Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №27, 2013
Bradley Quinn. Textile Futures: Fashion, Design and Technology. Oxford: Berg,2010. 320 pp.
Будущее в научной фантастике нередко представляют в виде утопии или антиутопии: читателю или зрителю о возможных будущих событиях рассказывают с оптимизмом или страхом. Будущее текстиля, которое описывает Брэдли Куинн, также может разделить читателей на горячих сторонников технологического прогресса и тех, кому что-то в этом будущем может показаться граничащим с нарушением этических норм. Однако само название этой книги оптимистично. Оно подчеркивает и разъясняет роль недавних исследований, открывших новые возможности для текстильного производства посредством внедрения передовых технологий и междисциплинарного сотрудничества. Будущее текстильного дела еще туманно и едва начинает проступать, но сама идея будущего, раз зафиксированная на бумаге, подвергается риску стать прошлым. Куинн касается этой проблемы, классифицируя ткани в первой части. Он говорит, что «электроника и встроенные устройства для текстиля — пройденный этап, поэтому такие понятия, как „техномода"..., „электронные ткани" и „i-одежда", уже кажутся устаревшими» (Quinn 2010: 10).
Куинн не пытается углубляться в этот вопрос или размышлять, каким же окажется «будущее», он скорее сосредоточивается на настоящем, давая широкий обзор интересных примеров. «Оглядываясь в будущее», Куинн в начале каждой части обращается к историческим контекстам, но для них остается не слишком много места, если учитывать компактность его обзора. У такого подхода есть свои преимущества, и в книге представлены результаты новейших разработок в современном текстильном деле, охватывающие разные сферы: дизайн интерьеров и одежды, архитектуру, повседневную жизнь, акустические ткани — от небольших образцов до огромных трехмерных структур. Автор показывает изменившуюся в свете взаимного обогащения разных областей и междисциплинарной работы роль текстильной промышленности и дизайнера. Обзор плавно переходит от примеров из области волоконных технологий к анализу дизайнерских практик, от конкретных дизайнеров и небольших дизайнерских групп к коллективным исследованиям, финансируемым государством. Даже если вы знакомы с проблемами, о которых идет речь в «Тканях будущего», книга поражает огромным количеством примеров, в том числе и не слишком широко известных, и вы обязательно откроете что-то новое для себя.
В качестве общего предисловия Куинн рассказывает, что вдохновило и побудило его написать эту книгу. Это многообещающее начало показывает его увлеченность текстильным делом и то, насколько обширный анализ этой сферы в разных странах он провел. Книга разделена на девять частей: «Телесность и техника», «Искусственные оболочки», «Поверхности», «Признаки жизни», «Экологичная мода», «Современное искусство», «Текстиль в интерьерах», «Текстиль в архитектуре» и «Точки соприкосновения». Каждая из частей также делится на главы. Текст сопровождается набором иллюстраций — в основном черно- белых, с цветной вкладкой посередине.
В «Телесности и технике» Куинн рассказывает об электронных текстильных изделиях, которые можно носить в повседневной жизни благодаря возросшим технологическим возможностям и новым технологиям, совмещающим прочность и мягкость волокон и вполне приемлемым для изготовления одежды. Он рассматривает ткани, которые могут «преломлять человеческий опыт» посредством взаимодействия с телом, светом и цветом. Примеры из обзора компании Philips Design, такие как коллекция городской уличной одежды от New Nomads со встроенными электронными устройствами, относятся к 2001 году. Представлено также и более позднее изобретение — платье Bubelle (2007). Оно светится, отражая эмоции своего владельца, и свидетельствует о технологическом прогрессе как с точки зрения взаимодействия с человеком, так и с точки зрения эстетики дизайна: незаметность и миниатюрность техники обеспечивает более изящный эффект.
В «Искусственных оболочках» речь идет о защитных функциях тканей: их способности к взаимодействию и реакции, отражению изменений температуры тела, климата и даже настроения. Кевлар, широко используемый при изготовлении одежды для мотоспорта благодаря своей прочности и способности противостоять сильному трению, в сфере моды впервые был применен дизайнерской группой Vexed Generation, известной созданием городской одежды, защищающей своего владельца на улице. Кевлар также используется британским Министерством обороны в целях безопасности. Куинн описывает, как это волокно сопротивляется удару ножом. Smart Second Skin Dress от Дженни Тиллот- сон в свою очередь отвечает потребностям современного общества, но через иную форму защиты. Ее изделия «откликаются» на физические реакции тела. Ткань улавливает эмоциональное состояние владельца и посылает «ароматические сигналы» определенным участкам тела по своим похожим на капиллярные сосуды каналам.
Третья часть («Поверхности») сосредоточивается на захватывающем исследовании «невидимых тканей». На кафедре виртуальных систем Токийского университета профессор Сусуму Тачи разрабатывает ре- троотражающую ткань, которая способна воспроизводить на себе изображение окружающего мира. Самый известный костюм из нее — плащ с капюшоном, который делает того, кто его носит, невидимым, потому что мы можем видеть то, что находится за человеком, надевшим его. Но Тачи видит и другие возможности применения своего изобретения: хирург может оперировать в перчатках из этого материала, который позволит ему видеть органы под своими руками, в то время как обычно руки частично закрывают их.
В «Признаках жизни» говорится о биотканях — от тех, что применяются в непосредственном контакте с телом, до использующихся в изготовлении протезов. Описываются антимикробные ткани со встроенной в их структуру антимикробной основой; они используются для изготовления больничной одежды. Здесь упоминается даже героиня «Книги рекордов Гиннесса» Макси Маундс — обладательница самой большой в мире искусственной груди, сделанной из полипропиленового волокна — синтетической ткани, использованной вместо силикона; впервые она была разработана в 1961 году (теперь ее использование в рамках ЕС и в США запрещено). В этой же части мы читаем интервью с художницей Птолеми Манн по поводу цветовых решений, разработанных ею для медицинских учреждений организаций, в том числе для больницы Кингс Милл в графстве Ноттингемшир.
В разделе «Экологичная мода» не предпринимается попытка привести доводы или обстоятельства, обосновывающие такой подход; здесь перечислены ведущие дизайнеры, работающие в этом ключе. Многие из них являются членами Исследовательского центра по развитию текстиля Лондонского университета искусств. В числе примеров — проект Сюзанн Ли Biocouture, предлагающий одежду из специально выращенных и биоразлагаемых материалов, проект Top 100 Беки Эрли — «переработанные» сорочки, изготовленные из пришедших в негодность полиэстеровых блузок, изделия MultiSheer от Кейт Голдсуорси, созданные из переработанного нетканого полиэстера, и Suicide Cell — пуф Кароль Колле в технике макраме. Интервью с Колле обозревает возможности плодотворного междисциплинарного сотрудничества. В рамках «Нобелевского текстильного проекта» она сотрудничала с Джоном Салстоном, ученым, занимающимся проблемой генома человека и изучающим процесс смерти клетки. Suicide Cell Колле — ее видение результатов исследования. Ее пуфы были сделаны из биораз- лагаемых материалов и нейлонового основания, так что когда определенный слой разлагался, сам объект менялся, продолжая служить своему владельцу. Когда одна ткань «отмирает», другая становится более видимой, создавая нечто «новое».
Раздел «Современное искусство» выглядит неуместным в книге о тканях будущего. Хотя новые формы в этой области и охарактеризованы как «прорывные», трудно понять, как эти образцы «искусства» вписываются в общий контекст книги, ориентированной на дизайн, а также в подзаголовок книги.
«Текстиль в интерьерах», «Текстиль в архитектуре» и «Точки соприкосновения» — три содержательных раздела, посвященные мебели, применению текстиля в дизайне пространства, взаимодействию и взаимосвязи человека с антропогенной средой. Здесь особенно выделяются голландские и скандинавские дизайнеры и их последние достижения: успешно найденная дизайнерская эстетика, стиль и новые шаги как в области интерьера, так и в архитектуре. «Медленное свертывание» (Slow Furl) — это 30-метровая мягкая стена, обладающая способностью «реагировать» и совмещающая в себе робототехнику и текстиль. Она сочетает информационные технологии с цифровыми системами, которые позволяют стене «откликаться» на воздействие человека. Замысел этой оригинальной подвижной стены принадлежит Метте Рамсгард Томсен и Карин Бек из копенгагенского Центра интерактивных/информационных технологий и архитектуры, которых поддерживал Брайтонский университет1. Упоминается и экспериментальный проект Girli Concrete Патрисии Белфорд и Рут Морроу. Эти дизайнеры из Белфаста играют на способности тканей быть одновременно пластичными и прочными, совмещая бетон и текстиль.
Последняя часть, «Точки соприкосновения», как и все остальные, завершается интервью. Это неожиданно обрывает книгу, так как заключительной главы здесь нет. Развернув перед нами результаты на редкость обширного исследования, настоящий технологический триумф, Куинн не пытается в заключение нарисовать «будущее тканей». Мы остаемся в раздумье, какое же будущее ожидает текстильное дело и что определяет это будущее. Разумеется, целью книги не было вызвать обсуждение, но некоторые дальнейшие разъяснения могли бы привести к любопытным выводам. В каждой части есть краткое введение в тему, например в третьей Куинн объясняет содержательную функцию поверхностей: «.Поверхности отражают общественные нормы и моральные коды., а также поле действия.» (Ibid.: 61). Он затрагивает здесь более широкий социальный контекст; это вызывает интерес и желание узнать больше. Тем, кто знаком с другими книгами Куинна, где искусно переплетаются теория и практика (Quinn 2003) и где он кратко анализирует проблему будущего (Quinn 2002), желание большей конкретики покажется вполне простительным. Эту книгу можно не читать строчка за строчкой, но она послужит прекрасным справочником в том, что касается последних разработок в текстильном деле. Это обязательное чтение для тех, кто хочет узнать больше о постоянно расширяющейся сфере текстиля и дизайна.
«Ткани будущего» представляют собой пространный обзор и содержат подробные сведения, позволяющие заглянуть в будущее. Интервью со специалистами в этой сфере показывают, как работает каждый дизайнер, их дополняют сжатые описания технологий. Книга вводит в мир междисциплинарного сотрудничества и поможет открыть эти возможности студентам, занимающимся модой и текстильным делом. Публикаций о текстиле по-прежнему мало по сравнению с публикациями о моде, и долгожданная книга Куинна — ценный вклад в эту область. Многое из междисциплинарных исследований пригодится архитекторам, дизайнерам интерьеров, дизайнерам одежды, ученым и инженерам.
«Ткани будущего» представляют текстильное дело как многогранную область со множеством подходов, контекстов, функций и практических возможностей. Здесь уделяется достаточно места как телесным (моде, медицине и «искусственной телесности»), так и пространственным практикам (интерьеру и архитектуре). Книга Куинна являет собой свидетельство того развития, которое сейчас происходит в области текстиля. Взгляд в мир видимых и невидимых тканей захватывает. «Ткани будущего» приоткрывают завесу «потаенного» мира волоконных технологий и того, что кроется за податливостью ткани, или за чутко реагирующей поверхностью, или за завораживающими переплетениями волокон. Ткани показаны здесь не только как то, на что «приятно смотреть», но за этой «приятностью» стоят передовые идеи, подробнейшие исследования и коллективные усилия.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Quinn 2002 — Quinn B. Techno Fashion. Oxford: Berg, 2002. Quinn 2003 — Quinn B. The Fashion of Architecture. Oxford: Berg, 2003. Quinn 2010 — Quinn B. Textile Futures: Fashion, Design and Technology. Oxford: Berg, 2010.
Примечание
1. См. статью Метте Рамсгард Томсен и Карин Бек, посвященную этому проекту, в настоящем номере «Теории моды» (С. 81-96).