Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Дрис ван Нотен, «Вдохновения» (Dries van Noten. Inspirations). Музей декоративных искусств, Париж. 1 марта — 31 августа 2014
Дизайнерам одежды приходится часто, каждый сезон, объяснять источники своего вдохновения. Дрис ван Нотен с большой элегантностью показал их посетителям своей выставки.
С марта по август Музей декоративных искусств Парижа принимает «Вдохновения» современного бельгийского модельера. Формально поводом для этого события послужила значительная работа ван Нотена над фондами Музея в процессе создания последней коллекции. Добром за добро: наплыв посетителей обещает экспозиции большой успех, а Музею — рекламу и прибыль. Негромкая какофония иностранных языков, звучащая на выставке шумовым фоном, убеждает в этом окончательно.
Ван Нотен родился в 1958 году в Антверпене, городе Рубенса. Портной в третьем поколении, он признается, что образ семьи накладывает сильный отпечаток на его восприятие работы. Поддержка коллег, помощников, партнеров и сотрудников, необходимая ему в творческом процессе, оборачивается ответственностью, которую он ощущает за свою команду.
Окончив в 1981 году обучение по курсу дизайна в Королевской академии Антверпена, в 1986 году он представляет в Лондоне свою первую коллекцию. Ван Нотен входит в мир высокой моды в составе «Антверпенской шестерки» — сокурсников по Академии, чей талант и креативность взбудоражили общественность в конце 1980-х. (О «Шестерке» говорит в недавнем интервью «Теории моды» Ирина Шапошникова (Теория моды 2013): слава Дриса ван Нотена, Анн Демельмейстер и Вальтера Ван Берейндонка определили ее выбор учебного заведения.) Успех приходит незамедлительно. Спустя всего несколько лет ван Нотен открывает свои представительства в Париже и Милане. На сегодняшний день несколько сотен магазинов в крупнейших городах мира продают одежду его дома моды, в том числе в Москве — на Петровке, Малой Бронной и Кузнецком мосту. Принято говорить, что стиль ван Нотена отличают работа с цветом и необычные принты, которые оживляют отточенные формы.
Ван Нотен как автор выставки ставит задачу познакомить со всевозможными образами своего вдохновения. В этом качестве он проводит работу исследователя, настоящую поисковую работу. Ван Нотен обнаруживает источники, выявляет параллели, чтобы опровергнуть мнение о том, будто бы главный источник моды — фантазия дизайнера.
Толчок его вдохновению может дать все что угодно, показывает зрителю ван Нотен. (Добавим, что, по мнению Бодрийяра, всё теоретически может стать модой (Meinhold 2013: 22).) Но для него важна не отправная точка, а тот путь, который проходит коллекция от истока- идеи до дефиле. Взбудоражить и заставить работать вдохновение может определенная цветовая палитра или, к примеру, запах. Действительно, кастрюля с мидиями и букет цветов важны для дизайнера не только как визуальные образы.
В интервью, которое предваряет каталог выставки, ван Нотен так отвечает на довольно провокационный вопрос. Да, он уверен, что зрители сочтут убедительным соседство его произведений со знаменитыми образцами разных искусств. Он продумывает экспозицию таким образом, чтобы посетитель проникся этой идеей, осознал ее. По словам самого дизайнера, выбор моделей для выставки заставил его по-новому взглянуть на предыдущие творения. А именно: оценить те, что раньше не казались значительными. Самоанализу, работе над собой, собой прошлым, которую произвел ван Нотен, посетитель выставки верит безоговорочно.
Первоначально ван Нотен намеревался выстроить своеобразный диалог между своими работами и экспонатами из фондов Музея. Но в окончательном варианте объекты выставки составляют, скорее, полифонию. Каждая инсталляция — их около 40 — содержит три рода произведений. Во-первых, работы самого ван Нотена: вещи с показов мужской и женской одежды последних 10 лет. Во-вторых, объекты из коллекций Музея декоративных искусств: традиционные костюмы разных народов, обувь, а также модели от-кутюр XX столетия. Наконец, это художественные работы, которые прямо или косвенно повлияли на мастера. Палитра источников широка, насколько только себе это можно представить. Живописные полотна, изваяния, фотографии, фильмы, ювелирные украшения и декоративные объекты, театральные и хореографические представления (уместно вспомнить, что ван Нотен — автор костюмов для балетов1). В широком смысле — ван Нотен рефлексирует влияние на свои работы вкуса и стиля определенных стран и эпох и, конечно, произведений коллег по цеху. Это сравнявшиеся в ранге с произведениями искусства жакет «Бар» от Кристиана Диора (весна — лето 1947) или, например, золотой ансамбль от Габриель Шанель, платье и тренч (весна — лето 1953). Живописный ряд запоминается обилием работ американской художницы Элизабет Пейтон. Об артистическом отпечатке Пейтон и их близких человеческих отношениях ван Нотен упоминает в интервью, опубликованном в каталоге. Шедевры Бронзино, Кееса Ван Донгена, Ива Кляйна, Фрэнсиса Бэкона, Дэмиана Херста были в исключительном порядке предоставлены для выставки крупнейшими европейскими музеями.
В каждом зале выставлены от нескольких штук до нескольких десятков работ ван Нотена. Одна из инсталляций воспроизводит подиум, по которому дефилируют четыре смокинга. Посетителю выставки, который как бы заглядывает в этот зеркальный ящик с одной стороны, кажется, что туалетов гораздо больше. Но эта инсталляция, которая отдает дань искусству презентации, — исключение. Все прочие построены в классическом ключе и обыгрывают смысловые и артистические ассоциации.
Например, витрина зала «Ориентализм». Она представляет модели из коллекций женской одежды разных лет: осень — зима 2004/05, осень — зима 2011/12, осень — зима 2012/13 (которая целиком посвящена востоку). Их дополняют музейные предметы:
* Одежда придворного. Демисезонный полуофициальный мужской костюм. Китай, XIX век.
* Верхняя одежда, надеваемая поверх амуниции. Япония, XIX век.
*Вечерняя накидка «Казанова» от Callot Sreurs, 1925 год.
В части «вдохновений»:
* Лента Вонга Кар Вая «Любовное настроение».
* Обои, имитация ткани мануфактуры Prelle. Рисунок Мориса Дюф- рене для дома моды Трюшо, 1924 год.
* Коллекция Ива Сен-Лорана осень — зима 1976/77, «Русские сезоны».
* Ли Сяофен, Фарфоровое поло для Lacoste, 2010 год.
Замечательны комментарии к предметам экспозиции. Во-первых, это тексты, философские или лирические, раскрывающие тему зала. Они всегда довольно лаконичны. Например, у входа в зал «Поцелуй» о смокингах говорится так: «На полпути между невинностью и страстью, смокинг, будучи одеждой унисекс, олицетворяет союз мужчины и женщины». А тема «Золота», по меткому наблюдению, представляет известную опасность, поскольку апеллирует к шику и китчу одновременно. Комментарии другого рода объясняют содержание витрины: указывают дату выхода коллекции(-й) ван Нотена и выстраивают генетические связи между его моделями и его источниками. Такие таблички чрезвычайно удобно расположены, а именно повторены по обе стороны от витрины.
Внимательные зрители наверняка удивляются, встречая во вдохновивших образах нечто из будущего. К примеру, фильм прославленного документалиста Альберта Мэйслеса о дизайнере Айрис Апфель, с уточнением «в процессе производства». Этот кинематографический продукт представлен вместе с моделями коллекции осень — зима 2008/09. Тем не менее у этого подхода есть определенные теоретические предпосылки. Как пишет теоретик моды Роман Майнхольд, феномен моды обращен в равной мере к прошлому и настоящему или будущему2. Скольжение по хронологической прямой становится для ван Нотена методологическим приемом.
Экспозицию ван Нотена предваряет «Введение»: зал, где собраны работы модельеров предыдущего поколения. Точнее говоря, старших коллег, которые повлияли на него в тот период, когда его собственная творческая индивидуальность еще только формировалась.
Последовательность залов не выстраивается в какую-то единственно возможную логику. Если ее вообще следует искать в гармонии разнообразия стилей и эпох. Поглощенный зрелищем, захваченный интеллектуальным квестом, зритель перетекает из зала в зал с неизбежностью движения жидкости в сообщающихся сосудах. Панк, Бабочки, Поцелуй, Piano, Золото, Графика, Униформа, Граф (речь о графе Виндзорском, иконе стиля XX века) представлены на первом этаже. На втором — тема Сада в разных интерпретациях: летние цветы, букеты, перья, камуфляж и др. Специально для выставки у Мако Азума было заказано настенное панно с растительным мотивом. Его изготовили в таком размере, чтобы скрыть всю доступную глазу поверхность стены. Образы Сада сменяются фольклорными и этническими мотивами, среди которых Испания, Индия с Болливудом, Ориентализм (здесь, например, эскизы знаменитых костюмов Бакста для балета «Шехеразада» в рамках «Русских сезонов» Дягилева). Неоднократно, в разных частях экспозиции появляется традиционный костюм Греции и Балкан, длинный жилет без рукавов — зубун. Образы разных мест планеты имеют на него чрезвычайное влияние, признается ван Нотен в интервью Le Monde от 15 сентября 2000 года. И продолжает: «Я люблю воссоздавать атмосферу во всей ее полноте».
У выставки нет музыкального сопровождения. Если не считать таковым звуковой фон в зале видеоинсталляций, который расположен в самом конце анфилады первого этажа. На два больших экрана проецируют в замедленном действии видеоряд с показов женской и мужской одежды. Интерактивные элементы на втором этаже — это стена с несколькими десятками экранов. Каждый знакомит с тем или иным видом редкой ручной работы, использованной в процессе создания коллекций: вышивка бисером, набивка, аппликация, плетение. «Я полон глубочайшего уважения к традициям ручной работы. Это то, что я люблю выставить напоказ в каждом своем творении»3. Более того, ван Нотен говорит, что считает себя обязанным использовать, например, элементы вышивки в каждой коллекции, поскольку это обеспечит работой несколько тысяч человек, которые трудятся в Индии для его Дома моды.
Выставка многое рассказывает о своем авторе — мастере, человеке широких увлечений и интересных знакомств. Дрис ван Нотен каждым своим произведением напоминает нам, насколько красивой может быть мода. На его взгляд, процесс моды включает в себя одежду не обязательно дорогую и безупречно скроенную. Но модная вещь непременно должна достойно соседствовать с шедеврами мирового искусства — хочется добавить от себя. Таковы модели ван Нотена.
Литература
Теория моды 2013 — Москва, Лондон, Антверпен и снова Москва: дизайнер Ирина Шапошникова // Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 28. С. 283-287.
Meinhold 2013 — Meinhold R. Fashion myths, a cultural critique. Bielefeld: Transcript, 2013.
Примечания
1. Ван Нотен создал костюмы для ряда постановок бельгийского хореографа Анны Терезы Кирсмекер. Балет «Дождь» вошел в репертуар Парижской национальной оперы, в сезоне 2014 г. его можно увидеть на сцене Пале Гарнье.
2. Майнхолд оспаривает формулу Бодрийяра «Fashion always „retro"». Он объясняет: даже если некоторая вещь или мотив были известны в той или иной форме раньше, факт их нынешней актуальности делает их частью настоящего (Meinhold 2013: 27).