Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
«Гламур итальянской моды» (The Glamour of Italian Fashion). Музей Виктории и Альберта, Лондон. 5 апреля — 27 июля 2014
«Эта выставка не претендует на статус энциклопедии», — заявила Соннет Стэнфилл, куратор отдела современной моды в лондонском Музее Виктории и Альберта, на открытии. На работу в архивах, музеях, театральных и частных коллекциях Италии, а также интервью с ключевыми фигурами итальянской модной индустрии у Стэнфилл ушло более двух лет, и ее скромность кажется излишней: экспозиция, состоящая из сотни нарядов, начиная с послевоенного кутюра и заканчивая вещами из коллекций «весна — лето 2014», кажется именно энциклопедией по истории итальянской моды с конца Второй мировой войны до наших дней.
Выставка занимает семь залов и устроена хронологически. Она начинается с редких кутюрных платьев забытых домов моды вроде Vanna, Carosa, Jole Veneziani, Maria Grimaldi и Simonetta — силуэтом похожих на современные им французские платья New Look, но гораздо богаче в смысле текстур и цветов. Далее следует зал, посвященный 1960-м годам с их шиком, обилием голливудских звезд на римских виллах и расшитыми вечерними туалетами Mila Schon и Irene Galitzine, а также спортивными вещами Emilio Pucci. К 1970-м годам кутюр уступает место набирающему обороты прет-а-порте, а к женским вещам (Krizia, MaxMara и т.д.) начинают примешиваться мужские — например, мягкие и элегантные костюмы от Rubinacci и Giorgio Armani, а также стилистические экзерсисы Уолтера Альбини. Имеются залы, посвященные тканям, традициям выделки меха и кожи и прочим аспектам Made In Italy.
В предпоследнем зале выставлены самые зрелищные вещи из коллекций последних двух десятилетий — скульптурные вечерние платья Roberto Capucci, Prada и Dolce & Gabbana, экстравагантные наряды Stella Jean и Fausto Puglisi — а также примеры итальянской модной фотографии, в частности работы Оливеро Тоскани для Benetton. Завершает выставку кинозал, на экран которого проецируются интервью со значимыми фигурами итальянской модной индустрии, от главного редактора Vogue Italia Франки Соццани до работников фабрик Gucci, о будущем моды в Италии.
На выставке немало редких архивных документов — например, расписание самых первых показов в Белом зале дворца Питти в 1951 году и письма благодарности от посетивших эти показы байеров организатору мероприятия, флорентийскому аристократу и предпринимателю Джованни Баттиста Джорджини, которому, по мнению Стэнфилл, итальянская мода обязана своим международным статусом, а Италия — спасением от полного экономического краха после войны. Здесь также имеются вещи с легендарным прошлым: платье Авы Гарднер работы сестер Фонтана, костюм Витторио де Сика от Rubinacci и украшения Bulgari, в которых Элизабет Тэйлор выходила замуж за подарившего их ей Ричарда Бартона. Кроме того, в одном из залов, посвященном феномену Made In Italy, имеется интерактивная карта Италии, наглядно демонстрирующая, в каких регионах производят трикотаж, в каких выделывают кожу, а в каких шьют одежду.
Таким образом, энциклопедический характер выставки трудно поставить под сомнение — она, безусловно, может служить отличным источником информации по истории итальянской моды. Однако, как и любая энциклопедия, она подает фактическую информацию, зачастую вырывая ее из социального, культурного и сенсорного контекста; мода здесь предстает как обособленная сфера, мало связанная с другими аспектами культурного производства и потребления.
Итальянские кино, музыка, литература, кухня и политика исследуемого периода оставлены практически без внимания. На экран в зале, посвященном 1960-м годам как эпохе «Голливуда-на-Тибре», проецируется больше американских картин (и, удивительным образом, советский фильм «Война и мир»), чем итальянских. Из всех не связанных напрямую с модой, но культовых предметов дизайна, появившихся в Италии во второй половине ХХ века, присутствует только скутер Vespa. Вообще тема источников вдохновения и влияний в итальянском дизайне непроработана: кроме собственно предметов одежды, на выставке нет никаких визуальных носителей — ни работ итальянских футуристов, ни примеров фашистской архитектуры, в среде которой создавались послевоенные кутюрные наряды, ни репродукций фресок эпохи Возрождения, ни, наконец, мебели и объектов промышленного дизайна вроде многократно в 1960-1970-е годы завоевывавших статус «европейской машины года» Fiat или пишущей машинки Olivetti.
Представленная на выставке одежда вырвана не только из социокультурного контекста, но и из контекста тела. Особенно очевидным это становится при взгляде на одно из расшитых бисером длинных вечерних платьев Mila Schon и выставленную рядом с ним фотографию аристократки Мареллы Аньелли (жены, между прочим, тогдашней главы Fiat Джанни Аньелли) в этом платье на знаменитом «черно-белом балу» Трумэна Капоте в 1966 году. На статной Аньелли с ее знаменитой лебединой шеей, в белой маске и драматичном головном уборе из белых перьев платье выглядит как королевский наряд. Этот эффект теряется на выставке, где оно представлено на безликом (в буквальном смысле) манекене, напоминающем те, что используются в магазинах.
В своей новой книге «Модный показ: до и после 1971 года» (Exhibiting fashion: before and after 1971) (Clark & de la Haye 2013) кураторы Джудит Кларк и Эми де ла Хей (последняя много лет проработала в Музее Виктории и Альберта) пишут о важности выбора манекенов для выставок моды и о том, как с помощью манекенов, их поз и причесок/головных уборов куратор может создать нужную атмосферу, погружающую зрителя в визуальную среду эпохи. Этот метод не был использован Стэнфилл — и это еще одна причина, почему выставка, несмотря на обилие информации, не имеет «привкуса» Италии с ее уникальной сенсорной и визуальной культурой. Впрочем, это не умаляет ее достоинства как первой материальной энциклопедии итальянской моды: до Стэнфилл никто не собирал под одной крышей столько предметов одежды разных десятилетий из этой страны; остается только надеяться, что за этой выставкой последуют другие, более атмосферные.
Литература
Clark & de la Haye 2013 — Clark J., de la Haye A. Exhibiting fashion: before and after 1971. New Haven: Yale University Press, 2013.