Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
Наделяя ускользнувшие мгновения физической реальностью, фотография кажется мощным оружием против времени — не случайно граничащее с одержимостью стремление человека новейшей эпохи снова и снова запечатлевать себя и все, что попадает в поле зрения. Альбомы и цифровые архивы накапливают неоспоримые свидетельства того, что субъективно значимые события действительно произошли, и дарят возможность вернуться к ним в любой момент. Отношение профессиональных историков, как правило, мало отличается в этом смысле от «обывательского»: фотографии рассматриваются как осязаемые фрагменты прошлого, способные служить для воссоздания целостной картины.
Возможность использовать фотоснимки в качестве ключа к действительности, лежащей по ту сторону изображения, не является очевидной для авторов статей, вошедших в сборник «Образы во времени». Напротив, проблематизируется само понятие реальности, документации которой, предположительно, посвящены фотографические практики. По мысли авторов, фотография не столько выхватывает фрагмент из потока бытия, сколько конструирует специфические значения, организуя сферу визуального определенным образом.
Представление о достоверности фотографического изображения занимает среди этих значений особое место. Категория «реальности» до такой степени встроена в восприятие фотографий, что нередко определяет даже их эстетическую оценку. При этом соотношение с неким не опосредованным технически прообразом обманчиво — само изображение и выступает как место производства реального.
Способность фотоснимка сохранять некогда запечатленное также оказывается иллюзорной, так как зависит от зрителя, его визуального опыта и навыков дешифровки образа. Меж тем для каждого нового поколения изначальный замысел фотографа становится все менее очевидным, допуская возможность истолкований, которые современникам показались бы совершенно фантастическими. С течением времени меняется то, что видят, — массивы изображений, составлявшие своеобразный портрет эпохи, оказываются утраченными, а уцелевшие единицы рассеиваются и встраиваются в новые контексты. Очевидно, что и способы восприятия, реакции на фотоснимки в этих условиях не могут оставаться прежними.
Меняющимся контекстам бытования фотографий посвящен первый раздел сборника. Его название, «За пределами альбома», призвано привлечь внимание к двойственности снимка, который может быть эмоционально значим в качестве документа индивидуальной биографии или семейной истории, являясь в то же время анонимным продуктом индустрии изображений, одним из множества себе подобных. Такая «серийность», типологическая близость фотографий прослеживается и в настоящее время, когда в их производстве может участвовать каждый, тем более заметна она в результатах деятельности фотоателье второй половины XIX — первой половины XX века.
Открывающая раздел статья Хеннинга Бендера написана на материале уникального архива, документирующего работу датского фотографа немецкого происхождения Генриха Тённиса (1825-1903) и созданного им ателье. Беспрецедентный объем и полнота коллекции связаны с успехом этого семейного предприятия: процветающий бизнес позволил отвести отдельное помещение для старых снимков и негативов и обеспечить условия их хранения. В других ателье освоение новых технологий съемки, как правило, приводило к ликвидации архива, тем более неизбежной при смене владельца. После того как фотопортреты стали доступны каждому, они перестали представлять ценность даже для заказчиков, не говоря уже о фотографах, поэтому снимки рубежа XIX-XX веков относительно редки даже в частных архивах и альбомах. Таким образом, ранний период массового производства фотографических изображений оказывается крайне скудно задокументирован, что затрудняет его осмысление историками. Архив Тённиса тем более ценен, что представляет немецкую школу фотографии, произведения которой были практически полностью утрачены в ходе Второй мировой войны. Исследователь предполагает, что если бы они сохранились, вероятно, можно было бы проследить постепенное формирование художественного языка, который впоследствии нашел столь яркое выражение в работах фотографа-модерниста Августа Зандера.
Крайне интересны размышления Бендера о приведении фотографической «реальности» в соответствие с запросами рынка. Практику ретуширования фотопортретов, призванного «облагородить» черты изображенных лиц, он сравнивает с модификациями старинных снимков при экспонировании в наши дни. Современному зрителю нелегко воспринять крохотные (5,5 х 9 см) оригинальные отпечатки, поэтому для выставок они обычно воспроизводятся в увеличенном масштабе. Кроме того, нередко приходится изменить контрастность снимка или кадрировать его, чтобы он выглядел более «интересным» и соответствовал визуальным ожиданиям публики. Наконец, кураторские решения, связанные с отбором и стратегиями экспонирования фотографий, также подразумевают производство реальности особого рода. История в этом случае предстает как инсценировка — ничуть не в меньшей степени, чем студийный портрет с его заемным реквизитом, условными позами и рисованным задником.
Следующая статья также посвящена проблемам сохранности архивов фотоателье и их влиянию на современное восприятие истории фотографии. Анна Дальгрен задается вопросом, почему весьма популярные и успешные в 1930-1940 годы шведские фотографы-женщины оказались со временем забыты. Как показывает ее исследование, большинство из них рано или поздно оказывались вынуждены оставить профессию, которую было сложно совмещать с традиционными ролями жены и матери. Их ателье в этих случаях переходили в чужие руки, а архив зачастую просто выбрасывался.
Хотя автор пытается создать более нюансированную историю, ее основа сводится к рассказу о гендерном неравенстве и мужском доминировании в фотографической профессии. Новизна работы — в деталях, среди которых особый интерес представляют приемы, использовавшиеся женщинами-фотографами для самоутверждения в качестве специалистов. С одной стороны, активно использовалась имитация мужского гендера через заимствование элементов костюма, выбор псевдонима и даже подчеркивание физической силы (одна из героинь запечатлена на обложке рекламной брошюры, с кажущейся непринужденностью держа тяжелую камеру). С другой стороны, акцент делался на «типично женские» качества, позволявшие быть более успешными в модной фотографии. Однако этот вид работ считался менее престижным по сравнению с портретной и репортажной съемкой и не мог улучшить положение женщин в профессии. Когда же модная фотография была признана искусством, с появлением в этой области таких мастеров, как Ричард Аведон и Ирвин Пенн, взаимодействия фотографа и модели были переосмыслены как отношения художника и его музы, что дополнительно способствовало забвению некогда творивших в этом жанре женщин.
Две других статьи раздела рассматривают модную фотографию в Финляндии и Норвегии. Согласно остроумному комментарию редакторов, эти изображения составляют своеобразный «семейный альбом» нации. Тоне Раск анализирует, каким образом фотосъемка кодирует «норвежскость», выясняя, к примеру, что модные иллюстрации зачастую выдерживались в той же цветовой гамме, что и пейзажи в туристических буклетах о Норвегии.
Мерья Сало на материале финских модных фотографий предлагает классификацию мест съемки, претендующую на универсальность. По ее мнению, фон изображения может быть «функциональным», «символическим» или «спорным». В первом случае одежда демонстрируется в обстановке, для которой она предназначена, как, например, купальный костюм на пляже. «Символический» фон призван иллюстрировать некую идею: так, связь с современностью передается при помощи размещения моделей в городской среде, в то время как натурные съемки подчеркивают, что дизайнеры вдохновляются родной природой и традиционным костюмом. Наконец, изображения, на которых наряды представлены в нарочито неподходящей обстановке, по мысли исследовательницы, воспевают ироническую отстраненность как неотъемлемую составляющую модных практик эпохи постмодерна.
Второй раздел книги посвящен значению фотографии для конструирования идентичности. По мысли составителей, ключевую роль здесь играет статус фотоснимка как «объективного» изображения. Образ, пойманный на пленку, служит неопровержимым доказательством реальности того, что иначе могло бы считаться метафизической спекуляцией. Проявленная таким образом идентичность может служить отправной точкой для самовыражения ее носителей, а может стать объектом политического и идеологического манипулирования.
Две статьи раздела посвящены образу «другого», а именно конструкциям расы. В работе Пера Нильсена рассматриваются фотографии чернокожих подданных Дании на рубеже XIX-XX веков. Исследователь показывает, что прогрессивные общественные деятели этого периода были заинтересованы во включении выходцев из Вест-Индии в структуру социума метрополии на правах равных. Этому должны были способствовать создававшиеся в конце XIX века снимки черных датчан, одетых по последнему слову европейской моды, в соответствии с канонами студийного портрета. К началу XX столетия акценты сместились в сторону культурного многообразия, на художественно-промышленных выставках в Копенгагене появились разделы, посвященные землям Карибского региона, и фотографии также призваны были отражать их самобытность. Однако своеобразие в этом случае оказывалось обманчивым: под видом традиционного костюма жителей Вест-Индии на снимках этого времени представлена легкая белая одежда, заимствованная в свое время с Запада.
Пер Нильсен оценивает попытку инкорпорировать жителей колоний в датское общество скорее положительно, хотя и констатирует ее неуспех (по результатам референдума 1916 года эти территории были проданы Америке). Лидия Март сосредоточивает внимание на опасностях, связанных с подобным «приручением» «другого». В ее статье анализируется образ афроамериканца, продвигаемый журналом Essence. Исследовательница обнаруживает, что риторика, сложившаяся в результате избрания Барака Обамы президентом («наша победа»), маскирует пропасть, разделяющую преуспевающий слой и основную массу черного населения США. Этот раскол невольно проступает и на страницах журнала: фотография детей, поступивших в престижную частную школу, контрастно оттеняет объявление о вакансиях в Макдо- налдсе, проиллюстрированное изображением подростков из простых семей. По мысли Март, именно включение отдельных представителей социокультурного меньшинства в элиту, создавая видимость благополучия, исключает возможность перемен.
В третьей статье раздела рассматривается фотодокументация ка- стинга моделей. Специалисты в этой области, как показывает Стефани Садр-Орафай, также оперируют определенным понятием реальности, исходя из представления о том, что в противовес создаваемому модными фотографами и стилистами идеальному образу существует «нулевая степень» художественного преобразования человеческого облика. Фронтальный портрет модели без макияжа и специально поставленного света, снятый на поляроид, очевидно, по-своему условен, однако кастинговые агентства с успехом используют этот материал, подбирая типажи для заказчика. Показательно, однако, что, представляя такие фотографии клиенту, специалисты по кастингу снабжают их пространным комментарием, иначе изображение оказывается «нечитаемым». «Реальность», в одном случае предполагающая отсутствие творческого вмешательства, а в другом настоятельно требующая «доводки», недвусмысленно обнаруживает характер визуальной конвенции.
Заключительный раздел сборника помещает фотографию в контекст «современной» эпохи. Короткое редакторское предисловие выделяет в качестве основной характеристики этого историко-культурного периода неустойчивость, текучесть, реализованную жажду перемен. При этом движение предлагается понимать как непрерывную смену кадров — так фотография, символизирующая остановленное мгновение, занимает свое место в потоке времени.
В статье Джо Терни рассматривается использование фотографий в проекте по устной истории: модные иллюстрации и снимки из частных альбомов были призваны помочь респондентам вернуться к собственному опыту ношения определенной одежды. Разнообразие, богатство и внутренняя сложность ответов привели исследователя к заключению о невозможности свести их к единой линейной истории моды. Необходимо вплести в историю институтов, дизайнеров и стилей индивидуальные голоса, более того, сохранить саму логику воспоминания, когда образы прошлого меняются под влиянием трансформирующейся перспективы «здесь и сейчас» и в свою очередь служат основой для ее структурирования.
Статья Шарлотте Бик Бандльен посвящена сайтам, отслеживающим новейшие тенденции уличной моды. Эти ресурсы не просто регистрируют существующие стили, но воспринимаются производителями одежды как руководство к действию. Такой способ распространения модных идей нередко описывается как движение снизу вверх, свидетельствующее о демократизации моды. Однако Бик Бандльен предостерегает от подобных поспешных выводов. Она обращает внимание на то, что люди, попадающие в объектив фотографа, представляют вполне определенную социальную группу — это относящаяся к среднему классу молодежь 20-30 лет, как правило, творческих профессий. Кроме того, при всем разнообразии индивидуальных стилей они встроены в достаточно жесткую, нивелирующую рамку репрезентации. Единый способ съемки, схожие позы, фон, а главное функция изображения (появиться на определенном сайте в качестве стилистической «новинки» с возможностью последующего тиражирования индустрией готовой одежды) противоречат идее «альтернативности», обычно связываемой с уличной модой.
Эжени Шинкл рассматривает в своей статье образы «играющего» тела в модной фотографии. Развивая идею Йохана Хейзинги об игре низшего порядка, неподвластной правилам, спонтанной и произвольной, исследовательница, однако, оспаривает тезис классика, согласно которому развитие технологий, грозящее тотальной регламентацией, вытесняет из культуры игровое начало. В истории модной фотографии явственно прослеживается переход от статичных к динамичным, «играющим» телам как к более современному явлению. Подобные изображения, по мысли Шинкл, уже не прочитываются как знак, но чувственно воспринимаются, непосредственно воздействуют на зрителя. Многообразие аффектов, которые позволяла пережить модная фотография начиная с 1930-х годов, словно призвано компенсировать все большую стандартизацию других параметров модного тела. Однако и здесь речь не идет уже о совершенно свободном проявлении игрового начала: новая выразительность тела искусно смоделирована техническими средствами, составляющими основу властных стратегий современности.
Последняя статья сборника помещает предмет исследования на пересечении визуальных и вербальных медиа: Ингеборг Тонум Карльсен анализирует стихотворения, посвященные иконическим образам Одри Хепбёрн и Мэрилин Монро. Концептуальной основой ее работы служит теория экфрасиса (литературного описания произведения изобразительного искусства). Рассматриваемые поэтические произведения достигают визуальной выпуклости прежде всего за счет самого обращения к столь хорошо известным читателю образам. Среди специфически литературных приемов исследовательница отмечает нагромождение прилагательных в отдельных строфах, напоминающих застывшие кадры. Эпизод фильма, которому посвящено стихотворение, разбивается таким образом на статичные фрагменты. Но есть в тексте и внутреннее движение, сокращающее дистанцию: от подзаголовка, разъясняющего, что стихотворение посвящено актрисе в определенной роли, в конкретной сцене, через ослепительный образ звезды, обладающий универсальностью, не привязанный к фильмографии, — к человеческой драме, скрывающейся за внешним блеском. Введение подобных дополнительных смысловых слоев позволяет не только уравнять текст с визуальными медиа, но и превзойти их возможности: по мнению Карльсен, приблизиться к изображению неизобразимого.
Предложенная составителями структура сборника не убеждает: слишком условно деление на разделы, статьи могли бы группироваться в другом порядке и под другими заголовками. Этот, пожалуй, единственный недостаток книги не является в строгом смысле недостатком, так как указывает на бесчисленное множество равно значимых проблем и сюжетов, затронутых авторами. Бессмысленно пытаться все их отразить в рецензии, поэтому остановимся на мысли, высказанной в заключении: отказываясь от привычных убеждений (в первую очередь, от расхожих представлений о «реальном» и «самоочевидном») и внимательно вслушиваясь-вглядываясь в источники, можно увидеть в обыкновенном необыкновенное. Волшебный материал фотоархивов и отдельных снимков начинает переливаться бесчисленными цветными гранями и выкладываться, подобно стеклышкам в калейдоскопе, каждый раз в новую картину.