Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №27, 2013
Marie O'Mahony. Advanced Textiles: Health and Wellbeing. London: Thames & Hudson, 2011. 256 pp.
Автор книги «Современный текстиль: здоровье и благосостояние» Мари О'Махоуни — профессор Колледжа искусств и дизайна в университете Онтарио, соавтор книжной серии «Технический текстиль», выпускаемой издательством Thames & Hudson. Серия последовательно и глубоко знакомит читателя с тонкостями и новинками высоких технологий и выразительных средств, применяемых в этой области. Во всех частях книги обнаруживает себя всесторонняя эрудиция автора, основанная на богатом опыте. Информированность О'Махоуни и широкая сеть контактов позволяют ей со знанием дела говорить о всех мировых лидерах в области разработки текстиля. Она вдохновляюще пишет о разработках в сфере инновационного текстиля, живо передавая ощущение его тактильности и функциональности. Одна из главных тем книги — «здоровье и благополучие», понимаемые и как некое эмоциональное послание, и как обозначение защиты, уюта или безопасности жизни, — что отражает эволюцию в восприятии текстиля и процессов его производства.
Книга состоит из двух частей: часть первая разбита на главы, которые перетекают друг в друга, создавая композицию, струящуюся подобно ткани. В этой части детально описываются способы формирования пряжи, синтетической и натуральной, гибридной и композитной, разнообразие структур ткани и дополнительных поверхностных покрытий. Описываются также печать на ткани, вставки, самоочищающиеся и ультратонкие водоустойчивые покрытия. Эта книга может быть прекрасным базовым учебником для дизайнеров, преподавателей и студентов. Вторая часть рассматривает обширное поле применения этих видов текстиля в окружающей среде, транспорте, личных и общественных пространствах.
Раздел, посвященный структурам ткани, описывает традиционные процессы ткачества и вязания. В нем речь идет о тканых и вязаных формах технического текстиля, о широком разнообразии техник, в число которых входят рашелевое полотно, сетчатое плетение для легковесных медицинских имплантатов, триплированные материалы, используемые, например, для обивки автокресел, или биоразлагающиеся геосинтетические материалы.
Автор также рассматривает процесс «формирования волокна из расплава», которое сейчас используют для многих полимеров. Одна из особенно интересных новинок, соединение сульфата бария (обычно прописываемого пациентам перорально) и полипропилена, используемое в медицине для создания рентгеноконтрастной нити. Еще один материал и еще одна тема исследования — шелк медоносной пчелы, который может использоваться в хирургии при наложении швов, создании искусственных жил и связок.
В книге также рассматриваются техники обработки поверхностей, включая технологию наложения швов с встроенными электронными датчиками. Зачастую это спасает жизнь, позволяя эффективно и дистанционно отслеживать состояние здоровья амбулаторного больного. Предмет особого внимания О'Махоуни — «Plast, европейская комиссия, финансировавшая проект, исследовавший развитие печатной, пироэлектрической, пьезоэлектрической крупномасштабной сенсорной технологии. Это одна из областей, где актуально печатание на гибкой основе для создания более удобных в использовании сенсоров, особенно применимых в здравоохранении» (с. 86).
Исследователи и производители ищут возможности интегрировать «зеленые» энергосистемы в уже используемые материалы и структуры и находят приемлемые способы включения фотоэлектрических элементов в текстиль для создания защитного слоя. Фотоэлектрические элементы, создаваемые с помощью гибких полимерных солнечных элементов и специфических печатных процессов, могут быть использованы в изготовлении одежды. Автор приводит в пример работы студентов Тины Херц и Марии Ланберг из Школы дизайна, сотрудничавших с Национальной лабораторией Riso Датского технического университета. Они глубоко освоили производство, в основе которого лежит печать методом шелкографии.
Также упоминается канадская компания Sompfy, использующая системы, реагирующие на ветер и солнце. Особый интерес представляют пневматические мембран-подушки Texlon фирмы Vector Foiltech. «При их изготовлении создается эффект динамического климатического конверта, с разными вариантами покрытия Texlon. Таким образом, аккумулируется солнечная энергия, а уровни изоляции и светопроницаемости могут варьироваться» (с. 141).
Автор рассказывает о металлических — серебряных и медных — проволоках, встраиваемых в волокно, придающих ему антибактериальные и проводящие свойства, а также о нанопокрытиях для хлопка или синтетики. Обладающий целебными свойствами германий — элемент, добываемый из сплавов, включают в состав пряжи или же инкапсулируют в волокно под воздействием высоких температур или наношлифовки.
Под давлением рынка одежды тактильные и фактурные качества текстиля в наши дни быстро совершенствуются, особенно за счет специальных покрытий. Впрочем, О'Махоуни указывает на то, что на фоне огромного разнообразия новой продукции производителям остро не хватает ее грамотных описаний, за чем они и обращаются к Oeko-Tex: покупателю нужны убедительные доказательства превосходства одного вида волокна над другим.
Особое внимание в книге уделяется спецодежде строителей, пожарников, тех, кому необходима защита от химических отбросов и обеспечение комфорта и безопасности в соответствии со строгими промышленными стандартами. В соответствии со строгими требованиями промышленного тестирования жаро- и пламяустойчивой одежды разработаны специальные термоманекены из проводящего карбонового волокна, обладающие способностью «потеть». Двадцать шесть зон такого манекена снабжены 122 сенсорами для постоянного мониторинга. Достоинствами новых тканей являются обеспечиваемая ими защита от электромагнитных полей, комфортность, достигаемая путем добавления нержавеющей стали к основе из хлопка или полиэстера, хорошая носкость, иные потребительские качества.
О'Махоуни обсуждает инициативу Евросоюза, согласно которой к 2015 году автомобили должны стать пригодными для вторичной переработки на 95 % (директива ELV). Это побуждает дизайнеров искать способы делать более прочные и легкие запчасти из таких материалов, как углерод, стекло, арамид, волокно полиэстера. Данные материалы способствуют более высоким КПД и скорости, в то же время уменьшая потребление топлива и вредные выбросы в атмосферу.
В книге рассматриваются также средства демонстрации инновационного текстиля с точки зрения их эстетики и эффективности; освещаются новые разработки в текстиле, используемом для лодок и яхт, тестируемые в соответствующих соревнованиях.
Внимание уделяется и «космическому текстилю». Автор отмечает, что у астронавта в космосе мышечный тонус снижается на 40 %. Изменение градуса сопротивления в защитной одежде повышает эффективность спортивных тренировок и физиотерапевтических процедур. В основу серебряного скафандра под названием BioSuit положен человеческий силуэт, поэтому он удобно обтекает тело.
Дизайнеры, сами использующие продукцию, например сёрферы, знают по собственному опыту, где и какие нужны усовершенствования. В результате возникают облегченные и утепленные, более гибкие, бесшовные гидрокостюмы с устойчивыми к сдавливанию зонами наколенников. Гидрокостюм с капюшоном Psycho 2 разработан из неопрена с применением материала X-Foam.
Интерес автора распространяется и на архитектурные конструкции, она рассматривает ЭТФЭ (этилентетрафторэтилен), часто используемый в умеренно теплом климате как долговременная альтернатива полимерным мембранам. ЭТФЭ используют как средство обеспечения акустического и климатического контроля в сочетании с большей гибкостью. Конструкции сделаны в форме медовых сот, что упрощает установку и снятие, транспортировку и хранение. В этом смысле особый интерес представляет «Павильон жажды» Энрика Руиза Гели, выстроенный для ЭКСПО 2008. Согласно О'Махоуни, «временная конструкция обладала способностью регулировать температуру через фасад, как бы способный потеть. Кондиционеры при этом не использовались. В поверхность были встроены три слоя ЭТФЭ с заложенным между ними слоем стекловолокна. Функционируя по принципу человеческого потоотделения, ткань, нагреваясь на солнце, посылала соленую воду к поверхности здания. Когда на это иглу из соли проливался дождь, процесс начинался заново» (с. 112).
В заключении книги предлагается широкий и в то же время сконцентрированный взгляд на мир современного текстиля в том виде, в котором он существует сейчас. Эта стремительно развивающаяся область является и обещает остаться в будущем сферой приложения как коммерческих, так и научных интересов, как теоретических разработок, так и практических опытов. Чем глубже погружается читатель в материал, тем шире и все в больших подробностях перед ним раскрывается мир дизайна, производства и новейших материалов — мир динамичный и устремленный в будущее.
Перевод с английского Марии Дугиной