Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
Кейт Инс (Kate Ince) — ведет в Университете Бирмингема (Великобритания) курс «Изучаем Францию». В сферу ее исследовательских и преподавательских интересов входят художественная литература, кинематограф и другие визуальные направления в современном французском искусстве, а также критика, литературоведение и теория феминизма. Автор книг «Жорж Франжю» (Georges Franju, Manchester University Press, 2005 (по-французски: L'Harmattan/Presses de l'Universite de Laval, 2008)) и «Орлан — женщина тысячелетия» (Orlan, millennial female, Berg, 2000).
История
Орлан — французская художница, мастер перформанса. Основа ее перформансов — косметическая хирургия. Решив придать буквальное значение термину «анатомический театр», начала проект «Преображение святой Орлан» (The Reincarnation of Saint Orlan) — серию публичных операций, которые должны полностью видоизменить ее лицо и тело — а значит, и ее личность. При этом во время всех операций художница остается в ясном сознании, чтобы иметь возможность руководить фото- и видеосъемкой и комментировать происходящее.
«Преображение святой Орлан» началось в 1990 году. Святая Орлан — это персонаж, или маска, которую «Орлан» (беру это имя в кавычки, так как и оно является творческим псевдонимом) впервые примерила на себя в 1971 году; маска, которую она демонстрировала, лично присутствуя на выставках и фотографируя себя в ниспадающих складками бесформенных одеждах из черного винила и белой искусственной кожи. Сверхзадачей при создании столь сложных скульптурных костюмов была игра с канонической религиозной иконографией: за основу этих живых картин и множества последующих перформан- сов были взяты изображения Девы Марии и знаменитая скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы»1. По мнению критика Барбары Роуз, самоотождествление художницы со святой Орлан должно было «привлечь внимание к лицемерию общества, которое традиционно видит в женщине либо Мадонну, либо блудницу» (Rose 1993: 84). Рассматривая фотографии этих живых картин, можно уловить явные признаки такого рода феминистских настроений, поскольку выставленная напоказ одна обнаженная грудь — это откровенное подражание изображениям кормящей Девы Марии и в то же время нечто, напоминающее портреты полуобнаженных красоток с журнальных обложек.
Преображение святой Орлан в 1990-м (и в последующие годы) отмечено продолжающейся заинтересованностью теми проблемами, что волновали Орлан в предыдущие годы, и в то же время попыткой от них отмежеваться.
Публичные представления, в которые Орлан превращает свои операции, полны религиозного подтекста, поэтому трудно не замечать параллели между религиозным мученичеством и страданиями (хотя сама Орлан с этим не согласна), причиненными хирургическим вмешательством, предпринятым из эстетических соображений. Проект телесного преображения средствами косметической хирургии был тщательно спланирован с самого начала. Тем не менее изначально в работу вмешался некий элемент случайности: «Приглашенная выступить на симпозиуме в Нью-Йорке, она вдруг почувствовала себя больной; потребовалось срочное хирургическое вмешательство, и [Орлан] приняла решение пригласить в операционную съемочную группу. Отснятый на пленку материал был немедленно отправлен на другой конец города — туда, где проходил симпозиум и где он был показан вместо ее живого выступления» (McClellan 1994: 40). Существует дополнительная информация, намекающая на более зловещий источник вдохновения, в 1978 году побудивший Орлан сделать хирургию частью своей художественной деятельности: «Идея превратить хирургическое вмешательство в искусство перформанса посетила ее, когда ей проводили операцию по поводу внематочной беременности с применением местной анестезии» (Rose 1993: 84). Я говорю «более зловещий», во- первых, потому что на карту была поставлена жизнь плода, даже если его шансы выжить были минимальными, а также потому, что местная анестезия позволила Орлан во время операции играть роль не только пациентки, но и отстраненного наблюдателя. Раздвоение Орлан, или ее роль двойного агента — как объекта хирургического вмешательства, но вместе с тем и зрителя, следящего за ходом операции, которой она подвергается по собственной воле, — это ключевой аспект ее работы.
Первый официальный сеанс самообновления Орлан состоялся 30 мая 1990 года. Так было положено начало запланированному циклу из семи операций, каждая из которых должна была преобразить лишь одну из частей лица Орлан. Переделывая себя, Орлан не ориентировалась и не ориентируется на единственный образец; хирург заново «высекает» каждую часть ее лица таким образом, чтобы она в точности походила на какую-то определенную черту одной из великих икон западного искусства: нос — как у знаменитой статуи Дианы неизвестного скульптора школы Фонтенбло, губы — как у Европы Буше, лоб — как у Моны Лизы Леонардо, подбородок — как у Венеры Боттичелли, разрез глаз — как у Психеи Жерома. (Выбор пал на эти знаменитые образы не потому, что они прекрасны внешне, но благодаря их мифологической или исторической значимости — так, Мона Лиза оказалась привлекательной в силу своей андрогинности.) Здесь явно присутствует компилятивный или пародийный аспект, связанный с тем, что художникам-мужчинам свойственно превращать в фетиши отдельные части женского тела. Орлан также использует отдельно взятые черты образа, который она намеревается воплотить в результате своих операций-перформансов. Во время этого действа внимание зрителя направлено на эстетическое своеобразие избранной детали, для чего используются репродукции, воспроизводящие только лица «моделей». Эффект усиливается благодаря тому, что на каждой репродукции особо выделяются и подчеркиваются черты, которые предполагается скопировать в ходе операции...
[Полностью статью можно прочесть в бумажной версии журнала]