Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №2, 2018

Аскар Акаев
Становление ноосферной цивилизации в творчестве Ю. В. Яковца


Становление ноосферной цивилизации
в творчестве Ю. В. Яковца

Акаев А. А.*

В статье делается вывод о ведущей роли ученых России в формировании новой парадигмы общественных наук, которая представляется фундаментальной основой преодоления цивилизационного кризиса, становления гуманистически-ноосферной интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. Особое внимание уделено творчеству Ю. В. Яковца, разработавшего единую теорию циклов, кризисов и инноваций и обосновавшего методологию их долгосрочного прогнозирования, а также стратегию инновационно-технологического прорыва на национальном и глобальном уровнях.

Kлючевые слова: Ю. В. Яковец, интегральная парадигма общественных наук, теория инноваций, цивилизационные исследования, евразийская цивилизация.

The article develops the idea about the Russian scholars' leading role in the elaboration of a new paradigm for social sciences which is considered as a fundamental basis for overcoming of the civilizational crisis and establishment of a humanistic and noospheric integrative civilization and a sustainable multipolar world order based of the civilizations' partnership. The author pays peculiar attention to the legacy of Yuri V. Yakovets who developed a unified theory of cycles, crises and innovations and justified the methodology for their long-term forecasting, as well as the strategy of innovation and technological breakthrough at the national and global levels.

Keywords: Yuri V. Yakovets, integral paradigm of social sciences, theory of innovations, civilizationary studies, the Eurasian civilization.

С конца ХХ в. в авангардных странах развертывается научная революция, итогом которой будет становление новой научной картины радикально меняющегося общества и его взаимодействия с природой. Одним из ключевых направлений этой научной революции является формирование интегральной парадигмы общественных наук, которая приобретает приоритетное значение в XXI в. Это обусловлено тем фактом, что могущество науки и созданных ею производительных сил достигло такого уровня, что стало возможным как достижение процветания всего человечества, так и его самоуничтожение, и нанесение непоправимого ущерба биосфере Земли. Становится реальностью роковая альтернатива, сформулированная академиком Н. Н. Моисеевым в конце XXI в. Наука призвана ответить на грозный вызов новой исторической эпохи.

Российская научная мысль сформулировала обоснованный ответ на данный вызов. Об этом свидетельствуют опубликованные в 2017 г. в электронном формате том 2 («Цивилизации: теория, история, будущее, стратегия диалога и партнерства») и том 4 («Становление ноосферной цивилизации. Стратегия рационального природопользования и оздоровления окружающей среды») собрания сочинений профессора Юрия Владимировича Яковца, основателя и руководителя научной школы русского циклизма и современной российской цивилизационной школы [Яковец 2017], а также трехтомник его избранных трудов на английском языке «Integral theory of cycles, crises and innovations. Theory, history and future of civilizations. Strategy for sustainable development and partnership of civilizations» [Yakovets 2017].

Интегральная теория циклов, кризисов и инноваций

Развивая научное наследие Михаила Туган-Барановского и Николая Кондратьева, Саймона Кузнеца и Йозефа Шумпетера, Ю. В. Яковец разработал единую теорию циклов, кризисов и инноваций, обосновал методологию их долгосрочного прогнозирования, а также стратегию инновационно-технологического прорыва на национальном и глобальном уровнях. Это нашло выражение в его монографиях: «Экономический механизм повышения эффективности производства» (М.: Экономика, 1978 г.), «Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование» (1984 г., издана в Берлине и Братиславе и признана основой научного открытия закономерности взаимодействия циклов в обществе
и природе в 1991 г.), «Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм» (М.: Экономика, 1987), «Циклы, кризисы, прогнозы»
(М.: Наука, 1999)**, «Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего» («The Past and the Future of Civilization». Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000), «Эпохальные инновации XXI века» (М.: Экономика, 2004), «Эпохальные экономические трансформации XXI века» (М.: Экономика, 2011).

Каковы основные достижения школы русского циклизма, содержащиеся
в перечисленных монографиях?

Во-первых, обоснована закономерность цикличной динамики в развитии общества и природы как основы нелинейного подхода к динамике, предложена классификация циклов развития общества – сезонных, краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных (волны Кондратьева), сверхдолгосрочных (цивилизационные циклы), тысячелетних (исторические суперциклы); исследованы особенности проявления циклов в различных сферах общества: экологических, социо-демографических, технологических, экономических, в духовной (науке, культуре, образовании, этике), государственно-политической и геополитической.

Во-вторых, внесен крупный вклад в теорию кризисов как неизбежной фазы (кризисы цикличной динамики общества), раскрыты их функции – разрушительная, созидательная, наследственная. Исследованы структура и взаимодействие кризисов в различных сферах общества, их взаимодействие с природой, раскрыты закономерности выхода из кризисов на базе волн научных открытий, значимых изобретений, базисных инноваций, сформулирована блок-схема прогнозирования кризисов и выхода из них. Раскрыта сущность глубокого кризиса в России 1990-х гг. и глобального кризиса начала XXI в.

В-третьих, сформулирован новый подход к теории инноваций как неизбежной фазы перехода от кризиса к новому циклу, предложена и уточнена классификация инноваций – эпохальных (лежащих в основе нового исторического этапа развития общества), базисных (лежащих в основе новых технологических укладов и поколений техники), улучшающих, псевдоинноваций и совершенствования устаревших поколений техники, а также антиинноваций, устремленных в прошлое. Обоснована стратегия инновационно-технологического прорыва как основа преодоления современного кризиса в России и в мире, раскрыта роль интеллектуальной собственности, прежде всего научных открытий и значимых изобретений, как фундаментальной основы инноваций, показана необходимость государственной поддержки эпохальных и базисных инноваций в сочетании с рыночной инициативой при осуществлении широкого спектра улучшающих инноваций. Обоснован закон поляризации и социально-политического единства цивилизаций и государств, социальных слоев и поколений в условиях глубокого кризиса.

В-четвертых, обоснована концепция трансформации социально-экономи-ческих и технологических систем на основе единства циклов, кризисов и инноваций как всеобщей закономерности цикличной динамики общества.

Таким образом, в трудах Ю. В. Яковца содержатся фундаментальные основы для понимания происходящих в современном мире глубоких трансформаций, выработки долгосрочной стратегии преодоления современного кризиса в России и в мире и выхода на траекторию устойчивого развития.

Новое видение теории, истории и будущего цивилизации

Современная российская цивилизационная научная школа, основателем и руководителем которой является Ю. В. Яковец, занимает лидирующую позицию в мире. Эта школа имеет глубокие исторические корни. Ее предтечей была деятельность первого академика Императорской Санкт-Петербургской академии наук, позднее вице-президента академии экономиста Андрея Шторха, который
в 1815 г. опубликовал на французском языке книгу «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» («Cours’d économie politique ou exposition des principes qui determinant la prospérité des nations»), вторая часть которой носила название «Теория цивилизаций»; впервые в полном виде на русском языке она была издана в 2008 г.

В этой книге классическая политическая экономия Адама Смита, излагавшего законы функционирования рыночной экономики, дополнялась положениями
о нерыночном секторе экономики, который включал в себя элементы цивилизаций: здравоохранение, образование, науку, культуру, этику, религию, внутреннюю и внешнюю безопасность. Важнейшая цель государства – обеспечивать развитие элементов цивилизации как основы народного благоденствия. Такой подход не был воспринят классической буржуазной и марксистской политической экономией, но он приобретает особую актуальность в условиях становления социального государства. Именно в России будет заложено новое понимание политической экономии и социальной функции государства. Эти положения были развиты в опубликованной в 2015 г. книге Ю. В. Яковца «Политическая экономия цивилизаций». Следовательно, именно в России была опубликована первая в мире книга по общей теории цивилизаций.

Вторым шагом была публикация в 1869 г. монографии Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». В монографии впервые было введено понятие культурно-исторических типов, характеризующих цивилизационные особенности различных стран, то есть заложены основы теории локальных цивилизаций и их взаимодействия. Эти взгляды содержит и изданная в 1918 г. книга Освальда Шпенглера «Закат Европы».

Крупнейший макросоциолог ХХ в., российско-американский ученый Питирим Сорокин не только дал классификацию теории цивилизации, но и на основе глубокого исследования исторических тенденций социокультурной динамики за 2,5 тысячелетия раскрыл закономерности смены цивилизационных типов и неизбежное становление перспективы интегрального социокультурного строя.

Российская цивилизационная школа восприняла и развила достижения западных мыслителей в области цивилизаций – Ф. Гизо, Г. Т. Бокля, О. Шпенглера,
А. Тойнби, Ф. Броделя, Э. Тоффлера.

