Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Tony di Corcia. Valentino. Ritratto a Dili voci dell'iiltimo imperatore della moda.Lindau, Torino, 2013. 300 pp.
Итальянский журналист Тони ди Корча, автор биографии Джанни Версаче и книги об истории марки Burberry, на сей раз предлагает читателю историю Валентино Гаравани, «последнего императора моды», в виде «многоголосого портрета» великого итальянского кутюрье. Она состоит из интервью с людьми, хорошо его знающими: бывшими коллегами, журналистами, менеджером Маттео Мардзотто и сегодняшними дизайнерами дома Valentino, Марией Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли.
Оригинальная форма книги включает также своего рода «энциклопедию»: «Валентино — кутюрье от А до Я», где под каждой буквой есть очень интересные главы о его личной жизни и творческой работе, а также о моде последних десятилетий.
Название, «Последний император моды», намеренно напоминает название документального фильма «Валентино. Последний император» (Valentino. The Last Emperor, 2008) американского режиссера Мэтта Тирнауэра: беседа с ним и открывает книгу:
«Почему Валентино назвали „Последним императором"?
М.Т.: Валентино — это человек, живущий погруженным в свою собственную славу уже свыше полувека. Мне не приходит в голову никто другой, с кем бы можно было его сравнить. Может быть, с Лиз Тэйлор, но она много раз исчезала и возвращалась, в то время как Валентино сцену никогда не покидал. Такого масштаба слава, такая невероятная фортуна заслоняет понятие о реальной жизни, и Валентино как раз полностью оторван от реального мира. Вокруг него движется „свита", которая его защищает и делает недоступным, а его партнер Джанкарло Джамметти отгораживает его от окружающего мира, чтобы он мог жить в глубоком спокойствии. Это человек (Валентино) очень следящий за своей внешностью, всегда безукоризненной: ни одного волоса не на месте, всегда безупречно одет. Это звезда кинематографа: в сущности, он постоянно должен играть собственную роль. Он живет как королева Елизавета.
Когда я думаю про Валентино, я вижу в нем юношу и я верю, что именно в этом заключается секрет его долгой карьеры. Подросток из провинциального городка Вогера, исключительно талантливый, способный всегда идти вперед, без страха и неуверенности, хотя я думаю, что ему эти чувства не чужды. Но зато он обладает исключительной силой воли — даром, который позволил ему завоевать успех, славу, фортуну, восхищение. За внешностью известной личности я чувствую в нем некоторую мягкость и невинность, что и позволяет ему оставаться простым, типично итальянским юношей» (с. 22-23).
Валентино живет как император: его доходы позволили приобрести дома в Лондоне, Риме, Нью-Йорке, шале в швейцарском Гштааде и даже замок Видвиль в 50 километрах от Парижа (императору ведь положено жить в замке!), построенный в 1580-1584 годах и переделанный затем в стиле Людовика XIII. На протяжении трех веков в нем обитали герцоги, герцогини и маркизы, до 1995 года, когда замок был приобретен последним императором моды. Здесь Валентино устраивает самые роскошные банкеты, например по случаю присуждения ему звания кавалера ордена Почетного легиона 6 июля 2006 года, заснятый в упомянутом фильме.
«Сладкая жизнь» Валентино
Одной из характерных особенностей Валентино как персонажа, безусловно, является его стиль жизни, по роскоши и эксклюзивности равный его стилю в моде.
Свою жизнь Валентино проводит в одном из шести домов, разбросанных в разных концах мира и соперничающих между собой роскошью и совершенством. Путешествует Валентино на личном самолете, где места занимают в первую очередь его любимые мопсы. Валентино содержит сорок человек обслуживающего персонала, возглавляемого мажордомом Майклом Келли, задачей которого является обеспечивать максимальный комфорт и удовлетворять любые запросы кутюрье. Даже Джанни Аньелли, хозяин автомобильных заводов FIAT, говорил: «Он живет в такой безграничной роскоши, что мне даже стыдно!» (с. 221). В 1970-х годах, когда Италия находилась под угрозой террористов «Красных бригад», Валентино ездил по Риму в бронированном красном «мерседесе».
Чтобы понять, откуда пришел этот стиль, необходимо вспомнить «сладкую жизнь» Рима, так хорошо представленную в одноименном фильме Федерико Феллини, и клиентуру кутюрье, с самого начала состоявшую исключительно из международной аристократии и голливудских звезд, снимавшихся в 1950-1960-х годах в «Голливуде на Тибре», как тогда называли римские киностудии. В те времена высокая мода решительно ориентировалась на аристократию, и знатными были не только заказчицы, но и некоторые римские кутюрье: графиня Симонетта, княжна Ирина Галицына, или маркиз Эмилио Пуччи во Флоренции. Могу привести пример из собственного опыта о господствовавшем тогда снобизме: моей первой работой в Риме было сотрудничество с пресс-офисом итальянской Палаты моды, что дало мне возможность неоднократно бывать и в доме моды Валентино, и присутствовать на его показах в конце 1960-х годов. Даже дама, которая просто открывала дверь ателье, имела дворянский титул, не говоря уже о пиарщицах.
«В тот исторический период сидение в первом ряду на показах великих кутюрье стало свидетельством общественного престижа, и Валентино становился в Италии тем, кем Сен-Лоран был во Франции» (с. 39). «Валентино никогда не стремился одевать так называемых персонажей jet-set. Он всегда обращался к королям и королевам. Те, с кем он дружит, это подтверждают: г-жа Розарио, принцесса Болгарии, Мадлен, принцесса Швеции. Представительницы высшего общества выглядят броско, более вульгарно, ярко: это такая слава, которая может улетучиться в любой момент. Валентино никогда не интересовали последние „звездочки"» (с. 40).
В главе «Королевы» автор пишет:
«С самого начала карьеры Валентино был избранным кутюрье коронованных особ. Это предпочтение со стороны императриц, королев, принцесс придало его моде и самому персонажу несравнимый оттенок элитарности, аристократичности. Причины такого предпочтения разные.
Во-первых, это заключается в грации, совершенстве и элегантности, присущих произведениям Валентино. Когда они обращаются к дому высокой моды, эти дамы несут на себе груз обязанностей, ролей и забот, которые исключают какие-либо излишества и экстравагантность. Они доверяют кутюрье собственный имидж. Заказываемые наряды предназначены главным образом для официальных оказий, где по протоколу необходимо соблюдать как можно большую сдержанность, с очень ограниченными исключениями: королевскими браками, коронациями, похоронами важных личностей — ни в одном из таких случаев не должно быть риска подвергнуться критике из-за выбранного цвета или длины юбки. Поэтому туалеты от-кутюр, показанные на подиумах, выглядят на фотографиях знати „очищенными", облегченными, упрощенными, почти неузнаваемыми.
Кроме того, Валентино, благодаря своим изысканным манерам, стилю жизни и личному престижу, воспринимается как „свой", как тоже „коронованный" персонаж, равный по рангу, отношения с которым становятся не просто профессиональными, а переходят в дружбу и взаимное уважение» (с. 256-257).
Последним примером была принцесса Швеции Мадлен, для которой Валентино создал подвенечное платье со шлейфом длиной четыре метра. Валентино и его партнер Джамметти были среди 500 приглашенных на королевскую свадьбу и чувствовали себя абсолютно на своем месте среди коронованной знати Европы.
В одном интервью 1960-х годов принцесса Марелла Аньелли так говорила о стиле своего друга — кутюрье Валентино: «Бывают два типа дизайнеров: те, которые рисуют платье, как будто это предмет искусства, и те, которые, как Валентино, создают модели, думая о женщине и стараясь сделать ее как можно более красивой» (с. 229).
В 1990-х годах Валентино познакомился с принцессой Болгарии Розарио, которая с тех пор стала его воплощением идеальной женщины: преподаватель истории искусств, высокоаристократического происхождения, мать троих детей; осанка естественная, современная, аристократическая. «Своей сдержанностью и умеренными жестами она царит над шумными телевизионными дивами и неподвижными из-за пластических операций аристократками».
Второй идеал Валентино: «Королева Елизавета, уникальная и единственная» (с. 258).
По словам художника Куирино Конте, «Валентино никогда не был новатором: он консерватор в самом конструктивном смысле этого слова: величайший декоратор и неисчерпаемый источник красоты. Он живет не тем, что экспериментирует, а тем, что может быть усовершенствовано. Его можно сравнить с Бернини» (с. 48).
Журналистка Джузи Ферре рассказывает в книге о том, почему Валентино с 1989 года стал показывать свои коллекции в Париже: «Валентино был свидетелем мифической эпохи, ателье принцесс, королев, в то время как в Милане была индустрия (прет-а-порте). Показы коллекций Валентино в Париже ознаменовали конец римской высокой моды» (с. 75).
Почему Валентино называют «последним императором моды»?
В 2007 году Валентино отмечает 45-летие деятельности грандиозной выставкой, показом и трехдневными (с 6 по 8 июля) празднованиями, заснятыми в фильме Тирнауэра, а 4 сентября объявляет об уходе с модных подмостков. Свою последнюю коллекцию от-кутюр он показал в Париже 23 января 2008 года, завершив карьеру кутюрье под долгие и бурные аплодисменты избранной публики, которая приветствовала его стоя.
Валентино покинул сцену в момент своего наивысшего триумфа, отмеченного самыми грандиозными и дорогостоящими (речь идет о сумме свыше 20 миллионов долларов) празднествами. В своем коммюнике в сентябре 2007 года Валентино заявил: «Это оптимальный момент, чтобы распрощаться с миром моды. Мне нравится фраза англичан: „Лучше уходить с праздника, когда еще полно народу". Мне посчастливилось, потому что удалось превратить мою юношескую страсть в работу, которая принесла мне столько радости и успеха, и потому что удалось остаться верным моему стилю, несмотря на большие изменения, произошедшие в моде» (с. 153).
«Валентино завершил великую и грандиозную эпоху от-кутюр, и начиная с этого момента модой будут управлять цифры, бизнес, финансовые стратегии. Потеряют свое значение вдохновение, способность претворить в форму желания покупателей всего мира, привлекательность личности самого дизайнера.
Уход Валентино со сцены завершает период, начавшийся более десяти лет назад убийством Джанни Версаче. После него мы потеряли других основоположников итальянского прет-а-порте, таких как Лючано Сопрани и Никола Труссарди. Незадолго до празднования 45-летия дома Валентино неожиданно скончался Джанфранко Ферре, итальянец, которому удалось возродить один из высших примеров французского от-кутюр — дом Christian Dior. В 2008 году скончался другой легендарный творец, Ив Сен-Лоран» (с. 154).
Сектор моды подвергся коренным изменениям, и было ясно, что все уже по-новому, что исключительно счастливый период завершен.
Изменения, которые произошли с самим домом Valentino за последние годы, точно отражают общую картину производства и рынка моды: необходимость выпускать не менее четырех коллекций в год и уделять большую долю продукции аксессуарам. «Все это требует большой работы, а Валентино точно не был трудоголиком. Кроме того, он был занят игрой собственного персонажа: собственный корабль, замок во Франции, каникулы в Гштааде, тысячи поездок, путешествий по всему миру. Все это отрывало его от работы на многие недели в году. Он не из тех, кто бывает на работе с семи утра и до девяти вечера»,—рассказывает в книге Маттео Мардзотто (с. 120), бывший в течение около пяти лет генеральным директором и президентом бренда, после того как в 2002 году дом Валентино, находясь на грани банкротства, был продан группе Marzotto, вложившей в него сразу свыше 230 миллионов евро, благодаря чему с 2004 года дело опять начало приносить прибыль.
Итак, в течение одного десятилетия изменился мир моды. «Самое главное, что изменился рынок моды, — продолжает Маттео Мардзотто. — Ведущий рынок — это уже не Запад, то есть Европа и Америка, где примерно 400 миллионов людей желают роскоши, а Восток. За эти десять лет люксовый рынок превратился в конкретную экономическую категорию и создал потенциальное число потребителей по крайней мере в полтора миллиарда людей. .Россия стала одним из основных покупателей. Китай — сначала побережье, а затем постепенно и континентальная часть — стал местом крупных сделок. Япония опять представляет солидный рынок предметов роскоши. Сектор люкса очень вырос и в Америке за последние десять лет. Сегодня открытие бутика в Париже имеет совсем другой смысл, нежели раньше, потому что он служит для привлечения внимания новых рынков. Значение моды не приуменьшилось: она просто меньше зависит от Старого света и очень сильно зависит от этих новых рынков. Уже нет больше дам, одетых с ног до головы в одну и ту же марку, а это сознательные и осведомленные потребительницы, прекрасно знакомые с тенденциями. В 1980-х годах дома моды были главным образом небольшими, с ограниченной дистрибуцией, в то время как в 2000-х, благодаря французам, начался процесс агрегации марок, контроля за дистрибуцией, открывания крупных фирменных магазинов, массивных капиталовложений. Я не думаю, что мода стала менее интересной, она просто стала глобальной. Эпицентр переместился: на улицах люкса — таких всего около пятнадцати в мире — зарабатывают мало с точки зрения экономической, но много с точки зрения имиджа, что способствует дистрибуции в других странах. Но сейчас опять все изменяется. Что мы имеем в виду, когда речь идет о люксе: категорию экономики, то есть марки, котируемые на бирже, или продукцию в истинном смысле люксовую? Настоящий люкс — это эксклюзивный предмет, редкий, персонализированный, продаваемый в очень немногих местах в мире, или это продукт фирмы, зарабатывающей миллиарды благодаря чрезвычайно широкой дистрибуции? Это вопросы сложные и требующие внимательного осмысления, которые крупные глобальные бренды не должны игнорировать и должны учитывать в будущем. Я понимаю, что надо расти, но считаю также, что необходимо сохранять эксклюзивность бренда», — заключает Маттео Мардзотто (с. 125, 126).
Что же представлял из себя мир дома Валентино?
Адриана Мулассано, авторитетная журналистка моды прошлых лет, рассказывает: «Валентино, человек исключительно приятный, всегда чувствовал себя непринужденно в высшем обществе. У него работали женщины-красавицы, знатные и с важными международными связями. Благодаря своим домам в Риме, на Капри, в Париже у него был обычай принимать грандиозно. Он всегда хорошо говорил на французском и английском, но, главное, он всегда творил платья, любимые женщинами: элегантные, женственные, идущие к лицу. Поэтому женщины, игравшие важную роль в обществе, были клиентками Валентино». Знаменитые личности прошлого, такие как Джеки Кеннеди Онассис, Одри Хепберн, Лиз Тэйлор, одевались почти исключительно у Валентино на протяжении многих лет. «Платья шикарные, легко носимые и, главное, мало „модные". Такие иконы стиля, как Джеки Кеннеди и Одри Хепберн, никогда бы не оделись как сэндвичи-рекламы фирмы, и он точно следовал их стилю, не допуская превалирования собственной марки» (с. 55).
Какое впечатление остается от стиля Валентино?
На этот вопрос отвечает журналистка Джузи Ферре: «Валентино у меня связан с грациозной одеждой, что бывает редко. Все, к чему он прикасался, было отмечено этой грациозностью. Есть что-то очень тонкое в его пропорциях и линиях. Иногда чувствовалось что-то от Боттичелли, благодаря этому ощущению легкости, которое особенно хорошо выражалось в вечерних туалетах. Он знал точно, что женщинам нужно в вечернем платье».
На вопрос автора книги, что останется от Валентино спустя сто лет, Джузи Ферре отвечает: «Если смотреть сегодняшним взглядом, Вален- тино представляет тот период римской высокой моды, которого уже не существует. Когда праздновали 45-летие марки, я взяла интервью у некоторых сотрудниц ателье, отметив, что заказчиц высокой моды остается много, на что одна ответила: „Да, но они не нравятся г-ну Валентино". В том смысле, что если русская — это Даша Жукова, то хорошо, но богатых русских он не хочет даже видеть, потому что они невежды, которых нужно всему учить: какой покупать бюстгальтер, как носить платье, а он этого не терпит. Это не его мир. Так что кутюрье остается верным изящным дамам, Риму 1960-х годов, грации, оптимизму и красоте страны, которая начинала свободно дышать. Остаются вечерние платья. в ателье Палаццо Миньятелли были показаны платья из шифона с такими мелкими и легкими плиссировками, на каждое из которых потребовалось почти по сто метров ткани, такое платье казалось колонной.
В 1960-х и 1970-х годах он был абсолютно современным. Потом, разумеется, найденная форма кристаллизуется, невозможно оставаться начинателем всю жизнь. Сен-Лоран тоже вначале был революционным, а потом, в 1980-х, стал почти реакционным. Валентино вступил в моду таким легким шагом и своими платьями передал желание быть молодым в те годы» (с. 82-83).
«Валентино — бренд, который смотрит в будущее»
В фильме «Валентино. Последний император» кутюрье пророчит: «После меня хоть потоп». Но на самом деле сегодняшние дизайнеры, омолодив имидж бренда, принесли ему новый успех и финансовое преуспевание. Мариа Грация и Пьерпаоло в жизни не пара, у каждого своя семья и дети. Живут они отнюдь не гламурно, Пьерпаоло ездит на работу из пригорода Рима на поезде. Когда они пришли в Valentino из Fendi, где они были дизайнерами аксессуаров, им поручили не только аксессуары, но и все коллекции марки. Поэтому они тщательно изучили архивы дома и постарались сохранить его изысканный дух.
Согласно Пьерпаоло Пиччоли, «сегодня совсем другой момент истории. В 1960-х годах мода состояла из платьев и коммуникация строилась вокруг них. Сегодня границы между модой и коммуникацией стали лабильными, когда создаешь моду, одновременно нужна коммуникация о том, что она означает; платья становятся выражением истории, которую хотим рассказать. Дизайнер — хозяин собственной марки, он обладал свободой и возможностью ошибаться, которые сегодня мы себе позволить не можем. Количество выпускаемых в год коллекций невероятно возросло, и уже не остается времени покоиться на лаврах» (с. 129).
«Нашей задачей вначале было создавать аксессуары, которые имеют самостоятельный смысл, а не просто дополняют коллекции Валентино. За последние двадцать лет центральными в моде стали аксессуары, от рюкзачка Prada до сумки „багет" у Fendi» (с. 134). Их женские сумки и обувь с металлическими заклепками последних коллекций марки Valentino стали иконными моделями, повсюду копируемыми, а коллекции одежды — по новому изысканными. А самое интересное, что вещи Valentino стали продавать в самых модных бутиках. Пришло новое поколение любителей марки, и по тому, как Валентино и его партнер Джанкарло Джамметти сердечно приветствуют дизайнеров по окончании показов, видно, что им результаты нравятся.
Сам Валентино стал успешно заниматься театральными костюмами.