Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Наталия Лебина — д-р ист. наук, профессор СПбГЭУ. Автор книг: «Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик. 1921-1925 гг.» (1982), «Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. ХХ в.)» (1994), «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 19201930-е годы» (1999), «Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия» (2003), «Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки» (2006).
К моменту смерти И.В. Сталина в культурно-бытовом советском пространстве завершилось формирование «большого стиля». Это понятие все чаще используется для характеристики тоталитарных режимов как объектов историко-антропологического описания. Повторяя основные принципы и в какой-то мере воспроизводя идейное наполнение классицизма, наиболее ярко воплотившегося в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве Франции второй половины XVII столетия, эпохи Людовика XIV, сталинский большой стиль также демонстрировал могущество некой почти абсолютной власти, ее пышность и помпезность.
Визуальные репрезентации эпохи сталинизма нашли отражение в знаковых формах бытовых аспектов повседневной жизни и, в частности, в особой агрессивно-монументальной стилистике телесности, не последнюю роль в формировании которой играл официальный спорт. Он рассматривался властью как инструмент целенаправленного воспитания личности, способной не только к созидательному, чаще всего тяжелому физическому труду, но и, как отмечалось уже в 1919 году, в частности, в решениях II съезда комсомола, к «.вооруженной защите революции» (Товарищ комсомол 1969а: 26). Конечно, невозможно отрицать, что спортизация в первую очередь молодежи особенно в 1920-х годах составляла часть социальной политики, направленной на оздоровление населения в целом. В октябре 1922 года СНК РСФСР принял декрет «О систематическом надзоре за здоровьем рабочих подростков», согласно которому с весны 1923 года раз в год повсеместно проводились профилактические медицинские осмотры. По их результатам юношей и девушек отправляли на лечение в санатории. Уже в 1924 году в СССР бесплатно воспользовались путевками 200 тысяч человек (История советского рабочего класса 1984: 101).
В большинстве случаев «лечение на курортах» сопровождалось физкультурными занятиями. Как правило, это были малобюджетные мероприятия, не требовавшие особых условий и амуниции. Более того, одежда первых советских спортсменов, как правило, примитивная и дешевая, превратилась в элемент официально поощряемой советской моды рубежа 1920-1930-х годов, где возобладал стереотип внешней принадлежности к эпохе индустриализации и технологизации. Как писал Ю. Олеша, это была некая специфическая красота, возникающая «от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами» (цит. по: Кирсанова 1997: 45). Популярным видом одежды стали «соколки» — трикотажные футболки с цветной шнуровкой. Именно в такой футболке запечатлена девушка на картине А. Самохвалова «ГТО» (1931). Американский исследователь М. О'Махоуни отмечает, что скромные «соколки» оказались модными среди советской молодежи «намного раньше, чем футболка стала частью повседневной одежды на Западе» (О'Махоуни 2010: 11). Однако по мере упрочения большого стиля в советской повседневности все отчетливее проявлялись две тенденции: гламуризация моды и военизация физической культуры. Формируя вне системы жесткого распределения тем не менее вполне определенные нормы того, как должен выглядеть хорошо одетый советский человек, властные структуры создали в середине 1930-х годов целый ряд симулякров, своеобразных ложных знаков. С их помощью укреплялась мифология повседневности большого стиля, нашедшая выражение и в модных трендах эпохи сталинизма. По описанию очевидцев, в частности итальянского дизайнера Э. Скиапарелли, образцы советской моды казались довольно странными, это была вовсе не одежда для работающих людей — простая и практичная, а настоящая «оргия шифона, бархата, кружев». Элементы и мужского и женского костюма были дорогими, монументальными и доступными элитным слоям общества сталинского социализма. Конечно, в обыденной жизни эпохи большого стиля существовали дешевые вещи спортивного духа. Реально модными, доступными многим, хотя и совершенно непрактичными, оказались парусиновые мужские и женские туфли на резиновой подошве, копирующие обувь, предназначенную в первую очередь для занятий теннисом. Верх мужских и женских туфель действительно делался из некрашеной льняной ткани — парусины. Молодые люди натирали ее для белизны зубным порошком. Неудивительно, что на танцплощадках предвоенного времени часто можно было видеть белые следы, оставленные слишком рьяными, но скромно обеспеченными модниками (подробнее см.: Лебина 1983; Цендровская 1995). Но такие примеры немногочисленны. Советская высокая мода была не только нарочито гламурной, она обладала утрированно выраженными характеристиками маскулинности и женственности, что не могло способствовать формированию телесности спортивного характера, где обязательными являются элементы унисекса. Одновременно физическая культура отдалялась от повседневности.
Следует согласиться со следующим утверждением М. О'Махоуни: «В середине и конце 1930-х годов над Советским Союзом нависла угроза мировой войны, и физкультура стала опять рассматриваться как часть военной подготовки» (О'Махоуни 2010: 23). В подобной ситуации занятия физическими упражнениями были, скорее, гражданской обязанностью личности, а не досуговыми практиками и выражением особой стилистики поведения. Рядовой советский человек занимался лишь теми видами спорта, которые в данный момент соответствовали текущим государственным задачам. Это принижало значимость индивидуальности личности в общеисторическом процессе, превращало ее в некий механизм для государственных манипуляций. Спортивные тела, сформированные подобным образом, не могли стать модными ориентирами.
Десталинизация, развернувшаяся в 1950-1960-х годах, затронула и сферу моды. Авторы книги «60-е. Мир советского человека» П.Л. Вайль и А.А. Генис вообще считают, что «оттепель» началась с проблем моды, тренды которой, ставшие чуть ли не синонимами ХХ съезда, «.соответствовали принципам раскрепощенной личности» (Вайль, Генис 1996: 65-66). Кроме того, как известно, демократизация и либерализация советской повседневности после смерти И.В. Сталина удивительным образом совпала с общемировым процессом «сексуальной революции», в процессе которой заметно возрос общественный интерес к проблемам телесности (подробнее см.: Быховская 2000). В советском бытовом пространстве это нашло отражение не только в изменениях общественного дискурса в сфере сексуальности и реальных интимных практик, но и в коррекции социального статуса и смыслового наполнения понятия «спортивное тело», а также в явном перемещении занятий физкультурой в сферу потребления.
Конечно, в официальных документах 1950-1960-х годов массовые занятия спортом по-прежнему рассматривались как часть некоей воспитательной работы. Об этом, в частности, говорилось в постановлении апрельского 1956 года пленума ЦК ВЛКСМ «О задачах комсомольских организаций в связи с решениями ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза» (Товарищ комсомол 1969б: 150-152). А Третья программа КПСС, принятая в 1961 году и нацеливающая население на задачу построения коммунизма за 20 лет, предусматривала вовлечение «в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи» (Программа 1962: 206-208). Но в реальности в обществе развивался процесс демилитаризации массового спорта: сокращалось количество людей, стремящихся выполнить нормы БГТО, ГТО и ГЗР (это аббревиатуры, появившиеся в эпоху большого стиля: «Будь готов к труду и обороне», «Готов к труду и обороне», «Готов к защите Родины»). С 1950 до 1965 года количество обладателей этих престижных среди физкультурников Ленинграда 1930-1940-х годов значков, например, сократилось с 35,9 до 14,3 % (подсчитано по: Ленинград за 50 лет 1967: 134). В сталинском обществе сами массовые занятия спортом носили сугубо военизированный характер. Для получения значка БГТО, например, надо было не просто сдать нормы по легкой атлетике, лыжам и т.д., но и продемонстрировать умение пользоваться противогазом и стрелковым оружием. Даже переноска тяжестей — традиционный элемент и показатель физической подготовки — в отношении юношей истолковывалась как переноска «патронного ящика», а девушек — «переноска раненого» вдвоем (Справочник физкультурника 1938: 6, 72-74). В ходе десталинизации, сопровождавшейся потеплением в области международных отношений, физкультурные занятия начали явно демилитаризировать. Так, вместо гранаты в школе стали метать теннисный мяч. П. Вайль и А. Генис справедливо отмечают, что «идея мирного соревнования с Западом смягчила суровые нравы военизированного советского спорта» (Вайль, Генис 1996: 207). Более того, в контексте общих социальных изменений в 1960 году власти разрешили запрещенные в 1949-м в ходе борьбы с «низкопоклонством перед Западом» занятия регби (Очерки истории Ленинграда 1970: 288).
В 1950-1960-х годах, по замечанию М. О'Махоуни, «характерный для предшествующей эпохи акцент на оптимизме эпохи, массовом участии и великих возможностях физкультуры в деле формирования новых людей начал таять» (О'Махоуни 2010: 218). Одновременно то, что ранее выглядело лишь как тренировка тела и гражданская обязанность, становилось средством коллективного, но не формального и не огосударствленного досуга (Смирнов 2004: 354; Тюпа 2008: 19). Это отчетливо проявилось в росте популярности лыжного спорта как любительского занятия. В отличие от любителей катания на коньках, лыжники не зависели от властных инициатив по организации специального пространства, проще говоря, катков, времяпрепровождение на которых невольно носило подконтрольный характер. Лыжные вылазки могли осуществляться вполне самостоятельно, просто в хорошей компании, что придавало времяпрепровождению определенный аромат свободы. Фотодокументы двух эпох — большого стиля и оттепели — запечатлели изменения
и в одежде лыжников, и в стиле поведения на загородных прогулках. Именно в годы оттепели лыжи как широко доступный вид спорта стали одним из знаков принадлежности к новому поколению, для которого более гармоничным казалось проведение досуга в лесу, в отдалении от городской суеты. Неслучайно герои повести В.П. Аксенова «Коллеги» (1959) — все заядлые лыжники. Во фразу «поехать покататься на лыжах» они вкладывают не только спортивный, но некий коммуникативный смысл. Именно под этим предлогом к молодому врачу Саше Зеленину неожиданно приезжает погостить его будущая жена Инна:
«К нему едет незнакомая девушка по имени Инна. Совершенно незнакомая. Чужая. <...> Образ, надуманный при помощи писем и телефонных разговоров, исчез. Словно к спасательному кругу, Зеленин протянул руку к письму.
„...Я измучилась. Ты стал уплывать от меня, стираться в памяти. Может быть, я сумасшедшая и нахалка, но я твердо решила: сдаю последний экзамен досрочно и выезжаю к тебе. Учти — просто кататься на лыжах. Не выгонишь?"» (Аксенов 2002: 110-111).
Занятия спортом выступают, таким образом, в качества средства прояснения непростых любовных отношений. Идеал телесности эпохи оттепели — это не лыжник-разрядник 1930-1940-х годов, участник военизированных походов, а затем и боевых действий — в первую очередь Финской, а позднее и Великой Отечественной войны, а скорее, любитель-спортсмен, сочетающий в себе физическое и интеллектуальное совершенство. Модность внешнего облика играла здесь не последнюю роль. Тот же В.П. Аксенов пишет: «Двое людей с лыжами на плечах двигались по льду берега. <.> Это молодые люди: они идут легко. Это веселые люди: один хлопнул другого по спине, тот на мгновение присел, будто корчась от смеха. Это не местные люди: слишком „мастерский" у них вид (узкие брюки, кепки с длинными козырьками, канадки)» (Аксенов 2005: 172).
Люди действительно стремились приобщаться к лыжному спорту, предъявляя законные требования к торговым организациям. Так, в 1957 году в Ленинграде, например, продали 45 тысяч пар лыж, а в 1958-м — уже 60. Однако покупателей не устраивал ограниченный ассортимент спортивного инвентаря (Ленинградская правда 1958). В 1959 году в одном из ленинградских магазинов системы «Спорттор- га» прошла выставка-продажа, на которой были представлены уже беговые, прыжковые и туристские лыжи (Ленинградская правда 1959). К середине 1960-х годов любительское катание на лыжах, в целом известное спортивное занятие и в период большого стиля, превратилось в модный тренд советской повседневности. Об этом, в частности, свидетельствует и официальная статистика. Среди ленинградцев, например, по данным 1965 года, в лыжных спортивных секциях занималось 88 тысяч человек, тогда как в секциях баскетбола — всего 52 тысячи (Лебина, Чистиков 2003: 247). Для непрофессионалов в 1960-е годы на уже существовавшие лыжные базы стали продаваться однодневные путевки. Так, газета «Ленинградская правда» сообщала в январе 1964 года: «Обладателям путевок выдается туристское снаряжение, даются консультации по организации походов и лыжной технике, двухразовое питание».
Но советская легкая промышленность не успевала за новыми потребностями населения: купить приличную одежду для зимнего спорта было довольно сложно. Неслучайно журнал «Работница» периодически публиковал в качестве бесплатных приложений выкройки лыжных костюмов (Работница 1961: 30). Эта одежда шилась из фланели с начесом и быстро теряла форму. Во второй половине 1960-х годов благодаря активному внедрению синтетики в пространство повседневной жизни советские люди стали с удовольствием приобретать для спортивных занятий брюки из эластика, на самом деле не предназначенные для зимних прогулок. Они были, как правило, без подкладки. На помощь в этой ситуации приходила новинка эпохи десталинизации — утепленные мужские кальсоны. Их в СССР стали поставлять китайцы. Голубое исподнее «с внутренним начесом, с двумя пуговицами на гульфике» и неизменной биркой «Дружба» считалось престижной и дефицитной вещью (Память тела 2000: 93). Но трудности с одеждой, как правило, не останавливали заядлых лыжников-любителей, которые с удовольствием заполняли по выходным дням поезда под названием «лыжные стрелы». Они появились в самом конце 1960-х годов одновременно с повсеместным введением двух выходных дней.
В годы десталинизации советские люди приобщились и к ранее неизвестным видам спорта, в частности к подводному плаванию. Оно стало популярным благодаря не только развитию техники, но и шарму французского фильма Ж.-И. Кусто «В мире безмолвия», появившегося на экранах страны в 1957 году. Лингвисты выделили в ряду новых слов и выражений, появившихся в годы оттепели, словообразования: «акваланг», «аквалангист», «аквалангистка» (Новые слова и значения 1971: 39). На рубеже 1950-1960-х годов началась мода на любительские занятия, которые ныне именуются словом «дайвинг», а к середине 1960-х годов, как писал журнал «Наука и жизнь», в нашей стране любителей подводного плавания «можно встретить в любом море, реке, водохранилище» (Наука и жизнь 1965: 78). И это было непросто соревнование на выносливость при погружении в воду, как в 1930-1950-х годах у спортсменов-водолазов. Это было еще и любование причудливым подводным миром, некий прорыв в неизвестность. В аксеновской повести «Звездный билет» (1961) юные бунтари начала 1960-х годов тоже пытаются приобщиться к модному спорту, правда, изначально мотивируя свое подводное плавание простым желанием поймать рыбу на обед:
«Юрка плыл под водой. Он дышал через трубку и смотрел вниз — песчаное и словно гофрированное дно. По дну скользила его тень, похожая на самолет. Перед самым носом, блестя, точно металлическая пыль, прошла стайка мелюзги. Внизу шмыгнула стайка мелочи покрупнее.
„Тюлька, — подумал Юрка. — Четыре рубля килограмм".
Дно было совершенно чистое: ни кустика, ни камушка. Черта с два подстрелишь на таком дне! <...> Внизу появились валуны и лужайки темно-зеленого мха, потом пошли какие-то кустики. Юрка посмотрел наверх. Там все сияло ярко и вызывающе. Здесь был другой, мягкий и вкрадчивый, мир. Юрка чувствовал все свое тело, легко проникшее в этот чужой мир. Он чувствовал себя гордым и мощным, как никогда, представителем воздуха и земли в этой иной стихии. Честно говоря, он ни разу в жизни не охотился под водой и, если уж совсем начистоту, впервые плавал с ластами и в маске. Но с детства он был страшно уверен в себе, считал, что любое дело ему по плечу» (Аксенов 2005: 243).
Советский кинематограф 1960-х годов также зафиксировал новшества в спортивных увлечениях населения. В кинокомедии «Три плюс два», снятой в 1963 году по мотивам пьесы С.В. Михалкова «Дикари», три убежденных холостяка, отдыхая на Черноморском побережье, тоже плавают с маской и ластами. Следует отметить, что в самом михалковском тексте, написанном в 1956 году, фигурировали значительно более скромные атрибуты морских купаний:
«Степан (Роману). До ужина еще далеко. А сейчас пошли купаться!
Друзья берут полотенца, трусы и автомобильную камеру и уходят» (Михалков 1979: 324).
В период оттепели и десталинизации в СССР пришла мода и на зимнее плавание, в которой П. Вайль и А. Генис усматривают определенный политический подтекст: «Роль холодной воды и холода вообще представляется в те годы непомерной. Шумной сенсацией стало открытие бассейна «Москва» (на месте снесенного храма Христа Спасителя). Бюрократов в фельетонах помещали под ледяной душ критики. Реальной ледяной водой приводили в чувство пьяниц в вытрезвителях. Трудновоспитуемый хулиган в кинокомедии начинает исправление в рабочей бригаде именно с добровольно принятого холодного душа» (Вайль, Генис 1996: 143). Исследователи вообще полагают, что «холодная вода» в прямом и переносном смысле превратилась сама по себе в некий символ отрезвления и очищения общества от рутины «сталинского мещанства». Это, конечно, метафора. Обливания и обтирания советские медики и гигиенисты считали гарантией здоровья и до политической шоковой терапии ХХ съезда. И все же купание зимой как некий вид спортивных любительских занятий действительно появилось в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Фотокорреспонденты тех лет любили снимать эффектные моменты заплывов в ледяной воде, демонстрируя тем самым появление новых телесных практик, превращающихся в своеобразные модные тренды. Их запечатлела и проза В.П. Аксенова — повесть «Апельсины из Марокко» (1962): «Ну и парень этот Базаревич, такой чудик! Он каждый день это проделывает и ходит по морозу без шапки и в одном только тонком китайском свитере. Он называет себя „моржом" и все время агитирует нас заняться этим милым спортом. Он говорит, что во многих странах есть ассоциации „моржей", и переписывается с таким же, как и он сам, психом из Чехословакии. У них с этим чехом вроде бы дружеское соревнование и обмен опытом» (Аксенов 2005: 361). Число «моржей» росло. В Ленинграде, например, секция любителей зимнего плавания только при обществе «Спартак» насчитывала в 1963 году более 100 человек (Ленинградская правда 1963). А в Минске в апреле 1967 года состоялась, по сообщению газеты «Известия», всесоюзная научно-методическая конференция «моржей».
Конечно, в советской действительности поклонники и зимнего, и подводного, и обычного плавания испытывали трудности в поисках приличных одеяний для купания. Это в равной степени касалось и мужчин и женщин. Спортивные плавки были товаром дефицитным. И тогда на помощь приходили практики подмены. Литератор Д.В. Бобышев надолго запомнил совет одного из своих друзей: «На лето — в качестве купального костюма купи за 12 копеек детские трикотажные трусики, и на твоих взрослых чреслах они обретут тугую элегантность!» (Бобышев 2003: 116-117). Женщины и в разгар «оттепели» нередко купались просто в нижнем белье — трусах и лифчике, даже «моржихи». Правда, журнал «Работница» это осуждал: «Иногда видишь на берегу реки или озера женщин, купающихся в нижнем белье: трикотажных, шелковых трусиках и бюстгальтерах — белых, розовых, голубых цветов. Это настолько некрасиво, что лучше совсем не купаться тем, кто забыл взять с собой специально предназначенный для купания костюм» (Работница 1960б: 31). Одновременно предлагались и выкройки купальников из ситца. Модницы из числа любительниц поплавать умудрялись шить себе даже бикини. Хотя если судить по материалам комедии Л. Гайдая «Бриллиантовая рука», отечественные модельеры тоже пытались внедрять образцы «пляжного ансамбля мини-бикини — 69» в советское культурно-бытовое пространство (Кожевников 2001: 509). Закрытые же купальники, наиболее удобные для занятий водным спортом и сделанные из хороших синтетических тканей, были, как правило, импортными и потому малодоступными. Именно о таком пляжном наряде и способах его приобретения писал Ф.А. Абрамов в повести «Алька» (1971): «Есть, есть у нее купальник. Такой, что в ихней деревне и не снился никому, — темно-малиновый, шерстяной, с вшитым белым ремешком, с карманчиком на молнии (зимой три часа на морозе выстояла за ним в очереди)» (Абрамов 1987: 127).
Значительно менее требовательным к экипировке и одновременно самым модным спортивным увлечением 1960-х годов стал бадминтон. Он был очень демократичен, так как в любительском варианте не требовал специальной организации пространства, структуры, которая является, согласно П. Бурдье, показателем доступности тех или иных видов спорта широкой массе населения. В романе В.П. Аксенова «Пора, мой друг, пора» (1963) есть характерное описание обстановки советских дачных поселков: «В соснах иногда мелькали белые рубашки, по обочинам тихо проезжали велосипедисты, перед дачами люди играли в бадминтон» (Аксенов 2002: 327). Моду на бадминтон фиксировала и периодическая печать. Газета «Неделя» писала весной 1965 года: «С катастрофической быстротой исчезают с прилавков магазинов изящные ракетки, ажурные воланы и сетки, которыми запасаются на лето желающие обрести стройность и бодрость. Начинается очередная бадминтонная эпидемия» (Неделя 1965: 6). Набор ракеток для игры в волан вкупе с хулахупом являлись своеобразными аксессуарами, дополняющими модный облик в первую очередь женщины 1960-х годов. Гимнастический обруч, вращающийся вокруг тела, — самое популярное средство для похудения в годы оттепели, о чем, в частности, свидетельствуют строки из поэмы Е.А. Евтушенко «Братская ГЭС» (1965):
И терпя от насмешников муку,
Только сверху я трогала суп,
И крутила проклятую штуку
Под названием «хулахуп»
(Юность 1965: 55).
Действительно, идея стройности — результата физических упражнений — становилась основополагающей в новой, постсталинской повседневности. Единственный советский женский журнал «Работница» с 1957 года стал постоянно публиковать материалы под рубриками «Как стать стройной», «Последите, пожалуйста, за собой», в которых предлагались специальные комплексы гимнастики. На страницах журнала стали выступать практикующие врачи. Так, в февральском номере «Работницы» за 1960 год появилась статья профессора Ф. Меньшикова «Полнота не признак здоровья», где предлагалось специальное меню «на два дня для тучных» (Работница 1960а: 30).
В практике трудовой повседневности эпохи «оттепели» также проявились модные тренды спортивности и бодрости: на многих советских предприятиях согласно июньскому 1956 года постановлению Президиума ВЦСПС начали проводить производственную гимнастику (Рабочий класс СССР 1969: 276). Первоначально добровольно-принудительное оздоровление горожан по инициативе власти воспринималось с энтузиазмом и рассматривалось как выражение демократизации повседневности. Ведь в конце 1920-х годов физкультурные перерывы в рабочих цехах уже пытались внедрить сторонники системы НОТ (научной организации труда). Начинания нотовцев прекратились в условиях форсированного построения социализма. В 1960 году «пятиминутками бодрости» (так часто называли производственную гимнастику) было охвачено 7 миллионов человек, а в 1966-м — более 11 миллионов (Рабочий класс СССР 1979: 156). Профсоюзы занимались и подготовкой специальных общественных инструкторов, способных проводить эти «пятиминутки». В начале 1960-х годов на всесоюзном радио появилась специальная передача, которая выходила в эфир в 11 часов утра. Диктор бодрым тоном призывал работающих потянуться, провести сгибания, поставить ноги на ширине плеч и т.д. Однако полезное начинание не привилось на советской почве. Энтузиазм «оттепели» к началу 1970-х годов иссяк. К этому времени производственной гимнастикой занималось не более 15 % трудящихся. Но физическая культура в целом становилась частью досуга, реализуемого в приватном пространстве. Это нашло отражение в проникновении в стилистику одежды и внешнего облика советских людей элементов спортивности.
Как наряд первоначально приспособленный только для спорта в условиях советской повседневности, в годы оттепели стали распространяться женские брюки. Конечно, и в эпоху большого стиля женщины- физкультурницы в СССР надевали на себя нечто более комфортное и удобное, чем платья и юбки. Петербурженка, астрофизик Т.Е. Дервиз пишет в своих мемуарах: «Просторные шаровары с резинкой на поясе и у щиколотки, сатиновые и байковые, темных расцветок, для занятий спортом — обязательно! <...> Чего ж вам боле?!» (Дервиз 2011: 71). С началом десталинизации советские модельеры делали первые робкие шаги по внедрению в повседневную жизнь женских брюк, пока как сугубо спортивной одежды. В вышедшем в 1957 году первом за долгие годы справочном издании «Домоводство» была размещена статья с подробным «пошаговым» описанием построения выкройки женских брюк шириной 30 см (Домоводство 1957: 225-227). В 1959 году журнал «Работница» уже осмеливался давать следующие советы: «Всем, кто проводит отпуск в туристских походах, полезно иметь брюки или комбинезон на бретелях» (Работница 1959: 30). Примерно в это же время в Ленинграде на заседании постоянной комиссии по легкой промышленности при горисполкоме в октябре 1959 года было предложено сделать модный силуэт более спортивным и строгим. И ленинградские модельеры осмелились начать разработку фасонов женских брюк, которые в 1960 году журнал «Работница» назвал самой приемлемой одеждой для прогулок и занятий спортом (Работница 1960б: 31). Даже просталински настроенная художественная интеллигенция стала рассматривать спортивные элементы женской одежды как нормальное явление. В.А. Кочетов в одиозном романе «Секретарь обкома» (1961) посвятил целый абзац описанию брюк супруги главного героя, партийного работника Денисова: «София Павловна немало потрудилась над тем, чтобы одежды ее для такой поездки были удобны и в то же время, чтобы она выглядела в них соответствующим образом. Она сшила несколько комбинезонов с лямками, с медными пряжечками, с карманами и карманчиками, застегивающимися большими красивыми пуговицами» (Кочетов 1961: 85-86). В 1962 году тот же журнал «Работница» с явным назидательным осуждением писал: «Среди мам распространено мнение, что брюки можно носить только дочерям. А разве мамы во время отдыха не катаются на велосипеде, не ходят на прогулки в горы, не играют в волейбол?» (Работница 1962: 31). Это означало явную легализацию брюк в пространстве спортивно насыщенного досуга.
В условиях десталинизации и демократизации происходил, как известно, и процесс формирования новых, отличных от сталинских, канонов женской и мужской привлекательности. Чрезмерная брутальность и гиперболизированная женственность казались ненатуральными, как и плакатная красивость. Все это слишком напоминало статичные формы эпохи сталинизма, в рамках которой спорт был прежде всего способом формирования коммунальных тел, предназначенных для тяжелого труда, защиты социалистического отечества и производства потомства. На смену помпезной представительности пришла спортивная деловитость. На уровне частного пространства распространялись ориентиры женственности, отрицающие монументальные черты красавиц эпохи сталинизма, о чем свидетельствует мемуаристика шестидесятников. Привлекательными казались, например, Ася Пекуровская — «коротко, „под мальчика" стриженная, своевольная и очаровательная» (Штерн 2005: 130-131) или Галина Дозмарова-Харкевич, которая «обладала прекрасной спортивной фигурой» (Штерн 2001: 42), жена драматурга и барда А.А. Галича Аня, отличавшаяся почти декадентской худобой (Нагибин 1991: 224). Идеал стройной женщины, конечно же, подразумевал ее подвижность и спортивность, но без элементов атлетизма, характерных для женского канона времени большого стиля.
Демилитаризация спорта и его перемещение в сферу приватности сказались и на внешнем облике мужчин. Новый образец мужественности не был таким нарочитым, воинственным и публично демонстрируемым, как в эпоху большого стиля. Идеалом становился образ спортсмена-интеллектуала типа штангиста Юрия Власова и легкоатлета Валерия Брумеля.
П. Вайль и А. Генис отмечают: «Новый чемпион лучился улыбкой, поправляя очки, невзначай ронял томик Вознесенского, а установив рекорд, спешил на зачет по сопромату» (Вайль, Генис 1996: 207). То же можно было заметить и в любительском спорте. Для поколения 1960-х годов он превратился в практику повседневности, окрашенную элементами мужественной интеллигентности и романтизма. Такой характер носили, например, полулюбительское занятие альпинизмом, гимном которому стал фильм «Вертикаль» (1967) с песнями В.В. Высоцкого, и туризм, всегда сопровождавшийся авторской песней. И конечно, образ мужчины — человека спортивного вида с гитарой в руках — становился модным трендом.
Сообщества туристов, альпинистов, байдарочников 1960-х годов явно противопоставляли свои идеалы физического развития отдыху и спорту в духе норм большого стиля. Демилитаризация и демократизация занятий физической культурой, возможные в условиях десталинизи- рующегося советского общества, способствовали превращению агрессивной спортивной телесности эпохи большого стиля в некое модное тело, к обладанию которым проявляли стремление люди вне зависимости от их гражданской позиции.
Литература
Абрамов 1987 — Абрамов Ф. Дела российские. Повести и рассказы. М., 1987.
Аксенов 2002 — Аксенов В. Затоваренная бочкотара. Сборник произведений. М., 2002.
Аксенов 2005 — Аксенов В. Апельсины из Марокко. М., 2005.
Бобышев 2003 — Бобышев Д. Я здесь (Человекотекст). М., 2003.
Быховская 2000 — Быховская И. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
Вайль, Генис 1996 — Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1996.
Дервиз 2011 — Дервиз Т. Рядом с большой историей. Очерки частной жизни ХХ века. СПб., 2011.
Домоводство 1957 — Домоводство. М., 1957.
История советского рабочего класса 1984 — История советского рабочего класса. Т. II. М., 1984.
Кирсанова 1997 — Кирсанова Р. Гимнастерка, джимми и полпред. // Родина. 1997. № 11.
Кожевников 2001 — Кожевников А. Большой словарь. Крылатые слова отечественного кино. М., 2001.
Кочетов 1961 — Кочетов В. Секретарь обкома // Роман-газета. 1961. № 18.
Лебина 1983 — Лебина Н. От поколения к поколению. Историко-социологический портрет молодого ленинградского рабочего. Л., 1983.
Лебина, Чистиков 2003 — Лебина Н., Чистиков А. Обыватель и реформы. СПб., 2003.
Ленинград за 50 лет 1967 — Ленинград за 50 лет. Статистический сборник. Л., 1967.
Ленинградская правда 1958 — Ленинградская правда. 1958, 28 ноября.
Ленинградская правда 1959 — Ленинградская правда. 1959, 5 декабря.
Ленинградская правда 1963 — Ленинградская правда. 1963, 30 октября.
О'Махоуни 2010 — О'Махоуни М. Спорт в СССР. М., 2010.
Михалков 1979 — Михалков С. Дикари // Театр для взрослых. М., 1979.
Нагибин 1991 — Нагибин Ю. Рассказ синего лягушонка. М., 1991.
Наука и жизнь 1965 — Наука и жизнь. 1965. № 5.
Неделя 1965 — Неделя. 1965. № 20.
Новые слова и значения 1971 — Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х гг. М., 1971.
Очерки истории Ленинграда 1970 — Очерки истории Ленинграда. Л., 1970. Т. 6.
Память тела 2000 — Память тела. Нижнее белье советской эпохи. Каталог выставки. М., 2000.
Программа 1962 — Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1962.
Работница 1959 — Работница. 1959. № 6.
Работница 1960а — Работница. 1960. № 2.
Работница 1960б — Работница. 1960. № 6.
Работница 1961 — Работница. 1961. № 10.
Работница 1962 — Работница. 1962. № 5.
Рабочий класс СССР 1969 — Рабочий класс СССР. 1951-1965 гг. М., 1969.
Рабочий класс СССР 1979 — Рабочий класс СССР. 1966-1970 гг. М., 1979.
Смирнов 2004 — Смирнов И.П. Социософия революции. СПб., 2004.
Справочник физкультурника 1938 — Справочник физкультурника Ленинградской области на летний сезон 1938 года. Л., 1938.
Тюпа 2008 — Тюпа В. Кризис советской ментальности в 1960-е гг. // Социокультурный феномен шестидесятых. М., 2008.
Товарищ комсомол 1969а — Товарищ комсомол. Документы съездов, конференции и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968. Т. I. М., 1969.
Товарищ комсомол 1969б — Товарищ комсомол. Документы съездов, конференции и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968. Т. II. М., 1969.
Цендровская 1995 — Цендровская С. Крестовский остров от нэпа до снятия блокады // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. II. СПб., 1995.
Штерн 2001 — Штерн Л. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph. М., 2001.
Штерн 2005 — Штерн Л. Довлатов — добрый мой приятель. СПб., 2005. Юность 1965 — Юность. 1965. № 4.