, создаваемые с помощью гибких полимерных солнеч­ных элементов и специфических печатных процессов, могут быть ис­пользованы в изготовлении одежды. Автор приводит в пример работы студентов Тины Херц и Марии Ланберг из Школы дизайна, сотрудни­чавших с Национальной лабораторией Riso Датского технического университета. Они глубоко освоили производство, в основе которого лежит печать методом шелкографии.

Также упоминается канадская компания Sompfy, использующая системы, реагирующие на ветер и солнце. Особый интерес представ­ляют пневматические мембран-подушки Texlon фирмы Vector Foiltech. «При их изготовлении создается эффект динамического климатическо­го конверта, с разными вариантами покрытия Texlon. Таким образом, аккумулируется солнечная энергия, а уровни изоляции и светопрони­цаемости могут варьироваться» (с. 141).

Автор рассказывает о металлических — серебряных и медных — проволоках, встраиваемых в волокно, придающих ему антибактери­альные и проводящие свойства, а также о нанопокрытиях для хлопка или синтетики. Обладающий целебными свойствами германий — эле­мент, добываемый из сплавов, включают в состав пряжи или же ин­капсулируют в волокно под воздействием высоких температур или наношлифовки.

Под давлением рынка одежды тактильные и фактурные качества текстиля в наши дни быстро совершенствуются, особенно за счет спе­циальных покрытий. Впрочем, О'Махоуни указывает на то, что на фоне огромного разнообразия новой продукции производителям остро не хватает ее грамотных описаний, за чем они и обращаются к Oeko-Tex: покупателю нужны убедительные доказательства превосходства одно­го вида волокна над другим.

Особое внимание в книге уделяется спецодежде строителей, пожар­ников, тех, кому необходима защита от химических отбросов и обе­спечение комфорта и безопасности в соответствии со строгими про­мышленными стандартами. В соответствии со строгими требованиями промышленного тестирования жаро- и пламяустойчивой одежды раз­работаны специальные термоманекены из проводящего карбонового волокна, обладающие способностью «потеть». Двадцать шесть зон та­кого манекена снабжены 122 сенсорами для постоянного мониторинга. Достоинствами новых тканей являются обеспечиваемая ими защита от электромагнитных полей, комфортность, достигаемая путем добавле­ния нержавеющей стали к основе из хлопка или полиэстера, хорошая носкость, иные потребительские качества.

О'Махоуни обсуждает инициативу Евросоюза, согласно которой к 2015 году автомобили должны стать пригодными для вторичной пе­реработки на 95 % (директива ELV). Это побуждает дизайнеров искать способы делать более прочные и легкие запчасти из таких материалов, как углерод, стекло, арамид, волокно полиэстера. Данные материалы способствуют более высоким КПД и скорости, в то же время уменьшая потребление топлива и вредные выбросы в атмосферу.

В книге рассматриваются также средства демонстрации инноваци­онного текстиля с точки зрения их эстетики и эффективности; осве­щаются новые разработки в текстиле, используемом для лодок и яхт, тестируемые в соответствующих соревнованиях.

Внимание уделяется и «космическому текстилю». Автор отмечает, что у астронавта в космосе мышечный тонус снижается на 40 %. Из­менение градуса сопротивления в защитной одежде повышает эффек­тивность спортивных тренировок и физиотерапевтических процедур. В основу серебряного скафандра под названием BioSuit положен чело­веческий силуэт, поэтому он удобно обтекает тело.

Дизайнеры, сами использующие продукцию, например сёрферы, знают по собственному опыту, где и какие нужны усовершенствова­ния. В результате возникают облегченные и утепленные, более гибкие, бесшовные гидрокостюмы с устойчивыми к сдавливанию зонами нако­ленников. Гидрокостюм с капюшоном Psycho 2 разработан из неопрена с применением материала X-Foam.

Интерес автора распространяется и на архитектурные конструкции, она рассматривает ЭТФЭ (этилентетрафторэтилен), часто используе­мый в умеренно теплом климате как долговременная альтернатива полимерным мембранам. ЭТФЭ используют как средство обеспече­ния акустического и климатического контроля в сочетании с большей гибкостью. Конструкции сделаны в форме медовых сот, что упрощает установку и снятие, транспортировку и хранение. В этом смысле осо­бый интерес представляет «Павильон жажды» Энрика Руиза Гели, вы­строенный для ЭКСПО 2008. Согласно О'Махоуни, «временная кон­струкция обладала способностью регулировать температуру через фасад, как бы способный потеть. Кондиционеры при этом не исполь­зовались. В поверхность были встроены три слоя ЭТФЭ с заложенным между ними слоем стекловолокна. Функционируя по принципу чело­веческого потоотделения, ткань, нагреваясь на солнце, посылала соле­ную воду к поверхности здания. Когда на это иглу из соли проливался дождь, процесс начинался заново» (с. 112).

В заключении книги предлагается широкий и в то же время скон­центрированный взгляд на мир современного текстиля в том виде, в котором он существует сейчас. Эта стремительно развивающаяся об­ласть является и обещает остаться в будущем сферой приложения как коммерческих, так и научных интересов, как теоретических разрабо­ток, так и практических опытов. Чем глубже погружается читатель в материал, тем шире и все в больших подробностях перед ним раскры­вается мир дизайна, производства и новейших материалов — мир ди­намичный и устремленный в будущее.

Перевод с английского Марии Дугиной



Другие статьи автора: Уорд Стефани

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба