Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Франческа Граната (Francesca Granata) — старший преподаватель факультета моды в Школе истории и теории искусства и дизайна Новой школы дизайна Парсонс (Нью-Йорк), издатель Fashion Projects — журнала, посвященного моде как части более всеобъемлющей визуальной культуры. Имеет степень PhD (Центральный колледж Сен-Мартинс).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2012. Vol. 16.1)
Разрабатывая методы для моей диссертации и описывая их в соответствующей главе, которая является необходимой и зачастую скучноватой частью исследования на соискание степени, я обнаружила, что в моем случае работы, спровоцированные методологическими дебатами, относились к числу наиболее интересных и продуктивных. Они требовали определения развивающегося поля исследований моды и самоидентификации моей работы в его пределах — того, что, по всей вероятности, представляет собой меньший интерес для докторантов в более традиционных областях исследований. Возможно, моей особой заинтересованности в этих дискуссиях способствовало то, что я остро осознавала границы дисциплины и ее генеалогические корни, осваивая различные научные направления в качестве аспирантки, — еще до начала работы над докторской диссертацией я изучала историю искусств, теорию перформанса и киноискусство — а также страноведение, особенно США и Великобритании, которые представляют специфические в силу географического положения этих стран сложности и преимущества для работы в рамках развивающихся дисциплин.
Значительную помощь в процессе работы мне оказали методологические публикации в журнале Fashion Theory, равно как и великодушные замечания моего научного руководителя, профессора Кэролайн Эванс, и моих научных консультантов — профессора Элизабет Уилсон, Алистера О'Нила и Джоанны Морра. Но была и необходимость в целом ряде подходов, заимствованных из разных областей исследования и дисциплин, включая исследования материальной культуры, визуальной культуры, а также теорию перформанса и киноискусство. Данная статья представляет мою диссертацию в форме case study и одновременно является попыткой положить начало изучению состояния, в котором находятся исследования моды. Это открывает возможность для дальнейших дискуссий о том, действительно ли исследования моды берут свое начало в области междисциплинарных исследований, как было заявлено с начала существования данного журнала (позиционирующего себя как «междисциплинарный форум»), и развиваются в самостоятельную дисциплину, и каковы могут быть потенциальные преимущества и недостатки подобного превращения.
Введение
Для того чтобы использование различных методов и апелляция к различным дисциплинам в моей диссертации, используемой в данном случае в качестве case study, имели смысл, я кратко обрисую ее содержание. Диссертация представляет собой исследование гротеска в дизайне одежды в начале XXI века. В ней на основе теории Михаила Бахтина анализируются причины возрождения гротескного ряда в моде рассматриваемого периода. В книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Cредневековья и Ренессанса» (Bakhtin 1984 [Бахтин 1965])
Бахтин прослеживает «борьбу» между классической и гротескной концепциями тела на Западе, которую, как он утверждает, можно наблюдать в различных сферах, включая канон поведения, историю танца и моду. По мысли Бахтина, которую он, однако, не развивает, мода представляет собой весьма плодотворный case study для изучения гротеска. В моей диссертации с опорой на этот нереализованный проект исследован гротеск в моде в период с 1980 по 2010 год.
Постоянные нарушения, стирание границ составляют один из главных атрибутов гротеска по Бахтину. Гротеск настаивает на отсутствии у тела границ, и в этом он сближается с кристевской теорией субъекта-в-процессе — проницаемого субъекта в состоянии постоянного становления. Концепции и Бахтина, и Кристевой предполагают одержимость материнским: субъект, содержащий в себе иной субъект, тем самым ставит под сомнение возможность единообразного и устойчивого состояния. Соответственно, в первой части диссертации анализируется силуэт беременной женщины, созданный в экспериментальной моде Рей Кавакубо, Джорджиной Годли и Ли Бауэри, и дополнительно перформансы последнего на тему родов. Кроме того, гротеск, составляющий основу карнавального духа, характеризуется элементами игры, комизма и пародии — это создает возможность для реабилитации комизма и карнавальности в моде указанного периода. Во второй части исследования предложено новое прочтение «деконструкции» моды и, в частности, творчества Мартина Маржела, которое часто прочитывается в модернистских терминах верности материалу и структурной ясности, в то время как постоянно бросаемые им вызовы пропорциям и симметрии скорее сближают его, как кажется, с гротескной эстетикой и карнавальным юмором. В третьей части эти идеи распространены на работы Бернарда Вильгельма, в которых гротеск выражен наиболее отчетливо благодаря использованию образов средневекового карнавала. Творчество Вильгельма, наряду с творчеством Олафа Брюнинга и Джорджины Старр, также в ряде модных показов и коллекций выявляет родство между комизмом и ужасом. Это родство подтверждается не только бахтинской теорией гротеска, но и теорией Фрейда о связи и комического, и ужасного с подавлением бессознательных процессов. Являясь междисциплинарной с точки зрения подходов и методов, диссертация учитывает устную историю, так же как и материальную и визуальную культуру, в силу своей сфокусированности на непосредственном изучении одежды наряду с модными показами, в сочетании с теоретическими основами, восходящими к теории Бахтина и ее позднейшим разработкам в истории искусства и критической теории.
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)