Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Крымец Л.В.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В основе устройства социума лежит принцип диалектического взаимодействия двух полов – мужского и женского. Согласно классической парадигме – гендерное неравенство не историческая акциденция, а социообразующий закон, без которого общество не возможно. Гендер является фундаментальным инструментом неисчислимого множества социальных, культурных и цивилизационных таксономий [1]. В статье рассматривается гендер как антропологическая основа управления в образовательной сфере современного общества.

Следует заметить, что исходя из методологических посылок, анатомический пол относится к социальному полу, как возможность к действительности. Мужчина и женщина становятся собой – то есть мужчиной и женщиной – только в обществе, в процессе управляемой гендерной  социализации, важнейшей составляющей которой следует считать образовательный процесс.

Исторически социум созидается из организации гендерных отношений в системе социальных институтов. Основы гендерного самоопределения формируются в результате комплексного воздействия на развивающуюся личность всего спектра социальных регуляторов, среди которых проявляются как архаичные формы (табу и тотемы), так и традиционные в определенной социальной среде этико-моральные доминанты. В исторической синтагме Классика-Модерн-Постмодерн гендерная организация переходит от вертикальности к горизонтальности, и от эксклюзивной интенсивности к обобщенной экстенсивности.

Следует заметить, что при переходе к Постмодерну в истории гендера мы сталкиваемся с парадоксальным явлением – победа либерализма и заложенных в нем социальных установок декларирующих равенство полов, оказывается двусмысленной и эфемерной, а сам либерализм фундаментально меняет свое качество. Гендер постмодерна представляет собой перенос дифференцирующего начала с индивидуального на субиндивидуальный уровень, на уровень, дальней границей которого является поверхность человеческого тела и прилегающие к ней предметы – от предметов обихода, до гаджетов и дивайсов таких как телефон, телевизор или компьютер.

В постиндустриальном обществе информационные технологии можно рассматривать как разновидность полигендерных систем, и двоичный код, на котором основаны все цифровые программы – это постмодернистская трактовка базовой гендерной пары. В информационной среде гендер становится моделируемым, программируемым и управляемым на всех уровнях.

Образовательная действительность современного социума, как на этапе поиска информации, так и на этапе ее обработки в основном сосредоточена в виртуальном пространстве. Современные преподаватели, как и сами обучаемые, в информационных сетях проводят времени несоизмеримо больше, чем в библиотеках и читальных залах. Коммуникативная деятельность является основной частью тотальной виртуальной активности, однако гендерные аспекты процесса социального взаимодействия при этом нивелируются и общеобразовательная коммуникация начинает носить надличностный характер.

На антропологическом уровне механизмы индивидуальной гендерной самоидентификации стремятся навести порядок в хаосе потока опущений и в определенном смысле декодируют этот хаос. Но в отличии от классического, традиционного, если можно так выразиться, этот порядок имеет локальный и эмерджентный характер, развертывается в микропространстве и опирается не на социальное, а на индивидуальное восприятие реальности и на субъективный жизненный опыт. Гендерное измерение образовательного пространства в современном социуме искажается, и на его месте возникает новая система, центрированная на феномене виртуализированной интерсубъективности.

В эпоху глобализации гендер в образовательной среде приобретает отчетливый виртуальный характер, актуализация которого сводится к аффективному обмену квантами информации, не интегрируемыми в большие интерпретационные системы стимулируемыми эмоционально-окрашенными текстовыми сообщениями или зрительными образами. Полигендер в коммуникативной образовательной среде постмодерна становится тотальным явлением.

Процесс организации и управления системой образования на протяжении ХХ столетия приобрел ярко выраженную андрогинную окраску. Исходя из этого глобализацию, по существу, можно считать процессом социальной конвергентности. Гендер как социально-половой критерий в контексте глобализации теряет свое значение. Социальное взаимодействие в условиях постмодерна становиться интерсубъективным целенаправленным обменом материей, энергией и информацией. Интеграция, в том числе и гендерная становится тотальной, что абсолютно безконфликтно сочетается с новой холистической парадигмой [2; 89]. Однако следует предостеречь, что определенный вектор социального развития таит в себе серьезные опасности и глобальное внедрение информационных технологий в образовательную сферу может привести к не подвергающемуся экзорцизму гендерному коллапсу мирового масштаба.

Литература

  1. Крымец Л.В. Взаимосодействие в социальных системах: принципы организации // Материалы VI Всероссийского философского конгресса «Диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). С. 193-194.
  2. Крымец Л.В. Социальное взаимодействие в контексте постиндустриального обществва на современном этапе развития: монографія. – Saarbrucken, Germany: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. – 163 c.
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба