Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Пруденс Блэк (Prudence Black) — делегат Австралийского исследовательского совета DECRA в отделе гендерных и культурологических исследований Сиднейского университета. К настоящему времени опубликовала ряд работ, посвященных дизайну, моде и популярной культуре, и известна как автор книги «Обувь бортпроводницы» (The Flight Attendant's Shoe, 2011).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2013. Vol. I7.2)
Отправляясь в полет
В тот самый момент, когда в 1930 году первая «воздушная стюардесса» взошла на борт, все было готово к тому, чтобы проход между рядами кресел в салоне самолета начал превращаться в подиум, где будут демонстрировать свое искусство имиджмейкеры1. Привлекательные молодые женщины не только стали лицом авиакомпаний, но и сами обрели статус «иконы» национального и международного масштаба. Этот статусный образ начали ковать с самых первых дней, которые сегодня то и дело называют «золотым веком» авиации, и униформа сыграла ключевую роль в этом процессе, постепенно трансформируясь, утрачивая милитаризованные и приобретая гламурные черты. Новые транспортные средства стремительно покоряли мировое пространство, сплетая доселе немыслимую географическую сеть реактивных маршрутов, добираясь до экзотических пунктов назначения и предоставляя путешественникам возможность коротать транзитные ночи в первоклассных отелях.
Начало профессиональному поприщу стюардессы было положено примерно восемьдесят лет назад, когда Эллен Чёрч, медсестра, прошедшая курс обучения летному мастерству, попыталась устроиться на службу в американскую авиакомпанию Boeing Air Transport (позже переименованную в United Airlines), будучи уверенной, что ее знаний и навыков достаточно для того, чтобы управлять самолетом. Но у руководства авиакомпании появилась другая идея, и ей предложили стать первой в мировой истории воздушной стюардессой. В авиакомпании рассудили, что присутствие на борту профессиональной медсестры полезно, ведь кто лучше, чем она, успокоит нервных пассажиров, впервые поднявшихся в воздух; а кроме того, ее пример мог вселить присутствие духа в других женщин и морально подготовить их к путешествию на самолете. Так Эллен Чёрч, девушка в зеленой накидке и костюме, фасон которого она разработала собственными силами, стала первой представительницей новой профессии, пробудив в тысячах таких же, как она, одиноких молодых женщин желание пойти «ультрасовременным» путем и, возможно, избежать более приземленного будущего, не погрязнув в рутинной работе и домашних хлопотах. Австралия, страна, которой еще только предстояло освоить собственные огромные пространства, одной из первых начала прокладывать международные авиамаршруты, возложив эту задачу на авиакомпанию Qantas, основанную в 1920 году2. Униформа ее «хостес» (именно так называли австралийских бортпроводниц вплоть до 1984 года) являет собой типичный пример эволюции униформы, призванной служить корпоративным и национальным интересам (Black 2011). Хотя на региональных направлениях, отданных другим австралийским авиакомпаниям, «летающие хостес» появились еще в 1936 году, компания Qantas только в 1947-м приняла в штат девять молодых женщин, которым предстояло взойти на борт новых межконтинентальных авиалайнеров Lockheed L749 Constellations. После шести недель, которые ушли на профессиональную подготовку и пошив униформы, «летающие хостес» приступили к работе, составив конкуренцию «летающим стюардам», начавшим обслуживать пассажиров еще в 1938 году.
Форменный костюм бортпроводницы, особенно на первых порах, красноречиво пояснял, почему эта профессия получила право на существование, поскольку ее специфика ярко проявлялась во внешнем облике женщин, занятых на этом поприще. Помимо того что в ней было нечто воинственное, эта профессия — впервые в истории — предоставила молодым женщинам шанс на регулярной основе совершать путешествия как по родной стране, так и за ее пределами. В транзитных аэропортах бортпроводницы могли без труда узнать и приветствовать своих коллег, а заодно оценить отличительные детали, делавшие неповторимой униформу каждой авиакомпании, такие как аппликация с легко узнаваемым логотипом TWA на униформе Trans World Airlines в 1940-е и 1950-е годы, нитка жемчуга, дополнявшая униформу Air France в 1950-х, а много лет спустя — принт с изображением кенгуру на униформе Qantas. Таким образом, униформа отчетливо несла на себе печать социальной и культурной нагрузки. Насколько вожделенной была эта профессия, ярко демонстрирует эпизод из фильма «Поймай меня, если сможешь» (Spielberg 2002), воссоздающий атмосферу истерического ажиотажа, возникшего, когда некая авиакомпания якобы объявила конкурс для девушек, желающих попробовать себя в роли стюардессы; и именно одетая в униформу бортпроводница была ключевой фигурой в рекламе путешествий и авиаперелетов на протяжении 1950-х и 1960-х годов.
Дисциплина внешнего облика
И развитие авиации как таковой, и появление летной униформы связаны с двумя мировыми войнами, в которые большей частью были вовлечены европейские страны. В исторической перспективе униформа в основном исполняет роль средства, наглядно демонстрирующего, какое место занимает человеческое тело по отношению к военной машине. Точно так же униформа бортпроводника указывает на то, что этот человек прочно связан с аэрофлотом. Использование любой униформы — это технология, которая загоняет тело в определенные рамки и делает его носителем кода, так что одетый в нее человек превращается в некую структурную единицу, принадлежащую коллективному целому. Однако предметом нашего исследования является не военный мундир, а гражданская униформа, которую носили в XX и продолжают носить в XXI веке3. Униформа, которую женщины-бортпроводники надели еще в 1930-е годы, — это инструмент, призванный подчеркнуть их принадлежность команде и дисциплинирующий тело как физически, так и эстетически. Будучи своего рода знаком отличия, указывающим на принадлежность команде, любая униформа также подразумевает подчинение установленным правилам поведения; поэтому внешний облик бортпроводника является еще и наглядным воплощением определенного поведенческого кода. На заре авиации профессиональная инструкция для «летающих хостес», помимо прочего, предписывала «[не] есть мороженого, когда на вас надета униформа» (McRobbie 1992: 13). Именно таким образом «дисциплина униформы обретает внешнюю власть над телом» (Leonhard Purdy 2004: 88). Но несмотря на то что изначально появление униформы было обусловлено военными нуждами, она смогла найти и занять свое место и в ином, более культурном контексте. Униформа — это еще и эстетический манифест.
И хотя униформа всегда воплощает в себе идею единообразия и стандартизации, она также обладает потенциалом, который позволяет ей сказать свое слово в моде. Об этом рассуждает Элизабет Уилсон:
«Может показаться, что униформа — это противоположность моды, скорее призванная упрятать подальше индивидуальность человека, нежели ее подчеркнуть, — за исключением военного мундира, который традиционно воспринимался как атрибут, подчеркивающий мужественность и добавляющий мужчине блеска» (Wilson 2003: 36).
Единообразие, присущее униформе бортпроводниц, постоянно делало уступки в пользу капризов моды. В свою очередь, Уилсон приводит в качестве примера подобной ситуации форменную одежду WAVES (женских подразделений американских военно-морских сил) времен Второй мировой войны: ее фасон разрабатывали в соответствии с требованиями современной моды, надеясь за счет этого привлечь как можно больше потенциальных рекрутов (Ibid.). Сегодня униформа бортпроводников многих авиакомпаний в самых разных странах по всему миру все еще напоминает о том, с чего начиналась гражданская авиация, поскольку в стилистическом плане является продолжением заимствованного у армии форменного костюма конца 1940-х годов. Она привносит флер историзма в настоящее время, ведь сегодня, вынужденные существовать в мире бюджетных авиаперелетов, мы все острее ощущаем ностальгию по «золотым денькам» авиации. Эпоха модернизма породила образ «прекрасного нового мира»; и хотя задачу постоянно в него возвращаться взял на себя постмодернизм, мы не должны забывать, что именно модернизм научил нас «наслаждаться мобильностью», которая характерна в первую очередь для авиаперелетов и прочно ассоциируется с образом бортпроводника, и, что не менее важно, подарил нам возможность «процветать за счет постоянного обновления», что и составляет саму основу современной моды (Berman 1988: 96). «Летающая хостес» стала образцовым представителем этого мира путешественников, а ее облаченная в униформу фигура — зримым олицетворением той новой субъективности, которая могла появиться только у женщины-космополита, живущей в мире без границ. В своем форменном костюме она была на своем месте в самой необычной и подчас в совершенно новой для себя обстановке (в местах, которые Оже охарактеризовал как «ничьи пространства», введя термин «не-места», см. Auge 1995) — в салоне самолета, в аэропортах и отелях международного класса...
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)