Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Дорогие читатели,
перед вами 33-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
В разделе «Одежда» мы собрали статьи, авторы которых с разных сторон анализируют конструкции женственности, причем используя для этого самые разные источники. Инна Осиновская в работе «Поэтика сказки: прялки, пряжа, пряхи» привлекает к анализу самые разные сказки, в которых фигурирует мотив изготовления «материи» — ткани, обращая наше внимание на то, что «если изготовление башмаков и портняжное дело всегда закреплены в сказках за мужскими персонажами, то прядение, конечно, метафора женственности», и подчеркивая, что мотивы и атрибуты прядения почти всегда несут в себе негативные смыслы: «Если в повествовании появляются пряхи, прялки, прядение, кудели, веретена, иглы, то, как говорится, — жди беды. А женское начало в связи с прядением приобретает зловещие значения». В свою очередь, Ольга Вайнштейн обращается к современным источникам, буквально у нас на глазах фиксирующим изменение ранее сложившихся телесных границ и расширение нормативных представлений о модной телесности и, как следствие, оформление нового телесного канона (см. статью О. Вайнштейн «Метаморфозы модного тела: города и блоги»). В центре внимания австралийской исследовательницы Пруденс Блэк оказались ставшие в XX веке иконами женственности и «первыми лицами» авиакомпаний стюардессы: «Этот статусный образ начали ковать с самых первых дней, которые сегодня то и дело называют „золотым веком" авиации, и униформа сыграла ключевую роль в этом процессе, постепенно трансформируясь, утрачивая милитаризованные и приобретая гламурные черты» (см. статью П. Блэк «Линии воздушного сообщения: униформа бортпроводниц»).
Раздел «Тело» посвящен спорту. В своей статье «„Театр коллективного энтузиазма": Мейерхольд, Подвойский и рождение жанра физкультпарадов» Ирина Сироткина обращается к истории физкультпарадов, которые в 1920-1930-е годы сделались «одной из популярных разновидностей массовых зрелищ». В статье Наталии Лебиной «Спортивность — модный тренд эпохи десталинизации» освещены мало изученные вопросы демократизации и демилитаризации любительского спорта в СССР после смерти Сталина. Автор, используя традиционные исторические источники, а также литературные тексты 1960-х годов, рассматривает превращение физических упражнений, являвшихся в сталинском обществе средством формирования коммунальных тел и гражданской обязанностью, в досуговые практики и особый модный стиль поведения личности.
В разделе «Культура» мы «выходим» в город: статьи, вошедшие в блок, рассматривают самые разные сценарии и формы поведения горожан, передвигающихся в городском пространстве.
В рубрику «Практика моды» вошла статья Анны Тихомировой «От трэша к тренду», в которой автор на примере Германии 2010-х годов рассматривает ставшую чрезвычайно актуальной на сегодняшний день во всем мире культуру так называемого «апсайклинга», иными словами, вторичного использования вещей, которые, вместо того чтобы быть выброшенными, превращаются в модные дизайнерские находки, востребованные «новыми потребителями».
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала
«Теория моды: одежда, тело, культура»