Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Анна Тихомирова — историк потребления и свободная журналистка, автор статей о культуре одежды в советском провинциальном городе в период «застоя», об элементах советского в постсоветской моде, о советской детской одежде 1980-х годов, о советских женщинах и потреблении мехов в период правления Брежнева и пр. Работает над завершением диссертации о советской моде и потреблении одежды в СССР и ГДР в период «зрелого социализма» (на факультете восточноевропейской истории в университете г. Билефельда, Германия) и книгой «Русский Берлин — немецкая Москва: сравнение, взаимоотношения, переплетения».
Абажуры из кухонных терок или поношенных шляп, собачья будка из винной бочки, юбка из галстуков, платье из мужских рубашек и бесчисленные прочие примеры «новой жизни старых вещей» — одним из актуальных глобальных трендов сегодняшних западных обществ массового потребления является так называемый Upcycling (в дальнейшем я буду использовать слово «апсайклинг»). Постоянно появляются все новые и новые тематические журналы, книги-пособия по перешиву, проходят выставки, бурный расцвет переживают блоги и видеотьюториалы на ютьюбе, курсы кройки и шитья с акцентом именно на перешив, заявляют о себе новые торговые марки, а также офлайновые и онлайновые магазины, торгующие переделанными вещами1. Не обходит стороной тему апсайклинга и культуры ремонта в целом и научный мир — главный немецкий научный журнал по истории техники посвятил этой теме несколько спецвыпусков за последние пару лет, создаются исследовательские центры, проходят конференции и многое другое2. Складывается ощущение, что апсайклинг сейчас буквально везде.
Но разберемся для начала с определениями — что означает «upcycling» и чем он отличается от «recycling» и от «downcycling»?
Upcycling, Recycling, Downcycling: определения
Наиболее понятное большинству потребителей определение, безусловно, «recycling». Оно означает «возврат отходов производства и потребления в экономический кругооборот»3. Ресайклинг подразумевает, что мусор в процессе переработки снова превращается в свой исходный материал — из старых бумаг и газет получается переработанная бумага для новых публикаций, из старых пластиковых бутылок получается пластик и т.д. Таким образом, ресайклинг означает процессы в русле «downcycling», а именно превращение продукта в исходное сырье (то есть уменьшение ценности продукта, в этом смысл приставки «down»). Надо сказать, что в сфере утилизации и сортировки мусора немцы неплохо преуспели, именно немцев можно назвать европейскими чемпионами в этом «виде спорта» — например, именно немцы в 1991 году первыми в Европе начали общегосударственную сортировку мусора. По данным Евростата, в 2014 году в Германии 47 % всего мусора удается подвергнуть ресайклингу, в то время как среднестатистический процент по остальной Европе составляет 27 %4.
В отличие от ресайклинга, в процессе так называемого апсайклинга мусор не идет прямиком в утилизацию для последующей переработки в исходное сырье, а продолжает вторично использоваться как материал для другого, нового и по возможности более ценного продукта (например, обычная старая ложка превращается в уникальный крючок для одежды, то есть происходит эксплицитное увеличение ценности продукта, в этом смысл приставки «up»). Первым само это слово — upcycling — использовал, скорее всего, инженер Райнер Пильц в 1994 году, сказав в статье в британском журнале Salvo: «Recycling? Я называю это Downcycling. Они разбивают камни, они все разбивают. Что нам нужно, это Upcycling, в результате которого старые вещи становились бы более, а не менее ценными»5.
В общем и целом материалом для апсайклинга может служить как так называемые pre-consumer-waste, то есть отходы производства (совершенно новые и неиспользованные — от образцов диванных накидок до брюк Armani из остатков новой коллекции), так и post-consumer- waste, то есть отходы потребления (все поношенное — от старых армейских униформ и старых пожарных шлангов до старых занавесок и бабушкиной одежды с антресолей).
Германия: чемпион в ресайклинге, крепкий середнячок в апсайклинге
Несмотря на чемпионство в ресайклинге, в сфере апсайклинга Германия пока что не в мировых и даже не в европейских лидерах.
В сфере именно upcycling fashion первопроходцем считается живущая в Лондоне итальянка Орсола де Кастро, создавшая в 1997 году один из первых в мире апсайклинг-лейблов под названием From Somewhere6.
На сегодняшний день лидером глобального апсайклинг-движения является, скорее, США, где этот тренд уже вышел за границы авангардного течения и проник в массовое общество, примером чему служит, в частности, невероятная популярность блога американки Джиллиан Овенс, где она дает подробные мастер-классы по апсайклингу одежды7.
США лидируют и в том, что касается поддержки правительством, крупными предпринимателями или знаменитостями апсайклинговых инициатив, например принципа «cradle-to-cradle» («от колыбели к колыбели»), разработанного химиком Михаэлем Браунгартом в сейчас уже весьма далеком 2002 году (Braungart & McDonough 2002). Суть предлагаемого им подхода в создании безмусорной экономики, где все составные части продуктов бесконечно продолжают использоваться. При этом все «отходы» (примечательно, что Браунгарт не использует слово «отходы», а называет их «питательным сырьем») делятся на «биологические» (например, саморазлагающаяся одежда или съедобные упаковки) и на «технические» (могущие бесчисленное количество раз использоваться в своем изначальном качестве, так как они сделаны из «чистого» материала, чистого дерева, чистого пластика — в результате из ковра будет и дальше получаться ковер такого же качества и т.д.)8. Арнольд Шварценеггер, будучи губернатором Калифорнии, был известным сторонником принципа C2C; Кэмерон Диас, Брэд Питт и прочие актеры бесплатно рекламировали эту систему; Стивен Спилберг инвестировал два миллиона долларов в ее поддержку — в Германии же, на родине Михаэля Браунгарта, принцип «от колыбели к колыбели» пока что не особенно известен и мало интегрирован в конкретное производство.
То же самое касается и конкретно апсайклинга — по сравнению с той же Северной Америкой в Германии это течение еще очень молодое и только-только набирающее обороты.
Апсайклинг как старый новый тренд: экскурс в историю
Апсайклинг — это не только и не столько революционно новый тренд, но и «возвращение к истокам», «вспоминание» испокон веков существовавшего в истории человечества ремесла ремонта и переделывания вещей, к сожалению, почти полностью забытого за десятилетия существования западных капиталистических обществ массового потребления.
Практики ремонта и продления жизни вещей играли экзистенциальную роль во времена позднего Средневековья и раннего Нового времени, то есть в традиционных, доиндустриальных обществах. Основной причиной ремонта вещей в тот период была дороговизна новых материалов при том, что сам человеческий труд стоил очень дешево. В результате, по мнению экономического и социального историка Рональда Райта, ремонт одежды был «не только прерогативой бедняков, но практиковался всеми слоями населения и был распространен как в домохозяйствах, так и в ремесленных мастерских» (Reith 2014).
С развитием индустриализации и, следовательно, с развитием крупного промышленного производства ремесленные мастерские практически полностью перешли от изготовления новой продукции к ремонту, а если и производили новую обувь, то закладывая в итоговый продукт возможность последующего ремонта (в отличие от распространенного сегодня «планируемого быстрого износа»).
Мировой экономический кризис, военное и послевоенное время сделали ремонт и продление жизни вещей и в XX веке необходимыми для выживания практиками потребления. Основной причиной перешива и ремонта одежды были в тот период общая разруха и экономия денег — самостоятельно шить и перешивать было дешевле, нежели покупать готовое.
Однако с ростом благосостояния семей в контексте «революций потребления» и зарождения обществ массового потребления в капиталистических странах Западной Европы практики индпошива и перешива теряли свою актуальность. С одной стороны, под влиянием господствующей идеологии «общества выбрасывания» под девизом «Зачем тратить деньги и время на перешив старого, когда я могу с легкостью позволить себе новое?» самостоятельный перешив одежды становился непрестижным уделом и визуальным маркером бедных слоев населения. С другой стороны, как отмечает Райт, по сравнению с поздним Средневековьем и ранним Новым временем «констелляция факторов развернулась на 180 градусов: материал и выработка энергии подешевели, а человеческая рабочая сила подорожала» (Ibid.). Как следствие, пошив и перешив в специализированных мастерских и у портных стал дорогостоящей услугой и прерогативой обеспеченных слоев населения — которые если и шили, то новые вещи, но не перешивали старые.
Несмотря на рост с 1960-1970-х годов экологического сознания на Западе и отдельные попытки рефлексии о целесообразности «общества выбрасывания», в целом на фоне постоянного экономического подъема и веры в безграничный рост и прогресс в западных обществах потребления практики продления жизни вещей казались практиками отмирающими9.
Что же получается — до сегодняшних дней ремонт и перешив одежды в качестве массовых практик потребления для обществ массового потребления были оксюмороном? Да, если под термином «общество массового потребления» автоматически подразумевать «общество изобилия и выбрасывания». И нет, если рассматривать СССР и социалистические страны Восточной Европы не только как «аномальное отклонение от западноевропейской нормы» (кстати, вполне себе в духе до сих пор еще распространенной в историографии парадигмы отсталости и необходимости догонять), не только как «экономики дефицита», но и как специфически социалистические общества (по Штефану Мерлю) или культуры (по Ине Меркель) массового потребления, чья логика не соответствовала идеально-типическим критериям западного общества потребления (по Джону Брюэру)10.
Одним из таких отличий был перешив одежды — никак не маргинальная или отмирающая, а, напротив, одна из наиболее массовых и релевантных для всех возрастов, слоев, полов, поколений и регионов практика потребления одежды. Изначально появившийся в позд- несоветском контексте как «адаптивная» практика «выживания» (Certeau 1984)11, в ходе повседневных практик перешив обрастал «незапланированными» изначально и эмоционально ярко окрашенными символическими смыслами, становился в том числе практиками «различения», «удовольствия», «доверия» и пр. в государственно-социалистических обществах массового потребления: «Я и в советское время одевалась не плохо. Что-то шила, что-то перешивала. <.. .> Лучше свое что-нибудь связать или перешить, некоторые даже завидовали коллеги на работе. А ведь максимум усилий и сообразительности и можно сделать из себя конфетку. Теперь мы тоже многие не носим одежду от Вячеслава Зайцева или от Кардена» (Толстоборова 2012).
Предметы одежды (как и прочие товары потребления) не выбрасывались на свалку после их модного устаревания. Напротив, они постоянно перешивались, переделывались, передавались из поколения в поколение и проживали таким образом не одну, а множество различных «жизней». Все это позволяет интерпретировать советское общество в целом как «общество ремонта»12.
Таким образом, сегодняшний глобальный бум DIY в целом и апсай- клинга в частности не нов не только в истории человечества, но и не нов конкретно в определенных — а именно государственно-социалистических — обществах массового потребления (хотя, что любопытно, сегодняшний германский дискурс «новой культуры ремонта» ориентируется скорее на современный англоязычный дискурс апсайклин- га, нежели, скажем, на собственное богатое в этом смысле ГДРовское прошлое). В чем же характерные особенности, в чем специфика «новой культуры ремонта» 2010-х годов в Германии, чем современная германская культура апсайклинга одежды отличается от аналогичной государственно-социалистической, например советской (помимо того очевидного факта, что советская развивалась на фоне товарного дефицита, а современная — на фоне товарного изобилия), и в чем их сходство? Иными словами, что было типично именно для государственно-социалистических обществ массового потребления, а что является «приметой» обществ массового потребления в целом? Начнем с причин популярности апсайклинга в современной Германии.
Причины популярности апсайклинга в Германии 2010-х годов: апсайклинг как составная часть «этической моды» (отличие от государственно-социалистических культур перешива)
Можно выделить два основных комплекса причин огромной популярности моды на апсайклинг в современной Германии.
Прежде всего она является составной частью так называемой этической моды, переживающей невероятный бум с 2000-х годов13 — и, надо отметить, практически совершенно нерелевантной для государственно-социалистических культур ремонта и переделок.
В контексте этической моды движение апсайклинга протестует против непомерной и бездумной эксплуатации экологии и борется за экономию природных ресурсов — ведь вторичное использование уже имеющегося материала уменьшает масштабы производства нового сырья и сокращает, таким образом, расходы энергии, воды и пр.
Далее, приверженцы апсайклинга протестуют против некоторых аспектов современного общества потребления.
С одной стороны, они критикуют производителей — за эксплуатацию дешевой рабочей силы, за тяжелейшие и не отвечающие нормам безопасности условия труда работников швейной индустрии в странах Азии и Восточной Европы, куда сейчас перенесено практически все производство (вспомним потрясшую весь мир трагедию с обрушением текстильной фабрики в Бангладеш 24 апреля 2013 года), за широко распространенный сегодня в промышленности (и не только швейной) так называемый «планируемый быстрый износ».
С другой стороны, приверженцы апсайклинга критикуют потребителей — например, за повсеместное выбрасывание всего и вся, ставшее обыденной нормой. Так, по данным федеральной статистики, в 2010 году в немецких домохозяйствах было выброшено сто тысяч тонн текстиля и одежды14. Далее, критике подвергается также следование быстрой моде (тесно связанной с вышеупомянутым «планируемым быстрым износом»).
Взамен сторонники этической моды предлагают варианты «этического потребления» и «медленной моды»15. Например, это может быть радикальный полный отказ от потребления, то есть от покупок, что уже постоянно происходит в виде международного ежегодного «Дня без покупок» (проходит в Европе в субботу, следующую за «черной пятницей», первый раз прошел в 1992 году), посвященного протесту против сверхпотребительства, а также в форме так называемых бесплатных магазинов (магазины подержанной одежды и прочих товаров, которые можно брать бесплатно) (Тихомирова 2008).
Для тех, кто не способен к столь долгой покупательской аскезе, существуют варианты помягче — например, покупать только «честную моду», произведенную в Германии, с достойной оплатой труда работников и пр.
Далее, чтобы не «плодить лишние сущности», можно покупать или же находить исключительно подержанное и носить в итоге тоже только подержанное — что и сделала очень убедительно модная активистка Кристина Дин в Гонконге, в течение 365 дней носившая исключительно найденное на свалках (правда, с помощью стилиста)16. К этому же типу потребления относится довольно широко распространенный в сегодняшней Германии обмен одеждой17.
Наконец, можно делать и переделывать вещи самостоятельно (или же покупать апсайклинговую одежду), в духе упомянутой выше «новой культуры ремонта», куда входит тщательное сбережение вещей, их ремонт, индивидуализация и вторичное использование. Но не только эти постулаты кажутся калькой с советского «общества ремонта».
Причины популярности апсайклинга в Германии в 2010-е годы: апсайклинг как составная часть «эгоистически-индивидуалистической моды» (сходство с государственно- социалистическими культурами перешива)
Удивительно похожи и причины обращения к апсайклингу, связанные не с рассмотренным выше «этическим» аспектом (не игравшим в государственно-социалистических культурах апсайклинга, повторюсь, никакой заметной роли), а с «эгоистически-индивидуалистической» компонентой — назовем ее так слегка утрированно, подразумевая под этим определением желание любой ценой выделиться из толпы (и это второй комплекс причин популярности апсайклинга в современной Германии).
Действительно, и государственно-социалистическим культурам перешива, и современной германской культуре свойственно пресыщение изобилием одинаковых товаров, то есть пресыщение массовой модой (с той лишь разницей, что, скажем, в СССР это были не пользующиеся спросом товары советского производства, а в сегодняшней Германии это засилье дешевых и по всей стране одинаковых KiK, Primark, H&M и прочих, и как советскому человеку была труднодоступна и тяжела по деньгам «родная фирма», так и среднестатистический немец не может себе позволить регулярно покупать уникальную дизайнерскую одежду). Как советскому человеку хотелось, так и современному немцу хочется наслаждаться разнообразием товаров при одновременном стремлении продлить жизнь вещам — и для этой цели апсайклинг подходит как нельзя лучше.
В отличие от свойственных еще 1990-м годам коннотаций экомоды как скучной и бесцветной, сегодняшняя германская апсайклинг-мода коннотируется как чрезвычайно креативная, фантазийная, яркая и не в последнюю очередь именно модная и «шикарная». В целом аргументы современного германского дискурса апсайклинга в пользу индивидуализации внешнего облика методом перешива и прочих переделок одежды практически один в один повторяют аналогичный государственно-социалистический дискурс. «Чем больше появляется в магазинах модных вещей, тем выше ценятся сделанные своими руками уникальные. Что бы вам, рукодельницы, придумать такое, чтобы быть и „не как все" и „не хуже других"» (Белькова 1978) — это высказывание из советского приложения к журналу «Юный техник» за 1978 год вполне могло бы принадлежать и, скажем, немецкому женскому журналу Brigitte за 2014 год. Обещания максимального эффекта при минимальных затратах — все эти советские аргументы в пользу перешива мы без труда находим в сегодняшнем немецком дискурсе апсайклин- га (правда, без отсылки к государственно-социалистическому «близнецу»). Помимо финансовой выгоды, перешив старых вещей позволяет спасти от преждевременной смерти любимые, но, скажем, дырявые или с пятнами предметы одежды и, не в последнюю очередь, освободить дополнительное место в домашнем шкафу. Как государственно-социалистический, так и современный германский дискурсы перешива и переделывания вещей в целом основываются на идее о том, что креативный потенциал человека безграничен и не зависит от наличия конкретных материальных ресурсов; следовательно, нужно не накапливать материальные ресурсы, а развивать свое воображение.
Далее, ключевым в аргументации в пользу апсайклинга как в государственно-социалистическом, так и в современном германском дискурсе является такой его приятный «побочный эффект», как становление «нового типа» потребителя, являющегося одновременно и потребителем, и производителем. Что это означает?
Детально зная процесс производства изнутри, потребитель приобретает определенную автономию от производителя и, соответственно, новую «чувствительность» к продукту потребления, выражавшуюся, например, в гордости за сделанное своими руками: «Все эти вещи бабушка любила, она гордилась ими и своим умением „использовать их не только по прямому назначению"» (о советском периоде)18. В результате повседневных практик перешива, перевязывания и прочих самоделок и переделок советский человек потребляющий «думал руками», то есть воплощал дуализм тела и мысли19. Десятилетия потребительского рая в западной Германии привели немцев к утрате этих навыков, в результате чего сейчас происходит их «вспоминание» и, соответственно, открытие заново вышеупомянутого дуализма делающих рук и думающей головы (любопытно в этом контексте, что немецкое слово begreifen означает «понимать», а корень у него greifen, что означает «хватать»)20.
В результате знания процесса производства изнутри, отношения между потребителем и товаром из субъектно-объектных превращаются в субъектно-субъектные, другими словами, как в государственно- социалистических, так и в современной германской культуре апсай- клинга происходит воплощение советских авангардистских мечтаний 1920-х годов о товарах, которые становятся «товарищами» (Деготь 2000).
Как государственно-социалистический, так и современный дискурс апсайклинга приводят удовольствие от процесса как один из важных аргументов в пользу переделывания вещей, с упором на добровольность этого процесса для его участников. «Готовая одежда у нас в магазине, разумеется, продается. Но я да и мои подруги любим шить для себя сами» (Винокурова 1977: 3), — писала одна советская читательница в газету «Советская торговля» в 1977 году.
С удовольствием и наслаждением от самого процесса шитья и перешива связана еще одна важная коннотация как государственно-социалистического перешива, так и апсайклинга в современной Германии — как советский перешив, так и современный апсайклинг вносили и вносят немалую лепту в освобождение женского шитья от традиционной стигмы «угнетающего женщину домашнего труда»21. Как в досоветской царской России, так и в капстранах женское шитье и перешив были традиционными видами женской деятельности, приучающими женщину сидеть спокойно, со склоненной вниз головой, и подчиняться инструкциям22. В результате вплоть до середины 1980-х годов женское шитье трактовалось феминистскими историками как унижающая и подавляющая женщину деятельность23.
Государственно-социалистическому, а именно позднесоветскому, дискурсу перешива удалось преодолеть эти стереотипные представления за счет встраивания женского перешива в дискурс «советского изобретателя и рационализатора», где женщина была не «пассивной хранительницей», а «активной преображающей силой»24.
В отличие от советского дискурса перешива, где умение шить и перешивать, а также необходимая для этого «смекалка» однозначно эксплицитно коннотировались как материальный и символический женский капитал, как метафора женской успешности в ее амплуа «хорошей хозяйки» (разумеется, одновременно с ее амплуа работающей на полную ставку женщины), в современном немецком дискурсе апсайклинга нет эксплицитного гендерного разделения в духе «шить для женщин, рубанок для мужчин». Тем не менее любопытно, что в повседневных практиках апсайклинга это разделение присутствует (основные авторы «перешивочных» блогов именно женщины). Как бы то ни было, благодаря встраиванию современного германского дискурса апсайклинга в «дискурс лучшего будущего», практикующие апсайклинг женщины автоматически коннотируются как прогрессивные трендсеттеры, а не как угнетенные покорным трудом швеи.
Отвлечемся теперь от теоретического обсуждения и перейдем к вопросам практическим. Как выглядит одежда в технике апсайклинг в современной Германии, кто ее делает на профессиональном уровне?
За последнюю пару лет апсайклинг основательно завоевал позиции в сфере германской высокой моды (и в этом его кардинальное отличие от государственно-социалистических культур перешива, где перешив хотя и пропагандировался повсеместно во всех советских модных и женских журналах, но практически существовал исключительно как «низовая культура», то есть исполнялся обычными потребителями — но никак не профессиональными модельерами). Так, именно апсайклинг был главной темой Берлинской недели моды в январе 2014 года, а затем главной темой «Шоу этической моды» в том же Берлине в июле 2014 года. В сфере апсайклинга также постоянно проходят конкурсы юных талантов. Познакомимся с некоторыми из этих юных талантов поближе.
Aluc, Beliya, Nilufer Eco Fashion: «отходы производства» в качестве исходного материала для коллекций
Рассмотрим для примера несколько лейблов, использующих в качестве исходного материала так называемые pre-consumer-waste, то есть отходы производства. Одним из самых известных германских апсайклинг-лейблов этого направления является берлинский Aluc (аббревиатура от имен основателей — Arianna, Luisa, Carina), существующий с мая 2010 года, когда в Германии об апсайклинге никто особенно серьезно не задумывался25. В качестве исходного материала для коллекций они используют исключительно отходы производства небольших фирм в Австрии и Швейцарии. Помимо этой собственно апсайклинговой компоненты, Aluc позиционирует себя и как социальная компания и сотрудничает с мастерскими, где шьют люди с ограниченными возможностями. Основной и наиболее узнаваемый ассортимент продукции Aluc — это мужские рубашки и женские блузки (детской коллекции у них, к слову и к сожалению, нет вообще), и это не случайно. По словам одной из создательниц лейбла, когда они приступали к созданию своей первой коллекции, они огляделись и поняли, что именно деловой одежды в технике апсайклинга как таковой и нет — и было принято решение начать производить именно ее. Стоимость товаров Aluc гораздо выше среднего (рубашки около 100 евро и т.д.).
Следом за первопроходцем Aluc в Германии в последние пару лет появились и другие молодые дизайнеры, использующие в качестве исходного материала для своих коллекций отходы промышленного производства. Например, это гамбургский лейбл Beliya, производящий аксессуары (всевозможные сумки и чехлы для мобильных телефонов) из возвращенных продавцам высококачественных кожаных изделий — например, от одного южногерманского производителя мебели они получают кожаные диванные чехлы, которые были выбракованы по причине производственных дефектов26. В дополнение к этому в качестве исходного материала они используют излишки дизайнерских коллекций, так что в итоге вполне может оказаться, что их сумки сделаны из того же материала, что и платье Valentino, — но стоят при этом гораздо дешевле (в среднем сумки Beliya стоят от 60 до 300 евро) (Muller 2014). Как и Aluc, Beliya не ограничивается апсайклингом, но занимается социально активной деятельностью: покупая их сумку, потребитель оплачивает одному ребенку из развивающихся стран один год обучения в школе (на сайте лейбла можно посмотреть поименный список детей, которым уже оказана эта помощь).
Еще один очень интересный лейбл, использующий в качестве исходного материала отходы производства (одного из германских текстильных предприятий), — ганноверско-берлинский Nilufer Eco Fashion, основанный в феврале 2012 года27. Помимо собственно отходов производства, лейбл использует для последующего перешива также и рабочую спецодежду, а также биохлопок из Турции (дизайнер — основательница лейбла имеет турецкие корни). В отличие от деловой моды Aluc и от в целом классических сумок Beliya, коллекции Nilufer Eco Fashion гораздо более экзотичны и «этничны» (взять, к примеру, раздельный комбинезон под названием Brasileiro, сделанный из рабочей одежды).
Высокая мода из старого шмотья: Schmidttakahashi, Carla Cixi Crocheting
Теперь обратим наше внимание на лейблы, использующие в качестве основного материала так называемые post-consumer-waste, отходы потребления — например, поношенную одежду.
Одним из самых известных и «концептуальных» из них является берлинский Schmidttakahashi, созданный немкой Евгенией Шмидт и японкой Марико Такахаши в 2010 году28. Особенность Schmidttakahashi в том, что они делают вещи с «душой» и биографией. Исходным материалом для коллекций им служат поношенные одежда, обувь и аксессуары, которые они собирают разными способами — например, расставляя по всему миру «реанимационные контейнеры» для старой одежды, куда каждый желающий может положить свои вещи и, по желанию, снабдить их пояснительной запиской, например: «Это платье мне сшила моя мама по журналу Burda для каникул в Италии, когда я была еще тинейджером. Оно настолько неприхотливое в носке и уходе за ним, настолько легкое, что до недавнего времени оно ездило со мной по всему миру» (так прокомментировала отданное в «реанимационный контейнер» платье дарительница под ником huttta)29. Потом вещи из контейнеров сортируются, чистятся и регистрируются. Все дарители получают специальный идентификационный номер, по которому они в дальнейшем могут проследить путь своей бывшей одежды, а также других «сыновей и дочерей» (так Schmidttakahashi называют предметы одежды от этого же дарителя — «родителя») и «друзей и соседей» (похожие по дизайну вещи, но от другого дарителя, по терминологии Schmidttakahashi). На официальном сайте Schmidtakahashi ведется тщательная документация всех «спонсоров» ненужных вещей, с фотографиями их дарений, историями и пр. В свою очередь, каждый новый предмет одежды, изготовленный из подаренных старых, тоже получает свой идентификационный номер. В итоге, приобретая в магазине получившуюся одежду, покупатель может просканировать специальный код на этикетке и получить детальную информацию как о готовой вещи, так и о ее «родословной». Каждая коллекция лейбла имеет две линии — уникальную (где все модели представлены в единственном экземпляре) и «дупликатную» (где представлены модели из оригинальной коллекции, но сшитые из нового материала). В целом стиль лейбла можно описать как «авангардную классику». Есть коллекции мужской, женской одежды и одежды унисекс, стоимость вещей относится к верхнему ценовому сегменту — например, футболки стоят от 65 до 80 евро, рубашки и блузы — от 160 до 250 евро, вязаные свитеры — порядка 300 евро, платья от 200 до 280 евро и т.д.
Также с поношенной одеждой (а именно с вязаной) работает, например, еще один берлинский лейбл, Carla Cixi Crocheting, созданный в 2012 году30. Поношенную вязаную одежду выросшая на итальянском острове Сардиния Карла Чикси находит, в том числе, в берлинской благотворительной организации Berliner Stadtmission. Она распускает старые шерстяные пуловеры, чтобы получить из них пряжу, разрезает поношенные вязаные вещи на тонкие полоски и делает из них воротнички, гетры и пр. Основной ассортимент ее коллекции — головные уборы, шали и шарфы, варежки и украшения, в дизайне которых она старается соединить актуальные модные тренды с традиционным сардинским искусством вязания, сохраненным в ее собственной семье.
Волшебные превращения шланга в сумки и прочие чудеса: Feuerwear, Redesign, Bookrings
Отдельно стоит сказать о лейблах, использующих в качестве исходного материала также «отходы потребления», но не именно поношенную одежду, а практически любые подержанные вещи. Например, это существующий с 2005 года и продающий сейчас свои товары в одиннадцати странах на трех континентах кельнский лейбл Feuerwear, изготавливающий ремни, сумки-мессенджеры и сумки для ноутбуков (стоимостью от 80 до 180 евро) из старых пожарных шлангов (отсюда игра слов в названии feuerwear, немецкое слово «Feuer» означает «огонь», английское слово «wear» — носить, а искусственное немецко-английское слово Feuerwear очень похоже по звучанию на немецкое Feuerwehr, то есть «пожарная служба»)31. В настоящее время у этого вида апсайклинга много последователей. Например, это еще один кельнский лейбл — Felsliebe, перерабатывающий отслужившее альпинистское снаряжение в чехлы для ключей, сумки и прочие аксессуары и вкладывающий в новые продукты старое, «альпинистское» мотивирующее содержание в духе «Вперед, к вершинам!»32. Или гамбургский лейбл Isonca Design, выпускающий сумки и кошельки, сделанные из старых велосипедных камер33.
Далее, например, это гамбургский Redesign, созданный в 2009 году34. Женскую, мужскую и детскую коллекции дизайнер Кристина Шельхорн делает из старых занавесок, скатертей, постельного белья и остатков тканей (хотя не брезгует также и готовой выброшенной на помойки одеждой). В основном итоговые модели делаются в единственном экземпляре, но есть и отдельные лимитированные серии.
Наконец, в качестве еще одного примера волшебных превращений можно назвать берлинский лейбл BookRings, существующий с 2013 года и изготавливающий кольца из старой бумаги — да так, что непосвященному догадаться о составе этих колец будет невоз- можно35. Сначала отдельные слои бумаги осторожно наклеиваются друг на друга (клей, в отличие от бумаги, новый), что занимает несколько часов, и в конце смазываются специальным натуральным маслом (тоже новое). В результате кольца не только выглядят крепкими и «настоящими», такими они и являются на самом деле (благодаря маслам они водонепроницаемы). Стоимость колец вполне демократична — примерно от 22 до 42 евро.
Безусловно, названные мной лейблы — не единственные в Германии, делающие одежду в технике апсайклинга36. Тем не менее они отражают тенденцию, состоящую в том, что на сегодняшний день апсайклингом на профессиональном уровне в Германии в подавляющем большинстве занимаются не крупные гиганты, а именно молодые и небольшие модные лейблы. С другой стороны, нельзя не отметить все большую популярность, которую идеи апсайклинга начали завоевывать и в крупных швейных концернах. Так, существующий с 1976 года пионер и передовик немецкой, да и европейской экомоды и экостандартов в текстильной промышленности концерн Hessnatur совместно с берлинской школой моды ESMOD реализовал интересный апсайклинг-проект. Студенты нового факультета «Экологическая рациональность в моде» получили задание создать новую, инновативную коллекцию из нераспроданных остатков прошлых коллекций Hessnatur. Среди прочего целью Hessnatur являлся вывод апсайклинга на следующий уровень, а именно проверка, получится ли внедрить апсайклинг в массовое производство. Так, лучшие студенческие работы составили первую «серийную апсай- клинговую коллекцию», выпущенную Hessnatur в начале 2014 года и продававшуюся в их онлайн-магазине37. Это начинание оказалось столь успешным, что буквально на днях, в июле 2014 года, Hessnatur выпустил уже вторую такую коллекцию.
«Обычные потребители» жадность или совесть?
Собственно говоря, как для производителей, так и для потребителей в сегодняшней Германии апсайклинг пока что является скорее авангардной, нежели массовой практикой потребления одежды и модного поведения в целом (например, в отличие от массовости практик перешива в государственно-социалистических культурах потребления). Основная проблема заключается как в силе привычки потреблять «быструю» моду (и в полагании, что именно такая мода и есть «норма»), так и в банальной бытовой жадности, а также в том, что большинство потребителей живут, просто-напросто не задумываясь о том, что они носят. Несмотря на то что все, казалось бы, слышали об ужасных условиях труда в текстильной промышленности и о дикой эксплуатации природных ресурсов в процессе промышленного производства, большинству удается вполне удачно вытеснять из головы эти печальные картинки под давлением желания модно одеваться за маленькие деньги (что позволяют делать H&M, KiK, Primark и другие подобные марки). Как мне сказал в интервью для этой статьи один берлинский гимназист тринадцати лет, впервые серьезно задумавшийся об апсайклинге как приемлемом для себя варианте потребления после написания школьного реферата о производстве одежды в KiK, «большинство ребят в моем классе прослушали реферат, коротко ужаснулись, потом все забыли и продолжили покупать дешевую одежду»38. В целом, конечно же, не подростки активно интересуются апсайклингом в современной Германии. Если проанализировать блоги, посвященные апсайклингу, то это, скорее, молодые женщины от двадцати пяти до сорока лет, многие из которых уже имеют основную «рукодельную» профессию (было бы еще чрезвычайно любопытно проследить, есть ли корреляции между опытом перешива в период жизни в ГДР и страстью — либо ненавистью — к апсайклингу сейчас и есть ли различия между культурами повседневного апсайклинга в сегодняшних Западной и Восточной Германии, но оставим эти темы для будущих исследований). Одни были воспитаны в «зеленом» духе уже в родительской семье, у других же чувствительность к вопросам этической моды пришла со временем, нередко в результате ярко эмоционально окрашенных событий, послуживших катализаторами для (нередко кардинальной) смены образа мыслей от «потреблядства» к этическому потреблению. Но и среди потребителей, не ведущих такие блоги, медленно, но верно происходят изменения потребительского поведения в сторону «медленной моды».
Совесть победила! Где приобрести желаемое? Магазины и ателье
Магазинов апсайклинговой моды в сегодняшней Германии не так уж много (к слову, в государственно-социалистических странах таких магазинов не было вообще), а большинство из имеющихся сконцентрировано в Берлине, который можно назвать столицей немецкого апсайклинга (к слову, в Интернете есть интерактивная карта с тематическими местами, всего порядка тридцати по Берлину, под названием Upcycling Fashion Roadmap Berlin, идеальная для велосипедной прогулки)39. Что касается магазинов, я предложила бы в первую очередь посетить три места. Во-первых, это Upcycling Fashion Store по адресу Anklamerstr. 17, 10115 Berlin, открытый в 2011 году создателями уже упомянутого выше лейбла Aluc40. Во-вторых, это Upcycling Deluxe по адресу Kastanienallee 22, 10435 Berlin, открытый в 2013 году и действующий не только как офлайновый, но и, в отличие от Upcycling Fashion Store, как онлайновый магазин с доставкой в 35 стран (к сожалению, не включая Россию)41. В этих двух магазинах можно как приобрести продукцию рассмотренных в предыдущем разделе лейблов, так и познакомиться с апсайклинговыми лейблами со всего мира, например посмотреть на бейсболки молодого украинского лейбла Valorisation Lab, сделанные из винтажных шалей и галстуков (в Upcycling Deluxe)42. В-третьих, это социальный концептуальный магазин Water to Wine по адресу Auguststr. 82, 10117 Berlin, открытый в 2013 году под эгидой Берлинского общества по работе с бездомными и нуждающимися (Berliner Stadtmission) в сотрудничестве с вышеупомянутым Upcycling Fashion Store43. В этом магазине продаются модели различных дизайнеров, сделанные ими из поношенной одежды, переданной им обществом по работе с бездомными (например, из выброшенных кем-то вечерних платьев Gucci, не слишком-то пригодных согреть бомжей зимой).
Помимо этого, интересующийся апсайклингом потребитель может делать свои покупки, не выходя из дома, в онлайн-магазинах44.
Наконец, можно не только купить уже готовую перешитую вещь, но и перешить ее на заказ в ателье. Это можно сделать как в обычном, рядовом ателье, так и в дизайнерском, рассчитанном именно на «идейный перешив» (сегодняшние немецкие ателье не имеют ничего общего с позднесоветскими ателье бытового обслуживания, бывшими — в силу чрезвычайно долгих сроков выполнения работ, регулярной порчи вещей, хамского обращения и пр. — пространствами рутинного унижения и страдания). Например, в берлинском ателье «До тех пор пока она [одежда] не распадется от старости на куски и сама не свалится с тела» (Bis es mir vom Leibe fallt) по адресам Frankenstr. 1, 10781 Berlin, и Hof 4, Hackesche Hofe, 10178 Berlin, открытом дизайнером Элизабет Прантнер в 2011 году45. В этом ателье одежду не просто ремонтируют или «подгоняют» под фигуру — старые, вышедшие из моды, испачканные, дырявые и пр. ставшие некондиционными вещи здесь «целуют и пробуждают ото сна».
Upcycling = Uppricing? Самодельный перешив как альтернатива дизайнерскому апсайклингу
И все бы хорошо, но вот стоит готовая дизайнерская апсайклинговая мода обычно весьма недешево, вполне себе по формуле Upcycling = Uppricing, и в любом случае практически всегда дороже аналогичных по внешнему виду готовых новых вещей. Этот финансовый фактор, а также стремление реализовать свою креативность (см. «эгоистически-индивидуалистические» причины популярности апсайклинга, рассмотренные в начале статьи) побуждают современных германских «обычных потребителей» перешивать вещи самостоятельно.
В отличие от тех же советских женщин, «органически», «естественно» впитывавших знания и умения перешивать от мам и бабушек, а также на обязательных школьных уроках труда, в сегодняшней Германии такая поколенческая преемственность оказалась прерванной, и место дающих знания мам и бабушек занимают другие источники мудрости.
Во-первых, это многочисленные книги-пособия по самодельному апсайклингу, где мало экологической и прочей идейности, зато есть практические советы для «чайников»46. Во-вторых, это советы в женских журналах. В-третьих, помимо этих привычных еще советским женщинам способам накопления знания о перешиве, у современного потребителя есть и новое мощное оружие для самоучек — обилие восхитительных тематических интернет-блогов и видеотьюториалов на ютьюбе с подробнейшими инструкциями, фотографиями «до» и «после» и пр. Для «вхождения в тему» я бы в первую очередь порекомендовала собрания множества блогов на одном портале.
Например, проект «Мы креативно переделываем. 30 дней — 30 вещей» — подлинное собрание сокровищ, но нужно поторопиться в изучении этого портала, так как пока еще он находится в бесплатном доступе в сети, но как долго это продлится, неизвестно47. Дело в том, что это уже завершенный проект, начавшийся в Вене 15 апреля 2011 года и длившийся ровно три года. Две девушки-студентки, учившиеся на факультете графического дизайна, в рамках своей дипломной работы призвали всех желающих присылать им свои идеи по апсайклингу всего подряд, и за каждое присланное предложение проект продлевался еще на один день. Про вторичное использование одежды, сумок, украшений было прислано 257 идей, из них множество гениально простых.
Например, это войлочные шапки из «севших» после стирки шерстяных свитеров.
Или же это юбка из мужских галстуков, платье из старой футболки, шарф, связанный из разрезанной на полоски старой занавески, и многое другое.
Из той же серии подборки апсайклинг-идей и портал «Вторичная обработка — творчество своими руками. Делай из старого новое — повышай ценность вместо того, чтобы выбросить» (Upcycling — Basteln. Aus Alt mach Neu — Aufwerten statt Wegwerfen), показывающий, как из старых футболок сделать кокетливое нижнее белье и пр.48
Немного другого типа следующий сборный портал, который мне тоже очень хочется упомянуть здесь — «Культура handmade», целевая аудитория которого — все, кто хочет что-то делать своими руками. На этом портале не только собраны воедино блоги про апсайклинг, но и постоянно обновляется информация о магазинах, о релевантных событиях в мире апсайклинга, сведения о курсах кройки и шитья и пр.49
При изучении этих порталов становится понятно, что личных бло- гов, посвященных DIY-культуре и апсайклингу в частности, в Германии великое множество и выбрать «лучшие» очень трудно. Тем не менее для «разогревания аппетита» к феномену апсайклинга я очень рекомендую почитать блог «Немножко другой миленький блог о DIY, любви к винтажу и о (re-)fashionable стиле жизни» (Just another sweet blog about DIY, Vintagelove and a (re-)fashionable Lifestyle)50. Автор блога — девушка Нина 28 лет, живущая в городе Киль в Северной Германии и страстно любящая давать вещам вторую и последующие жизни. Нина не строгий и радикальный экофрик, скорее, ее интерес к апсайклингу носит «прикладной», тот самый рассмотренный мной выше «эгоистически-индивидуалистический» характер (желание выглядеть индивидуально и т.п.), и эта установка, что греха таить, на сегодняшний день все-таки наиболее распространена среди потребителей. Ее блог хорош не в последнюю очередь и примерами легкого воплощения идей ап- сайклинга, например перешивания халата в летнее платьице, и тому подобными вещами.
Наконец, помимо постижения тонкостей апсайклинга в одиночку за компьютером, в сегодняшней Германии существует масса возможностей делать это коллективно и офлайн (хотя и не на рабочем месте, как это было широко распространено в позднем СССР). Если внимательно следить за календарем мероприятий, можно очень удачно попасть на своеобразный интенсив-курс искусства апсайклинга — например, в виде «ночи хендмейда», наподобие «длинной ночи музеев», когда с позднего вечера до раннего утра в разных местах города проходят различные мероприятия, на которых среди прочего обучают шитью и перешиву («длинные ночи хендмейда» в Германии пока еще в новинку, первая такая всегерманская ночь состоялась в сентябре 2013 года и прошла с грандиозным успехом, на 27 сентября 2014 года запланирована вторая ночь)51. Для серьезно заинтересовавшихся открыты все пути для дальнейшего совершенствования навыков — будь то обучение на курсах кройки и шитья (помимо обычных, есть и организованные апсайклинг-лейблами, стремящимися нести философию вторичной переработки в массы) или же так называемые переживающие сейчас бум «ремонтные кафе» («Reparatur-Cafes», специальные кафе, куда могут приходить все желающие со своей дефектной или просто надоевшей вещью и коллективно, с помощью других гостей кафе, починить или переделать ее)52. Правда, что касается акций не в Интернете, а в «реальном мире», в явном преимуществе оказываются жители немецких крупных городов, так как на сегодняшний день все такие акции — феномен прежде всего новой городской, а не деревенской культуры53.
Итак, вещь перешита. В подавляющем большинстве случаев современный немец/немка будут носить ее с гордостью (если только это не перешив «по бедности») и получать комплименты, ведь, как сказал уже упомянутый мной выше берлинский школьник, «все же знают, что перешивать одежду — это хорошо, просто всем лень это делать»54.
Тем не менее в заключение придется все же добавить небольшую ложку дегтя в хвалебный гимн волшебным превращениям из трэша в тренд. Такие превращения могут быть чреваты очередной формой товарного фетишизма, только теперь фетиш уже не новенький продукт, а мусор во всех его проявлениях. А ведь подлинный смысл вовсе не в том, чтобы фанатично перемещать мусор с места на место, говорит уже упомянутый мной выше немецкий химик Михаэль Браунгарт, автор принципа «От колыбели к колыбели», в своей новой книге «Умное разбазаривание. Апсайклинг: на пути к новому обществу изобилия» (Braungart & McDonough 2014). «Апсайклинг», считает Браунгарт, вообще неправильный подход, ведь он подразумевает наличие мусора само собой разумеющимся и неизбежным, тогда как стремиться нужно к тому, чтобы производить не «мусор», а «питательное сырье» для последующей циркуляции вещей (см. выше его теорию «cradle-to-cradle»). Тем не менее, пока суть да дело, пока горы уже имеющегося мусора все еще с нами, можно временно закрыть глаза на неправильность ап- сайклинга как идейно-философского подхода и просто наслаждаться его процессом — дело явно того стоит.
Литература
Белькова 1978 — Белькова В. Сами красим — сами шьем. Юным мастерицам // Для умелых рук (приложение к журналу «Юный техник»). 1978. № 10. С. 14-15.
Васильева 2012 — Васильева З. Сообщество ТРИЗ: логика и этика советского изобретателя // Этнографическое обозрение. 2012. № 3.
Винокурова 1977 — Винокурова Е. Была бы выкройка. В редакцию пришло письмо // Советская торговля. 1977. 9 июля.
Герасимова, Чуйкина 2004 — Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34).
Гурова 2004 — Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки о социологии нижнего белья // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34).
Деготь 2000 — Деготь Е. От товара к товарищу // Логос. 2000. № 5.
Орлова 2004 — Орлова Г. Апология странной вещи: «маленькие хитрости» советского человека // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34).
Смоляк 2011 — Смоляк О. Сделай сам. Несколько замечаний о комфорте и изобретательности советского человека в 1960-е гг. // Ab Imperio. 2011. № 4. С. 236-260.
Тихомирова 2008 — Тихомирова А. Табу на деньги: в немецкой сети бесплатных магазинов можно бесплатно сдать и взять вещи // Ведомости-Пятница. 2008. № 26 (113) (www.vedomosti.ru/friday/article/2008/07/25/13199).
Толстоборова 2012 — Толстоборова Р. Советская мода 1960-1980-е годы // cccp2.mirtesen.ru/blog/43267311085/Sovetskaya-moda-1960-1980-godyi (по состоянию на 11.10.2012).
Baier et al. 2013 — Baier A., Muller C., Werner K. Stadt der Commonisten. Neue urbane Raume des Do it yourself. Bielefeld, Transkript Verlag, 2013.
Braungart & McDonough 2002 — Braungart M., McDonough W. Cradle to Cradle. Remaking the Way We Make Things. N.Y.: North Point Press, 2002.
Braungart & McDonough 2014 — Braungart M., McDonough W. Intel- ligente Verschwendung. The Upcycle: Auf dem Weg in eine neue Uber- flussgesellschaft. Oekom Verlag, 2014.
Brewer 1997 — Brewer J. Was konnen wir aus der Geschichte der fruhen Neuzeit fur die moderne Konsumgeschichte lernen? // H. Siegrist et al. (Hg.). Europaische Konsumgeschichte: zur Gesellschaftsund Kulturgeschichte des Konsums (18. bis 20. Jahrhundert). Campus Verlag, 1997. S. 51-74.
Burns 2013 — Burns M.C. Recycling-Mode fur Dummies. Aus Out mach In! Wiley-VCH. Verlag, 2013.
Certeau 1984 — Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. Berkeley, 1984.
Crawford 2010 — Crawford M.B. Ich schraube, also bin ich: vom Gluck, etwas mit den eigenen Handen zu schaffen. Ullstein, 2010.
Diekamp 2010 — Diekamp K. Eco-Fashion. Top-Labels entdecken die grune Mode. Stiebner, 2010.
Die Phanomene 1995 — Die Phanomene // Kornai J. Das sozialistische System. Die politische Okonomie des Kommunismus. Baden-Baden, 1995.
Diepolder 2013 — Diepolder A. Upcycling: Design-Ideen fur Selbermacher. Christophorus Verlag, 2013.
Fuhrer 2013 — Fuhrer M. Aus Alt nah Neu: Von der Klamotte zum Designerstuck. OZ Creativ, 2013.
Jensen 1995 — Jensen J.M. One Foot in the Rockies: Women and Creativity in the Modern American West. Albuquerque: University of New Mexiko Press, 1995.
Spirz 2014 — Spirz K. Upcycling statt Downcycling — mit Kreaivitat zum Klimaschutz // Kupferbau — Campusmagazin Tubingen. 23.07.2014. www. kupferblau.de/2014/07/23/upcycling-statt-downcycling-mit-kreativitaet-zum- klimaschutz/#more-3388.
Merkel 1999 — Merkel I. Utopie und Bedurfnis. Die Geschichte der Konsumkultur in der DDR. Koln, 1999.
Merl 1997 — Merl S. Staat und Konsum in der Zentralverwaltungswirt- schaft. RuBl and und die ostmittelueropaischen Lander // H. Siegrist et al. (Hg.). Europaische Konsumgeschichte: zur Gesellschaftsund Kulturgeschichte des Konsums (18. bis 20. Jahrhundert). Campus Verlag, 1997. S. 205-245.
Muller 2014 — Muller J. Upcycling-Mode: Neue Ideen fur alte Klamotten 2014. //www.brigitte.de/mode/trends/upcycling-mode-1173050/.
Nahmarie 2013 — Nahmarie. Upcyclin mit Nahmarie: Uber 30 Projekte zur kreativen Wiederverwertung — aus Alt mach Neu. Edition Michael Fischer, 2013.
Parker 2010 — Parker R. The Subversive Stitch: Embroidery and the Making of the Feminine. Tauris, 2010.
Pristash et al. 2009 — Pristash H., Schaechterle I., Wood S.C. The Needle as the Pen: Intentionality, Needlework, and the Production of Alternate Discourses of Power // Women and the material culture of needlework and textiles, 1750-1950 / Ed. by M. Daly Goggin, B.F. Tobin. Ashgate, 2009.
Reith 2014 — Reith R. Was war vor der Wegwerfgesellschaft? // Kultur und Technik. 2014. No. 1 (Die Kultur der Reparatur). Pp. 12-18.
Ruane 2009 — Ruane C. The Empire's New Clothes. A History of the Russian Fashion Industry, 1700-1917. Yale University Press, 2009.
Technikgeschichte 2012 — Reparieren oder die Lebensdauer der Gebrauchsguter // Technikgeschichte. 2012. 3 (79).
Technikgeschichte 2014 — „Entschaffen": Reste und das Ausrangieren, Zerlegen und Beseitigen des Gemachten // Technikgeschichte. 2014. 1 (81).
Thompson 2009 — Thompson H. Mach neu aus alt: Welt retten, Geld sparen, Style haben. Edel, 2009.
Upcycling 27.05.2014 — Upcycling 27.05.2014 // Wikipedia, Die freie Enzyklopadie.de.wikipedia.org/w/index.php?title=Upcycling&oldid=130776067.
Vasilyeva PhD — Vasilyeva Z. Do-It-Yourself Practices and Technical Knowledge in Late Soviet and Post-Soviet Russia (PhD-проект). S. 29-30.
Примечания
1. См. напр. журнал Restkultur как пример одного из новейших журналов, посвященных апсайклингу в частности и «культуре остатков» в целом (существует с января 2014 г.): www.magazin-restkultur.de. Как пример выставок см.: Blue Couture — restlos einzigartig! в Ernst-August-Galerie в Ганновере в мае 2014 г., см.: Landsbeck B. Blue Couture — restlos einzigartig! 13.05.2014 // upcycling-fashion.com/blue-coutu-re-restlos-einzigartig.
2. См. напр.: Technikgeschichte 2012, Technikgeschichte 2014. В качестве примера одного из новых междисциплинарных исследовательских центров, занимающихся изучением будущего устройства общества с условием сохранения преимуществ сегодняшнего общества массового потребления и одновременно с необходимостью сохранять природные ресурсы, можно назвать созданный в 2012 г. Центр им. Норберта Элиаса по изучению вопросов трансформации (NEC) во Фленсбурге (www.norberteliascenter.de).
3. Springer Gabler Verlag (Herausgeber), Gabler Wirtschaftslexikon, Stichwort: Recycling, online im Internet: wirtschaftslexikon.gabler.de/Archiv/5527/recycling-v10.html.
4. Цифры приведены по: Spirz 2014.
5. Цит. по: Upcycling 27.05.2014.
6. fromsomewhere.co.uk.
7. refashionista.net.
8. Cradle-to-Cradle Vision // Lexikon der Nachhatigkeit. www.nachhaltig-keit.info/artikel/1_3_f_cradle_to_cradle_vision_1544.htm.
9. В качестве значимой попытки осмыслить феномен «общества выбрасывания» и оценить его положительно можно назвать выставку «Работа над заплатками. Ремонт и переделывание вещей в культуре повседневности» (Flick-Werk. Reparieren und Umnutzen in der Alltagskultur) в городском музее в Штутгарте (Wurttembergisches Landesmuseum), проходившую 15 октября — 15 декабря 1983 г.
10. Die Phanomene 1995; Merl 1997; Merkel 1999; Brewer 1997.
11. О применении концепции «адаптивных практик» к советским самоделкам см.: Смоляк 2011.
12. О советском обществе как «обществе ремонта» см. напр.: Герасимова, Чуйкина 2004; Гурова 2004; Орлова 2004.
13. Об этической моде в целом см. напр.: Diekamp 2010.
14. Цит. по: Muller 2014.
15. Хороший обзорный текст о «быстрой» и «медленной» моде со множеством полезных «практических» ссылок см. напр.: Nachhaltigkeit in der Modebranche. Lexikon der Nachhaltigkeit.www.nachhaltigkeit.info/artikel/nachhaltigkeit_in_der_modebranche_1764.htm.
16. The 365 Challenge. Redress // redress.com.hk/projects/clothing-drives/ the-365-challenge.
17. См. напр.: www.kleiderkreisel.de.
18. an_tya. «Нейлоновое время» и чулки, как идеология. 16.09.2007 // ЖЖ-сообщество «Предметы советской жизни». soviet-life.livejournal.com/123954.html#comments.
19. Интересные теоретические размышления о разделении тела и мысли в западной философской мысли см. напр.: Vasilyeva PhD.
20. О дуализме ума и тела см. напр.: Crawford 2010.
21. В исторической перспективе женщины весьма успешно эксклюдировались из категорий «творческих субъектов». См. напр.: Jensen 1995.
22. Про «угнетающие» коннотации женского шитья в царской России см. напр.: Ruane 2009. Про женское шитье как «угнетающее» в целом см. напр.: Pristash et al. 2009.
23. О феминистских трактовках женского шитья см.: Parker 2010. 24. Подробней о советском дискурсе изобретателей и рационализаторов см. напр.: Васильева 2012.
25. aluc.eu.
26. www.beliya.de.
27. nilufer-eco-fashion-o6b.de.
29. Dress. Container 012 [подарено в Мехико, Мексика]. Donator 003 [подарено девушкой под ником huttta, отдавшей, помимо этого платья, еще восемь предметов одежды] // www.schmidttakahashi.de/index. php?option=com_tt&view=article&id=1857&a=d.
30. www.carlacixicrocheting.com.
31. www.feuerwear.de.
32. www.felsliebe.de.
33. www.isonca.de/isoncaDesign/isonca.html.
35. bookrings.jimdo.com.
36. Очень подробный и постоянно пополняющийся список лейблов можно посмотреть здесь: Recycling-Produkte der etwas anderen Art: www. ubb.de/htm/Wertstoffentsorgung/projekte_kunst.php и здесь:www.nobrands.de/www.nobrands.de.
37. www.hessnatur.com/de/serial-upcycling-collection.
38. Интервью автора с Leonardo Braginsky (2001 г.р.), 05.08.2014.
39. www.visitberlin.de/de/erleben/shopping/upcycling-fashion?view_mode=map.
40. upcycling-fashion.com.
42. vk.com/valorisationlab.
43. www.facebook.com/WaterToWineBerlin.
44. См. напр.: www.trashtotrend.com,www.recycling-vielfalt.de/shop/de, de.dawanda.com/search?q=upcycling.
45. www.lisad.com/bisesmirvomleibefaellt.
46. См. напр.: Burns 2013; Dawidowski, Marion, Diepolder 2013; Fuhrer 2013; Nahmarie 2013; Thompson 2009 и бесчисленное множество других пособий.
47. www.weupcycle.com.
49. www.handmadekultur.de/projekte/upcycling.
50. ninutschkanns.com.
51. Peggy. Die Lange Nacht des Selbermachens — ein Ruckblick mit Fotoalbum // blog.dawanda.com/2013/10/02/die-lange-nacht-des-selbermachens-ein-ruckblick-mit-fotoalbum.
52. Первые ремонтные кафе появились в Нидерландах в 2009 г. и затем распространились в мире — в основном в Германии, США и Великобритании. О «ремонтных кафе» в Германии см. напр.: Repair Cafe. Wegwerfen? Denkste! // repaircafe.org/de/deutschland.
53. О культуре DIY как феномене новой урбанной культуры см. напр.: Baier et al. 2013.
54. Интервью автора с Leonardo Braginsky (2001 г.р.), 05.08.2014.