Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Андрей Возьянов — слушатель факультета антропологии Европейского университета в Санкт- Петербурге, участник Международной ассоциации истории транспорта, трафика и мобильности (T2M — International Association for the History of Transport, Traffic and Mobility), автор музыкального проекта Kate in the box. Сферы исследовательских интересов — общественный транспорт, городские исследования, антропология звука.
Статья выполнена в рамках коллективного проекта «Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа», реализуемого в 2014 году на базе Лаборатории историко- культурных исследований ШГИ РАНХиГС, Москва (руководители О. Запорожец, Е. Лапина- Кратасюк)
«9 февраля 2012 года. Санкт-Петербург, станция метро „Купчино". На синей ветке крайне редкий случай — поломка поезда. Движения нет уже около 15 минут (при обычном интервале в 90-100 секунд). Люди на платформе обескуражены; сесть негде, освещение тусклое, назад не выйти из-за турникетов, но, кажется, самый главный удар нанесен по вере в надежность метро как транспорта, привычно не заставляющего ждать: „Ну все, это уже слишком, покупаю машину", — жалуется кто-то по мобильнику»1.
Возможно, некоторым читателям не понадобится представлять предмет этого разговора — если прямо сейчас они находятся на остановке общественного транспорта. Ситуация ожидания транспорта может показаться слишком обыденной и поверхностной темой для того, чтобы писать об этом. Но, как показывают исследования историков, «скучные» вещи не вполне стабильны в своей скучности: нерефлексируемые, рутинные, «маленькие» привычки медленно трансформируются вместе с остальной повседневностью. С ожиданием городского транспорта изменения тоже происходят — и я попытаюсь указать на них. Речь пойдет о нескольких локальных — и очень разных — историях, в которых обнаруживаются схожие черты и эффекты.
Исследование ожидания
Кажется, опыт человека, ждущего городской транспорт2, до сих пор не часто попадал в фокус анализа. Дэвид Бисселл пишет об ожидании как об «ахиллесовой пяте современных исследований мобильности» (Bissell 2007: 277): долгое время ожидание рассматривалось почти исключительно в количественном ключе маркетинга. Недавно к квалитативному исследованию ожидания обратились социологи и исследователи миграции, описывая его как культурно и исторически специфичную практику (Ehn & Lofgren 2010), осознанную жизненную стратегию в сложной экономической ситуации (Gray 2011), а также средство социальной стратификации (Conlon 2011). Последний подход наиболее типичен: ожидание — средство контроля и упорядочивания; ждать непрестижно; ожидание свидетельствует о несамостоятельности и непродуктивности. Эмпирически доступные аспекты пассажирского ожидания рассматривались подробнее. С этим связан ряд исследовательских находок: ожидание на улице «длиннее», чем ожидание в транспорте (Quarmby 1967); люди готовы ждать дольше, если на остановке есть информация о том, когда придет транспортное средство (Maister 1985); если в месте ожидания есть часы, время ожидания «уменьшается» (van Hagen et al. 2009). При этом общепринятое определение ожидания отсутствует. Его выводили в медицинских исследованиях (Bournes & Mitchell 2002), но речь шла о ситуации в клинике, и формулировка содержала узкоспециальные термины3, сложно переводимые на язык разговора о городской среде. Свойства последней, как мне кажется, играют важную роль в отношении горожанина к будущему — а ожидание транспорта мы будем рассматривать как один из видов такого отношения, имеющий специфические пространственные и временные координаты.
С ожиданием смежно несколько терминов, характеризующих отношения людей с будущим. Например, это «экспектации» в зиммелевской социологии — где поведение индивидов обуславливается системой социальных ожиданий и в то же время задает ее (Simmel 1950, цит. по: Coser 1977). Или «воображение», возникающее под влиянием репрезентации науки и одновременно направляющее в своем развитии техномиры будущего (Kearnes & Macnaghten 2006). В этих исследованиях речь заходит о взаимовлиянии самого будущего и представлений о нем в долгосрочной перспективе. Пассажирское ожидание выглядит на этом фоне как неприметный и зыбкий вид связи с будущим. Само оно дискретно, непродолжительно в сравнении со многими другими занятиями, а влияние его на будущее носит лишь эпизодический характер. Все же, хотя периоды ожидания едва ли претендуют на статус особенного переживания, они многочисленны и прочно встроены в рутинную городскую топографию. Ожидание возникает и во время поездки в транспорте, и при вождении во время пробки, во многом конституируя социальное устройство последней. К тому же, в то время как экспектации функционируют на фоне других повседневных процессов, не прерывая их, ожидание транспорта определяет физическое местонахождение и характер деятельности (или бездеятельности) человека. Схожим образом, локально, терпеливо и внимательно ждут в очереди — ее тоже можно встретить на остановке. Остановка — показательное место, где ожидание воплощается, локализуется и фиксируется.
«На какой остановке ты живешь?»
Вполне резонен вопрос о том, является ли вообще остановка местом. В теории конца XX века места, до того по умолчанию статичные, начинают пониматься также как непрерывно (пере)формируемые потоками транспорта, информации, товаров, людей (Cresswell 2002). Для отмежевания «хрупких», транзитных пространств от мест в их традиционном антропологическом понимании (как имеющих историю и связь с идентичностью) Марком Оже введен в обиход термин non-place — «не-места» (Auge 1995: 77). Примерами не-мест у Оже выступают супермаркеты, эскалаторы метро, аэропорты — транзитные и монофункциональные элементы города. Люди в них находятся рядом, но не вместе. На остановке стыкуются ритмы движения городского транспорта и индивидуальных передвижений; происходящее во многом схематично, стандартизировано и не требует вербальной коммуникации между людьми. Здесь мы имеем дело с относительно скоротечными, комплементарными по отношению к самой поездке практиками, которые зачастую так же быстро забываются. Остановка показательно далека от гетеротопии — фукольдианского «другого пространства» в городе (кладбища, больницы, тюрьмы) с его четкими границами, автономными ритмами и непроницаемостью. С другой стороны, многие черты остановки располагают к тому, чтобы рассматривать ее как место. Степень «транзитности» различных остановок неодинакова и связана с конкретным локусом, его материальным обустройством и режимами движения транспорта в нем. Поэтому я предпочел бы говорить здесь не о дихотомии между местом и не-местом, а о репертуаре режимов остановки, более или менее подпадающих под одну из этих антонимичных категорий.
Как положено месту, остановка имеет географический адрес и, по общему правилу, название. Она — своего рода медиатор между человеком и транспортом, между личными и общественными маршрутами. Несмотря на то что в нормах проектирования остановка рассматривается как вторичное место, располагаясь «в местах массового скопления пассажиров», вблизи центральных входов и проходных определенных объектов — «крупных жилых микрорайонов, торговых и развлекательных центров, крупных промышленных предприятий»4, она сама формирует некий центр, участвуя в организации карты перемещений своих пользователей. На то, какое место она может занимать в картировании городского пространства, косвенно указывает такой привычный для горожанина вопрос, как «На какой остановке ты живешь?». Человек обычно пользуется одной и той же остановкой, даже не зная точного расстояния от нее до дома; ему не приходится совершать этот выбор каждый день. Таким образом, остановку характеризует insideness — некоторая степень прикрепленности, вовлеченности и интереса человека или группы людей, которую Эдвард Рельф считает признаком места (Relph 1976, цит. по: Seamon & Sowers 2008).
Кроме того, жизнь каждого остановочного пункта несколько отличает его от остальных — и в связи с дизайном самой остановки, и по номерам и частоте проходящих здесь маршрутов, и под влиянием специфики места или района. Здесь (и зачастую только здесь) встречаются живущие или работающие в окрестностях люди. На «заурядной» мариупольской6 остановке «Улица Полетаева», обслуживающей целый микрорайон, где за последние десятилетия возникли магазины, школа, рынок, чаще всего многолюдно. В течение дня заводских рабочих сменяют служащие, студенты, школьники, пенсионеры и родители с детьми, затем — работающие во вторую смену и т.д. Эти категории пассажиров, конечно же, встречаются друг с другом, и при наблюдении становится заметно, как разнится их пребывание на остановке. Но, как правило, пребывание всех этих непохожих горожан на остановке связано с тем парадоксом, что быстрому перемещению обычно предшествует неизбежный период ожидания — в здании вокзала, на платформе метро или под козырьком остановки. Ожидание оказывается общим контекстом для пребывания на остановке, или, если угодно, его фреймом (эта категория Ирвина Гофмана нередко напрашивается в разговор об общественном транспорте). При этом что-то из происходящего на остановке прямо связано с транспортом и движением, а что-то лишь делается возможным в связи с ожиданием здесь. Остановка уместна для городской жизни — и вместе с пассажирами образует ее особый хронотоп.
Устройство ожидания на остановке, материальное и социальное
Опыт пассажира во многом формируется материальным ассамбляжем остановки и тем, как она вписана в окружающую среду. Пространственные границы остановки в разной степени выражены в зависимости от того, выделена ли она в островок посреди проспекта или является частью тротуара, в какие положения помещаются на ней люди — сидят, стоят, тревожно всматриваются в дорогу или разглядывают рекламный плакат. Смена «фрейма» публичности и времяпрепровождения особенно заметна в метро, где границу ожидания обозначает турникет: пройдя его, человек становится «пред-пассажиром» — он еще не едет, но уже оказался там, где действуют специфичные для транспорта правила и режимы.
Внешний визуальный дизайн остановки может выходить за рамки прямых функций и апеллировать к сфере эстетики. Многим знакомы причудливых форм, оформленные разноцветной мозаикой остановочные павильоны на Черноморском побережье; а в Интернете несложно найти подборку снимков с изображениями остановок, облик которых прорабатывается особенно тщательно или нарушает шаблоны6. Здесь можно вспомнить и станции советского метрополитена (впрочем, устройство ожидания в метро — разговор отдельный). Для пассажира остановочная архитектура может служить знаком качества работы транспорта: одно дело — пустырь, где ничего не напоминает об общественном транспорте, кроме затертой пиктограммы на дорожном знаке, и совсем другое — защищающий от ветра и снега, освещенный крытый павильон с рекламой, схемами, справочной информацией. Остановка — визуальный ориентир на незнакомой местности: в Европе даже получили распространение фальшивые остановочные павильоны, куда приходят пациенты домов престарелых с целью убежать; их находят сотрудники, либо они перестают думать о побеге после периода ожидания7.
Остановка может частично совмещать в себе элементы улицы и помещения. Так, на остановке «Улица Полетаева» располагается остановочный павильон под деревянной крышей, совмещенный с ларьком.
Длинные деревянные скамьи, которых здесь две, — типичная черта основательных, добротных остановок советского происхождения: они задают положение тела и условия видимости. На обеих скамьях обычно мало свободного места, частично оно занято сидящими, частично — заставлено пакетами и сумками. Не все сидящие видят проезжую часть: одним мешает раскидистое дерево, другие из-за расположения скамьи сидят спиной к ней — но и те и другие могут наблюдать (и наблюдают) за теми, кто ее видит. Впрочем, иногда люди сами обустраивают пространство для ожидания — например, в Мариуполе пожилые стелют платок на ступеньки входа в магазин у остановки.
Ожидание — это и состояние, или положение, людей, и некоторый круг совершаемых ими действий. Оно в целом рутинно и проблема- тизируется только при неполадках в работе транспортной инфраструктуры. Ожидание можно описывать в рамках представлений о полезном времени, статуса опоздания в конкретной ситуации или в локальной культуре, отношения людей к цели поездки. Но представляется, что поведение на остановке не вполне охватывается более общими культурными схемами. Для различных людей ожидание неоднородно и изменчиво с точки зрения его длительности, динамики, насыщенности и закрепленности в пространстве. В частности, можно говорить о разных степенях вовлеченности пред-пассажиров в ожидание транспорта. Одну манеру ждать, как представляется, уместно назвать «внимательной». Внимательное ожидание принадлежит к той категории, которую Ирвинг Гофман описывает как focused gathering (цит. по: Kendon 1988: 24). Оно имеет совместно поддерживаемый центр внимания — ожидаемый приезд маршрутки или троллейбуса — и некое подобие телесного кода: то есть осуществляется в положении стоя, с максимальной приближенностью к проезжей части, с устремлением взгляда навстречу транспортному потоку. Маршрутки проезжают через «Улицу Полетаева» почти каждую минуту и тормозят, лишь завидев пассажиров, троллейбусы появляются намного реже и останавливаются всегда — а значит, казалось бы, характер ожидания указывает на вид ожидаемого транспорта. Но при наблюдении выясняется, что ждущие пристально следят за троллейбусными проводами, которые, по их убеждению, начинают покачиваться за некоторое время до того, как приедет троллейбус, — а главное, раньше, чем его становится видно. Или же подходят к проезжей части вплотную, иногда заступая прямо на нее, вглядываясь в сторону, откуда должен приехать трамвай или троллейбус. Похожие вещи наблюдали и в других местах: «Одним из наиболее популярных воспоминаний, связанных с трамваем (речь идет о городе Карпинск, Свердловская обл., где трамвайная система закрыта в 1994 году. — прим. А.В.), остались рассказы о том, как пассажиры прикладывали ухо к рельсам, чтобы определить приближение встречного вагона»8. Причем такое поведение встречается даже при интервале на линии в три-четыре минуты: внимательность ожидания не имеет прямого соотношения с его длительностью.
Еще одна значимая характеристика ожидания — его событийность, илинасыщенность, которая — не то же, что внимательность. Насыщенность может задаваться устройством маршрутной сети, например если через остановку проходит несколько маршрутов, одни из которых ходят существенно чаще, чем другие. Тем, кто ждет «редкого» маршрута, приходится испытывать многократно чередующиеся надежду (завидев троллейбус) и разочарование (различив его номер). С другой стороны, такое сфокусированное ожидание рискует затянуться — потому что, вместо того чтобы пойти пешком или сесть в маршрутку с относительно дорогим проездом, бережливый пассажир заметит на горизонте следующий троллейбус.
Особый режим ожидания, типичный для советских десятилетий и переживающий в эпоху маршруток новый всплеск популярности, — очередь. Подробное ее описание мы можем встретить в книге Владимира Марамзина «Кто развозит горожан»:
«Очередь стоит организованно, она готова спокойно, по одному войти внутрь машины и сесть. Вот подходит автобус. Очередь слегка, конечно, дрогнет от радости, приготовясь немедленно кинуться в двери. Она разделится пополам: ее половина отстанет и выстроится коридором с двух сторон дверей передних. Так порядок очереди сразу же невольно сломается. Первые ревниво глядят друг на друга, ждут с волнением, в какую дверь начнут скорее входить» (Марамзин 1969: 46-47).
Старожилы Мариуполя описывают очередь перестроечного периода иначе, чем Марамзин, вспоминая, к примеру, что «мужики, кто сильней, цепляются за эти за поручни, а мы стоим, женщины. <...> Пока мужики не сядут, женщинам делать нечего» (Инф. 1). Рассказывают и о тактиках уменьшения временных затрат на стояние в очереди, причем если сама очередь во многом анонимна, то для ее «обмана» задейство- вались личные знакомства:
«Инф.: .занимаем очередь. Вот свои, железнодорожники (коллеги по цеху. — прим. А.В.) свои занимали. Кто-то один пришел там, раньше занял, потом уже и мы становимся.
Инт.: А разрешали остальные, не ругались?
Инф.: А мы же впереди этого человека, впереди этого человека, за кем мы, потому что если мы сзади него станем, эти задние станут кричать, куда ты лезешь. Поэтому они занимают, ну... стоит она, никуда не идет, а мы все впереди ее становимся» (Инф. 1).
Если же очереди нет, пред-пассажиры пытаются угадать точное место, напротив которого окажется дверь в салон, чтобы зайти раньше многих и занять место поудобнее (а в час пик — просто чтобы зайти; зазевавшиеся на остановке рискуют ждать следующего троллейбуса). Словом, ожидание оказывается неотделимым «префиксом» поездки в общественном транспорте, с ее беспокойствами, маленькими хитростями и обыденными правилами.
Освоение ожидания
Остановка нередко служит площадкой для различных видов активности и проявлений социальности (несмотря на подразумеваемые в публичном пространстве анонимность и вежливое невнимание). Многие из них напрямую связаны с транспортом и с тем, что о его работе знают постоянные пользователи. Пример — вопросы о том, давно ли нет трамвая, часто ли он ходит или какой маршрут только что ушел. Но чем дольше и комфортнее (хотя бы в связи с возможностью сидеть) ожидание транспорта, тем больше шансов для разговора на отвлеченную тему, встречи со знакомыми, завязывания знакомства — так, моя бабушка на остановке познакомилась с женщиной, у которой потом несколько лет покупала для семьи козье молоко. К отступлениям от анонимности могут располагать не только большие интервалы и возможность ждать сидя, но и, к примеру, время суток: мне несколько раз доводилось наблюдать за тем, что происходит на «Улице Полетаева» перед прибытием самой первой утренней маршрутки, которая всегда приходит строго по расписанию. Буквально все ожидающие подошли совсем незадолго и почти одновременно, перездоровались друг с другом еще на остановке, с точностью до минуты назвали время прибытия и продолжили беседовать внутри, здороваясь с входящими на следующих остановках; такую же картину с первым автобусом я видел в Ростове-на-Дону.
Коммуникация в пространстве остановки может носить опосредованный, вялотекущий характер. Внутренняя сторона стены остановочного павильона густо заклеена объявлениями; активно используется и стоящий рядом стенд, специально для этого предназначенный. Объявления пестрят предложениями, связанными с недвижимостью, покупкой волос, рекламой языковых курсов, приглашениями на встречу Свидетелей Иеговы, обещаниями дополнительного заработка на дому — в общем, стремятся охватить потенциально рыночный спектр повседневности. На некоторых объявлениях есть «лепестки», и многие из них уже оборваны — а значит, коммуникация состоялась, хотя бы односторонняя и в минимальном объеме. И остановка — подходящее место для такой коммуникации. Кроме случаев фланерства с разглядыванием витрин и прохожих, где еще в пределах улицы, как не на остановке, мы задерживаемся подолгу и готовы растратить внимание — его-то и захватывает текст.
Многозначительный эффект может производить присутствие на остановке детей, интенсивно заполняющих свое время игрой. Их активность представляет собой зрелище для присутствующих и повод для повышенного внимания со стороны родителей. Ожидание последних «сгущается», становится более тягостным и напряженным; для наблюдающих за игрой оно, напротив, отходит на задний план, по крайней мере ненадолго. Дети, которых заставили успокоиться и сидеть тихо, сами начинают производить ожидание: ход времени для них замедляется, всякая следующая минута — повод поныть; и тогда желать скорого приезда транспорта начинают все.
Опрос пожилых мариупольцев, мобильности которых посвящен мой полевой проект, удивил меня: чуть ли не единственным пунктом, по которому к транспорту не было высказано претензий, было расположение остановок. Мы можем догадываться о том, как формировались остановки вроде «Улицы Полетаева» с их осязаемостью и следами жизни тех, кто на ней бывает: на пересечении особенностей работы транспорта и транспортной инфраструктуры, специфических привычек завязывания знакомств, попросту климата, требующего крыши над головой. Так или иначе, остановка может быть «обитаемой» и соединять различные элементы рутины пассажира-горожанина. В лексиконе информантов мне встретилось до того не слышанное слово, обозначающее остановку — «ожидаловка»; молодые люди его не используют. На ожидаловке ждут со знанием дела — не (только) в смысле обладания некоей компетенцией по рационализации своего времени, но реализуя накопленный культурный опыт.
Сегодня есть основания говорить о возникновении новых практик ожидания наряду с привычными, скажем, советским пассажирам. Это смена транспортного ассортимента, о которой подробнее будет сказано ниже, а также распространение мобильных технологий, портативных устройств и, как следствие, мультитаскинга. Практика сосредоточенного (я бы даже сказал, увлеченного) ожидания транспорта, о котором шла речь выше, представляется характерной для людей по ту сторону «цифрового разрыва», которым непривычны чтение электронной книги, написание СМС, разговор по мобильному, наконец, музыка в наушниках. Их младшим согражданам эти занятия позволяют не то что бы не ждать, но не чувствовать себя ждущими. Для описания такого «освоенного» времени Джовани Гаспарини вводит термин «экипированное ожидание» (equipped waiting) (Gasparini 1995), и вместе с цифровыми технологиями множатся возможности для этой экипировки. Ожидание становится полиритмичной активностью (Вахштайн 2011: 243): ждать — лишь одно из дел, которыми ждущий занят в этот момент. Материальная и социальная специфика пространства остановки теряет для пользователей карманных гаджетов значимость — большая часть их деятельности не зависит от того, находятся они на остановке или где-то еще. Такое расфокусированное ожидание имеет телесную форму: пассажира стоящего («сидеть» — слишком напоминает «ждать») на расстоянии от проезжей части, с блуждающим между дисплеем и дорогой взглядом, и несколько «рассеянного». В этот момент он — не только ждущий человек, но и участник социальной сети, ньюсмейкер в Твиттере или просто веб-серфер. Ответ такого пассажира на вопрос, заданный некогда Борисом Гребенщиковым и вынесенный в заголовок этой статьи, может быть таким: глупее, чем ждать, — ждать, ничего не делая.
Можно показать наиболее типичные привычки ожидания на графике, где вертикальная ось (насыщенность) представляет степень событийности проводимого на остановке времени, а горизонтальная ось (внимательность) указывает на то, насколько характер этого времяпрепровождения связан с приходом транспорта. Виктор Вах- штайн анализировал просмотр телевизора, различая вовлеченность и внимательность как один из компонентов вовлеченности (там же: 240). На нашем графике ось «внимательность» примерно соответствует внимательности в системе Вахштайна; насыщенность, по-видимому, указывает на то, насколько полиритмично ожидание. Играющие дети оказываются в верхнем левом сегменте графика; бабушка, заступившая на рельсы в ожидании трамвая, — в нижнем правом. Звонок диспетчеру окажется вверху справа — здесь ожидающие совершают попытку выйти за пределы ожидания и активно повлиять на то, что задает его длительность. Некоторые виды активности особенно сложно расположить на графике (например, думание); некоторые динамичны — как разговор, который с продолжительностью ожидания все больше рискует перейти на тему транспорта. Конечно, этот график не дает возможности проводить какие-либо количественные расчеты, но схематически изображает соотношение между типичными переживаниями пред-пассажиров. Здесь можно увидеть, что насыщенность ожидания и его внимательность не обязательно коррелируют друг с другом.
На обычной остановке человек сегодня движется преимущественно влево и вверх по графику. Но и свойства самой остановки тоже меняются.
Остановка по требованию: от места к случаю
В каком-то смысле слово «остановка» семантически противоположно слову «ожидаловка», указывающему на пассивное и длящееся состояние пассажира. «Остановка» обнаруживает родство со словом «останавливать» и обозначает активное действие субъекта. Родовыми понятиями такой остановки могут быть не (с)только «место» и «состояние», но и «случай», «событие», «ситуация». Примечательно, что в английском слово situation (ситуация) родственно глаголу situate (располагать) и отсылает нас к пространственной закрепленности практикиостанавливания, а также к ее непостоянному, ситуативному характеру.
Ситуативны те остановки, что совершаются по просьбе пассажира в не включенном в соответствующий перечень месте. Распространились они вместе с маршрутными такси, где роль пассажира вообще несколько активнее, чем в других видах общественного транспорта9. Как маршрутки, так и остановки по требованию существовали и в советское время, но едва ли были рутинным явлением. Количество маршруток было невелико, а подвозили они в основном к вокзалам, аэропортам, выставкам и т.д. (в Мариуполе это были пляжи) — местам, где человек бывает «по особому случаю», проводя досуг или в связи с дальней поездкой. Тогда остановки функционировали в режиме «по требованию» при малом или неустойчивом пассажиропотоке. Для того чтобы остановить маршрутку на таких остановках, нужно было подать водителю сигнал (голосом или кнопкой — чтобы выйти, поднятой рукой — чтобы войти). Событие остановки в данном контексте тоже носит «вероятностный» характер, но оно закреплено в пространстве, и тому зачастую имеются материальные свидетельства — хотя бы трафарет с соответствующей надписью.
Остановки в эпоху маршруток делаются (должны делаться) в любом месте, где останавливаться не запрещено правилами дорожного движения, — по просьбепассажира. В этом можно видеть жест услужливости водителя по отношению к клиенту — ведь именно в этой роли выступает пассажир частного маршрутного такси.
Остановка на улице, параллельной улице Полетаева, устроена совсем по-другому. Она не обозначена ничем, кроме того, что здесь периодически останавливаются и ждут люди. Если на этом месте никто не стоит, то свидетельства существования остановки просто не обнару- жимы. Данная «остановка по требованию» конституируется не через артефакты, а через взаимодействие, являясь в каком-то смысле скорее ситуацией, чем местом. Сигналом со стороны пассажира может быть жест-«голосование» (поднятая рука) или, например, приближение и поворот лицом к обочине. Здесь вовлеченный режим ожидания — необходимое условие, особенно если ожидающий один, что вполне вероятно для этой немноголюдной остановки.
Водитель с пассажиром-пешеходом вовлекаются в создание ситуации остановки. При этом на фиксированность остановки в пространстве указывает способ, которым ее «объявляют». Желающему выйти в положенном месте достаточно произнести «на остановке» (или нажать на кнопку), и водитель остановится на ближайшей остановке по ходу следования. Для остановки «без места» и «по случаю» едущему необходимо назвать улицу, магазин или как-то иначе понятным для водителя образом индивидуализировать пространство. Остановок «тут» и «здесь», если верить стикерам в маршрутках, не существует — во всяком случае, многие маршрутчики их не любят. Кроме того, хоть остановка и не имеет видимых границ, их ощущают как пассажиры, так и водители. Человек за рулем определяет, стоит ли человек на улице в такомместе, какое уже принадлежит остановке, и требует остановки как действия. «Кандидат» в пассажиры, в свою очередь, может демонстрировать знание границ, в пределах которых поднимать руку не требуется, а в других местах тормозить маршрутку жестом.
Практика остановок «по случаю» меняет и практики ожидания различных категорий пассажиров, социально маркируя ожидание. Это связано с тем, что некоторые социальные группы имеют льготы на проезд (на Украине имеют право ездить бесплатно в маршрутном такси «Дети Войны» — те, кто родился ранее 1945 года). Водители мариупольских маршруток часто не останавливаются в положенном месте, если видят там одних пенсионеров, но готовы сделать остановку «по случаю» для голосующего помладше. То есть они сканируют взглядом пространство, опознаваемое как остановка, с целью определить, есть ли на нем ожидающие, платежеспособные на вид. Так как платежеспособность определяют визуально, люди, выглядя молодо, имеют больше шансов быть «подобранными» маршруткой. Другие же, напротив, оказываются в уязвимом положении — в том числе те, кто в силу возраста попал в категорию пенсионеров, но обязан (и зачастую готов) оплачивать проезд в маршрутке10. В результате для пожилых в перечне остановок — лишь места для ожидания, которые являются закрепленными, обозначенными и коллективными.
Для того чтобы маршрутка все же остановилась, пенсионеры используют различные тактики. Пожалуй, самая конформная тактика — пойти на соседнюю, более отдаленную, но и более многолюдную остановку (такую, как «Улица Полетаева»), где риск оказаться в одиночестве или в обществе таких же льготников невелик. Ожидающие пенсионеры прибегают к визуальному обману. Одна хитрость направлена на создание у водителя ощущения, что на остановке не только пенсионеры: пожилые просят молодых, выпивающих у ларька на остановке, постоять рядом с ними, поближе к обочине, и тогда маршрутка останавливается. Другая хитрость имеет целью скрыть присутствие — пожилые люди буквально прячутся из поля видимости водителя, чтобы в нужный момент быстро подойти к двери11. Еще один способ побудить водителя сделать остановку — наглядно пообещать ему денежное вознаграждение: «они не остановятся, потому что вы пенсионерка стоите. Вы вытащите два рубля и вот так перед... он едет, он остановится. Ну что, вытаскиваю из кошелька два рубля, едет ПАЗик, автобус двадцать пятый, я вот так (машет рукой, имитируя пальцами держание купюры. — прим. А.В.)... останавливается, и я села» (Инф. 2).
То, как обращаются пассажиры и водители маршрутных такси с остановкой, причудливым образом встраивается в описанный Мануэлем Кастелльсом современный сдвиг от пространства мест (space of places) к пространству потоков (spaces of flows) (Castells 1996). Маршрут общественного транспорта — вообще удобный пример для иллюстрации «потока»: у него есть, как отмечает Роб Шилдс, направление (direction), кроме того, маршрут, как и поток, интенци- онален (ведь организуется намеренно), но не телеологичен (то есть не имеет конечной цели) (Shields 1997: 3). Нам же интересен еще один признак потока, отмеченный Шилдсом, — ритм (rhythm): под ним в случае маршрутов общественного транспорта понимается средний интервал движения. Для тех, кто хочет уехать, остановки по требованию — не только и не столько экономия сил и времени. Рискну предположить, что в большинстве своем нынешнее поколение пассажиров маршрутки — не те, кому сложно пройти лишнюю пару сотен метров до остановки, но те, кому состояние ожидания на остановке кажется неприемлемым. Рассказывают и о привычке идти пешком от одной до следующей остановки в надежде поймать по пути обгоняющую маршрутку. Давно замечено, что ожидание снаружи тягостнее ожидания внутри транспорта (Ben-Akiva & Lerman 1985). Маршрутка, зачастую едущая не быстрее (или даже медленнее) трамвая, воспринимается как «быстрый» вид транспорта не за скорость, а потому что ходит чаще и способна избавить человека от ожидания — подобрать его на своем «потоке», состоящем из неограниченного числа остановок по случаю. Если мы вспомним о нашем графике, то увидим, как пассажир, тормозящий маршрутку, движется к пределам верхнего правого сектора — внимательного ожидания, — но, ввиду скорости потока, находится там недолго.
Информация vs ожидание. Об остановках будущего
То, как люди ждут, во многом определяется тем, что они знают об ожидаемом. Эти знания могут накапливаться в многолетнем опыте в виде представления о среднем интервале движения, который встраивается в планирование личного времени, в частности уходящего на поездку. Причем ожидание здесь — лишь запас между другими делами/временными отрезками. То есть оно закладывается во временной бюджет как гарантия не опоздать — при условии некоторого доверия к транспорту. Другое дело, если ожидание возникает не только из личного опыта наблюдения, но и опирается на некоторую внешнюю систему — расписание. Ожидание вписано в пространство остановки в форме табличек с расписанием или интервалом движения, прямого или обратного отсчета на электронном табло. Впрочем, иногда информация на остановке может размещаться скорее с целью формального соблюдения требований и быть довольно бестолковой. На одной из мариупольских остановок указан интервал движения в 1 час 40 минут, который отражает действительность, но едва ли может быть кому-то практически полезен. На остановке «Улица Полетаева» тоже есть столб, на котором довольно высоко (выше двух метров над землей, возможно, для защиты от «вандалов» и охотников за металлом) висят информационные остановочные таблички. Информацией на них обычно не пользуются; остановка находится в спальном районе, а значит, здесь бывают в основном пассажиры с эмпирическим знанием о расписании. С другой стороны, пассажиры по-разному обращаются с этим знанием: видя расписание, могут не доверять; а доверяя, не использовать. Пользователи маршруток его, можно сказать, избегают (вместе с ожиданием). Впрочем, для пожилых мариупольцев равнодушие к расписанию нетипично. Информация о графиках движения собирается, накапливается, передается в виде локального знания, а при дефиците — выясняется у экспертов- диспетчеров и старательно фиксируется.
Интересно, что и стремление воспользоваться расписанием приводит к практически неизбежному ожиданию. «Если вот на семь (время отправления автобуса. — прим. А.В.), то я полседьмого из дома выходила, но тут-то идти, пять-десять минут. Где-то уже без двадцати семь уже стоим» (Инф. 1). Лучше трамвай подождать, чем на него опоздать, — на то ведь и нужны расписания. Бывшая работница трамвайного депо в Мариуполе поведала мне историю о том, как в советское время при 15-минутном опоздании трамвая ждущие люди брали диспетчерскую у депо штурмом, не уходя до тех пор, пока не дадут вагон. В эпоху «рассеянного» ожидания со смартфоном в руках задержки воспринимаются по-другому. Кто-то сообщает по мобильному о своем предстоящем опоздании и продолжает дальше слушать музыку, кто-то пытается повлиять не на само ожидание, но на отношения с ним — садясь в другой транспорт; едва ли сегодня можно представить коллективный поход разгневанных пассажиров в диспетчерскую.
В столь непохожей на Мариуполь столице Норвегии (впрочем, эти два города близки по численности населения) с ожиданием борются другими способами. Первый — внедрение GPS-слежения и технологий, позволяющих транслировать данные о движении транспорта в реальном времени — так чтобы их могли видеть пассажиры.
«Осло, июнь 2012. Остановка Vikalorvet. Трамвай маршрута 13 приедет через пять минут—так говорит электронное табло. Люди беседуют друг с другом, листают журнал, пишут СМС, на рельсы никто не выходит. Это сложно из-за того, что остановка расположена на платформе — но, думаю, в любом случае, они просто знают, что трамвай придет».
К безмятежности пассажиров располагает сразу несколько обстоятельств помимо имеющегося опыта пользования. Срабатывает доверие к «электронике»: электронный дисплей не требует предшествующего знания, он кажется надежным и актуальным — ведь цифры на нем меняются ежеминутно. Плюс к этому, синий пластиковый круг на крыше павильона с надписью «5 min» намекает на среднее время ожидания на остановке (кажется, он предоставляет примерно ту гарантию, которую хочет иметь аудитория маршрутки в Мариуполе). В обратном отсчете
на табло европейских остановок не указывается местное время — тут лишь краткосрочное и прикладное знание о транспорте. Здесь, как и в остановках по требованию, можно усмотреть характерную постсовременную трансформацию отношения ко времени — снижение значения «индустриализированного времени, контролируемого часами, и возвращение к его доиндустриальному задаче-ориентированному концепту» (Holley et al. 2008: 32). В этой логике транспортный ритм, неизбежно публичный и довлеющий над личным, как раз предпочтителен в виде интервалов. То есть выгодой считается не возможность знать и эффективно использовать расписание, а гарантия в любой момент уехать в нужном направлении «не более чем через N минут». Правда, обращение к интервалам, хоть и показывает акценты в восприятии, но не говорит о том, что расписание стало недоступным: горожане в Осло не лишены возможности планировать поездки поминутно. Внутри трамвая есть бесплатные брошюры (их можно забрать с собой), где указаны точные расписания для всех маршрутов и время движения от конечной до каждой из промежуточных остановок.
Таким образом, можно говорить о двух эффектах, происходящих с (пост-)современным ожиданием: его делокализации и присвоении пассажирами. В каких-то случаях эти эффекты друг другу альтернативны, в каких-то — друг на друга накладываются. В Осло люди проводят все меньше времени в месте ожидания и состоянии ожидания, как физически (приходя на остановку с минутной точностью благодаря приложению в айфоне), так и с точки зрения активности (работая на остановке примерно с тем же успехом, что и в офисе). Trafikanten, уже упомянутая информационная служба Осло, планирует появление на остановочных табло таких данных, как длина следующего транспортного средства, наличие в нем низкого пола/пандуса для колясок на входе и даже степень заполнения салона. С таким детализированным знанием о будущем ожидание становится все менее ощутимым. Система обслуживания (и ожидания), где предыдущий опыт пользователя не дает ему никаких преимуществ, иллюстрирует тезис Ульриха Бека о том, что в обществе риска «прошлое теряет свою власть определять будущее» (Beck 1999: 137). Неважно, что одни пассажиры в городе впервые, а другие ездят этим маршрутом несколько лет: в данный момент они видят одну и ту же информацию на табло. Наконец, о движении общественного транспорта в Осло в реальном времени можно узнать через приложение Trafikanten для iPhone и Android: то есть где бы вы ни находились. Недавно появившаяся опция уже пользуется спросом: в первые месяцы после выпуска приложения на сервисе play.google.com больше половины (около 850) проголосовавших оценили его пятью звездами из пяти, а детальные комментарии юзеров выдают желание пользоваться этим инструментом регулярно12. При помощи приложения достигается эффект, о котором писал Уильям Митчелл (Митчелл 2013): практики перестают быть связанными с местами; на остановке можно отсутствовать не только виртуально/социально (доверившись табло и «уйдя в айфон» с головой), но и физически.
Признаем, что вопрос доверия к электронным табло и приложениям тоже не лишен смысла. В некоторых исследованиях (см. например: Mishalani et al. 2006) такое доверие презюмируется. Между тем в 2011 году в Тбилиси местные жители не советовали мне полагаться на электронику на автобусных остановках, поскольку не верили ей сами. В Берлине отношение пассажиров к электронному табло тоже успело «обрасти» практическим знанием. Многие успели заметить, что на пересадочных станциях информация о поезде, отправляющемся с соседней ветки, слегка «спешит». Если на станции Mockernbrucke нужно пересесть с линии U7 на линию U1 и табло показывает, что ждать следующего поезда осталось 10 минут, по эскалатору вверх устремляются «продвинутые пассажиры». Причина в том, что почти наверняка стоящий там состав закроет двери лишь через 30-40 секунд. Вероятно, такая неточность была введена разработчиками для предотвращения давки и спешки, но была разоблачена — впрочем, далеко не всеми пассажирами. Опять же, по Беку, с новыми возможностями контроля над ожиданием мы получаем и новые риски — самим быть контролируемыми посредством технологии.
В Мариуполе, где новшества в виде электронных табло и приложений с графиками движения транспорта в ближайшем будущем не планируются, с появлением маршруток появилось и новое поколение остановок (помимо тех случайно-невидимых, которые «по требованию»). Они похожи одна на другую — небольшие, с пластиковыми крышами, моментально нагревающимися в жару, минимумом сидений и, конечно, без расписаний; кстати, не встретить на них и ларьков. Место, где ожидание ранее локализовалось и обустраивалось, меняется сообразно кратковременности и необязательности пребывания здесь. Любопытно, что в европейских городах (вроде того же Осло) на длинной трамвайной платформе вы тоже найдете сидячие места лишь для троих или четверых — видимо, предполагается, что большинство использует свое время в другом месте.
В 2006 году Массачусетский технологический университет взялся за разработку остановки будущего «EyeStop», где «.автобусный терминал даст советы по нахождению в городе, расскажет о его достопримечательностях, гостиницах и даст выход в Интернет. <...> У пассажиров, ожидающих автобус, будет возможность воспользоваться web-почтой, посмотреть карту города и информацию о ближайших событиях. Кроме того — пополнить счет на мобильном телефоне, узнать температуру воздуха в настоящий момент или прогноз на будущие дни и многое другое»13. Позволю себе заметить, что сегодня этот проект несколько отстает от времени. Все многочисленные посулы «EyeStop» у горожанина уже в кармане — или на табло: ожидание стало прозрачным, оно оптимизировано и обезврежено. Не только ожидание транспорта меняется в контексте развития технологий — вместо этого можно было бы рассмотреть, например, электронные очереди в учреждениях. Город меняется — и в статике, и в динамике — и мы никогда не будем ждать как раньше. Будущее ожидания — это будущее границ между свободным и занятым временем, домом и работой, пребыванием в месте или в пути; границ, проводить которые чем дальше, тем сложнее.
Литература
Вахштайн 2011 — Вахштайн В. Социология повседневности и теория фреймов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011.
Марамзин 1969 — Марамзин В. Кто развозит горожан. Л.: Детская литература, 1969.
Митчелл 2013 — Митчелл У. Я++: Человек, город, сети. Litres, 2013.
Auge 1995 — Auge M. Non-Places: Introduction to an Anthropology of Supermodernity. London; N.Y.: Verso Books, 1995.
Beck 1999 — Beck U. World risk society. London: Polity Press, 1999.
Ben-Akiva & Lerman 1985 — Ben-Akiva M., Lerman S.R. Discrete choice analysis. MIT Press, 1985.
Bissell 2007 — Bissell D. Animating suspension: waiting for mobility// Mobilities. 2007. Vol. 2(2). Pp. 277-298.
Bournes & Mitchell 2002 — Bournes D.A., Mitchell G.J. Waiting: The experience of persons in a critical care waiting room // Research in Nursing and Health. 2002. Vol. 25. Pp. 58-67.
Castells 1996 — Castells M. The Rise of the Network Society, Volume I of The Information Age: Economy, Society and Culture. Massachusetts: Blackwell Publishing, 1996.
Conlon 2011 — Conlon D. Waiting: feminist perspectives on the spacings/timings of migrant (im)mobility // Gender, Place & Culture. 2011. Vol. 18 (3). Pp. 353-360.
Coser 1977 — Coser Lewis A. Masters of sociological thought: ideas in historical and social context. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1977. socio.ch/sim/work.htm (по состоянию на 07.12.2012).
Cresswell 2002 — Cresswell T. Introduction: Theorizing Place // Verstraete, G. and Cresswell, T. (eds). Mobilizing Place, Placing Mobility: The Politics of Representation in a Globalized World. Amsterdam: Rodopi, 2002. Pp. 11-31.
Gasparini 1995 — Gasparini G. On Waiting // Time and Society. 1995. Vol. 4(1). Pp. 29-45.
Gray 2011 — Gray B. Becoming non-migrant: lives worth waiting for // Gender, Place & Culture. 2011. Vol. 18(3). Pp. 417-432.
Ehn & Lofgren 2010 — Ehn B., Lofgren O. The Secret World of Doing
Nothing. University of California Press, 2010. Ch. 1.
Holley et al. 2008 — Holley D., Jain J., Lyons G. Understanding Business Travel Time and Its Place in the Working Day // Time and Society. 2008. Vol. 17(1). Pp. 27-46.
Kearnes & Macnaghten 2006 — Kearnes M., Macnaghten P. Introduction: (Re)Imagining Nanotechnology, introduction to a special issue // Science as Culture. 2006. Vol. 15 (4). Pp. 279-290.
Kendon 1988 — Kendon A. Erving Goffman's approach to the study of face-to-face interaction / Wootton, A., Drew, P. (eds). Erving Goffman: Exploring the Interaction Order. Cambridge: Polity Press, 1988. Pp. 14-40.
Maister 1985 — Maister D.H. The Psychology of Waiting Lines / The Service Encounter: Managing Employee/Customer Interaction in Service Businesses (eds John A. Czepiel, Michael R. Solomon and Carol F. Surprenant). Lexington: Lexington Books, 1985. Pp. 113-123.
Mishalani et al. 2006 — Mishalani R.G., McCord M.M., Wirtz J. Passenger wait time perceptions at bus stops: empirical results and impact on evaluating Real-Time Bus Arrival Information // Journal of Public Transportation. 2006. Vol. 9 (2). Pp. 89-106.
Quarmby 1967 — Quarmby D.A. Choice of travel mode for the journey to work: some findings // Journal of Transport Economics and Policy. 1967. Vol. 3 (1). Pp. 273-314.
Relph 1976 — Relph E. Place and Placelessness. London: Pion., 1976.
Seamon & Sowers 2008 — Seamon D., Sowers J. Place and Placelessness, Edward Relph / Key Texts in Human Geography, P. Hubbard, R. Kitchen, & G. Vallentine, eds. London: Sage, 2008. Pp. 43-51.
Sheller & Urry 2006 — Sheller M., Urry J. The New Mobilities Paradigm // Environment and Planning. 2006. Vol. 38(2). Pp. 207-226.
Shields 1997 — Shields R. Flow as a new paradigm// Space and Culture. 1997. Vol. 1(1). Pp. 1-7.
Simmel 1950 — Simmel G. The Sociology of Georg Simmel. Tran., ed. and intr. by K.H. Wolff. N.Y.: Free Press, 1950. [German original, 1908.]
van Hagen et al. 2009 — van Hagen M., Pruyn A., Galetzka M., Kramer J. Waiting is becoming fun! The influence of advertising and infotainmenton the waiting experience / paper presented at the annual European Transport Congress, 6-8 October 2009, Noordwijkerhout, The Netherlands.
Данные об информантах
Инф. 1 — А.Н., ж., 1937 г.р.
Инф. 2 — Л.Г., ж., 1939 г.р.
Инф. 3 — В.В., ж., 1951 г.р.
Примечания
1. Здесь и далее приводятся фрагменты полевого дневника автора.
2. Далее в тексте те, кто выразил желание стать пассажиром, придя на остановку, называются пред-пассажирами.
3. Резюме одной из статей сообщает: «The lived experience of waiting is a vigilant attentiveness surfacing amid an ambiguous turbulent lull as contentment emerges with uplifting engagements» (Bournes & Mitchell 2002).
4. СНиП 2.07.01—89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, п. 6.29. Доступно по адресу: snip.nftk.ru/content/view/44/205/1/16/ (по состоянию на 07.12.2012). Положение о регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам г. Бердска (утв. решением 13 сессии Совета депутатов муниципального образования г. Берд- ска второго созыва от 27.09.2007 № 307), п. 7.3 Доступно по адресу: novosibirsk.news-city.info/docs/sistemsf/dok_ierfyo/index.htm (по состоянию на 07.12.2012).
5. Здесь и далее используются полевые материалы, собранные автором летом 2011 г. и зимой 2012 г. в Мариуполе Донецкой области, Украина.
6. Одна из таких коллекций есть по адресу tersan.livejournal.com/5201. html.
7. muz4in.net/news/v_evrope_strojat_falshivye_avtobusnye_ostanovki_dlja_pensionerov/2012-08-24-29813 (по состоянию на 07.12.2012).
8. Сайт Юрия Маллера «Трамвайные и троллейбусные сети мира» ymtram.mashke.org/russia/karpinsk/karpinsk_descr_ru.html (по состоянию на 07.12.2012).
9. Строго говоря, маршрутное такси — не вид транспорта, а режим его функционирования; типологически то, что горожане называют маршрутками, — микроавтобусы, а также автобусы малой и средней вместимости. Тем не менее в словоупотреблении заметен сдвиг: многие информанты в рассказе о тех годах, когда маршрутных такси в Мариуполе еще не было, называют автобусы маршрутками (зачастую исправляя себя на полуслове или сразу после).
10. Можно предположить, что в транспорте готовность водителя идти на услугу в виде остановки по требованию определяется в зависимости от того, заплатит ли голосующий за проезд. Проверить это сложно, так как, притом что маршрутка часто останавливается по взмаху руки в неположенном месте на обочине, в Мариуполе водители редко соглашаются (а пассажиры редко просят) выпустить пассажира по его требованию. Возможное объяснение этой асимметрии в том, что такая остановка выгодна не взаимно, а лишь пассажиру, в отличие от водителя, уже получившего свое в виде оплаты за проезд.
11. «В Мариуполе дети войны атакуют маршрутки из засады». www.mariupol-express.com.ua/7801 (по состоянию на 07.12.2012).
12. play.google.com/store/apps/details?id=com.neuron.trafikanten&hl=en (по состоянию на 07.12.2012).
13. news.turizm.ru/usa/14322.html (по состоянию на 07.12.2012).