Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Дорогие читатели,
перед вами 32-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
В разделе «Одежда» мы снова обращаемся к теме моды и искусства и публикуем написанные с разницей в десять лет статьи Сун Бок Ким (1998) и Занды Миллер (2007), объединенные не только общей темой, но и названием — «Является ли мода искусством?». Так, куратор Института костюма Метрополитен-музея Ричард Мартин, по его собственному признанию, «никогда не делал особых различий между [искусством и модой]». Возможно, именно это видение позволило ему поднять уровень модной экспозиции в стенах музея на самый высокий уровень. Одним из первых опытов Мартина стала посвященная творчеству Ива Сен-Лорана выставка, которая проходила в 1983-1984 годах. Комментируя свой выбор, куратор заметил, что «присвоение Ивом Сен-Лораном искусства» в его собственных работах придало им «сходное с искусством восприятие». Если ассоциация моды с музейным пространством, в которое до тех пор допускались лишь признанные произведения искусства, повысила ее статус, то выставки моды, в свою очередь, внесли огромный вклад в оживление музейной культуры во всем мире.
Раздел «Тело» посвящен пластической хирургии. Исследование Флорентины Андрееску «Маскировка травмы при помощи фетишизированного образа тела: агрессивная образность и пластическая хирургия» посвящено буму в области пластической хирургии последних лет, который автор связывает с «общественным поворотом от главенства языка и символьного регистра к господству образов и образному регистру» и с нарастающей «эпидемией нарциссизма». Лючиана Угрина в статье «Физиология звезд: стандарты, новый материализм и тело как продукт пластической хирургии» обращает внимание на то, как в наши дни кардинальным образом изменились отношения пластического хирурга и пациента. Первый уже больше не занимает авторитарную позицию по отношению ко второму, который является информированным пользователем, активно участвующим в процессе «лепки» своего нового тела. Иными словами, «косметическая хирургия сегодня больше не принадлежит исключительно миру медицины, а стала частью современной культуры потребления, которая подразумевает уже не столько нормализацию, сколько различия и дифференциацию».
Раздел «Культура» посвящен свадебной теме. В статьях, вошедших в блок, рассматривается набор ритуалов и символов, которые сопровождали эту церемонию на протяжении веков или возникли сравнительно недавно, но закрепились в наших представлениях как ее непременные атрибуты. Одним из безусловных свадебных фетишей стало белое платье невесты, которое, как показывает в своей статье «Марьяж блан» Юлия Демиденко, довольно долго пробивало себе путь к алтарю, оказавшись в тренде во многом благодаря королеве Виктории, которая приложила немало усилий, чтобы фотографии с ее свадьбы с принцем Альбертом попали во все ведущие издания. Как показывает история, это была далеко не первая «белая свадьба» среди королевских особ, тем не менее именно предприимчивой Виктории легенда приписывает крутые изменения в области свадебной моды. Надеюсь, прочитав все материалы, вошедшие в наш «свадебный поезд», вы сможете во многом разобраться и многое для себя прояснить.
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала
«Теория моды: одежда, тело, культура»