Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014

Сун Бок Ким
Является ли мода искусством? (1998)

Сун Бок Ким (Sung Bok Kim) — доцент на кафедре одежды и текстиля Университета Хансунг в Сеуле. Защитила докторскую диссертацию в Нью- Йоркском университете — «Эстетика моды и критицизм» (Fashion Esthetics and Criticism).

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body Culture (1998. Vol2.1)

 

Мода как категория дискурса привлекает внимание ученых с кон­ца XIX столетия. Авторы многих значимых и имеющих ценность ис­следовательских работ сосредоточивали внимание на разнообразных социальных, психологических и экономических аспектах моды. Они обращались к таким темам, как история костюма, исследование по­веденческих моделей, мода и торговля, а также маркетинг и реклама. Часто объектом изучения для них становились движущие силы и исто­рические условия, побуждающие моду развиваться через осознание того, какова природа удовлетворения, которое испытывают люди, под­чиняясь ее диктату, почему этого чувства удовлетворения достаточно, чтобы компенсировать физические и материальные жертвы, и что по­зволяет превратить модную одежду в прибыльный товар.

Весьма примечательно, однако, то, что посвященные моде исследо­вательские труды практически не уделяют внимания, пожалуй, важ­нейшей из всех присущих моде характеристик — ее «эстетизму». Как заметила искусствовед Энн Холландер, главнейший сущностный аспект в манере одежды — это производимое ею визуальное впечатление, в то время как «все остальные аспекты факультативны и зависят от конкрет­ных условий» (Hollander 1978: 311). Судя по всему, с замечанием Холландер согласна и социолог Элизабет Уилсон, которая также подчер­кивает, что нам следовало бы рассматривать моду как «некую форму изобразительного искусства, процесс создания образов, где в качестве холста используется видимое „я"» (Wilson 1987: 9). Более того, Джордж Б. Спроулз, известный ученый, исследующий поведенческие модели, высказал следующую мысль: «Занимаясь анализом моды, легко упу­стить из виду возможность эстетического подхода, поскольку эстетика воспринимается как искусствоведческая категория, не имеющая отно­шения к моде. Это серьезный промах, так как предметы моды представ­ляют собой эстетический продукт, и всякая теория моды непременно будет включать в себя эстетические компоненты» (Sproles 1985: 63).

Недостаток изысканий в области эстетики моды породил дискусси­онный вопрос, который впервые отчетливо прозвучал в начале 1980-х годов: можно ли относиться к моде как к искусству? Но по-настоящему спор вокруг него разгорелся в 1983 году, когда в Нью-Йорке, в Инсти­туте костюма Метрополитен-музея, открылась ретроспективная экс­позиция, посвященная 25-летию профессиональной деятельности Ива Сен-Лорана, — ведь до сего момента считалось, что место в музейных экспозициях должны занимать в первую очередь произведения искус­ства или исторические костюмы, но никак не предметы, имеющие от­ношение к современной моде.

Пережив потрясение, вызванное демонстрацией работ Сен-Лорана в Метрополитен-музее, другие музеи последовали этому примеру и по­зволили проводить в своих залах выставки, имеющие отношение к ис­кусству и моде. К числу наиболее ярких примеров можно отнести вы­ставку «Мода и сюрреализм» (Fashion and Surrealism), организованную в галерее Технологического института моды в 1987 году, и «Одежда, взгляд изнутри» (Infra-Apparel), проходившую в Институте костюма Метрополитен-музея в 1991 году, — и в том и в другом случае мода была представлена в художественном контексте. В том же ключе дан­ная тенденция прослеживается в таких культурных мероприятиях, как выставка «Архитектура личного пространства. Современный дизайн одежды» (Intimate Architecture: Contemporary Clothing Design), прово­дившаяся в Массачусетском технологическом институте в 1982 году; выставка работ Роберто Капуччи «Изваяния из ткани» (Sculptures in Fabric), представленная в рамках Венецианской биеннале 1995 года, и «Выставка „Искусство для носки"» (Art-to-Wear Exhibition), ставшая частью биеннале 1995 года в Кванджу (Южная Корея).

Находясь под впечатлением от этих незабываемых выставок и, в част­ности, от того, как их устроителям удалось подчеркнуть эстетические аспекты моды, я осознала: проблема состоит в том, что мир моды, по сравнению с миром искусства, уделяет слишком мало внимания теоре­тическим обоснованиям и критическому анализу и отводит слишком мало места для них. Сосредоточив внимание на визуальных характе­ристиках моды, мы сталкиваемся со следующими вопросами. Можно ли утверждать, что мода и искусство разделяют одну и ту же осново­полагающую систему ценностей и концепций? Где та область, кото­рая одновременно принадлежит миру моды и миру изобразительного искусства, и что она собой представляет? В чем разница между модой и искусством? Держа в уме эти вопросы, я предполагаю развить кри­тический подход к моде и для начала аргументированно обсудить вза­имоотношения между модой и искусством. Кроме того, я собираюсь проанализировать критические статьи и заметки о моде, публиковав­шиеся в периодических изданиях, посвященных вопросам искусства, между 1980 и 1995 годами, чтобы понять и описать концептуальные воззрения, определяющие отношение тех или иных критиков к моде, и составить представление о том, как развивалась критика моды как особая теоретическая область эстетических изысканий. Если мы со­гласны с тем, что эстетический критицизм может быть охарактери­зован как «компетентный и упорядоченный разговор об искусстве» (Feldman 1973), то это исследование действительно будет служить не­кой основой для компетентной и упорядоченной дискуссии об эстети­ческом критицизме моды.

 

Является ли мода искусством?

В мире моды и в мире искусства почти во все времена не было ясности относительно того, можно ли считать моду искусством, и это порож­дало множество споров. Еще в 1959 году Реми Сейсселин, убежденный сторонник эстетических взглядов на природу моды, утверждал, что мода — это настоящее искусство. Он постарался доказать это, исследуя взаимоотношения между модой и поэзией в своей статье «От Бодлера до Кристиана Диора. Поэтика моды» (Saisselin 1959). Ученый, знаток французского искусства XVIII века, Сейсселин говорил о том, что мода может нести в себе метафизический подтекст и обладает эстетическими характеристиками. Он цитировал Бодлера и Кристиана Диора, сопо­ставляя высказывания поэта о моде и одежде с замечаниями професси­онального модельера. И хотя Сейсселин напрямую не касался вопроса о соотношении моды и изобразительного искусства, значение этой его работы огромно уже потому, что появление статьи о моде в академи­ческом искусствоведческом журнале было событием из ряда вон вы­ходящим. Будучи заметной фигурой в мире искусствоведения, Сейс- селин стал одним из первых, кто взглянул на моду как на искусство.

Импульс, который задал Сейсселин, высказав свою точку зрения на взаимоотношения «мода — искусство», привел к тому, что вопрос «Является ли мода искусством?» начали открыто обсуждать в журна­лах, посвященных изобразительному искусству, и интерпретировать в экспозициях тематических выставок, проводившихся во многих музе­ях и арт-центрах в начале 1980-х годов. Художественный критик Лори Симмонс Зеленко взял пространное интервью у Дианы Вриланд и по­ложил его в основу статьи, которая была напечатана под заголовком «Можно ли считать моду искусством?» и стала одной из первых откро­венных публикаций на эту тему, попавших на страницы журнала, цели­ком посвященного изобразительному искусству. Ее появление можно считать поворотным моментом в истории заметок о моде, поскольку из интервью, взятого Зеленко у Вриланд, становится ясно, что взаимо­отношения между модой и искусством окружены туманной атмосфе­рой отчуждения и недопонимания. Так, Вриланд, в прошлом редактор Harper's Bazaar и Vogue и консультант Института костюма Метрополи­тен-музея, настаивает на том, что «мода — это не искусство»: «Искус­ство должно иметь дело с чем-то абсолютно спиритуальным [sic]. Это совершенно неповторимое, экстраординарное нечто. То, что присуще искусству и не присуще моде. Мода должна иметь дело с повседневной жизнью. Мода обладает физической жизнеспособностью, в то вре­мя как жизнеспособность искусства не столь материальна.» (Zelenko 1981: 88). Также Вриланд говорит о моде как о «капризе публики» и «попытке приукрасить человеческое тело», которая «подразумевает наличие мастерства»; согласно ее точке зрения, «искусство зачастую становится источником вдохновения для моды, когда модельеры нуж­даются в творческом импульсе». Когда разговор коснулся выставки «Маньчжурский дракон. Китайские костюмы времен династии Цин» (The Manchu Dragon: Costumes of China, the Ch'ing Dynasty), которую Вриланд организовала в Институте костюма, она заметила, что «экс­траординарные цветовые решения, неистовая роскошь и абсолютная конструктивная простота создают то ощущение непринужденной сво­боды, которого мы сегодня лишены». Затем она предсказала, что «ро­скошь еще вернется», и пояснила, что подразумевает под роскошью «некую форму мышления, форму просвещенного отношения к цели. Чтобы ее достичь, необходимо знание всех ингредиентов социальной сферы, знание разных периодов в искусстве и литературе». «Искус­ство — это роскошь, но может ли оно стать товаром?» — задает вопрос интервьюер. Но вместо прямого ответа Вриланд произносит: «Я пола­гаю, искусство — это постоянный источник вдохновения». Иногда в ее словах ощущается некоторая неуверенность, она говорит: «.. .когда оно [искусство] попадает в торговый оборот, я не берусь что-то предска­зывать наверняка, так как не имею достаточной информации. Я лишь надеюсь, что к нему не отнесутся, как к соевым бобам, и не станут вы­ставлять на биржевые торги, хотя. возможно все.» (Ibid.: 12).

Ознакомившись с этим диалогом, можно прийти к выводу, что Диана Вриланд, основываясь на собственных представлениях о двух несхожих мирах, была сторонницей того, чтобы между искусством и модой со­хранялась дистанция. Однако сегодня различия, которые она находила между ними, выглядят ничтожными, а подобная дистанция — невоз­можной, поскольку с 1980-х годов общие представления об искусстве радикально изменились под влиянием постмодернизма. Тем не менее это интервью можно считать своего рода отправной точкой, откуда берет начало откровенная дискуссия о неоднозначных и противоре­чивых взаимоотношениях между модой и искусством.

В более близкое нам время художественный критик Михаэль Будро затронул проблему взаимоотношений между модой и искусством в сво­ей статье «Искусство и мода». Он также отказался признавать моду ис­кусством: «Искусство — это искусство, а мода — это индустрия. <...> Существует давняя, благородная традиция — своего рода идеал, со­гласно которому произведением искусства считается творение, создан­ное личностью, озаренной ярким пламенем высокого вдохновения; со­гласно которому искусство стоит выше коммерции; согласно которому искусство — из уважения к себе или по какой-то иной причине — это великое, значимое явление. <...> Мода — это не искусство. Мода по­верхностна и малозначима.» (Boodro 1990: 120-123). Будро разделяет искусство и моду, в первую очередь исходя из того, что мода коммерциализована по своей природе. Он объявляет искусство и моду «парой, которая никогда не сойдется», хотя вместе с тем признает, что «ассо­циации между ними существуют уже давно и со временем становятся лишь прочнее» (Ibid.: 122).

 

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)



Другие статьи автора: Бок Ким Сун

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба