Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Наталия Лебина — д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, ведущая рубрики «Российская повседневность» в журнале «Родина». Автор книг: «Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик. 1921-1925 гг.» (1982), «Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. ХХ в.)» (1994), «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы» (1999), «Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия» (2003), «Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки» (2006).
В современной России существует относительно отлаженная система брачной индустрии с присущими ей атрибутами, сущность и форма которых причудливо сочетают в себе элементы модности и традиционности. При этом базовые элементы этой индустрии появились в условиях советской действительности при непосредственном участии государственных структур. Однако лояльная позиция власти в отношении свадебной обрядности, а главное, формы содействия организации брачных торжеств сформировались лишь в 1960-х годах. Более того, государственная политика 1920-х — начала 1940-х годов явно разрушала уже сложившиеся накануне революции 1917 года традиции внешней атрибутики городской свадьбы, связанной с процедурой венчания. Последнее подразумевало наличие обручальных колец, белого подвенечного платья невесты и фаты, а также, как правило, темного наряда жениха.
В советском культурно-бытовом поле символику свадеб стали определять кодексы о браке и семье, первый из которых появился в 1918 году. Он способствовал уничтожению остатков феодальных черт российской семьи, обеспечил определенную степень свободы частной жизни и реализовал сформировавшуюся в начале ХХ века общественную потребность во введении гражданского брака. Еще до кодификации советских нормативных актов о браке в России стали действовать загсы, функционирование которых в первую очередь влияло на брачную обрядность. Отделы записей актов гражданского состояния, формально подчинявшиеся НКВД, создавались при органах местного самоуправления. Они выполняли функцию замены обряда церковного брака на светскую церемонию, правила которой были максимально упрощены. В Кодексе 1918 года, правда, говорилось о публичности заключения брака в определенном помещении, наличии предварительного заявления от будущих супругов и удостоверений их личностей. Но никаких иных указаний, регламентирующих свадебную обрядность в сфере частного, не существовало. Тем не менее нормативное запрещающее суждение власти, касавшееся непризнания легитимности церковного брака, в сочетании с хозяйственными трудностями периода войны и революции и одновременным признанием законным лишь зарегистрированного семейного союза гарантировало как существование ритуала перехода, так и его революционную простоту и аскетизм. Ни кольца, ни венчальное платье, ни фата, ни особый наряд жениха не являлись обязательными признаками официальной церемонии бракосочетания.
Вопрос о ритуале свадьбы в условиях государства диктатуры пролетариата стал актуальным после перехода к нэпу. Нормализация сферы повседневности, связанная с отходом от военно-коммунистических принципов, и определенная демократизация многих сторон жизни российского общества в 1920-х годах отразились в первую очередь на статусе загсов. Они полностью перешли под юрисдикцию местных советов, выйдя из структуры НКВД. Но это не изменило «постности» советского брачного ритуала, диссонирующей с условиями мирной жизни. Л. Троцкий писал: «Женитьба, пожалуй, легче обходится без обрядности. Хотя и здесь сколько было „недоразумений" и исключений из партии по поводу венчания в церкви. Не хочет мириться быт с „голым" браком, не украшенным театральностью» (Правда 1923). Отсутствие «театральности» могла восполнить церковная церемония бракосочетания. Она предполагала, возможно, скромные, но вполне определенные атрибуты, сопровождавшие появление новой семьи: подвенечные наряды, обмен кольцами, напутственные слова священника. Профессор политологии Мюнхенского университета В.А. Пирожкова, урожденная россиянка, попавшая на Запад в годы Великой Отечественной войны, вспоминала, что ее старшая сестра, вышедшая замуж в 1919 году, так настаивала на венчании в церкви, что ее будущий супруг, солидный сорокалетний еврей, вынужден был спешно принять крещение. Брак, впрочем, оказался непрочным. Оставив мужу двухлетнего сына, молодая женщина сбежала с неким «красавцем-мужчиной». Размышляя о перипетиях семейной жизни сестры, В. Пирожкова пишет: «.Отчего Таня хотела венчаться. в церкви? От того, что это красиво?.. В таинство брака она, очевидно, не верила, так как легкомысленно разрушила свою семью и хотела разрушить еще чужую» (Пирожкова 1998: 52). Похожая ситуация описана в романе Ю. Германа «Наши знакомые», первый вариант которого был создан в начале 1930-х годов. Один из главных героев книги моряк Леонид Скворцов намеревается венчаться в церкви, мотивируя свое желание не религиозными убеждениями, а тем, что венчание «красиво и торжественно» (Герман 1959: 200). По данным уральских промышленных центров, в 1917-1921 годах 90 % всех браков заключалось по религиозному обряду (Культура и быт 1974: 191). Правда, к середине 1920-х под влиянием антицерковной пропаганды, а главное, в ситуации нелегитимности актов «обычного права церкви» в СССР количество венчаний стало сокращаться1. В 1924 году в Череповце, например, по церковному обряду женились чуть больше половины всех новобрачных, в Москве в 1925 году — всего 21 % (Антирелигиозник 1926: 12).
В качестве своеобразного симулякра, который мог бы соперничать с «театрализованным» церковным бракосочетанием, выступили «красные свадьбы». Они явились органической частью формирующихся коммунистических обрядов перехода, в числе которых были «красные крестины», «звездины», «октябрины» и др. Инициатива по их созданию и внедрению в практику повседневности принадлежала комсомолу. Как и в случае с кощунственными «комсомольскими пасхой и рождеством» — антирелигиозными кампаниями 1922-1925 годов, — властные структуры придерживались политики лояльного нейтралитета, возложив ответственность за «красное бракосочетание» на молодежную коммунистическую организацию. Весной 1924 года ЦК ВЛКСМ отмечал огромные, а главное, как тогда казалось, устойчивые сдвиги в быту: «Октябрины вместо крестин, гражданские похороны и свадьбы, введение новой обрядовости вместо религиозной стали в рабочей среде массовым явлением» (цит. по: Миронец 1985: 259). В исторических источниках феномен «красных свадеб» фиксируется как некое сугубо политизированное действо: «После избрания президиума, в который вошли и новобрачные, секретарь ячейки РКП. делает доклад о значении красной свадьбы в новом быту. После доклада новобрачные, взявшись за руки, выходят вперед — на край сцены, за ними развевается комсомольское знамя. Читают договор, из которого видно, что она — беспартийная работница… и он — технический секретарь ячейки РКП, коммунист… вступают в союз по взаимному согласию и обязуются жить честно, воспитывая детей честными гражданами СССР. Последнее слово покрывается рокотом аплодисментов. Здесь же подарки: от женотдела — одеяло, от заводоуправления — отрез сукна, от культкомиссии — три книжечки — „Азбука коммунизма", „Дочь революции", „Вопросы быта". После торжественной части спектакль — „Драма летчика", сильно взволновавшая рабочих» (Юношеская правда 1924). Несмотря на четко соблюдаемый ритуал «красной свадьбы», в нем не предусматривались какие-либо предпочтения, касавшиеся одежды новобрачных. Встречающиеся в художественной литературе 1920-х годов описания особых нарядов «красных» женихов и невест, скорее, носят метафорический характер2. Однако фольклорные источники зафиксировали отрицательное отношение сторонников и организаторов «красных свадеб» не только к церковным приемам совершения таинства венчания, но и к традиционной одежде новобрачных и аксессуарам:
Мать венчать меня хотела
По старинке с кольцами.
По-другому вышло дело:
В клубе с комсомольцами.
Платья белого не надо
И фата мне не нужна
И в платочке я нарядна,
Комсомольская жена
(Песенник 1924: 62).
Эксперимент в сфере брачной обрядности был приостановлен принятием в 1926 году нового брачно-семейного Кодекса, приравнявшего фактические браки к зарегистрированным. Частным делом стал не только вопрос о юридическом закреплении брака, но и сам брачный ритуал, выведенный из сферы публичности. Внешняя индифферентность власти, то есть отсутствие каких-либо нормативных документов, регламентирующих обрядную сторону и атрибутику гражданской церемонии бракосочетания, легко корректировалась общими постулатами советской социальной политики и жесткими контурами повседневности времени первых пятилеток. Нормированное снабжение населения продуктами питания и товарами в конце 1920-х — середине 1930-х годов осложняло не только организацию свадебных торжеств, но и обыденную жизнь. Пыльные помещения загсов, где за одним столом регистрировали и браки, и факты смерти, не порождали необходимости в особых нарядах.
На рубеже 1920-1930-х годов из повседневной жизни горожан исчезли и обручальные кольца. Их не только не надевали молодожены, но и старались не носить супруги со стажем. В эпоху «красных свадеб» отказ от колец был результатом влияния нормализующих суждений в первую очередь комсомольских организаций3. В начале 1930-х годов у большинства семей возникла необходимость сдавать оставшиеся золотые и серебряные ювелирные изделия в систему магазинов «Торг- син» для покупки продуктов питания. Кроме того, в 1932-1934 годах в крупных городах прошла кампания по «выколачиванию золота»4. Чудом сохранившиеся украшения в 1930-е годы рядовые горожане старались не носить.
Казенность атмосферы, сопровождавшей вступление советских людей брак, в начале 1930-х годов усугубилась изменением ведомственного подчинения загсов. В июле 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошел и Отдел записи актов гражданского состояния, а в октябре 1934 года появился законодательный акт «Об установлении штатов органов ЗАГС НКВД и о порядке функционирования этих органов». Государство в первую очередь интересовал вопрос учета демографических изменений в стране. Размещение загсов в зданиях местных отделов милиции не придало советскому обряду бракосочетания дополнительной торжественности, если не считать штампа в паспорте.
Однако во второй половине 1930-х годов в сфере нормализующих суждений власти произошли существенные изменения. В моралистической риторике довоенного сталинизма превалировали ориентация на моногамный официальный брак и осуждение добрачных и внебрачных половых связей. Поменяли свою позицию и советские теоретики брачно-семейных отношений. Академик С. Вольфсон, в 1920-е годы активный сторонник ненужности семейно-брачных отношений в советском обществе, в 1937 году объявил моногамную семью базовой ячейкой нового общества, которая будет существовать и при коммунизме (Вольфсон 1937: 233-234). Законодательно сталинскую модель брачно- семейного союза оформил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Документ закрепил так называемый «традиционалистский откат» в брачно-семейных отношениях (подробнее см.: Здравомыслова, Темкина 2003). Юридически действительным признавался лишь зарегистрированный брак. В данном контексте сталинская позиция совпадала с религиозно-патриархальной. Это становилось важным в ситуации начавшегося в сентябре 1943 года государственного примирения с православной церковью, породившего надежды на либерализацию отношения власти к церковному браку или хотя бы к традиционной брачной обрядности.
Поздний сталинизм со свойственным ему тяготением к чертам имперской монументальности вполне располагал к проведению свадебных торжеств. Об этом свидетельствуют художественные фильмы того времени и в первую очередь «Свадьба с приданым», в самом названии которого закодирована инверсия старого традиционного атрибута брака в новую социалистическую форму. Кинокартина представляла собой экранизированную версию спектакля Московского театра сатиры по пьесе Н. Дьяконова, премьера которого состоялась еще в конце 1949 года. Перенесенная на киноэкран «Свадьба с приданым» стала доступна массовому зрителю и явилась своеобразной презентацией новых представлений власти о брачной обрядности. В фильме-спектакле, вышедшем в прокат в декабре 1953 года и сразу продемонстрированном советским телевидением, невеста появляется в специальном белом платье и в накинутом на голову тонком шелковом шарфе — аналоге фаты, а жених — в черном костюме, в белой рубашке, с галстуком. Однако никаких нормативных суждений по поводу формы брачного церемониала сталинское руководство не продуцировало.
Корректировка политического курса после смерти И.В. Сталина оказала влияние и на обрядовую составляющую брачно-семейных отношений в СССР5. «Человеческое лицо» приобрели органы ЗАГС. В июне 1957 года Совет министров РСФСР принял постановление «Об организации руководства ЗАГСами». С этого времени они полностью подчинялись местным советам. В Ленинграде, например, в структуре Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся появился специальный сектор ЗАГС. С 1958 года стал меняться распорядок работы органов регистрации актов гражданского состояния. В утреннее время они фиксировали и выдавали соответствующие документы по поводу разводов и смертей, а в вечернее — браков и рождений, что являлось фактом своеобразной гуманизации советских обрядов перехода. Располагавшиеся ранее в одних помещениях с районными отделами милиции, загсы стали переезжать на новые места. Одновременно власть сочла необходимым структурировать по-новому и процедуру заключения брака. Уже в феврале 1957 года пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении идейно-воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев и молодежи». В документе отмечалась необходимость «всячески поощрять. значительные события в жизни юношей и девушек (окончание школы, получение специальности, поступление на работу, свадьба, рождение ребенка (курсив мой. — Н.Л.), учитывая при этом хорошие народные традиции.» (Товарищ комсомол 1969: 175).
Активность комсомола, конечно, была продолжением обострения государственных отношений с церковью после ХХ съезда КПСС. Власть стремилась искоренить не только истинную, но и в первую очередь обыденную религиозность населения, стремление к исполнению обрядов, освещающих, в частности, акты бракосочетания. Не желая усиления православной церкви, властные и идеологические структуры инспирировали в конце 1950-х годов процесс ритуалотворчества (подробнее см.: Глебкин 1998: 121-141). Как и в 1920-е годы, большая роль в этом процессе отводилась комсомолу. В отчетном докладе ЦК ВЛКСМ XIII съезду в апреле 1958 года отмечалось: «Сейчас все упрощено. Надо завести нам свои хорошие свадебные обряды. Свадьба должна навсегда оставаться в памяти молодых. Может, стоит, чтобы молодожены давали торжественное обязательство честно нести супружеские обязанности. Может, стоит носить обручальные кольца, ибо в этом нет ничего религиозного, а это память и знак для других; человек женат.» (XIII съезд ВЛКСМ 1959: 37-38).
Пышные свадьбы стали все чаще мелькать на киноэкранах. В первую очередь это были сельские бракосочетания, где традиция особого свадебного ритуала поддерживалась и ранее. В кинокартине «Дело было в Пенькове», снятой в 1957 году по одноименной повести С. Антонова режиссером С. Ростоцким, молодожены Матвей (артист Вячеслав Тихонов) и Лариса (актриса Светлана Дружинина) одеты с соблюдением традиций: он в строгом костюме с галстуком, она в белом платье и фате. В фильме «Летят журавли» (1957), снятом по пьесе В. Розова «Вечно живые» главная героиня Вероника (актриса Татьяна Самойлова) мечтает о будущей свадьбе, о белом платье, фате и черном строгом костюме жениха. Любопытно, что этот сюжет отсутствует в первоначальном тексте пьесы, написанной в 1943 году.
Модные журналы первых лет оттепели стали помещать материалы о свадебных нарядах. Так, московский «Журнал мод» в одном из своих номеров за 1956 год предлагал следующие практики: «Если весь уклад прежней жизни, влияние религии делали бракосочетание обремененным массой ненужных обычаев, то в наши дни все больше и больше завоевывает право на существование празднование свадьбы по-новому. В отличие от прошлого, когда свадебные платья были ограничены и цветом (только белым), и определенным фасоном (строгим, наглухо закрытым), мы считаем, что свадебные платья должны быть самого разнообразного характера, в соответствии с внешностью и возрастом невесты, а также с учетом обстановки, ее окружающей» (Журнал мод 1956: Форзац).
Риторика редакции «Журнала мод» направлена на создание новых советских обрядов перехода и внедрение их в жизнь. Следует отметить, что в практиках повседневности особая свадебная одежда в середине 1950-х годов была пока явлением редким. Актриса Маргарита Крини- цына, прославившаяся ролью Прони Прокоповны в фильме «За двумя зайцами» (1961), вспоминала, что в загс она отправилась в «платьице, сшитом колокольчиком» из светлой кремовой ткани, которое ей еще на первом курсе ВГИКа дала ее родственница для того, чтобы студентка в приличном виде ходила на лекции. Не соответствовал уже визуализированному в советском кино середины 1950-х годов и наряд жениха: на регистрацию он явился «в сером костюме, зеленой шляпе и широченном зеленом галстуке» (Бахарева 2002).
Переломным моментом в процессе изменения свадебного обряда в советском обществе стало появление дворцов бракосочетания, первый из которых был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 года. В постановлении Исполкома Ленгорсовета указывалось, что новое учреждение создано «для того, чтобы факт регистрации брака был праздничным днем для новой советской семьи» (Бюллетень 1959: 19). В Москве первый Дворец бракосочетания появился в декабре 1960 года. До этого в столице практиковались так называемые «выездные регистрации брака». В 1959 году в Доме культуры имени Горбунова в один день в торжественной обстановке оформили образование нового семейного союза сразу 80 пар. В Куйбышеве в это же время, как отмечалось в документах Исполкома городского Совета, лучшие учреждения культуры города «точно в определенные дни превращаются в Дворцы Счастья» (Жидкова 2012).
В конце 1950-х — начале 1960-х годов «дворцы счастья», так их нередко называли в прессе, появились во многих крупных городах СССР. Их пышные интерьеры предопределяли и внесение элементов праздничной парадности в обряд бракосочетания. Более того, в июне 1960 года Президиум Верховного совета РСФСР принял постановление «О работе органов ЗАГС в РСФСР», в котором указывалось на необходимость «практиковать регистрацию браков и рождений в присутствии депутатов, представителей профсоюзных и комсомольских организаций и общественности, создавая при этом праздничную, торжественную обстановку» (Постановление 1960). Это означало почти нормативное введение торжественной церемонии бракосочетания, в контексте которой обязательными становились особые наряды невесты и жениха и обмен кольцами.
Создание в конце 1950-х годов дворцов бракосочетания и реформа органов загс в целом на первый взгляд выглядели как углубление гуманизации советских ритуалов перехода. Но на самом деле эти действия власти носили ярко выраженный идеологический характер. Незадолго до первых торжественных свадеб в Ленинграде в конце августа 1959 года газета ленинградских комсомольцев «Смена» писала: «Борясь за новые семейно-бытовые праздники и обряды, мы наносим удар по религии, но в этой борьбе нужно помнить о главном содержании. Основа наших обычаев, традиций и обрядов — марксистско-ленинская идеология, коммунистическая мораль и этика. Этому и должна быть подчинена вся обрядовая сторона наших семейно-бытовых праздников. Наши свадьбы. праздники, связанные с рождением, должны быть красивыми. Только тогда они привлекут людей, оставят в их сердцах, в их сознании след, а значит, будут иметь воспитательное значение. В наших семейно-бытовых праздниках во весь голос должно звучать присущее советским людям чувство коллективизма» (Смена 1959). Таким образом, ритуалотворчество конца 1950-х — 1960-х годов носило не только плановый, но отчетливо выраженный политизированный характер. Неслучайно первой парой, зарегистрировавшей свой брак в ленинградском Дворце бракосочетания, стали, по сведениям «Ленинградской правды», инженер-технолог завода подъемно-транспортного оборудования им. Кирова Михаил Назаров и фрезеровщица, член бригады коммунистического труда Любовь Федорова.
Постепенно система нового ритуала детализировалась. В Ленинграде, например, зарегистрироваться во Дворце бракосочетания было возможно только по специальным приглашениям, которые выдавались, согласно постановлению Исполкома Ленгорсовета от 7 апреля 1961 года, в районных загсах (Бюллетень 1961б: 5). В 1960-х годах в торжественной форме, то есть в соответствующем учреждении, не разрешали регистрировать второй брак, не говоря уже о последующих. Парадность интерьеров дворцов счастья предопределяла пышность самого обряда: наличие особых нарядов невесты, жениха, свидетелей, гостей, обмен кольцами. В советском городском культурном пространстве шло по сути дела восстановление патриархально-православных традиций. Однако старые формы властные и идеологические структуры, как и в 1920-е годы, стремились наполнить новым содержанием.
Эклектичность новых брачных обрядов демонстрирует опубликованная в газете «Вечерний Ленинград» в ноябре 1962 года статья «Дворцу счастливых — три года». В ней описывалась торжественная регистрация, проведенная во Дворце бракосочетания ровно через три года после его открытии: «В 10 часов пришла 48 316-ая пара. Ее приветствовала директор дворца К. Емельянова, вокруг жениха и невесты водили хоровод юноши и девушки в национальных костюмах, к молодоженам обратился секретарь Исполкома Ленгорсовета Н. Христофоров» (Вечерний Ленинград 1962).
В таком же политизированном духе в начале 1960-х годов проходила торжественная регистрация браков в Куйбышеве: «Молодых встречают комсомольцы и провожают в хорошо обставленные комнаты жениха и невесты. <...> Выписано брачное свидетельство, жених идет за невестой. От комнаты невесты начинается торжественное шествие. Впереди комсомолец парадно одетый, на руках несет брачное свидетельство в папке, переплетенной бархатом. За ним жених и невеста, а затем товарищи, подружки, члены производственных коллективов, сослуживцы. На бархатном подносе преподносится им брачное свидетельство, церемония сопровождается торжественной музыкой. Свидетельство от имени райсовета вручает депутат. Приветствует новую социалистическую семью. Представители партийных и комсомольских органов поздравляют молодых с законным браком» (Жидкова 2012). В Ленинградском Дворце бракосочетания, например, процедура обмена кольцами, ритуальных поцелуев невесты в белом платье и фате, а жениха в строгом черном костюме проходила вообще под «пристальным» взглядом В.И. Ленина (см. фото). Сочетание имитации многовековых традиций чествования молодых и напутствия в их адрес из уст представителя атеистически ориентированной власти, по-видимому, никого не смущало. В данной ситуации лояльное отношение большинства к явно навязываемым сверху практикам повседневности объяснялось не только типичными для СССР стратегиями выживания, но и желанием внести изменения в закостенелую советскую ритуалистику оформления семейного
союза. Новшествам, предлагаемым властью, большинство подчинялось с удовольствием. Перемены в коммунистических обрядах перехода провоцировались разрастающимся конфликтом хрущевского руководства с церковью. В 1962 году бюро ЦК КПСС на основании записки председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР приняло постановление «О некоторых мерах по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов». В документе отмечалось, что «исполнение населением ряда областей РСФСР, в особенности молодежью, религиозных обрядов: „венчаний", „крещений" — происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождения детей буднично, без надлежащей торжественности» (Королева, Королев, Гарькин 2010: 18). Поколение молодежи 1960-х годов в целом слабо ориентировалось в вопросах обычного права церкви. Как свидетельствуют данные опроса 1962 года, школьники ничего не знали о таких понятиях, как исповедь и панихида. Однако почти треть из них могли внятно объяснить суть обряда венчания, ассоциируя его с обычным бракосочетанием, но проводимым в более торжественной форме (Грушин 2001: 348). Неудивительно, что с 1962 года идеологические структуры установили контроль над венчаниями и другими ритуалами перехода, происходящими в церквях. Лица, совершавшие эти обряды, в обязательном порядке регистрировались в специальных журналах, и затем информация поступала в районные советы по делам РПЦ, в комитеты КПСС и ВЛКСМ, что почти всегда влекло за собой партийные и комсомольские взыскания. В начале февраля 1964 года, подводя итог антирелигиозной кампании, Совет министров РСФСР принял постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В документе указывалось: «Советам министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам создать органам записи актов гражданского состояния надлежащие условия для работы по внедрению новых гражданских обрядов путем выделения для них благоустроенных помещений, оборудования их, предоставления им для этих целей Дворцов и Домов культуры, клубов, залов заседаний, театров, предусматривать в проектах планировки и застройки городов и поселков строительство Дворцов счастья» (Постановление 1964).
Властные и идеологические структуры настойчиво стремились осуществлять нормативное регулирование брачной обрядности в СССР. Свадьба выходила из сферы сугубо приватного, как это было в период большевистского эксперимента 1920-х годов и, как ни парадоксально, в 1930-х — начале 1950-х. Однако нарочитая публичность ритуалов перехода 1960-х годов не вызывала отторжения у населения. Напротив, формализованная пышность свадебных хлопот становилась традиционной повседневной практикой городских жителей. По данным социологических обследований 1961-1962 годов, 65,7 % респондентов считали необходимым модернизировать существующий порядок заключения браков. При этом в ряду десяти предложенных социологами нововведений первое по важности место заняло «усиление торжественности ритуала, выработка новых обрядов»; так думали 31,2 % опрошенных. Остальные изменения, в числе которых были и такие важные, как «запрещение регистрации брака без свидетельства о состоянии здоровья», не вызывали большого внимания и поддержки у участников опроса. Необходимость быть информированным о здоровье будущего супруга и супруги признавали всего 1,3 % респондентов! (Грушин 2001: 280, 302-303).
В 1962 году в ленинградском Дворце бракосочетания расписывалось около 85 % женихов и невест, возраст которых не превышал 30 лет, и заключалось около половины всех регистрируемых в городе браков (Харчев 1964: 178).
Постепенно к столичным показателям приближалась и провинция. В 1963 году в городах Куйбышевской области в торжественной обстановке было зарегистрировано 35 % браков (Жидкова 2012).
Усиление парадности ритуала бракосочетания, прежде всего необходимость подготовки специальных нарядов и покупки колец, вынуждало государственные структуры, перед которыми была поставлена задача формирования новой обрядности, налаживать централизованную торговлю необходимыми для свадеб товарами. В конце февраля 1961 года решение о создании салона для новобрачных принял Исполком Ленгорсовета (Бюллетень 1961а: 12). Летом новый магазин с поэтическим названием «Весна» уже открылся для посетителей. Но попасть сюда можно было только по талонам, которые выдавали в районных загсах и дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак. Будущим молодоженам предоставлялась возможность купить не только свадебные наряды и обручальные кольца, но и многие вещи, отсутствующие в свободной продаже. Одновременно возникла и мошенническая бытовая практика. Люди подавали заявление на регистрацию лишь для того, чтобы получить талоны в «Весну» и приобрести какой-нибудь «дефицит». До свадьбы дело не доходило. Первые салоны для новобрачных в Москве открылись лишь в 1962 году в контексте реализации постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 10 августа 1962 года «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения», где было указано на необходимость включить помощь в организации свадеб в систему хозяйственных услуг (Решения партии 1968: 209). Следует отметить, что Ленинград на рубеже 1950-1960-х годов стал, как тогда выражались, пионером брачной индустрии. В 1962 году группа куйбышевской молодежи специально приехала в Ленинград для изучения опыта по торжественной регистрации браков (Жидкова 2012). В 1963 году в знаменитом ленинградском гастрономе «Стрела» появился отдел для обслуживания молодоженов, где можно было приобрести продукты для свадебного стола по тем же талонам загсов (Вечерний Ленинград 1963).
Спровоцированный властью перенос свадьбы в публичное пространство способствовал возрождению привычных практик повседневности, отошедших на задний план в годы большевистского эксперимента в сфере брачной обрядности. Поколение советских людей, чей активный брачный возраст — от 20 до 30 лет—совпал с хрущевскими реформами, уже воспринимало обручальные кольца почти как данность, не приписывая им религиозных свойств, но все же на подсознательном уровне ощущая некую магию, скрытую в этих ювелирных изделиях. А. Битов посвятил обручальному кольцу своей возлюбленной Фаины целую историю в романе «Пушкинский дом», полагая, что «как символ она чрезвычайно характерна». «.История эта, — пишет автор, — действительно о кольце, о самом обыкновенном (курсив мой. — Н.Л.) обручальном кольце, о круглом дутом колечке...» (Битов 1996: 136, 139).
Устойчивой традицией стали и наряды жениха и невесты, без которых было немыслимо не только посещение Дворца бракосочетания, но и более или менее торжественное «ритуальное» оформление возникновения семейного союза. Девушки одевались в белые платья. Сегодняшний россиянин может увидеть костюмы новобрачных в нескольких художественных фильмах начала 1960-х годов. Кинематограф этого времени запечатлевает типичные явления городской повседневности. В белом платье с цветами в волосах предстает невеста физика Дмитрия Гусева Леля в фильме М. Ромма «Девять дней одного года» (1961). Довольно пышный наряд с фатой и у юной новобрачной Светы из комедии «Я шагаю по Москве», снятой режиссером Г. Данелия по сценарию Г. Шпаликова в 1963 году. При этом в начале 1960-х, в период минимализма в женской моде, свадебные платья были, конечно, не «мини», но в основном короткими. Униформой жениха стал черный костюм с белой рубашкой и галстуком, вещь нарочито парадная. Покупка такого костюма — одна из важных сцен в фильме «Я шагаю по Москве». Выбрав товар, герои острят по поводу того, как употребить костюм в обыденной жизни: «На работу ходить. и в театр прилично. И в гроб можно» (Кожевников 2001: 473).
Бывали, конечно, ситуации, когда люди, решившие вступить в брак, противились соблюдению новых традиций, считая, что белое платье для новобрачной — вещь не только непрактичная, но выспренно официозная. Поэт-шестидесятник Евгений Рейн из всего разнообразия женской моды периода свой молодости запомнил только свадебный наряд своей первой жены — «тесно облегающая абрикосовая кофточка из нежнейшего джерси на мелких пуговках и суперширокая стеганая юбка цвета темного кагора. парижский туалет» (Рейн 1997: 277). Раздражала и обязательность публичной презентации брачной церемонии, вызывавшая иронию и раздражение. М. Ромм в «Девяти днях одного года» неслучайно вложил в уста свободолюбивой Лели реплику: «Нет ничего более глупого, чем сидеть невестой на собственной свадьбе» (Годы и фильмы 1989: 299). Ленинградский поэт-шестидесятник Дмитрий Бобышев свою регистрацию во Дворце бракосочетания и всю последующую свадебную процедуру называл испытанием «пышной пошлостью» (Бобышев 2003: 258).
Тем не менее властные структуры всячески стремились укрепить в сознании советских людей, и в особенности горожан, необходимость торжественной и пышной регистрации брака с обязательным дресс-кодом. Брачную черно-белую униформу продемонстрировала всему миру в ноябре 1963 года первая «космическая пара» — космонавты В. Терешкова и А. Николаев. Регистрация этого брачного союза прошла в московском Дворце бракосочетания. Невеста была в пышном белом платье и фате, с букетом белоснежных хризантем, жених—в черном костюме. Свадьба В. Терешковой и А. Николаева являлась публичной презентацией новой советской обрядности, задуманной как антипод религиозным традициям освещения акта вступления мужчины и женщины в семейный союз. Действительно, в городской среде факты проявления обыденной религиозности фиксировались все реже и реже. По данным 1959 года в Ленинграде венчалось примерно 3 % всех молодоженов, а в 1966 году — уже менее 0,1 % (Ленинград в восьмой пятилетке 1979: 249).
Новый брачно-семейный Кодекс 1969 года подытожил изменения в процедуре заключения браков, произошедшие в 1960-е годы. В 14-й статье Кодекса указывалось: «Заключение брака производится торжественно. Органы записи актов гражданского состояния обеспечивают торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак» (Кодекс о браке и семье 1969). С начала 1960-х годов новобрачным стали предоставлять кратковременные отпуска без сохранения содержания на проведение свадьбы, удлинился «испытательный срок», отделявший дату подачи заявления от даты регистрации. Теперь он составлял 1 месяц. Правда, предполагалось как сокращение, так и увеличение времени взаимной проверки новобрачными своих чувств «при наличии уважительных причин». В определенной степени это напоминало религиозный обряд оглашения и способствовало расширению гласности ритуала бракосочетания. Кодекс 1969 года ввел новые традиции в систему нормативных предписаний, что на самом деле в ситуации юридической неправомочности церковного брака заметно сужало степень личной свободы. Белое платье и фата невесты, строгий черный костюм жениха и кольца, то есть официально возрожденная властными усилиями символика обрядов бракосочетания в СССР не могла скрыть их «советскости». «Черно-белая свадьба» оставалась в основе своей «красной», то есть подчиненной господствующей в стране идеологии.
Литература
Антирелигиозник 1926 — Антирелигиозник. 1926. № 6.
Бахарева 2002 — Бахарева Т. Маргарита Криницына: «Своего мужа, Евгения, я отбила у Изольды Извицкой» // fakty.ua/82795-margarita-krinicyna-quot-svoego-muzha-evgeniya-ya-otbila-u-izoldy-izvickoj-quot (по состоянию на 22.04.2014).
Битов 1996 — Битов А. Империя в четырех измерениях. Т. 2. Пушкинский дом. М., 1996.
Бобышев 2003 — Бобышев Д. Я здесь (Человекотекст). М., 2003.
Брыкин 1927 — Брыкин Н. Люди низин. Л., 1927.
Бюллетень 1959 — Бюллетень Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1959. № 8.
Бюллетень 1961а — Бюллетень Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1961. № 9.
Бюллетень 1961б — Бюллетень Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1961. № 14.
Вечерний Ленинград 1962 — Вечерний Ленинград. 1962. 3 ноября.
Вечерний Ленинград 1963 — Вечерний Ленинград. 1963. 21 сентября.
Вольфсон 1937 — Вольфсон С. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937.
Герман 1959 — Герман Ю. Наши знакомые. Л., 1959.
Глебкин 1998 — Глебкин В. Ритуал в советской культуре. М., 1998.
Годы и фильмы 1989—Годы и фильмы. Избранные киносценарии. М., 1980.
Грушин 2001 — Грушин Б. Четыре жизни России в зеркале общественного мнения. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М., 2001.
Жидкова 2012 — Жидкова Е. Введение новых гражданских праздников и обрядов в 1950-60-е годы. 2012 // www.igh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=136:vvedenie-nov... (по состоянию на 15.06.2012).
Журнал мод 1956 — Журнал мод. М., 1956. № 1. Форзац.
Здравомыслова, Темкина 2003 — Здравомыслова Е., Темкина А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1.
Кодекс законов 1961 — Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Официальный текст с изменениями на 1 февраля 1961 года и с приложением постатейно-систематизированных материалов. М., 1961.
Кодекс о браке и семье 1969 — Кодекс о браке и семье РСФСР. 30 июля 1969 года. www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1897 (по состоянию на 22.04.2014).
Кожевников 2001 — Кожевников А. Большой словарь: Крылатые слова отечественного кино. СПб., 2001.
Королева, Королев, Гарькин 2010 — Королева Л., Королев А., Гарькин И. Государственно-конфессиональная политика в отношении ислама в СССР. 1940-1980 гг. (по материалам Среднего Поволжья) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 1.
Культура и быт 1974 — Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила. 1917-1970. М., 1974.
Ленинград в восьмой пятилетке 1979 — Ленинград в восьмой пятилетке. 1966-1970. Л., 1979.
Маяковский 1941 — Маяковский В. Сочинения в одном томе. М., 1941.
Миронец 1985 — Миронец Н. Песня в комсомольском строю. М., 1985.
Песенник 1924 — Песенник революционных, антирелигиозных, комсомольских и украинских песен. М., 1924.
Пирожкова 1998 — Пирожкова В. Потерянное поколение. Воспоминания о детстве и юности. СПб., 1998.
Постановление 1960 — Постановление ВС РСФСР. Июнь 1960 г. «О работе органов ЗАГС в РСФСР». www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5550.htm (по состоянию на 22.04.2014).
Постановление 1964 — Постановление СМ РСФСР. Февраль 1964. «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5701.htm (по состоянию на 22.04.2014). Правда 1923 — Правда. 1923. 14 июля.
Решения партии 1968 — Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. 1962-1965 годы. М., 1968.
Рейн 1997 — Рейн Е. Мне скучно без Довлатова. СПб., 1997.
Смена 1959 — Смена. 1959. 26 августа.
Скрябина 1994 — Скрябина Е. Страницы жизни. М., 1994.
Советская жизнь 2003 — Советская жизнь. 1948-1953. М., 2003.
Советская культура 1989 — Советская культура. 1989. 14 января.
XIII съезд ВЛКСМ 1959 — XIII съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М., 1959.
Товарищ комсомол 1969 — Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968. Т. 2. 1941-1958. М., 1969. Харчев 1964 — Харчев А. Брак и семья в СССР. Л., 1964.
Юношеская правда 1924 — Юношеская правда. 1924. 5 января.
Примечания
1. Церковный брак не порождал прав и обязанностей супругов.
2. Красочное описание «красной свадьбы» можно обнаружить в рассказе Н. Брыкина «Собачья свадьба» (1926): «Молодые со значками, шарфами красными опоясаны, цветы в красном, гости с черемухой, перевязанной красными ленточками.» (Брыкин 1927: 160). Двойной метафорой выглядит и сатирическая картинка якобы «красной свадьбы» в феерической комедии В. Маяковского «Клоп»:
«П р и с ы п к и н: Товарищ Баян, я за свои деньги требую, чтобы была красная свадьба и никаких богов! Понял?
Б а я н: Да что вы, товарищ Скрипкин, не то что понял, а силой, согласно Плеханову, дозволенного марксистам воображения я как бы сквозь призму вижу ваше классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество!.. Невеста вылазит из кареты — красная невеста, вся красная, — упарилась, значит; ее выводит красный посаженный отец, бухгалтер Ерыкалов, — он как раз мужчина тучный, красный, апоплексический… весь стол в красной ветчине и бутылки с красными головками» (Маяковский 1941: 455).
3. Показательной является фраза из протокола собрания комсомольского коллектива петроградской фабрики «Красное знамя» от 1 августа 1923 г. Комсомольцам предлагалось быть «дальше от разных ношений драгоценностей» (ЦГА ИПД. Ф. К-778. Оп. 2. Д. 103. Л. 26). Популярной в молодежной среде была частушка со словами:
Выньте серьги, бросьте кольца:
Вас полюбят комсомольцы.
4. Академик И. Павлов с возмущением писал В. Молотову: «Люди, которые подозревались в том, что у них есть сбережения в виде золота, драгоценностей и валюты, хотя и незначительные, если они не отдавали их прямо, лишались свободы, заключались в одну комнату и подвергались конечно, пыткам, должны были стоять, днями и неделями голодали и даже были ограничены в свободе пользоваться уборной. А отнимут каких-то пустячков, золотой крестик, которые верующие носят на груди, серебряный подарок покойного мужа» (цит. по: Советская культура 1989). Сведения из письма И. Павлова подтверждаются устными рассказами старых петербуржцев о специально созданных для этих целей жарко натопленных помещениях — «парилках», где арестованные стояли, тесно прижавшись друг к другу. Больше суток выдерживали немногие. Боясь попасть в парилку, многие отдавали золото добровольно. Об этом, в частности, вспоминала филолог Е. Скрябина, описывая свою работу на заводе «Большевик». Ее начальник, комендант завода, неоднократно намекал молодой женщине, что ношение обручальных колец — буржуазный предрассудок и драгоценность следует сдать государству (Скрябина 1994: 79).
5. В октябре 1953 г. был отменен указ, запрещающий браки с иностранцами. С 1954 г., согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января, браки между иностранцами и советскими гражданами регистрировались на общих основаниях (Советская жизнь 2003: 689; Кодекс законов 1961: 39).