Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №27, 2013
«KAMA, секс и дизайн» (Kama, Sex and Design). Triennale, Милан. 5 декабря 2012 — 10 марта 2013
Необычное, интригующее название, в котором КАМА — индийский бог любовного наслаждения, эквивалент Эроса, бога любви в древнегреческой мифологии, — принадлежит далеким от нас культурам, но стоит рядом со словом «дизайн» — то есть продуктом нашего времени. Слово «секс» в содержании выставки не имеет ничего общего с порнографией, хотя вход на нее разрешен только посетителям старше 18 лет, чего никогда не бывало в миланском музее дизайна.
Само это название указывает на противоречие между мифологией, религией, человеческими примитивными инстинктами и рациональным образом мышления, лежащим в основе дизайна. Показанные здесь предметы иногда символически, а иногда натуралистически представляют морфологию половых органов. Выставка «анализирует взаимоотношение между сексом и проектом, отсылая к Каме. пытается разобраться с одним из самых сильных призраков, подверженных исключению и цензуре в нашей современности, задает вопросы о дизайне и инстинкте жизни — либидо, о котором писал Фрейд», — пишет Сильвана Анникьярико в пресс-коммюнике выставки.
Выставка организована как «анатомический атлас эротического тела, превращенного в предмет», и охватывает исторические, мифологические и антропологические стороны темы, вплоть до наших дней. На ней представлено свыше 300 экспонатов: археологических находок, фотографий, рисунков, предметов обихода и произведений всемирно известных художников и дизайнеров. Выставка состоит из восьми разделов: «Архетипы», «Приап», «Происхождение мира», «Груди», «Ягодицы», «Каналы», «Совокупления», «Эротический дизайн пищи». Здесь выставлены и древние этрусские расписные вазы с человеческими фигурами, и амулеты в форме фаллоса древнеримских времен, и диван «Мей Уэст» Сальвадора Дали.
«Бывает иногда, что предметы говорят языком эроса. Это происходит не так часто, как в Древней Греции или Древнем Риме, но призрак эроса в современном дизайне присутствует намного чаще, чем это признается приверженцами функционализма и модернистского рационализма. Выставка «КАМА, секс и дизайн» имеет целью вывести на свет этот забытый компонент истории дизайна. показать посетителю разные пути, по которым секс проникает в работу дизайнера. Зачастую это происходит как вторжение органического в неорганическое, импульсного в рациональное, биологического в технологическое», — говорится в аннотации к выставке.
Опубликован каталог на итальянском и английском языках, в котором дизайнеры и специалисты по истории дизайна анализируют отношения между Эросом и дизайном. Восемь всемирно известных архитекторов и дизайнеров: Андреа Бранци, Начо Карбонель, Найгел Коатс, Матали Срассет, Лапо Лани, Нендо, Итало Рота и Бетони Вернон, — чьи инсталляции представлены на выставке, рассказывают о том, как они интерпретируют эту тему.
Его содержание очень интересно, поскольку в нем анализируется малоизученная тема эротики тела в дизайне. Почему взрослые мужи, великие архитекторы и дизайнеры рисуют непристойные картинки, подобные тем, что встречаются на стенах общественных туалетов, или ваяют, например, бронзовую подставку для колец в виде мужского силуэта с большим фаллосом? Что побудило прославленную итальянскую марку Alessi производить уже 30 лет зажигалку для газовых конфорок в виде мужских половых атрибутов? (Кстати, название зажигалки Firebird, «жар-птица», двусмысленное, ведь «птица» — это шуточное название фаллоса в итальянском языке).
Первое, что приходит в голову как мотивация, — это ирония, инфантильная шалость или желание спровоцировать, шокировать публику, нарушить установленные правила, но при более глубоком рассмотрении обнаруживаются и интеллектуальные и исторические корни. В отличие от древнеримской культуры с ее прагматическим отношением к телу и к сексу или от индийской культуры, в которой эрос заключает в себе смысл жизни, является предметом ритуалов и темой искусства и литературы («Камасутра»), из нашей современной культуры секс исключен и считается непристойным, поскольку с ним связаны такие понятия, как вина и греховность.
Теме секса в предметах быта прошлого и сегодняшнего времени посвящена глава директора Музея дизайна «Триеннале» Сильваны Анникьярико под названием «Призрак секса в предметах повседневного быта». «В древнем классическом искусстве «изображение мужских половых органов символизировало порождающую силу природы, магическую силу, жизненную силу. Эта сила фаллоса превратила его в классическом мире в предмет повседневного быта. В повседневной жизни греков и римлян фаллосы висели амулетами на шеях детей и знатных матрон, стояли скульптурами вдоль улиц и в домах», — пишет он. Историки искусства долго спорили о смысле многочисленных эротических сюжетов классической древности, которые, вероятно, связаны с магическими, оберегающими и даже религиозными назначениями. «Удивительно, что уже в Древнем Риме существовало протоиндустриальное производство сексуальных амулетов, брелоков и бубенчиков: прославление фаллоса. свидетельствует о том, что общество не видело в сексе ничего фривольного, а скорее нечто священное: эти предметы обихода восхваляли тайну жизни, постоянно себя возрождающей. И считалось, что формы тела представляли собой матрицу или идеальный образец для создания форм предметов, включая и женское тело.»
Согласно автору, «уже лет тридцать мы живем в обществе широко распространенной порнографии. порнография стала частью популярной культуры. Секс везде и всюду, в кино и в Интернете, в искусстве и в моде. Странно, что его нет именно там, где он всегда был: в предметах. Это последнее, истинное табу».
Это табу обусловлено рациональным подходом к созданию предметов дизайна: любой проект должен быть рациональным и, в первую очередь, функциональным, а такой подход и порвал связь с телесностью, «скрыл ее или свел вопрос связи с телом к эргономике: удобству держать в руках, минимальному усилию, как можно более рациональному пользованию формами». Рациональный подход к предметам заставил забыть тело «в пользу аскетического и геометрического совершенства», присущего механике. Но, начиная с какого-то момента, «тело взбунтовало против попытки свести его к эргономическому комфорту и потребовало присутствия в предметах в более символической, эмоциональной и даже генеалогической форме. И вместе с телом неизбежно вернулся и секс».
Решительная роль в этом протесте против господства модернизма и правил «хорошего дизайна» принадлежит некоторым великим итальянским дизайнерам, которые начали обращаться к эротике в своей работе, «к сексу, который рождает формы, сексу, который делает предметы желаемыми и чувственными».
Почему же архитекторы и дизайнеры стали противопоставлять логике, математике и рациональности «животную» силу эроса? Капиталистическое производство не допускает разбазаривания энергии и чувствам противопоставляет утилитарность. Еще в 1971 году архитектор Этторе Соттсасс мечтал о «медитативной архитектуре», предназначенной не для «человека, который должен производить», а для сознательного человека, который работает и живет, «чтобы познавать телом, психикой и сексом».
«Секс — это, наверное, катализатор любого прогресса...», — заявил дизайнер Гаэтано Пеше в 2012 году.
Архитектору Алессандро Герриеро, основателю миланской Академии «Домус», принадлежит глава «Алхимия», в которой он пишет: «Тело представляет собой бесконечный запас знаков, среди которых разные науки выбирают то, что больше подходит к структуре их категории. Отсюда происходит метаморфоза тела, которое от случая к случаю становится лечимым медициной организмом, нужной для экономики рабочей силой, для религии греховной плотью, которую надо искупать, подсознанием, нуждающимся в освобождении, для психологии и носителем посылаемых знаков для семиологии. Мы — обитатели этого тела и этого секса».
В заключении книги Андреа Бранци, корифей итальянского дизайна, автор одной из инсталляций выставки, подводит итог: «Современность ХХ века проигнорировала секс, смерть, святое, судьбу, таинственное, оргазм; нерациональным и примитивным реальностям суждено было уступить место индустриальной цивилизации. Сегодня, когда глобализация переживает кризис, когда социализм и свободный рынок провалились, когда война между религиями уже началась, культура дизайна осталась в одиночестве внутри системы мира, в котором нет стратегии прогресса, а есть лишь стратегия прироста. Необходимо преодолеть границы просто профессии и стать культурой, способной дать ответ на главные вопросы, стоящие перед современным человеком, возвращаясь к самым глубоким антропологическим корням... к темам, которые были исключены неправильным понятием современности».