Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №1, 2012

Васецова Е.С.
Ислам как религия мира и толерантности

Васецова Е. С.

аспирант исторического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова.
E-mail: elena.vasetsova@yandex.ru

Целью данной статьи является развенчание ошибочного представления об исламе как о нетерпимой и крайне воинственной религии. Исламофобия представляет собой крайне опасное явление, способствующее укреплению мифа об исламе как о религии, ставшей идеальной почвой для терроризма. Для искоренения исламофобии необходимо разъяснять суть ислама как религии мира, добра и терпимости. Человечество должно прийти к осознанию необходимости диалога цивилизаций, развитию связей и отношений между представителями различных культур и религий.

Ключевые слова: ислам, Коран, исламофобия, Всеобщая исламская декларация прав человека, защита ислама от экстремизма.

The article is devoted to the unveiling of a wrong idea of Islam as an intolerant and very aggressive religion. Islamophobia is a very dangerous phenomenon supporting an idea of Islam as an ideal basis for terrorism. To eliminate islamophobia it is necessary to explain the essence of Islam as a religion of peace and tolerance. Mankind must realize the necessity to develop relations between representatives of different cultures and religions.

Keywords: Islam, Koran, islamophobia, Universal Islamic Declaration of Human Rights, protection of Islam from extremism.

К сожалению, сегодня в средствах массовой информации слова «терроризм» и «ислам» настолько часто употребляются вместе, что огромное количество людей во всем мире воспринимают эти понятия в качестве синонимов. Исследователи А. Крымин и Г. Энгельгардт в своей статье [Крымин, Энгельгардт 2003] указывают на небывалый всплеск исламофобии в западных странах. Авторы отмечают, что термин «исламофобия» вошел в широкое употребление после публикации в 1997 г. британским исследовательским центром Runnymede Trust доклада «Исламофобия – вызов для всех». Заместитель ректора Сассекского университета профессор Гордон Конуэй (Gordon Conway), возглавлявший этот проект, определил новое явление как «боязнь и ненависть к исламу и мусульманам, присущие СМИ всех уровней и распространенные во всех слоях общества». Исламофобия, согласно Конуэю, проявляется в «изображении ислама как цивилизации не отличной от Запада, а отсталой; мусульманской культуры – не как многоликой и прогрессивной, а застывшей и статичной, враждебной к инакомыслию и дискуссиям, патриархальной и женоненавистнической, фундаменталистской и потенциально угрожающей другим культурам» [цит. по: Крымин, Энгельгардт 2003].
В сжатом виде политическая исламофобия может быть сведена к формуле: «ислам – не партнер, а враг» [Там же].

Бесспорно, подобные рассуждения являются следствием незнания основ ислама, а также особенностей развития современного мусульманского мира, который не является единым, монолитным. На сегодняшний день мусульманский мир представляет собой конгломерат государств и этнических общностей, где разница в уровне экономического, политического, социального, духовного развития огромна. В исламском мире существуют общества, ассоциации и отдельные успешные личности, сумевшие приспособиться к современности, перенять все лучшие достижения западной цивилизации, при этом оставшись верными своей религии.

Целью данной статьи является развенчание ошибочного представления об исламе как о нетерпимой и крайне воинственной религии.

Известный исламский богослов девятнадцатого столетия Сайид Ахмад Хан[1] отстаивал интеллектуальный плюрализм и свободу мнений. Он утверждал, что ограничения свободы мнений крайне нежелательны, их нельзя оправдать ни религиозными, ни семейными, ни общинными соображениями. Государство не вправе порочить честное имя инакомыслящего или угрожать ему репрессиями. Ограничение свободы мнений означает нарушение прав всех людей и наносит ущерб всем. Богослов считал, что никто не имеет права принимать решения за всех и лишать других возможности руководствоваться собственным мнением. Без свободы мнений истинность какой бы то ни было идеи не может быть удостоверена с должной тщательностью [Сайид Ахмад Хан 2003].

Всеобщая исламская декларация прав человека [Всеобщая… 2003: 512–519], принятая Исламским советом 19 сентября 1981 г., является доказательством того, что мусульмане-модернисты исходят из демократических, либеральных ценностей, провозглашая такие основополагающие права человека, как право на жизнь и свободу, право на равенство и запрещение всех форм дискриминации, право на свободу вероисповедания, мысли и слова, право на социальную защиту, право
на образование, частную жизнь, свободу передвижения и местожительства, которые определяются как предначертание ислама. Принцип Корана «нет принуждения в религии» определяет права религиозных немусульманских меньшинств. Данный документ является прекрасным примером того, как общедемократические принципы организации общественной жизни сочетаются с основополагающими принципами ислама. 

Международная ассоциация мусульманских богословов (IAMS) – независимая неправительственная организация, объединяющая мусульман всего мира, – неоднократно выступала с резким осуждением исламизма, совершения террористических актов под лозунгами ислама. Возглавляет ассоциацию видный суннитский богослов шейх д-р Юсуф аль-Кардави. В организацию входят около 200 авторитетных богословов, как суннитских, так и шиитских, из четырех частей света. Ее цель – достижение консенсуса в толковании и использовании положений мусульманского права, преодоление в этом вопросе противоречий. К целям Международной ассоциации мусульманских ученых относятся:

– поднятие уровня религиозных знаний мусульман;

– предостережение мусульман об опасностях, которые таит модернизация;

– воспитание поколения, имеющего непоколебимую веру;

– нахождение пути к решению индивидуальных проблем мусульман;

– установление полного равенства в среде мусульманских ученых, независимо от национальных особенностей каждого.

Для искоренения ошибочного представления об исламе как о религии, являющейся идеальной почвой для терроризма, необходимо с наибольшей полнотой и доступностью раскрывать несовместимость посягательства на человеческую жизнь с позициями Корана.

В соответствии с правилом «абсолютной справедливости» (адалату махза) убийство одного невинного человека расценивается как убийство всех людей на земле [Коран. сура Трапеза. аят 32]. Права индивидуума нельзя нарушать, даже если это идет на пользу обществу. В Коране содержится запрет на убийство мусульман («единоверцев»): «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него,
и проклял его, и уготовал ему великое наказание» [Там же. сура Женщины. аят 95(93)]. Обращает на себя внимание тот факт, что в террористических актах с использованием террористов-смертников гибнет огромное количество мусульман. Так, только в 2008 г. в результате терактов в различных странах погибло или было ранено свыше 50 тыс. человек, причем большинство из них являлось мусульманами. 65 % жертв террористических нападений были мирными жителями [Добаев 2010: 6]. Исламисты объясняют нарушение этого запрета следующим образом. Мусульманам, погибшим в результате террористического акта, присваивается статус мученика за веру.

Коран запрещает убивать женщин и детей врага, стариков, инвалидов, немощных людей. Однако исламисты пытаются обойти и этот запрет, объясняя свои действия тем, что граждане демократических государств должны нести ответственность за действия выбранных ими правительств, политических лидеров. Е. А. Степанова отмечает, что «палестинские группировки, применяющие террористические методы, настаивают на том, что все граждане государства Израиль должны считаться потенциальными комбатантами, так как, в силу всеобщей воинской повинности, все они находятся либо на действительной военной службе, либо в резерве, либо выполняют вспомогательные военные функции» [Степанова 2010: 150–151].

Инициатива совершения агрессии не соответствует мусульманской этике и не может считаться характерной чертой мусульман. Коран утверждает, что мир предпочтительней войны против неверных: «а если они (враги Аллаха) склонятся к миру, то склонись и ты к нему, и полагайся на Аллаха» [Коран. сура Добыча. аят 63(61)].

Коран запрещает похищение людей в любых ситуациях, кроме открытых военных конфликтов, когда похищенный имеет статус военнопленного, но даже в этом случае его нельзя убивать. Военнопленный может быть освобожден на основе следующего положения: «Берите в плен неверных. За этим: или благость (им явить, освобождая), или за их свободу выкуп взять. Так надлежит вам поступать, пока война не сложит свое бремя» [Там же. сура Мухаммад. аят 4]. Военнопленные должны быть переданы в руки мусульманских духовных властей, и только они имеют право решать, как поступить с плененными. Определять судьбу последних те, кто непосредственно пленил их, не имеют права. Но даже в условиях открытой войны непозволительно похищать невинных гражданских лиц. Они не должны быть целью, из-за которой начинается война. С исламской точки зрения невоюющими лицами являются старики, женщины, дети, а также представители духовенства любой религии.

Коран не допускает возможность совершения самоубийства для мусульман: «… и не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!» [Коран. сура Женщины. аят 33(29)]. Исламисты, ссылаясь на развитую в исламе традицию мученичества, самопожертвования во имя веры, игнорируют вышеуказанное положение.

Ислам вменяет людям в обязанность поддерживать единство, братство, равенство каждого человека в основных правах, а также категорически отвергать размежевания между людьми по языковому, расовому и семейно-родовому признаку. В Коране предписано быть доброжелательным и участливым ко всем людям, а не только по отношению к единоверцам-мусульманам. «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким. Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» [Там же. сура Пчелы. аят 90]. Запрет недозволенного, того, что приводит к греху, распространяется на все человечество. Человек имеет право на самозащиту, однако оказывать сопротивление можно только дозволенными средствами, не выходя за пределы самообороны, соответствующей нападению: «И кто запреты против вас преступит, вы преступайте их против него, как преступал он против вас. Страшитесь гнева Господа и знайте – Аллах лишь с теми, кто способен удержать себя (в пределах, что он вам назначил)» [Коран. сура Корова. аят 190], а также: «Сражайтесь за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не преступай – Аллах  не любит тех, кто преступает» [Там же. аят 194].

Ислам рассматривает свободу вероисповедания как неотъемлемое право человека, обладающего сознанием и волей. В Коране содержится следующее положение: «В религии нет принуждения» [Там же. аят 256]. Толерантность мусульманской религии по отношению к иноверцам доказывает тот факт, что в арабском халифате, так же как и в Османской империи, отношение к немусульманам было довольно терпимым. Население завоеванных стран либо принимало ислам, либо продолжало исповедовать свою веру, но платило специальный налог (джизья) и не было полноправными подданными халифа. Ислам отрицает религиозный централизм и не стремится к такому миру, где бы господствовала одна религия: «А если бы пожелал твой Господь, то он сделал бы людей народом единым.
А они не перестают разногласить, кроме тех, кого помиловал твой Господь. Для этого он их создал» [Там же. сура Худ. аят 118–119].

Коран говорит, что наилучший способ предотвращения зла и насилия – призыв к человечеству распространять дух толерантности и прощения как наилучший способ борьбы с враждебностью: «Добро и зло не могут быть равны. Так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится» [Там же. сура Разъяснены. аят 34], «Так отклоняй же зло их тем, что лучше» [Там же. сура Верующие. аят 96].

Бесспорно, одних только декларативных утверждений о том, что ислам не имеет ничего общего с идеологией экстремизма и терроризма, недостаточно, чтобы в корне изменить сложившуюся ситуацию. Необходимы действия со стороны мусульманского сообщества, направленные на борьбу с данной подменой понятий.

Для развенчания мифа об агрессивности ислама также необходимо проводить хорошо продуманную государственную политику, включающую комплекс мероприятий, таких как:

– проведение международных, межрегиональных и межнациональных конференций, симпозиумов, круглых столов по проблемам противодействия терроризму, прикрывающемуся исламом;

– координация усилий религиозных организаций, общественных объединений, деятелей науки и культуры, направленных на преодоление всех форм экстремизма и терроризма;

– оказание поддержки исламским лидерам, выступающим против ваххабизма, фундаментализма и терроризма в средствах массовой информации;

– модернизация российского ислама путем создания российского мусульманского образования посредством учреждения в северо-кавказском регионе при участии государства исламских образовательных центров;

– проведение исламскими центрами просветительской работы среди насе-ления;

– расширение разностороннего сотрудничества с мусульманскими странами на постоянной основе. Министр иностранных дел России С. В. Лавров верно отметил, что «Россия и исламский мир – союзники в борьбе с международным терроризмом, с любыми проявлениями политического, религиозного и любого иного экстремизма, союзники в борьбе с современными угрозами и вызовами» [Лавров 2007].

 

Литература

Всеобщая исламская декларация прав человека / Жданов Н. В. // Исламская концепция миропорядка. М. : Международные отношения, 2003. С. 512–519.

Добаев И. П. Северокавказский терроризм в контексте национальной и региональной безопасности России // Геополитика. Вып. IV. Безопасность. 2010. С. 4–14.

Коран / пер., ком. Э. Кулиева. 8-е изд., стереотип. М. : Умма, 2010.

Крымин А., Энгельгардт Г. Исламофобия // Отечественные записки. 2003. № 5 (13) [Электронный ресурс] : URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=664

Лавров С. В. Россия и исламский мир – союзники в борьбе с терроризмом и экстремизмом // Интерфакс-Религия. 19.01.2007 [Электронный ресурс] : URL: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-10621.html

Сайид Ахмад Хан. Интеллектуальный плюрализм и свобода мнений / пер. с англ. В. Г. Волковой // Отечественные записки. 2003. № 5 (13) [Электронный ресурс] : URL:  http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=664

Степанова Е. А. Терроризм в асимметричном конфликте: идеологические и структурные аспекты. М. : Научная книга, 2010.

 



[1] Хан Сайид Ахмад (1817–1898) – пионер исламского модернизма в Индии. Стремился привести в согласие положения ислама и европейской науки, предлагал внести ряд изменений в ортодоксальные исламские методы рассуждения, что позволило бы исламу адекватно отвечать на интеллектуальные вызовы времени. Выступал в защиту интеллектуального плюрализма в исламе.

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020в№3, 2021век№3, 2021№2, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№1-2, 2016№2, 2015№1, 2015№2, 2014№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба