Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
«Изабелла Блоу: мода в изобилии!» (Isabella Blow: Fashion Galore!). Галереи Эмбанкмент, Сомерсет-Хаус, Лондон. 20 ноября 2013 — 2 марта 2014
Одежда на выставках в музеях и галереях часто представлена как обособленный объект, слабо или никак не соотносимый с человеком, для которого она предназначалась. Однажды ношенные вещи выставляются лишь тогда, когда они выглядят как новые, а те, что сохранили заметные следы пользования, могут перейти в архивные коллекции, где лишь немногие их увидят. Для подавляющего большинства людей одежда — это то, что можно носить ради удобства, удовольствия или того и другого вместе, поэтому залы, заполненные образцами высокой моды, могут оставить у посетителей ощущение, что они рассматривают глянцевую картинку жизни, весьма далекой от их собственной.
Когда в центре выставки оказывается гардероб конкретного человека, кураторы могут по-разному подойти к организации показа. Если сосредоточиться исключительно на стиле и обаянии хозяина этих вещей, можно получить изящно выполненный, но несколько обезличенный портрет, как если уделить внимание одному любому аспекту человеческой жизни, оставив у посетителей выставки чувство, что здесь недостает многих существенных деталей. Отразить дух личности только через одежду — трудная задача, однако если жизнь человека была во многом связана с модой, его вещи иногда могут сказать немало. Особенно вещи, в которых он появлялся на публике и которые сохранили живой след своего владельца.
Выставка «Мода в изобилии!», организованная при участии Фонда Изабеллы Блоу и Центрального колледжа искусств и дизайна Сен-Мартинс, предоставила посетителям Галерей Эмбанкмент в Сомерсет-Хаус уникальную возможность приблизиться к жизни и профессиональной деятельности одной из влиятельных фигур британской моды. Изабелла Блоу была редактором модных изданий; те, кому она покровительствовала, нередко отзывались о ней как о музе, и ей приписывают «открытие» и продвижение многих дизайнеров и моделей, чьи имена с тех пор успели завоевать широкую известность. В 2007 году, когда она умерла, сестры выставили ее гардероб на аукцион, чтобы расплатиться с ее долгами. Дафна Гиннесс, боясь, что личные вещи ее дорогой подруги разойдутся по разным местам, связалась с аукционным домом и приобрела их все. В статье для Financial Times Гиннесс пояснила свои действия:
«Намеченный аукцион „Кристис" походил бы на акт вандализма, поскольку охотники за сувенирами растащили бы все, что Иззи создала за свою жизнь. <...> Во многих отношениях аукцион был бы не просто распродажей вещей — он был бы распродажей всего, что осталось от Иззи, и эти вороны слетелись бы и навсегда унесли самую ее сущность» (Guinness 2010).
Именно эту «сущность» попытались отразить кураторы «Моды в изобилии», Алистер О'Нил и Шона Маршалл. Выставка задумывалась не только как биография. В начале было отведено небольшое пространство, чтобы посетители могли ознакомиться с семейной историей и окружением Блоу, а уже затем желанными гостями вступить в ее мир моды. Начало этой части обзора открывалось портретом Изабеллы Блоу работы Нобла и Уэбстер, предоставленным Национальной портретной галереей: «Свет прожектора превращает клубок из чучел животных — птиц, крысы и змеи — в поразительно точный силуэт головы Блоу» (NPG 2010). Это довольно мрачное произведение словно бы заключает в себе и жизнь ее, и смерть, поскольку силуэт венчает затейливая шляпка, но в то же время эта голова кажется надетой на острие — мотив, не раз повторяющийся на протяжении выставки в связи с головными уборами. Именно здесь я впервые заглянула в мир Изабеллы Блоу.
В остальной части первого зала были размещены работы из выпускных коллекций некоторых британских дизайнеров, которым оказывала поддержку Блоу, таких как Джулиан Макдональд, Хуссейн Чалаян, Александр Маккуин и Филип Трейси. Свидетельствуя о ее чуткости к незрелому таланту и отражая авангардную британскую моду начала 1990-х годов, предметы с дипломных показов этих дизайнеров располагались рядом с видеозаписями их ярких и впечатляющих подиумных демонстраций. Текст на стене не только давал посетителям информацию о дизайнерах и их коллекциях, в нем также рассказывались занимательные эпизоды, объясняющие, какое отношение имела к этим предметам Блоу. Известно, что она приобрела всю коллекцию Макку- ина, когда он окончил Центральный колледж Сен-Мартинс, но здесь мы узнали, что она не могла позволить себе заплатить вперед. Вместо этого она каждый месяц посылала Маккуину по сто фунтов и получала вещи по почте, как только они были оплачены.
Затем посетители оказывались в настоящем святилище Александра Маккуина. Одежда из его коллекции «Данте» (осень — зима 1996/97), вдохновленной Изабеллой Блоу, была выставлена на белых гипсовых манекенах, поднятых на пьедесталы, в зале с высокими колоннами под потолком. Зал вызывает чувство благоговения, свойственное скорее церкви, благодаря выразительности главного экспоната — черного кружевного платья с головным убором, оленьими рогами и шлейфом, одновременно подводящего итоги поисков Маккуина и Блоу. Сиреневый шелковый корсет, отделанный черным кружевом и расшитый бусинами из черного янтаря, можно было увидеть также среди фотографий из раздела моды в журнале Face: таким образом, у посетителей складывалось представление, как носили эту вещь и как воспринимали коллекцию в то время. Видеозапись подиумного показа коллекции также была представлена в этой части галереи.
Следующий зал наверху был посвящен еще одному любимому модельеру Блоу, второму из наиболее представленных в ее гардеробе. Необычные скульптурные шляпы из коллекции Филипа Трейси (осень — зима 1996/97), изначально придуманные Блоу, были надеты на белые головы на высоких нешироких подставках, в ярко освещенной комнате, подчеркивающей тонкость и своеобразие работы Трейси. Эта коллекция выглядела так дерзко и смело, что многие посетители не могли себе представить, чтобы кто-то, кроме Блоу, носил такие шляпы. Другая часть зала была посвящена самой Блоу. В этом зале, где было множество предметов, относящихся к ее работе, включая деловые факсы, визитные карточки и записки розовыми чернилами, где текст на стенах воспроизводил рассказы тех, кто с ней общался, и где размещались также видеозаписи интервью, ее украшения и разрозненный набор поношенных туфель, женщина, стоящая за легендой, становилась видимой. Потрепанность и заношенность отмечены и в сопроводительном тексте, где объясняется и желание кураторов сохранить эту особенность как свидетельство ее весьма небрежного обращения с модой. Каждая поврежденная туфля как будто бы отсылает к какому-то событию в жизни Изабеллы Блоу.
Затем — новый переход от личности этой женщины и ее работы к выставленной одежде: большое пространство было посвящено исследованию основных тем ее фотосъемок для журналов Tatler и Sunday Times Style. Интерес Блоу к боевым доспехам, общественным паркам и морским мотивам нашел отражение в самом обширном разделе выставки, где показаны некоторые из самых знаменитых шляп Блоу, в первую очередь — шляпа-лобстер, украшенная Эриком Халли, и хитроумные сооружения Филипа Трейси в виде корабля и готического замка, которые были представлены своими детальными стилизованными изображениями. Эти предметы, к сожалению, но по понятным причинам, не были выставлены публично. В зале демонстрировалась одежда от разных дизайнеров, в том числе Viktor & Rolf, Jeremy Scott, Comme des Gargons и, конечно, Александра Маккуина. Большинство туфель были от Маноло Бланика. В завершающей этот раздел части зала, декорированной под общественный парк, находилось подсвеченное скульптурное изображение фонтана работы Нобла и Уэбстер под названием «Беспримерное потворство чувствам» (Excessive Sensual Indulgence). Из текста на стене посетители могли узнать, что Блоу купила его для фоторепортажа с Дэвидом Лашапелем для Sunday Times Style, после чего он украсил ее гостиную.
Ближе к концу этого зала, за аркой, разделяющей доспехи и парк, было отведено небольшое пространство, напоминающее о родовом имении Блоу, Доддингтон-Холле. Манекены здесь выглядели как античные статуи, но, как можно было ожидать, на них так же, как и на самой Изабелле, были вещи от Маккуина, Трейси и Бланика. Еще одна отсылка к британской аристократии появилась в следующем зале, где были выставлены сделанные Стивеном Майзелом большие черно-белые снимки моделей, которых открыла и которым помогла продвинуться Блоу, в том числе Стеллы Теннант.
Посетителей, снова идущих через парк и вниз по лестнице, ожидало яркое завершение выставки. Последний зал был посвящен коллекции Александра Маккуина «Голубая дама» (La Dame Bleue), в которую вошли и шляпы Филипа Трейси и которая была для обоих дизайнеров данью памяти Блоу после ее смерти в 2007 году. Изящные прозрачные пластиковые манекены с нарисованными масками были одеты в замысловатые костюмы из кожи и перьев из этой коллекции и подводили посетителей к затемненному пространству, где можно было полностью посмотреть видеозапись дефиле в звуковом сопровождении, созданном Джоном Гослингом по специальному заказу. Когда модели останавливались в конце подиума, окруженные взмахами огромных неоновых лучей, обрамлявших их выход, невозможно было не увидеть влияния Изабеллы Блоу в каждом из их костюмов.
Завершение выставки во многих отношениях напоминало возвращение из путешествия. Выставочное пространство не было организовано по хронологическому принципу, и посетители, незнакомые с местом, могли ощущать, что они разыскивают и обнаруживают спрятанные сокровища. Новаторские и иногда необычные способы презентации одежды еще больше усиливали захватывающие зрительные впечатления и чувство первооткрывателя. Кроме платья от Хусейна Чалаяна, осыпанного металлическими заклепками и выставленного в стеклянной витрине, как будто оно было найдено во время археологических раскопок, все остальные работы из выпускных коллекций дизайнеров демонстрировались на старых манекенах, предоставленных Центральным колледжем Сен-Мартинс. Коллекция Маккуина «Данте» была выставлена на манекенах с недостающими руками или ногами, что перекликалось с асимметрией одежды: у жакета была пола только с одной стороны, а у манекена, на который он был надет, только с этой стороны была нога. Раздел, посвященный Блоу и ее карьере, был заполнен причудливыми коробками на ножках и с окошками, и эти сиюминутные вещи соседствовали с ее необычными туфлями, и это сочетание ей наверняка бы понравилось. Манекены в «парке» были полностью обтянуты черным нейлоном с нарисованными губами. В «поместье» они были расписаны под камень. Большинство экспонатов было открыто, и у посетителей была возможность подойти к ним настолько близко, как если бы сама Изабелла Блоу стояла перед ними, демонстрируя свою одежду.
Выставке сопутствовали книга, опубликованная издательством Rizzoli, — с фотографиями, специально сделанными Ником Найтом, и эссе кураторов, а также увлекательное вечернее мероприятие под названием «Внутри архива: коллекция Изабеллы Блоу». Книга, носящая то же название, что и выставка, несколько отличается от большинства каталогов — так же как отличалась Блоу от большинства редакторов модных изданий. Тот, кто ожидает фотографий выставочной экспозиции или множества снимков, позволяющих рассмотреть детали, будет разочарован. Однако сказочные фотографии моделей в одежде из ее гардероба были выполнены Ником Найтом в родовом имении Блоу, Доддингтон-Холле, и с игривой небрежностью относятся к исторической значимости этих вещей. Костюмы были воссозданы так, как их носила Блоу, — если она появлялась в том или ином ансамбле на публике, это зафиксировано в указателе книги, — однако Найт использует зрительные эффекты скорее для того, чтобы донести до читателя сущность этих предметов, а не конкретные детали.
Эссе дают более яркое представление о гардеробе Блоу и о том, как она его носила. Алистер О'Нил, куратор выставки, пишет о ее шляпах, ее туфлях и ее влиянии, а его коллега Шона Маршалл рисует «Портрет Изабеллы Блоу в боевых доспехах». Кэролайн Эванс, преподаватель истории и теории моды в Центральном колледже Сен-Мартинс, размышляет о некоторых необычайно притягательных предметах из коллекции Изабеллы Блоу и ее часто беспечном и «безыскусном обращении с ними» (Evans 2013: 140). Александр Фьюри, редактор раздела моды, в заключительном эссе подробно останавливается на карьере Блоу и ее долговременном влиянии на мир моды. Каждое эссе добавляет что-то к знаниям, полученным на выставке, проникая вглубь и открывая немного больше о женщине, с которой большинство посетителей никогда бы не встретились.
Вечернее обсуждение, состоявшееся 4 февраля 2014 года в Проекционном зале Сомерсет-Хаус, представляло собой разговор специалистов, вспоминающих, как родилась идея выставки. Шона Маршалл, один из кураторов, рассказала нам, как случайная встреча с Дафной Гиннесс заставила ее в течение года изучать архив коллекции Изабеллы Блоу. Лиз Роз, специалист по обеспечению сохранности тканей, объяснила, как ей удалось сохранить коллекцию в преддверии выставки, чтобы хрупкие предметы не пострадали после фотосессии Найта и трех месяцев публичного показа. Кэролайн Эванс, преподаватель истории и теории моды в Центральном колледже Сен-Мартинс, рассказывала, как ей удалось получить доступ к коллекции, чтобы прочувствовать вещи, прежде чем писать эссе для каталога. Она обратилась к истории, которой они пропитаны, и отметила, что потертости и следы носки подобны отпечатку жизни.
В предисловии к выставочному каталогу Дафна Гиннесс говорит: «Мы собрались вместе — друзья, родственники, уважаемые коллеги и кураторы — и попытались воздать должное Изабелле». Если именно это было целью всех участвовавших в создании выставки «Изабелла Блоу: мода в изобилии!», то ее можно назвать только необыкновенно удачной. Я покинула Сомерсет-Хаус — увлекательно проведя время в Галереях Эмбанкмент, — ощущая себя просвещенной, вдохновленной и ободренной. Еще мне казалось, что меня познакомили с хорошим другом. Сложно придумать более подходящую дань памяти этой уникальной и элегантной женщины.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Evans 2013 — Evans C. Materiality, Memory and History: Adventures // The Archive' in O'Neill, A. ed. (2013) Isabella Blow: Fashion Galore! N.Y.: Rizolli, 2013.
Guinness 2010 — Why I stopped the sale // Financial Times. 2010. www. ft.com/cms/s/2/d8045e62-8560-11df-aa2e-00144feabdc0.html#axzz2y8CSRI8Y.
NPG 2010 — National Portrait Gallery, Isabella Blow by Noble and Webster.www.npg.org.uk/whatson/display/20101/isabella-blow-by-noble-and-webster.php.