Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
«Камуфляж» (Camouflage). Имперский военный музей, Лондон. 18 марта — 23 сентября 2007;
«Флотский шик» (Sailor Chic). Национальный морской музей, Лондон. 25 июля — 2 декабря 2007
К Имперскому военному музею идут через небольшой парк — мирный уголок вне шумной сумятицы машин, кружащих по огромной площади Слона и Замка. Густые кроны платанов отбрасывают тень на освещенную сентябрьским солнцем траву, и здание в классицистическом стиле кажется скорее церковью посреди кладбища без надгробий, чем музеем. Лишь гигантские пушки, установленные перед фасадом, и похожие на динозавров танки, которые возвышаются над головами входящих, внезапно напоминают посетителю, что это не просто музей, а музей, посвященный войне, и музей поистине Имперский, поэтому неявный, подсознательный намек на смерть может быть отнюдь не случайным. Политическая корректность льгот для инвалидов, обучающая роль экспозиции и выставка в память жертв Холокоста пытаются опровергнуть основное предназначение музея, и, поскольку это прежде всего музей Первой и — в еще большей степени — Второй мировой войны, подмена становится тем более очевидной: смерть, война и убийство незаметно превращаются в памятник великому британскому прошлому.
И в самом деле: одна из табличек призывает посетителей сделать добровольное пожертвование для сохранения «своей истории», а лавка торгует весьма обширным набором военно-ностальгических предметов, которые должны напоминать о продовольственных карточках, затемненных окнах и военном положении. Я вовсе не хочу отрицать, что это во многих отношениях замечательный музей, но его нельзя воспринимать без иронии.
То же можно сказать и о представленной здесь (временной) выставке камуфляжа. Она охватывает все возможные аспекты заявленной темы: маскировку военного флота, фальшивые деревья, прячущие солдат, использование приемов камуфляжа в артиллерии, бутафорские горящие дома для отвлечения врага — но первым экспонатом, который видит входящий посетитель, становится искусно выполненный двухчастный камуфляж от Yohji Yamamoto (2006) в коричневых тонах: пышная многослойная юбка и замысловатый стянутый в талии жакет с широким воротом, которые вызывают в памяти вторую половину 1940-х годов и придуманный Диором стиль New Look. То, что экспозиция включает в себя и камуфляж в моде, может само по себе показаться чем-то ироничным, но и заканчивается она так же, как начинается, образцом высокой моды — вечерним платьем без бретелей и с объемной юбкой от Jean Paul Gaultier (2000). Здесь, как и у Yamamoto, холодные, тусклые цвета лишают наряд шарма. Юбка платья Gaultier, сделанная из волокнистого, похожего на муслин тусклого материала, со все более рельефными книзу оборками, неприятно напоминает лоскутный коврик, поэтому такой дизайн вызывает чувство тревоги и дискомфорта.
Но, конечно, за последние десятилетия модельеры стали использовать камуфляж так, словно в нем было заложено нечто притягательное, одновременно с тем, как он наводнил армию. Страшная пустыня, пыль и желто-коричневые оттенки военных съемок из Ирака и Афганистана служат фоном для солдат в странных пестрых формах, напоминающих детские ползунки, далеких от сходства со строгим хаки времен Второй мировой. Даже генералы облачены в бесформенные комбинезоны вместо одежды военного фасона тех времен. Таким образом, «развенчание» одежды достигло последнего укрепления авторитета и дисциплины. Оказывается, даже самые страшные недавние войны можно сделать привлекательными. Хаки, война, секс и гламур сходятся в последней съемке Стивена Мейзела для журнала Vogue (Италия, сентябрь 2007), где полуодетые модели позируют, как , перед татуированными солдатами в иракском военном лагере.
Военное хаки на выставке относится тем не менее в основном к более раннему периоду. Накидка времен Первой мировой войны с похожим на паранджу капюшоном — в нем всего две прорези для глаз — смотрится по-настоящему зловеще. Офицерская куртка не примечательна ничем, кроме маскировочной краски на ней, — правда, местами эта краска больше напоминает пятна засохшей крови. Форма вьетнамской Национальной освободительной армии сочетает в себе серый, черный и коричневый цвета, будто узор на шкуре леопарда или беспорядочная мозаика, а родезийская футболка выглядит, как изделие фирмы Urban Outfitters. Есть даже военное снаряжение для беременных женщин, а то, что я сначала приняла за обтягивающий комбинезон 1980-х годов в стиле панк, оказалось военным водолазным костюмом с пестрым узором и черной «молнией» спереди.
Выставка демонстрирует, как камуфляж за последние сорок лет просочился в моду. В разделе «Мятеж» выставлена старая форма участника войны во Вьетнаме; по-видимому, многие бывшие военные дополнили свою форму значками и лозунгами, чтобы сделать из нее протест против войны. Точная дата не приведена, но в тех же 1960-х годах сообщество «альтернативной» молодежной культуры открыло для себя свободные брюки военного покроя и армейскую форму — в Лондоне их можно было найти в ныне (увы) прекратившем свое существование магазине Laurence Corner на Хэмпстед-роуд, торгующем излишками военного снаряжения. В начале 1970-х годов для сторонников «альтернативы»: левых партий, «борцов за свободу», феминисток, анархистов и всех революционно настроенных в целом — считалось обязательным иметь шинель из армейского, морского или военно-воздушного арсенала. Моя собственная шинель цвета хаки оказалась, как я теперь думаю, лучшим, что у меня когда-либо было из одежды, моей самой любимой вещью. Она была необыкновенно теплой, из толстой, плотной шерсти и с подкладкой из смеси шерсти и хлопка, а сшита как будто в точности на меня. Она придавала сил. Я считала, что она отлично подходит к моим непослушным, вьющимся, выкрашенным хной волосам и сапогам на высоких прямых каблуках. Что еще лучше, старшие терпеть ее не могли. Мать моей подруги выразительно прищелкивала языком всякий раз, когда я появлялась в своей шинели. Но когда я навестила маму в больнице имени короля Эдуарда VII (предназначенной для членов королевской семьи, но в которую маму положили, так как ее отец был морским офицером), то с опозданием поняла, что она крайне подавлена моим нелепым видом и что мне следовало приходить в своем самом парадном костюме (если такой, конечно, был у меня в то время).
Модельерам понадобилось не много времени, чтобы ухватиться за новую тенденцию. Уже в 1967 году Жан-Шарль де Кастельбажак, обнаружив на блошином рынке сверток защитной материи, использовал ее для создания одежды, выражающей протест против войны во Вьетнаме. В 2000 году он представил камуфляжное платье с широким радужным шарфом через плечо, своим цветом символизировавшим движение за мир. Есть еще камуфляжная куртка c логотипом британской фирмы Maharishi из переработанных материалов, с аппликацией из красных и розовых букв, образующих слова «all you need is love» («все, что тебе нужно, — это любовь»).
В 1970-е и в начале 1980-х годов благодаря панкам распространилась мода на свободные брюки военного покроя; на выставке представлена пара, которую Джо Страммер надевал, когда ездил вместе с группой The Clash в Нью-Йорк записывать альбом Combat Rock. В то время камуфляж еще сохранял отпечаток свободолюбия и оставался атрибутом городского «подполья». Он мог также использоваться как обозначение некоего парадокса.
Но к 1990-м годам мятеж превратился в мейнстрим. Камуфляж стал всего лишь одним из направлений, а его контркультурное прошлое превратилось, в лучшем случае, в достояние истории, поскольку и сам он затерялся в неразборчивой моде нового тысячелетия. В то же время камуфляж как стиль украсился фирменными знаками и, вместо того чтобы «скрывать, вводить в заблуждение, искажать», как утверждается на выставке, он «рекламирует». Завершает экспозицию ряд фотографий, изображающих студентов в разного рода камуфляжной одежде. Теперь это просто одна из «возможностей». Одновременно камуфляж теряет свою значимость и в военном деле, так как с открытием тепловидения стали применяться новые способы обнаружения прячущихся людей.
Два параллельно развертывающихся визуальных ряда показывают солдат в защитной форме и выход камуфляжа на подиум. Отсутствие информации об источниках снимков с модных показов вызывает раздражение, и применение камуфляжа в моде затронуто лишь поверхностно. Незаметен также интерес организаторов выставки к более широко понятому взаимодействию моды и войны (впрочем, это понятно, поскольку в центре внимания здесь камуфляж).
Напротив, Эми Миллер, куратор выставки «Флотский шик», приютившейся в уголке ошеломляющего своим великолепием барочного здания Гринвичского морского музея, демонстрирует более тонкое понимание связи между военной формой (в данном случае — морской) и модой. В небольшом выставочном каталоге анализируются двойственные отношения военной формы и мятежных настроений: образ моряка особенно важен для морской державы, какой является Великобритания, он предполагает «дисциплину, порядок, отвагу и верность, но также и свободу духа, независимость и бунт».
Оказывается, традиция морского стиля в гражданской одежде восходит к семье королевы Виктории: сначала в морские костюмы одевали детей. С увеличением числа прибрежных курортов и растущей убежденностью в пользе физических упражнений и движения морские элементы стали использоваться в дизайне женских купальных костюмов, а в 1920-х годах Коко Шанель полюбила полосатые брюки-мателоты и брюки клеш, которые носили средиземноморские и русские моряки; она использовала их для создания модного андрогинного образа, воплощавшего свободу и независимость женщины. Однако спортивный морской стиль мог быть и по-городскому элегантным: четкий силуэт «морского» блейзера, белые плиссированные юбки и полосы на вороте казались таким прославленным модельерам, как Ив Сен-Лоран, наиболее удачным решением для весны.
Образ моряка стал знаком бунта в поп-культуре. В 1970-е годы глэм- рок использовал его андрогинную природу и гомоэротический аспект. Моряк предстает мужественным и грубым, но в то же время открытым соблазну секса с мужчинами. В 1990-е Жан-Поль Готье перенес этот сексуально двусмысленный образ в сферу высокой моды и подкрепил его своей идеей дизайна для флакона духов Le Male в виде торса моряка. Выставка «Флотский шик» позволяет проследить, как мода военных лет меняется, подобно хамелеону, под влиянием различных военных стилей и направлений. В 1914 году Марсель Пруст отмечал, что с началом Первой мировой войны женские моды отражали новую действительность: «Головы молодых женщин, украшали высокие цилиндры тюрбанов. они все были облачены. в прямые египетские туники, строгие, весьма «военнообразные», ниспадавшие на короткие юбки, еще у них на ногах были сандалии из узких ремешков. как у наших дорогих солдат. на них были перстни и браслеты, сделанные из осколков снарядов семьдесят пятого калибра.» (Пруст 2007: 40).
Моды времен Второй мировой войны основывались в равной мере как на эстетике форменной одежды, так и на ее бисексуальной привлекательности. В 2005 году во время торжественного приема в честь выхода романа Сары Уотерс «Ночной дозор» (действие которого происходит во время Второй мировой войны), состоявшегося в Музее-бункере Черчилля в Уайтхолле, все гости были одеты в соответствии с нормами той эпохи: дружинницы Земледельческой армии, офицеры Военно-воздушных сил Великобритании, женская вспомогательная служба ВВС, красотки, британские ополченцы. И удивительно, насколько более сексуально каждый из них выглядел в военной форме. Есть в этой одежде и ее связи со сдержанностью и дисциплиной нечто, заставляющее эротику просочиться в щель между внешним единообразием и непослушной индивидуальностью.
И хотя обе выставки наглядно показали двусмысленность этих двух видов военной формы и их способность выражать одновременно подчинение и бунт, ни одна из них в достаточной мере не отразила неоднозначной или запретной эротичности форменной одежды и смутной связи, существующей между обаянием моды и обаянием войны.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Пруст 2007 — Пруст М. Обретенное время. СПб.: Амфора, 2007.