Глубокий кризис, поразивший евразийскую цивилизацию 1990-х гг., вызвал взрыв научного творчества в области цивилизационных исследований. В 1993 г. была опубликована на русском и английском языках монография Ю. В. Яковца «У истоков становления новой цивилизации», в которой закладывались основы нового видения теории, истории и будущего цивилизаций, смены цивилизационных циклов и исторических суперциклов. Эта концепция была развита в монографии «История цивилизаций» (1995–1997), изданной в США работе «The Past and the Future of Civilizations» (2000) и труде «Глобализация и взаимодействие цивилизаций» (2001–2003).

В 1996 г. опубликована монография Е. Д Черняка «Цивилиография: Наука
о цивилизациях», в которой изложены основные положения новой отрасли общественных наук.

В последних монографиях Н. Н. Моисеева «Судьба цивилизации. Путь разума» (2000) и «Быть или не быть… человечеству?» (2000) изложены основы ноо-сферной цивилизации и стратегии ее становления в ХХI в. на основе экологического императива.

Таким образом, современная российская цивилизационная школа, возглавляемая профессором Ю. В. Яковцом, опирается на фундаментальную базу исследований в области теории и истории цивилизации российских и зарубежных ученых.

Каковы основные достижения этой школы, которые нашли отражение в опубликованных сборниках научных трудов Ю. В. Яковца за последнюю четверть века?

Сформированы основы науки о цивилизациях (цивилиография – новая отрасль общественных наук, синтезирующая достижения социальной философии и социологии, истории и археологии, экономики и экологии, культурологии и политологии).

1. Развитие теории цивилизации, формирование новой отрасли обществознания – науки о цивилизациях. Развивая и синтезируя научное наследие
А. Шторха, А. Метлинского, Н. Данилевского, П. Сорокина и Н. Моисеева,
Ю. В. Яковец разработал основы теории цивилизации как новой отрасли обществознания. Им получены следующие научные результаты:

  • раскрыто единство локальных, мировых и глобальной цивилизаций в их функционировании и динамике;
  • выявлены циклично-генетические закономерности динамики цивилизации, сверхдолгосрочные циклы смены мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций, исторические суперциклы в развитии глобальной цивилизации; показана неизбежность кризисов при смене цивилизационных циклов;
  • обоснована структура цивилизационного генотипа, включающего природно-экологическую, социодемографическую, технологическую, экономическую, социокультурную и геополитическую составляющие;
  • разработаны уникальная многомерная геоцивилизационная макромодель и многофакторная геоцивилизационная матрица.

Эти положения нашли отражение в монографиях: «У истоков новой цивилизации» (1993), «История цивилизаций» (1995), «The Past and the Future of Civilizations» (2000(, «Глобализация и взаимодействие цивилизаций» (2001–2003), «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (т. 1, 2006), «Глобальная экономическая трансформация XXI века» (2011).

2. История цивилизаций. Ю. В. Яковец предложил новую периодизацию истории цивилизаций, основанную на смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. За исходный пункт начала истории цивилизаций принимается неолитическая революция VIII–VII тысячелетий до н. э. Исследована смена мировых цивилизаций – неолитической, раннеклассовой, античной, средневековой раннеиндустриальной и индустриальной, а также четырех поколений локальных цивилизаций в течение пяти тысячелетий в рамках двух исторических суперциклов, включающих триаду родственных мировых цивилизаций, обоснован закон сжатия исторического времени при смене цивилизационных циклов, предложена трехмерная модель витков спирали цивилизационной динамики
(см. рис.).

Выявлен закон колебания исторического маятника – периодического перемещения центра творческой активности цивилизаций с Востока на Запад и обратно.

В динамике цивилизаций проявляются действия закона сжатия исторического времени, сокращается продолжительность следующих друг за другом сфер долгосрочных циклов динамики мировых и поколения локальных цивилизаций, а также исторических суперциклов в развитии глобальной цивилизации.

Ю. В. Яковец раскрыл содержание современного глобального кризиса как кризиса цивилизационного, обусловленного сменой сверхдолгосрочных циклов
в динамике локальных, мировых и глобальной цивилизаций. Эти положения отражены в монографиях: «История цивилизации» (1995; 1997), «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (2 т., 2006), «The Past and the Future of Civilizations» (2000(, «Цивилизации: прошлое и будущее» (2008).

Выполненные исследования и проведенные в 2005–2007 гг. научно-циви-лизационные экспедиции позволили выработать новое видение истории цивилизаций на территории современной России. Эта история включает три цивилизационных цикла. Первый цикл начинается в V в. до н. э. и находит выражение
в формировании греко-скифской цивилизации и тысячелетнего Боспорского царства, второй цикл выражается в формировании восточнославянской цивилизации и Новгородско-Киевской Руси, третий цикл – это пятисотлетняя евразийская
цивилизация: Московское царство, Российская империя, СССР, СНГ. С конца
ХХ в. евразийская цивилизация оказалась в состоянии глубочайшего кризиса
и начала распада.

 

3. Будущее цивилизаций. На основе разработанной Ю. В. Яковцом методологии интегрального глобального прогнозирования определены перспективы смены сверхдолгосрочных циклов динамики мировых и поколений локальных цивилизаций в ближайшие столетия, впервые разработан глобальный прогноз «Будущее цивилизации на период до 2050 года» (опубликован в десяти частях, представлен в штаб-квартире ООН в октябре 2009 г. и на Всемирной выставке ЭКСПО 2010 в Шанхае в 2010 г.). Определены содержание ведущей мировой цивилизации как интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации и перспективы ее становления, состав пятого поколения локальных цивилизаций при лидерстве Востока. Определены составляющие генотипа интегральной цивилизации: ноосферный энергоэкологический строй, новая модель социодемографической динамики, интегральный технологический способ производства на базе шестого, а затем и
седьмого технологических укладов, интегральный экономический строй при гуманистической ноосферной и инновационной ориентации экономики; интегральный социокультурный строй (возвышение науки, повышение фундаментальности и креативности непрерывного образования, возрождение высокой и разнообразной культуры и гуманистически-ноосферной нравственности); устойчивое многополярное мироустройство на базе партнерства цивилизаций и государств.

Эти положения раскрыты в монографиях: «У истоков новой цивилизации» (1993), «История цивилизаций» (1-е изд. в 1995 г., 2-е – в 1997 г.), «The Past and the Future of Civilizations» (2000(, «Эпохальные инновации XXI века» (2004), «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (в 2 т., 2006; в 6 т., 2009), «Глобальная экономическая трансформация XXI века» (2011), «О системе целей устойчивого развития цивилизаций» (2015), «Перспективы становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций» (2016).

Представляет интерес положение, обоснованное в работе «Мусульманский мир в мире цивилизаций XXI века» (2016), – прогноз дифференциации в долгосрочной перспективе смешанной мусульманской цивилизации на пять локальных цивилизаций (арабскую, персидскую, евромусульманскую, индомусульманскую
и тихоокеанско-мусульманскую), подобно тому как это произошло с западной цивилизацией в конце ХХ в., которая дифференцировалась на западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и океаническую.

4. Перспективы и стратегия преодоления глобального кризиса, становление гуманистически-ноосферной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства. На основе полученных результатов фундаментальных исследований теории, истории и будущего цивилизаций Ю. В. Яковец обосновал долгосрочную стратегию, представленную в ООН на Саммите «Группы двадцати»
и БРИКС.

Определено содержание современного глобального кризиса как кризиса цивилизационного, обусловленного сменой сверхдолгосрочных циклов динамики мировых и локальных цивилизаций. На основе разработанного алгоритма выхода из кризиса предложены научные основы выхода на траекторию глобального устойчивого развития. Сформулированы стратегические приоритеты трансформации составляющих генотипа цивилизаций на этом пути. Определены движущие силы формирования и становления интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства. Показана главная роль восходящих цивилизаций и ведущих держав, БРИКС, ШОС, ЕАЭС на этом пути. Отмечена ключевая роль лидеров новых поколений в трансформации цивилизации. Предложено направление возвышения и трансформации ООН как центрального звена диалога и партнерства цивилизаций и государств.

Эти положения раскрыты в научных докладах: «Основы долгосрочной стратегии устойчивого глобального развития на базе партнерства цивилизаций» (представлен в штаб-квартире ООН в 2011 г. и на Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20» в 2012 г.); «Научные основы преодоления цивилизационного кризиса и выхода на траекторию глобального, устойчивого развития» (направлен делегациям Саммита «Группы двадцати» в 2013 г.); «Перспективы
и стратегические приоритеты возвышения БРИКС» (направлен участникам Саммита БРИКС в 2014 г.); они прослеживаются в монографии «Система долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций» (2017), а также в докладе Ялтинского цивилизационного клуба «Стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций» (2017). Этот доклад является ярким проявлением научной дипломатии, формируя основы долгосрочной стратегии преодоления современного геополитического кризиса на магистральных путях становления гуманистически-ноосферной цивилизации, партнерства локальных цивилизаций пятого поколения при лидерстве Востока, сопряжении российской инициативы Большого евразийского партнерства и китайской инициативы «Один пояс – один путь» и активизации роли лидеров нового поколения глубокой трансформации общества во второй четверти XXI в.

5. Исторические корни и перспективы возрождения евразийской цивилизации. На основе выполненных исследований и трех научно-цивилизационных экспедиций Ю. В. Яковец представил новое видение теории, истории и будущего евразийской цивилизации и России. Впервые выдвинуто предположение, что исторические корни евразийской цивилизации следует искать в тысячелетнем Боспорском царстве, основой которого являлась смешанная греко-скифская цивилизация. Результатом развития европейской части современной евразийской цивилизации стала восточнославянская цивилизация – Новгородско-Киевская Русь. Пятисотлетняя евразийская цивилизация пережила катастрофы начала XVII
и начала ХХ в., достигла вершин в XVIII – начале XIX в., а в середине и конце
XX в. оказалась в состоянии распада. Однако с начала XXI в. наблюдается процесс возрождения и усиления геополитического влияния евразийской цивилизации. Следует ожидать, что к середине XXI в. она возродится в новом, более узком составе и с интегральным, гуманистически-ноосферным содержанием, в стратегическом партнерстве с китайской и другими восходящими цивилизациями займет лидирующее место в интегральной трансформации общества и становлении устойчивого многополярного мироустройства.

Эти положения опубликованы в работах Ю. В. Яковца «Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России» (1994), «Северо-Западная Русь: истоки и вершины российской цивилизации. Развенчание мифов» (2003), «Евразийская цивилизация: исторические корни этапа развития и стратегия возрождения», «Новое видение теории, истории и будущего цивилизации» в России (2017 г.), в монографиях по итогам научно-цивилизационных экспедиций «Северное Причерноморье: пространство взаимодействия цивилизаций» (2008), «Истоки и вершины восточнославянской цивилизации» (2008).

6. Современная российская цивилизационная школа опирается на деятельность ряда сформированных по инициативе и под руководством профессора Ю. В. Яковца образовательных организаций:

  • ассоциации «Прогнозы и циклы» (1990);
  • Международного фонда Н. Д. Кондратьева (1992);
  • Отделения исследования циклов и прогнозирования РАЕН (1996);
  • Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, получившего консультативный статус при ЭКОСОС ООН (1999);
  • Открытого университета диалога цивилизаций (2012);
  • Отделения цивилизационных исследований Международной академии глобальных исследований (2015);
  • Евразийского центра глобального моделирования, прогнозирования и стратегического планирования (2016);
  • Ялтинского цивилизационного клуба (2016).

Ю. В. Яковец является организатором ряда плодотворных научных форумов. С 1988 г. проводятся междисциплинарные дискуссии, на которых обсуждаются узловые проблемы становления новой парадигмы обществознания (состоялось уже 38 подобных дискуссий). Проведены 12 цивилизационных форумов, ряд международных научных конференций и научных симпозиумов.

Научная деятельность Ю. В. Яковца отмечена государственными и общественными наградами, он является Заслуженным деятелем науки РФ, награжден государственными наградами (орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Достык» [орден Дружбы, Казахстан], шестью медалями, а также научными наградами: нагрудным знаком «Орден В. И. Вернадского», золотыми медалями
Н. Д. Кондратьева, П. Сорокина, С. Кузнеца, золотыми медалями имени П. Капицы, В. Леонтьева и др. В 2013 г. Русским биографическим институтом он объявлен человеком года в номинации «Наука». Юрий Владимирович является членом Европейской академии естественных наук, Казахстанской национальной академии естественных наук, заместителем председателя Организации по поддержке глобальной цивилизации (КНР).

Подводя итоги, можно сделать общий вывод о ведущей роли ученых России
в формировании новой парадигмы общественных наук, которая становится фундаментальной основой преодоления цивилизационного кризиса, стратегии преодоления, становления гуманистически-ноосферной интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций.

 

Литература

Яковец Ю. В. Собр. соч. Т. 2, 4. М. : МИСК, электронное научное издание, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://yakovets.inesnet.ru.

Моисеев Н. Н. О кризисах и прогнозах // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.
С. 937–940.

Yakovets Yu. V. Selected Works. Vol. I–III. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// yakovets.inesnet.ru.



* Акаев Аскар Акаевич – киргизский государственный и политический деятель, ученый, иностранный член РАН. С 1990 по 2005 г. – президент Киргизской Республики.

** См. рецензию на эту работу: Моисеев 1999: 937–940.



Другие статьи автора: Акаев Аскар

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020в№3, 2021век№3, 2021№2, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№1-2, 2016№2, 2015№1, 2015№2, 2014№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба