Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012

Белла Нейман
Дафна Гиннесс: коллекционер или модница?

«Дафна Гиннесс» (Daphne Guinness). Музей Института технологии моды, Нью-Йорк. 16 сентября 2011 — 7 января 2012

 

Не каждый день нам доводится заглянуть в гардероб женщины, ко­торую Том Форд назвал «одной из самых стильных — если не самой стильной — на земле» (Steele & Guinness 2011: 1). Мы можем с ним и не согласиться, но выставка «Дафна Гиннесс» в музее Института моды и технологий дает нам достаточно материала для размышления.

По словам куратора экспозиции Валери Стил, выставок, посвящен­ных дизайнерам модной одежды, было много, а вот иконам стиля их посвящают нечасто (таких деятелей моды, удостоившихся выставки, можно пересчитать по пальцам: Джеки Кеннеди, Нэн Кемпнер, Айрис Эпфель, Мона фон Бисмарк, Грейс Келли и Тина Чоу). Почему же нас должна волновать Гиннесс? Кто она такая? Разве не у всякой богатой женщины имеется полный шкаф одежды от кутюр? Ответ находим на выставке: оказывается, Гиннесс даже больше чем икона стиля, она еще и муза и художник. Гиннесс наряжается, не просто чтобы не выходить из дома голой, она гордится своей одеждой, ценит мастерство ее созда­теля и, как пишет Хэмиш Баулз, находит в ней поэзию (Ibid.: 32).

Наследница пивной империи Гиннесс достопочтенная Дафна Сю­занна Диана Джоан Гиннесс родилась в 1967 году. Ее бабушкой по от­цовской линии была знаменитая Диана Митфорд. В 1987 году Гиннесс вышла замуж за Спироса Ниаркоса, второго сына греческого магната- судовладельца Ставроса Ниаркоса. У них родились трое детей, но в 1999 году они развелись. Дафна, решив отказаться от показного бле­ска, сопровождавшего ее семейную жизнь, начала все с нуля и верну­ла себе девичью фамилию. С тех пор она начала строить репутацию, опираясь только на себя, стараясь выйти из тени двух своих фамилий. Основой этой репутации стали ее любовь к моде и поддержка, кото­рую она оказывает молодым дизайнерам.

Прогуливаясь в привлекательной полутьме экспозиции, где мане­кены, похожие на Гиннесс, стоят за сеткой в окружении зеркал (идея навеяна домашней обстановкой Гиннесс), поражаешься тому, как от­четлив особый стиль Гиннесс. Выставка разделена на шесть секций («Дендизм», «Броня», «Шик», «Вечерний шик», «Экзотика» и «Искра»), но грань между ними размыта. Одежду от Гиннесс можно кратко оха­рактеризовать так: безмерная готика. Свой стиль сама Гиннесс характе­ризует следующим образом: черный пиджак, кожаные легинсы с белой блузой, украшенной блестками, и много-много бриллиантов. И туфли. Эксцентричные, на заоблачно высокой платформе. Некоторые без ка­блука и пятки, некоторые — на таких острых каблуках, что их можно использовать в качестве оружия.

У Гиннесс с детства развитое чувство стиля. Она с ранних лет лю­била униформу и мечтала носить костюмы, как у мальчиков, а когда не носила их, то отправлялась на лондонский Кенсингтон-маркет, где делала покупки вместе с обожаемыми ею панками (она даже собира­лась выкрасить волосы в черный и красный цвета). «При первой воз­можности я облачалась в кожу с головы до пят», — вспоминает она (Ibid.: 19). В подростковом возрасте она предпочитала черные платья из тафты (и вызвала гнев директорши школы, надев такое платье на церемонию конфирмации) и откровенные кожаные творения Аззеди- на Алайя. Некоторое время она изучала в школе шитье, но потом это занятие ей наскучило и она его забросила. Обещанная стажировка у Мадам Грес, хорошей подруги бабушки Гиннесс, так и не состоялась. Ее первое платье от кутюр было от Кристиана Лакруа — знаменитая юбка-пузырь из ткани «пони», коллекция 1987 года.

Гиннесс близко дружила с Александром Маккуином. Одежда по­койного дизайнера, в том числе и ансамбли, которые ранее никогда не демонстрировались, составляет внушительную часть этой выстав­ки. Впервые она услышала о нем от Изабеллы Блоу, фэшн-редактора и тоже иконы стиля. Именно Блоу открыла этого выдающегося ди­зайнера — она выкупила всю коллекцию Маккуина, сделанную им по окончании лондонского Центрального Колледжа искусств и дизайна Сен-Мартинс, за 5000 фунтов. Однако познакомилась с Маккуином Гиннесс случайно, и они быстро подружились. В их компанию поми­мо Блоу входили фотограф моды Дэвид Лашапель, ювелир Шон Лин и модельер-шляпник Филип Трейси. И Лин, и Трейси часто сотруднича­ли с Маккуином, и их творчество также стало частью коллекции Гин­несс. Сказочное платье-пальто с черным драконом на спине, сделанное Маккуином, когда он работал в Givenchy, укрепило их дружбу, став одним из первых его творений, которые она приобрела.

Другие представленные на выставке дизайнеры, чьи работы восхи­щают ценителей моды, — Гарет Пью, Карл Лагерфельд (особенно его одежда для Chanel) и Валентино. Дафна и сама занималась дизайном одежды. Ее творения имеют мужской крой, но при этом сексуальны и женственны. Гиннесс считает, что с модой надо играть. Это стано­вится очевидным при взгляде на платье с разрезом из лайкры и паль­то с капюшоном, которые придумал для нее Пью. Еще один гвоздь программы — обтягивающий комбинезон от Маккуина из золотого и бронзового бисера, нашитого на прозрачную шелковую сеть, с чер­ной перьевой накидкой.

Одно несомненно: Гиннесс знает, как произвести впечатление. Ее вкусы в моде определяются ее индивидуальностью. Гиннесс полагает: «Мода сегодня становится более серой. Всё и вся начинают выглядеть одинаково — словно мы носим униформу Мао. Нам надо поднять флаг индивидуальности» (Ibid.: 109). Неудивительно, что она восхищается такими женщинами с яркой индивидуальностью, как герцогиня Винд­зорская, Джин Сиберг, Джин Тирни, а также такими колоритными рок-музыкантами, как Дэвид Боуи и Джими Хендрикс.

Женщины часто говорят, что одеваются не для мужчин, а для дру­гих женщин. Для Гиннесс это верно лишь отчасти — она одевается для себя и для других женщин. Хотя ее внешний вид и можно обозначить словом «», это не общепринятая сексуальность. Валентино срав­нивает ее с «экстравагантным, сексуальным, душистым, восхититель­ным цветком.» (Ibid.: 48).

Независимо от ансамбля, блестки и кружева — обязательные атри­буты. Трудно провести грань между дневной и вечерней одеждой; Гиннесс утверждает, что такого разделения в ее мире не существует. Надо носить то, что тебе нравится. Жакет от Chanel с белыми блестками и белыми перьями на плечах или пальто от Valentino с меховым ворот­ником одновременно элегантные и утонченные. А в сочетании с кожа­ными брюками они создают неповторимый стиль Гиннесс.

Назвать Гиннесс обычной модницей было бы попросту несправед­ливо. Коллекционируя одежду от-кутюр (она приобрела коллекцию от-кутюр Блоу, прежде чем та была выставлена на аукцион Christie's в 2010 году), Дафна сравнивает себя с собирателями машин или марок. Ее цель — поделиться своей коллекцией со студентами, которые инте­ресуются искусством дизайна так же, как и она. По ее словам, именно любовь к искусству побудила ее согласиться на эту выставку: «В мире моды меня привлекает искусство, а не мода как символ статуса, конеч­но. Эта выставка сделана ради тех студентов и не только, которые раз­деляют эту любовь».

Перевод с английского Анны Плисецкой

 

Литература

Steele & Guinness 2011 — Steele V., Guinness D. Daphne Guinness. New Haven; London: Yale University Press, 2011



Другие статьи автора: Нейман Белла

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба