Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Ольга Вайнштейн — д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ. Член редколлегий журналов International Fashion Studies; Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture; Critical Studies in Men's Fashion; «Теория моды: одежда, тело, культура». Автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» (НЛО, 2005, 2006, 2012).
Статья написана при поддержке Программы стратегического развития РГГУ, проект 2.2.1
На наших глазах происходит оформление нового телесного канона в моде. Этот процесс во многом совершается под влиянием новых технологий. Мы рассмотрим спектр вопросов, связанных прежде всего с репрезентациями виртуального тела. В этой системе происходит изменение ранее сложившихся телесных границ и привычных условных правил. Новые медиа (Интернет, блоги о моде и красоте) способствуют расширению нормативных представлений о телесности. Особенно любопытно проанализировать взаимодействие тела с мобильными телефонами, компьютерами и планшетами и возникающие в последнее время на этой волне новые жанры репрезентации — например, selfies — современные любительские фотографии-автопортреты.
Нас будет интересовать, конечно, в первую очередь отклик на эти процессы в современной моде. Обычно мода непосредственно и быстро реагирует на изменения в способах репрезентации тела — в фотографии, в рекламе и в новых медиа — прежде всего в Интернете и в блогосфере. В этой с татье мы выделим три сферы, в которых влияние новой поэтики репрезентации тела наиболее очевидно. Речь пойдет об уличной моде, о феномене активного потребителя и о специфике блогов о моде и красоте. В заключение будет рассмотрено в качестве отдельного примера творчество британского дизайнера Шелли Фокс.
Ракурсы уличной моды
Для начала обратимся к поэтике уличной моды. Благодаря процессу глобализации съемки уличной моды в отдельных городах сейчас становятся доступными всей аудитории Интернета. Наиболее представительные международные сайты по уличной моде — Coolhunter (www.thecoolhunter.net), Facehunter (www.facehunter.org) Айвана Родика и Sartorialist (www.thesartorialist.com) Скотта Шумана.
На снимках уличной моды реализуется новая модель телесности: акцент перенесен с тела на стиль. Одежда, обувь, аксессуары, прическа, поза — это знаки принадлежности к субкультуре или индивидуальное модное высказывание (fashion statement).
Улица и раньше служила декорацией для модных съемок, но только сейчас благодаря модным блогам фотография уличной моды оформилась как отдельный феномен со своей эстетикой. Вначале в уличных съемках все еще доминировала постановочная эстетская фотография, где улица выступала просто как повседневный фон. Или, допустим, известный фотограф Ричард Аведон фиксирует момент экстравагантного движения — прыжок женщины через лужу — явно любуясь своими героинями. На снимках Нормана Паркинсона можно видеть профессиональных манекенщиц, позирующих на фоне городских пейзажей. И только в урбанистической серии Манхэттен Дэвида Бейли мы видим его любимую модель Джин Шримптон в непринужденной позе, причем ее одежда выдержана в повседневном стиле casual chic. По ряду признаков в этом снимке чувствуется, что он ближе по поэтике к современной фотографии уличной моды. Как же определить эти признаки? Попробуем вкратце обрисовать их:
1. Тело часто бывает скрыто под слоями одежды. Философия многослойной одежды (layered look) снимает проблему «хорошей фигуры». Абрис тела в данной системе не является источником знаковой информации, если только речь не идет о тату или пирсинге. Люди не боятся быть самими собой. Закутанность тела, многослойность подразумевает акцент на стиль, на первый план выходит искусство mix and match — «смешивай и сочетай». Соответственно, худое тело перестает быть модным императивом и границы нормативности резко расширяются.
2. Нередко в уличной съемке фотография делается со спины. Лицо не важно, поскольку это снимок подчеркнуто на ходу. На нем стирается индивидуальность пешехода и на первом плане оказывается спина. Так подчеркивается анонимность человека толпы, самое главное — стиль и динамика, кадр схватывает спонтанность движения, никакой постановочности. Для нынешних фотографий уличной моды характерна ставка на реализм и сиюминутность, без эстетизма и постановочных эффектов (если вспомнить по контрасту снимки Ричарда Аведона и Нормана Паркинсона).
3. Героем может стать любой человек, причем наибольшим почетом пользуются ранее маргинальные категории. Так происходит восстановление «справедливости» — например, в Sartorialist много фотографий пожилых женщин, представителей национальных меньшинств. Так реализуется идея демократичности уличной моды, ведь ее героем может стать любой человек и прокомментировать его наряд тоже может любой участник блога.
4. В блогах по уличной моде налицо особая интерактивность: интересные фото получают максимум откликов и по количеству комментариев можно сразу судить о популярности того или иного снимка. Так, к фотографии пожилой барселонской дамы было дано 150 комментариев. Порой по количеству комментов можно судить о возникающем тренде.
Впервые подобная поэтика снимков была заявлена на страницах журнала i-D. Этот британский журнал, посвященный музыке и моде, начал выходить в 1980 году. Его основатель — Терри Джоунс, ранее работавший в Vogue, разработал особый новаторский для того времени стиль снимков, когда фигура дается в полный рост на фоне улицы, в кадре допускается небрежность, а в снимке впоследствии исключается ретушь. Поэтика подобной фотографии подразумевает снимки «на лету», в движении. В этом стиле для журнала i-Dработали такие именитые мастера, как Ник Найт, Юрген Теллер, Эллен фон Унверт.
Таким образом, благодаря особой поэтике фотографий уличной моды происходит мягкий подрыв гламурного телесного канона, предполагавшего акцент на совершенном теле. На первый план выходят альтернативные тренды красоты, для которых уличная мода служит идеальной экспериментальной площадкой (см. подробнее: Вудворд 2013). В целом уличная мода (и блоги, с ней связанные) гораздо более демократична, чем гламурные телесные каноны. Она допускает большее разнообразие и лиц, и фигур и вариативность по возрастному, гендерному, национальному признакам. Это как раз и есть мульти- культурализм в действии. И оптимальная атмосфера для него — космополитический мегаполис, в котором на равных представлены все этнические типы. Образы уличной моды разных городов можно посмотреть и сравнить на «сборных» сайтах, как, например, streetpeeper.com. Более того, можно отметить, что такие чуткие к веяниям времени глянцевые издания и соответствующие сайты, как, к примеру, Harper's Bazaar, начинают включать специальные разделы, посвященные уличной моде (www.harpersbazaar.com/fashion/street-style).
Лондонские игры
На фоне других столиц особенно выделяется в плане уличной моды Лондон. Еще в послевоенное время столица Великобритании приобрела репутацию главного центра молодежной моды, и с тех пор на городской «сцене» отрабатываются всевозможные варианты альтернативных стилей, начиная с эдвардианских пиджачков тедди-бойз, мини-юбок Мэри Квант, экспрессивных панковских прикидов. В Интернете немало блогов, посвященных исключительно лондонской городской моде (например, londonstreetstyle.com), причем они включают в себя разделы не только об одежде, но и об уличных граффити.
Основной девиз лондонского стиля — mix and match, что подразумевает программное смешение дорогих и дешевых вещей, винтажа и современной модной одежды. Тонкое искусство грамотного сочетания разных стилей во многом связано с космополитической атмосферой британской столицы, функционирующей как «плавильный котел» для иммигрантов из разных стран. Неудивительно, что именно на лондонских улицах и в молодежных клубах дизайнеры находят источники вдохновения для новых коллекций. Особого внимания, как правило, удостаиваются городские рынки — Кэмден Таун, Петти Коут Лейн, а также богемный район Ноттинг-Хилл, где раз в году проходит роскошный карнавал. Не секрет, что именно там часто можно видеть известных модельеров: так, сэр Пол Смит любит прогуливаться как раз в районе Ноттинг-Хилл, где расположен его фирменный магазин.
Из уличных рынков особенно знаменит Кэмден Таун — мекка молодежной моды, здесь обширный выбор одежды в стиле «неопанк», «милитари» и «хиппи шик», много магазинов клубно-дискотечных прикидов.
Район Бриклейн и Спиталфилдс, заселенный в основном иммигрантами, издавна считался индустриальной окраиной и имел весьма дурную репутацию, однако в последнее время там стали появляться дизайнерские мастерские, авангардные магазины, молодежные кафе и клубы. Незаметным образом поход на рынок Спиталфилдс, где продаются по сходным ценам вещи начинающих дизайнеров, стал любимым воскресным маршрутом для фанатов уличной моды. Нередко съемки уличной моды последних лет разворачиваются именно в этом районе.
Несколько лет назад в лондонском городском музее была организована выставка «Лондонский стиль» (London Look). Кураторы выставки — Кристофер Бруард, Кэролайн Эванс и Эдвина Эрман — постарались выявить своеобразие лондонского стиля, анализируя как историю, так и современное состояние столичной моды (Breward et al. 2004). Ключевая концепция выставки — стихийная оригинальность лондонского уличного стиля как источник авангардной моды: нередко именно на лондонских улицах и в молодежных клубах дизайнеры находят источники вдохновения для новых коллекций.
На снимках уличной моды город, как правило, предстает не с парадной стороны, предъявляя свои знаковые достопримечательности (скажем, эмблематику Эйфелевой башни), а скорее оборачивается обыденной стороной. Съемки происходят на обычных улицах и часто, даже наоборот, выбираются места в стиле гранж — грязные улочки, нарочито ободранные кирпичные стены, развалины, потрескавшиеся дома, то есть город представлен далеко не гламурным образом. Зачастую он и вовсе неузнаваем, что, вероятно, должно свидетельствовать о растущей глобализации — и если продолжить метафору единого глобального города — о едином виртуальном городе — Интернете, объединяющем своих граждан через социальные сети. И эти граждане порой ведут себя очень активно.
Сопротивление потребителей
В последнее время можно отметить такую новую тенденцию, как сознательное сопротивление потребителей, которые организуют критический контроль за действиями рекламодателей. Бренды, конечно, не могут не реагировать на мнение потребителей. Они сами проводят опросы, создают тест-группы, это помогает их деятельности. Но порой потребители сами берут инициативу в свои руки и протестуют, как, к примеру, активисты-экологи против тестирования на животных или использования токсичных компонентов в косметике. Активность потребителей порой приводит к впечатляющим результатам. Так, фирме L'Oreal недавно пришлось снять рекламу с Джулией Робертс из-за «чрезмерного использования фотошопа на территории Великобритании».
Британский Комитет по рекламным стандартам (ASA)1 принял такое решение после жалоб депутата парламента Джо Суинсон, одной из основательниц «Кампании за уверенность в своем теле», направленной на борьбу с отретушированной рекламой. В июле 2011 года Джо Суинсон выступила с протестом на слушаниях и заявила, что реклама косметических средств брендов Maybelline и Lancome, принадлежащих L'Oreal, представляет нереалистичную картину и сбивает многих женщин с толку. Суинсон также добавила, что и Джулия Робертс, и Кристи Тарлингтон красивы от природы и потому их лица не нуждаются в компьютерной обработке.
В итоге компания L'Oreal признала, что фотографии моделей были отретушированы с помощью компьютерных технологий, но заявила, что это было необходимо, чтобы продемонстрировать действие «противовозрастной» группы косметических средств. В частности, на снимке Кристи Тарлингтон была осветлена кожа лица, поправлены погрешности макияжа, убраны тени под глазами, разглажены складки на губах и придан более темный оттенок бровям.
Соответственно, Комитет по рекламным стандартам решил, что постеры с Робертс и Тарлингтон сделаны с чрезмерным использованием фотошопа и потому могут ввести покупателей в заблуждение по поводу возможного эффекта от использования косметики L'Oreal. Отметим, что Комитет по рекламным стандартам выпустил в апреле 2011 года специальное руководство для рекламщиков по нормам компьютерной обработки изображений. Комитет заявил, что кампания нарушает рекламные стандарты и должна быть приостановлена. Интересно, что при разбирательстве Lancome и Maybelline не предоставили изначальные снимки Робертс и Тарлингтон, сделанные до применения фотошопа, ссылаясь на условия контракта и соглашение о приватности. Они имели основания бояться — ведь в 2011 году в сети были выложены сравнительные снимки, убийственные для Джулии Робертс. В результате Британский Комитет по рекламным стандартам запретил рекламную кампанию косметической фирмы L'Oreal с Джулией Робертс и супермоделью Кристи Тарлингтон, обвинив L'Oreal в слишком активном использовании фотошопа.
Аналогичным образом в 2007 году рекламная кампания L'Oreal, лицом которой была Пенелопа Крус, была запрещена по сходным причинам.
Другой пример организованного сопротивления потребителей — история с рекламой интернет-магазина H&M. Компания H&M недавно призналась, что они используют смоделированные на компьютере изображения на своем веб-сайте. К компьютерным телам затем просто приставляют сфотографированные головы реальных моделей для правдоподобия и индивидуализации снимков.
На сайте H&M виртуальные тела использовались для демонстрации платьев, купальников и белья. Если посмотреть на эти модели, сразу бросается в глаза одинаковая поза — левая рука на бедре, правая свободно свисает вниз, прямой взгляд модели на зрителя — при максимально подобранном разнообразии типов женской внешности.
Как заявил в интервью представитель H&M Хакан Андерссон, «мы делаем снимки на манекене в магазине, а затем придаем изображению сходство с реальным человеком с помощью компьютерных программ. Большинство тел, представленных на веб-сайте, являются абсолютно виртуальными» (nymag.com/thecut/2011/12/hms-new-lingerie-models-are-computer-generated.html).
Итог работы компьютерной команды H&M — виртуальные тела, которые якобы «лучше приспособлены для демонстрации одежды для людей, чем сами люди», по аналогии с манекенами в магазинах. Согласно Андерссону, эта стратегия позволяет потенциальной потребительнице больше сосредоточиться на самой одежде, отвлекаясь от тела модели.
Активисты феминистского движения и критики рекламы справедливо замечают, что подобным образом сконструированные тела, напротив, заставляют молодых девушек стремиться к недостижимым формам, что зачастую заканчивается развитием анорексии. Однако Николь Кристин от лица компании H&M заявила, что «подобная технология повсеместно используется в модном бизнесе и не рассматривается как пропаганда определенного типа фигуры». После критики в шведской и британской прессе компания H&M пообещала придерживаться политики большей открытости в отношении своих компьютерных манекенов, чтобы не вводить в заблуждение покупательниц: «Мы сожалеем, если кто-то поверил, что виртуальные модели являются реальными. Это неверно, и мы никогда не собирались создавать такую иллюзию. Мы собираемся обсудить, как лучше донести до наших покупателей эту информацию».
Аргументы ретушеров
В дискуссии по поводу рекламы, которая все время возобновляется в разных странах, аргументы противоположных сторон обычно повторяются. Интересна позиция профессиональных ретушеров. Так, Лена Спасова и Лена Булыгина, основательницы бюро Bespoke Pixel, сравнивают свою работу над фотографиями с повседневным применением женщинами косметики и других средств для улучшения внешнего вида:
«Мы надеваем компрессионное белье или драпируемся в Rick Owens, увеличиваем грудь пуш-апом, имитируем эффект выгоревших на солнце волос, придаем коже сияние светоотражающим тональным кремом и надеваем 14-сантиметровые каблуки. Иными словами, мы трансформируем свой внешний вид, чтобы транслировать в окружающую среду личное высказывание, позицию, взгляды — или их отсутствие. Где в таком случае больше проступает наша индивидуальность: когда, приняв тысячу микроизменений от формы ногтей до оттенка помады, мы являемся на торжественную вечеринку или следующим утром, когда просыпаемся растрепанные, без макияжа и со следами похмелья на лице? Никому не придет в голову упрекать девушку за использование удлиняющей туши и требовать снять каблуки, чтобы не искажать рост, — это принятая обществом игра, правила которой всем хорошо известны. А где тогда этическая разница, замазан прыщ тональным средством или кистью в графическом редакторе?» (www.wonderzine.com/wonderzine/beauty/otherbeauty/198915-retouch).
Согласно этой логике получается, что якобы сами женщины усердно «ретушируют» свою внешность, а уж профессионалы скромно доводят эти усилия до логического предела, попутно релятивизируя все и вся.
Однако когда те же ретушеры описывают конкретику своих занятий, становится ясным, что в подобных рассуждениях есть доля лукавства: разница все же есть, и весьма ощутимая. Профессиональный ретушер действует по коммерческому заказу: «Конечно, каждый заказ индивидуален, но если попытаться обобщить наши обычные действия — мы убираем все, что отвлекает, мешает, лезет в глаза. Добавляем объем у корней волос, если они распущены. Удлиняем шею, убираем некоторые горизонтальные морщины на ней, чистим подмышечные складки и подмышки, дорисовываем ногти, убираем кутикулу, поправляем макияж — глаза, линию ресниц, иногда дорисовываем их, разглаживаем подвижное веко, вносим равномерность цвета. Чистим глаза: убираем сосуды, покраснения, акцентируем зрачок. Корректируем брови, убирая лишние волоски, выравниваем цвет и плотность, редактируем форму. Естественно, работаем с порами, неровностями, пятнами на лице. Обращаем внимание на лишние волоски в прическе. Корректируем пластику: складки тела, очерченность талии, изгиб бедер и спины, убираем «гусиную кожу» на ногах, всегда чистим пятки. Список получается внушительным, но он очень сборный и обычно каждое действие занимает не больше 15 минут. Контрастные превращения лишнего веса в модельные параметры и, например, омоложение на двадцать лет в нашем случае остаются разовыми исключениями. Мы не работаем „волшебниками фотошопа", но занимаемся тем, что помогаем клиентам доводить их изображения до соответствия стилю, бренду, долгосрочной стратегии» (www.wonderzine.com/wonderzine/beauty/otherbeauty/198915-retouch).
Другой блогер в том же ключе сообщает: «Я работала в глянце и видела, как делаются съемки: слои тонального, которые ретушируют в идеальную кожу, вещи сзади закалываются, чтобы сидели так, как нужно» (www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/198425-yulia-grebyonkina).
Таким образом, «инсайдеры» фиксируют невероятное количество технических ухищрений, применяющихся при съемках и ретушировании, однако мотивируют это «профессиональной необходимостью», отстаивая свой корпоративный кодекс.
Протекающее тело
В поисках критерия «этической разницы» полезно задать вопрос, кто задает правила «игры» и по каким канонам производится обработка снимка.
Тогда мы увидим, что коммерческое задание по обработке снимка весьма жестко отсекает все «лишние» проявления телесности, превращая тело в гладкую непогрешимую оболочку, идеальный фон для рекламы того или иного модного или косметического продукта. Это можно сравнить с ролью соуса, которым покрывают блюда, чтобы придать им «глянцевый» вид для фотографий в журналах по гастрономии, о чем в свое время писал Ролан Барт (см.: Барт 1996). В подобных ракурсах тело приобретает визуальную замкнутость, завершенность, напоминая запечатанную товарную упаковку. (Ролан Барт приводит более почтенную мифологически освященную аналогию — бесшовная туника Христа.) Можно анализировать эту работу в терминах оппозиции Природа/Культура, когда репрессированное природное тело с его волосами, жидкостями, всяческими неровностями и выпуклостями устраняется и на его место триумфально приходит закругленно-гладкий продукт—оформленная по всем правилам репрезентация телесности, предназначенная для потребления в системе глянцевой культуры.
Нарушение этого гладкого телесного контура, как правило, воспринимается как неприличие, скандальное проявление репрессированной Природы. В таких случаях в англоязычных текстах нередко используется глагол «протекать» (to leak). Этим термином можно описать все негласные нарушения канона гламурной красоты. Например, известный бьюти-блогер Юлия Гребенкина вспоминает случай, когда она опубликовала фотографии маникюра с подрезанной до крови кутикулой.
«Эта история показала, что мне есть куда расти: надо лучше фотографировать и думать над каждой деталью на снимке» (www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/198425-yulia-grebyonkina).
Это типичный пример того, как тело невольно «протекает», и из этой же серии — все другие «неуместные» в глянце проявления телесности — кровь, слюна, пот, сопли, слезы, жир, складки, прыщи...
Отметим еще одну особенность репрезентации телесности в бьюти-блогах: само собой разумеющаяся фрагментация тела, когда все внимание зрителя сосредотачивается на знаковых деталях. Например, ногти. Остальная часть — условно «не существует», остается за кадром. Если речь идет о ногтях — то это ногти крупным планом, все остальное просто отвлекает внимание.
Хочется надеяться, что постепенно потребители становятся свободнее по отношению к «эталонам» красоты, которые настойчиво предлагаются в глянце. К тому же сейчас активно утверждаются новые косметические тренды, связанные с субкультурами. Например, вошел в моду стиль стим-панк и вот уже появились советы по созданию макияжа в стиле стим-панк (xerposa.com/4519/put-your-steampunk-face-on). Или, допустим, все более популярны становятся «готические лолиты» — в этом варианте девушки нередко стараются достичь эффекта «кукольной красоты», но с несколько мрачным оттенком. В качестве первого шага выбеливают лицо (www.youtube.com/watch?v=Jk6lWXSE5IY), а дальше даются последовательные пошаговые инструкции.
Готические тенденции в последнее время завоевывают все больше внимания (Стил, Парк 2011). Вспомним о популярных куклах Monster High, последний продукт корпорации Mattel, — нынешние девочки играют уже не в Барби, а в Дракулауру и Фрэнки Штейн, в зомби и вампирелл, а вместо Кена выступает Клод Вульф. И когда это поколение вырастет, идеалы красоты у них, соответственно, будут явно другие.
В целом сейчас, наверное, гораздо проще создать условный образ красоты, поскольку потребительницы стали менее закомплексованными и к их услугам огромный выбор косметики и множество обучающих средств — от открытых мастер-классов в крупных магазинах до роликов в Интернете. Хотя, с другой стороны, при отсутствии опыта как раз обилие выбора может смутить начинающих.
Можно выделить как особую категорию пользователей косметики — «красивых людей» (beautiful people). Это не профессионалы, но они регулярно и постоянно интересуются новыми продуктами. Они и составляют основную аудиторию блогов о красоте. Но на сайтах нередко преобладают мнения «инсайдеров» индустрии красоты (например, раздел интервью на сайте www.edelich.com). И хотя блогер не занимается непосредственной продажей косметического продукта, имя популярного блогера постепенно превращается в бренд, который обладает немалым рекламным потенциалом. Отсюда истории успешных блогеров, которые со временем переходят в ряды профессионалов косметической индустрии, чему сопутствует, увы, утрата свободы суждений.
В целом блогосфера с ее интерактивностью, как правило, все же создает иллюзию открытого, доверительного общения. Это отчасти сродни фольклорной культуре, когда существует открытый канон, и каждый член общины что-то добавляет от себя, повторяя основной сюжет. Возникает эффект «электронной деревни», когда все шапочно знакомы и делятся советами. Кроме того, и это очень важный фактор, блогеров практически не подозревают в рекламной предвзятости, у них репутация независимых экспертов, которые выступают на стороне потребителей. Рекламе сейчас слишком часто не доверяют, всем понятно, что в ней фигурируют условные образы, полученные в результате применения фотошопа.
Однако сейчас ситуация постепенно меняется в пользу коммерциализации деятельности блогеров и первоначальная установка на неформальное общение и непредвзятость отпадает. Сошлемся на свидетельство Юлии Гребенкиной: «Когда бьюти-блогосфера в России зарождалась, ее главным отличием от выхолощенного глянца была жизнь: косметика как она есть, люди как они есть. Спустя четыре года это никому не нужно. Сейчас все топ-блогеры снимают на зеркалку шедевры, но понять по ним, как на тебе будет смотреться оттенок лака, в лондонском районе невозможно. В www.nail_ru вообще только за вдохновением ходить — чистый глянец» (www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/198425-yulia-grebyonkina). В итоге можно с сожалением констатировать, что каноны глянцевой красоты продолжают действовать в бьюти-блогосфере, несмотря на многочисленные попытки расшатывания сложившихся правил.
Неслучайно сейчас набирает силу феномен «креативного потребителя», который не довольствуется покупкой разрекламированных продуктов, а изобретает свои способы их употребления, порой применяя нестандартные сочетания и способы использования (скажем, накладывает тени для век как румяна), ведет самостоятельный поиск среди малоизвестных марок или просто натуральных продуктов. Это также поддерживается трендом «Сделай сам» (DIY — Do It Yourself), и в этом смысле эксперименты с косметикой по сути и по настрою родственны попыткам самостоятельно обновить интерьер дома или нашить оригинальные цветастые заплатки на стандартную холщовую сумку. В этом плане Интернет является идеальной лабораторией и своего рода испытательной площадкой для всего нового.
Технотело
Нам уже приходилось писать о том, что новые телесные каноны предполагают активное взаимодействие с современными технологиями. Наиболее интересно влияние новых технологий — взаимодействие тела с современными мобильными телефонами, компьютерами и ай- подами и возникающие, соответственно, проблемы «киборгизации» человека. В связи с этим происходит изменение привычных границ тела и системы жестов: например, таковы жесты «сворачивания» и «разворачивания» экрана у владельца айпода. Человек уходит от дискретной модели восприятия своего тела и выходит на другой уровень — более сложный, где в границы его тела органично встраиваются технологические дополнения, а само тело начинает функционировать как новый синтез биологических и механических элементов. И виртуальный образ тела становится логическим продолжением физического тела.
Тело — отнюдь не замкнутая и самодостаточная сущность, оно в высшей степени пластично и обладает богатыми интеркорпореальными возможностями. Формируется новая модель телесности, которая предполагает активное взаимодействие с виртуальным миром и с технологичными предметными дополнениями.
В качестве примера можно взять бренд Cyberdog, ориентированный на посетителей дискотек. Очень интересен также сайт «киберсобаки» (shop.cyberdog.net). В магазине покупатель попадает в огромный затемненный зал (дизайн выдержан в стиле hi-tech), вокруг мерцает и светится товар: майки и джинсы с вмонтированными световыми табло. На каждой майке спереди расположен «экран», на который может проецироваться и движущаяся картинка, и «бегущая строка». В комплект с одеждой входит батарейка: подзарядил майку — и вперед на танцпол. Фирма явно делает ставку на молодежные увлечения техническими новинками. Среди товаров, предлагаемых дизайнерами Cyberdog, — шумозащитные наушники, всевозможные темные очки, одежда со светоотражающими элементами. Показательны даже названия — «нанотехнологичные» и «позитронные» джинсы, «робот», «механоид», «аннигилятор». Это особый вариант технологичной «ночной» уличной моды.
Можно отметить, что с развитием современных технологий актуализируется новая модель телесности, когда тело переживается как континуум во времени или в пространстве. В этой системе границы тела размыты и подвижны и легко включают в себя разнообразные предметные дополнения, будь то аксессуары, наушники, телефоны или иные технические приборы. Это не четкие контуры, а скорее серия слоистых оболочек — телесные горизонты (bodyscapes), которые маркируются через серию предметов. Эти предметы срастаются с телом и не только расширяют его зону, но и функционируют как магические вещи, технологические дополнения, усиливая личные возможности человека. Это дает повод многим исследователям говорить о появлении не только киборгов (сокращение от «кибернетический организм»), но и «постчеловека» — героя будущих технологических утопий. И виртуальный образ этого персонажа ничуть не менее важен, чем его физическое реальное тело.
В наше время аксессуары, как правило, успешно берут на себя статусно-модную функцию, будучи последними техническими новинками — в этой роли наиболее часто выступают мобильные телефоны, а также электронные органайзеры и портативные компьютеры. Они символизируют подключенность к техническому прогрессу, социальную востребованность и новейшую деловую добродетель — доступность для контакта (availability). И новые медиа (интернет-сайты и блоги о моде) явно способствуют расширению нормативных представлений о телесности.
Мода и модерн
Порой в качестве инициатора перемен в моде выступает солидная организация; так, в Лондоне при финансовой поддержке влиятельного грантодателя — Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук (AHRB — The Arts and Humanities Research Board) — осуществлялся проект «Мода и модерн». В течение трех лет эта программа разрабатывалась на базе колледжа Сен-Мартинс и Лондонского колледжа моды. Студенты, преподаватели и академические ученые этих колледжей провели целую серию концептуальных акций, пытаясь пересмотреть традиционные формы функционирования моды в городской среде.
Их не устраивали сложившиеся стереотипы: дизайнер делает одежду, она демонстрируется на дефиле, затем раскупается состоятельными клиентами или поступает в бутики; ученый пишет книгу о моде, обсуждает в узком кругу коллег, делает доклад на конференции, затем книга оседает на полках книжных магазинов в разделе «Издания по искусству» или «Книги по моде и истории костюма».
В этих схемах продукты труда — одежда, книги — в итоге отчуждались от конкретных людей, здесь и сейчас работающих в городе. Идея состояла в том, чтобы стать «ближе к народу», вернуть моду в городскую среду, а точнее, в район Черинг Кросс Роуд. Такого рода идеи сейчас достаточно популярны, отражая настроения антиглобализма, особенно распространенные в британской университетской среде, традиционно склонной к левым политическим взглядам.
Наиболее подходящим жанром для осуществления этого замысла оказались выставки, инсталляции и уличные перформансы на Черинг Кросс Роуд, в которых использовались все современные виды медиа и искусств: кино, фотографии, видео, анимация — и все происходящее, разумеется, тщательно документировалось.
Исследователь моды Беки Конекин провела серию интервью с телезрителями известной программы What not to wear на канале BBC (российский клон — программа «Снимите это немедленно»). Собеседники Беки, как выяснилось, были далеко не в восторге от моралистического пафоса передачи и строгого тона ведущих. Видеозапись этих интервью показывалась в фойе колледжа Сен-Мартинс, иллюстрируя разрыв модной догматики и обычных потребительских предпочтений, ограниченность жестких нормативных суждений в духе «хорошего вкуса».
Выпускница колледжа дизайнер Лиза Стид решила преодолеть отчужденность одежды от человека, представив на суд публики свой проект «Эмоциональный гардероб» — интерактивную одежду, отражающую настроение владельца.
С помощью электроники она добилась того, что платье меняет цвет в зависимости от чувств хозяйки, что продемонстрировала актриса, специально приглашенная для участия в перформансе. «Одежда должна быть непосредственно связана с личностью», — убеждена Лиза Стид, а если мы, особо не размышляя, следуем навязанным извне нормам, результат чаще всего оказывается плачевным: гардероб, намертво забитый вещами, которые никто не носит или надевают крайне редко. Такой гардероб — печальный символ блокирования собственных инстинктов, аналог транспортной пробки.
Золото дурака
Один из наиболее радикальных проектов в серии «Мода и модерн» — «Золото дурака» (Fool's gold) преподавателя колледжа Сен-Мартинс Кэролайн Эванс. Будучи серьезным исследователем, Кэролайн обошлась со своими академическими трудами далеко не банальным образом.
Действуя по продуманному расписанию, она стала «распространять» текст своей статьи о моде и модерне в районе Черинг Кросс Роуд, решив буквально «донести» свои мысли до людей. Выдержки из ее статьи появились на майках, значках и флайерах, которые Кэролайн самолично раздавала уличным прохожим. Некоторые страницы были разбросаны прямо на Черинг Кросс Роуд, другие — напечатаны на воздушном шарике, привязанном к решетке на улице. Часть текста была расклеена на фонарных столбах под видом объявлений. В течение четырех дней любопытные могли знакомиться с разрозненными фрагментами научного сочинения и в местном книжном магазине, где они были выложены на полке, и приглядевшись к бирке на форменной одежде продавца в продуктовой лавочке. Ссылки из статьи были наклеены в виде объявлений в телефонной будке напротив колледжа Сен-Мартинс. Наконец, отдельные фразы проецировались с помощью подсветки ночью на мостовую и были записаны на телефонный автоответчик.
Публика не осталась в долгу, по-своему реагируя на вторжение новых текстов в привычную среду обитания. , обычно расклеивающие свои объявления в телефонных будках, восприняли бумажки с научными ссылками как происки конкурентов и оперативно уничтожили странные «визитки» с непонятными адресами. Так «народ» стал реальным участником акции.
В результате всех этих действий удалось совершить авангардный жест — «вписать» текст непосредственно в городскую среду. «А что же дальше?» — звучит резонный вопрос. Дальше эссе Кэролайн, разумеется, «растворилось» в районе Черинг Кросс Роуд, фрагменты уже не собрать. О происходящем напоминает только карта местности, где помечены точки «распространения» текстов и календарь акции. Собрать рассеянный текст теперь — все равно что искать ветра в поле или отправиться на поиски мнимых сокровищ, «золота дурака».
Подобные акции, вероятно, могут напомнить отечественному зрителю практику перформансов российских концептуалистов — вспомним хотя бы поездки за город группы «Коллективные действия». Такие альянсы вполне логичны — в обоих случаях налицо попытка сломать сложившиеся стереотипы за счет умелого использования эпатажа, иронического абсурда.
Леди-лисица
Один из проектов программы «Мода и модерн» явно выделялся изощренностью замысла. Его автор — дизайнер моды Шелли Фокс2. Для своего проекта «Жизнь в воспоминаниях» она купила на блошином рынке 180 старинных портретных фотографий и прикрепила их к собственноручно изготовленным шарфам. Далее эти 180 дизайнерских шарфов были розданы владельцам местных магазинов, ресторанов, прачечных и химчисток в округе Черинг Кросс Роуд. Их просили раздавать шарфики с фотографиями в качестве подарков постоянным клиентам.
Согласно замыслу Шелли Фокс, когда человек начинал носить случайно доставшийся шарфик, фотография умершего на шарфе обретала новую жизнь — новый владелец поневоле демонстрировал ее всем окружающим. Но затем снимок рано или поздно отрывался, ведь его специально прикрепляли не слишком прочно, всего лишь булавками. Потерянная фотография опять оказывалась в круговороте возможных потерь и находок, но, главное, на шарфике оставался ее след — белое пятно на цветной графической поверхности.
Эстетический результат — реализация метафоры памяти и забвения: след чужой завершившейся жизни, случайно мелькнувший в новых вещах и теперь мерцающий в виде незаполненной пустоты, метки своего отсутствия.
Волей дизайнера обитатели окрестностей Черинг Кросс Роуд оказались вовлечены в странную игру коллективных воспоминаний об анонимных персонажах.
Автор этого удивительного проекта Шелли Фокс — обладатель престижной награды Jerwood Fashion Prize. Она окончила Сен-Мартинс в 1994 году и с тех пор неоднократно участвовала в показах лондонской недели моды. В критике ее прозвали «Леди-лисица», не только потому, что таково буквальное значение ее фамилии, но и оттого, что она, и впрямь как хитроумная лисица, всегда выбирает свои тайные личные тропки и действует на редкость изобретательно.
Для своих коллекций Шелли, как правило, использует необычные ткани — шерсть, подвергнутую высокотемпературной обработке, войлок, медицинскую марлевку. Толчком для выбора материала может послужить любой случай: как-то раз дома Шелли упала, зацепившись за ковер, и повязала ушибленную коленку эластичным бинтом. Это неожиданно оказалось стимулом для творческой фантазии: забинтованная коленка смотрелась на редкость авангардно. Шелли написала производителям бинтов, и они бесплатно прислали ей 100 метров эластичной марлевки, которые и были задействованы в одной из ее первых коллекций.
Недавно Шелли Фокс принимала участие в проекте «Мода в Белсей» (Fashion at Belsay). Белсей — средневековый замок в Нортумберленде рядом с Нью-Каслом, и в рамках программы «Английское наследие» там регулярно проводятся всяческие выставки и фестивали, чтобы вдохнуть жизнь в старинное имение. В этот раз в Белсей были приглашены тринадцать дизайнеров (среди них — Зандра Родес, Эли Кишимото, Пол Смит, Стелла Маккартни, выставившая там свою оптическую скульптуру лошади из страз Сваровски, и др.), и каждый должен был по-своему оформить одно из помещений замка. Шелли Фокс досталась «комната для занятий», и она соорудила там удивительную инсталляцию, обложив стены с пола до потолка белыми мешками. Эти мешки напоминают о годах войны, когда мешками с песком укрывали стены от бомбежек, но одновременно это тюки с бельем, эмблема стирки, накопившейся за много поколений.
«Когда я обдумывала этот проект, — говорит Шелли, — я старалась представить себе людей, господ и слуг, которые обитали в этих стенах раньше, вообразить их одежду и повседневную жизнь, расслышать их голоса».
Гору одежды зритель теперь может вообразить вслед за Шелли — вон сколько мешков нагромоздили, а услышать голоса помог известный исполнитель Сканер (известный также как Робин Рембо), бывший соратник Лори Андерсона и Брайана Ферри. Он раздобыл редкие звукозаписи из собрания устной истории фонда «Английское наследие», и посетители экспозиции имели возможность послушать голоса из прошлого в сочетании с музыкальными аранжировками самого Сканнера.
Внимание к повседневной жизни незаметного «маленького человека», если воспользоваться языком русской литературы, отличает и последние коллекции Шелли Фокс. Так, она провела немало времени в Британском национальном институте для слепых, изучая азбуку Брай- ля. Ее заинтересовал вопрос, каким образом слепые различают цвет, и она выяснила, что обычно каждый предмет одежды имеет пуговицу, на которой символами Брайля обозначено, какого цвета эта вещь. После этого среди ее моделей появились и юбки, и блузы, на которых красовались рельефные надписи по системе Брайля.
Сходным образом в коллекции 2000 года она использовала азбуку Морзе, поскольку именно в том году было объявлено, что этот символический язык выводится из употребления. Но Шелли решила его увековечить, выведя на своих нарядах цитату из Ницше с помощью знаков азбуки Морзе.
Здесь прослеживается ее сквозной интерес ко всему исчезающему, маргинальному и оттого нуждающемуся в защите. Если сравнить вещи Шелли Фокс, например, с Versace или Prada, то ясно, что перед нами дизайнер совершенно другого типа, не ориентирующийся на тенденции, а, наоборот, пытающийся из года в год последовательно воплощать свое собственное видение мира, настойчиво и изощренно экспериментируя с пространством и материалами. В этом ключе ее творчество скорее можно сопоставить с тем, что делают в моде Хуссейн Чалаян, Мартин Маржела или Рей Кавакубо (Comme des Gargons). Как японские и бельгийские дизайнеры, она не любит подчеркивать контуры тела и предпочитает выстраивать геометрию асимметричных форм, играть с текстурой материала.
Шелли Фокс убеждена: источники нового стиля нужно искать в повседневности, в обычной жизни ничем не примечательных людей.
Ее собственные дела и планы также нередко становятся поводом для импровизации. Так, одна из ее знаковых вещей — серая кофточка, украшенная красными неразборчивыми надписями. Присмотревшись, можно понять, что это зачеркнутые рукописные строчки. Но на самом деле это записи из личного органайзера Шелли: список дел, где зачеркнуты выполненные на сегодня пункты. Вдумаемся, однако, в повторяющуюся структуру жеста: ведь носить на себе список выполненных дел из чужого органайзера — почти то же самое, что пришпилить фотографию давно умершего незнакомого человека на шарфик или созерцать тюки со стиркой прошлых поколений... Это попытка распознать стертые подписи, умолкнувшие голоса, татуировки безымянных пешеходов, вовлеченных в обмен линий и тел до и после смерти.
ЛИТЕРАТУРА
Барт 1996 — Барт Р. Орнаментальная кулинария // Барт Р. Мифологии / пер. с французского, вступительная статья и комментарии Сергея Зенкина. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1996. С. 170-172.
Вудворд 2013 — Вудворд С. Миф об уличной моде // Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 29. С. 154-171.
Стил, Парк 2011 — Стил В., Парк Дж. Готика. Мрачный гламур / пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Breward et al. 2004 — Breward Ch., Ehrman E., Evans C. The London Look: Fashion from Street to Catwalk. Yale University Press, 2004.
ПРИМЕЧАНИЯ