Журнальный клуб Интелрос » VOX » №15, 2013
Неоплатонизм и христианство - близкие религиозные системы. Взаимоцитирование и взаимокритика в их текстах - вещь обычная и естественная, поскольку оба направления мысли развивались в одно и то же время и в одном ареале. Однако, несмотря на то, что христианство появилось несколько ранее, наблюдается тенденция считать христианство в русле неоплатонических идей. В этой работе ставится вопрос о том, насколько справедлива эта мысль и насколько ее подтверждает цитирование христианскими авторами текстов неоплатоников
Is there a Cristian Platonism, or what does citation mean?
Neoplatonism and Christianity are close religious systems. Mutual citing and criticism is something natural for both directions as they have developed at the same time and in the same area. However, despite the fact that Christianity appeared somewhat earlier, there is a tendency to consider Christianity in the tideway of neoplatonic ideas. In this paper we study how far this idea could be justified via quoting the neoplatonic texts by Christian writers
Старые представления об особом статусе философии, о том, что философия стоит вне ряда наук, сейчас не всегда даже обсуждаются. Ныне в основном господствуют мнения, зародившиеся еще в начале ХХ в., когда, желая освободить философию от всякого рода нерациональных воззрений, прежде всего богословских, ее начали сводить к дисциплинам, которые отходили от метафизики и от религии. Именно в то время, как о том писал Э.Жильсон в книге «Философ и теология», психология была замещена физиологией и психиатрией, логика методологией, мораль нравоучением, а социология стала толковать основные проблемы метафизики в рамках коллективистских идей. Сейчас философию пытаются свести к литературе или искусству, а то и попросту объявить о ее конце. Это желание обособления лежало в основе «философии имманентности», представители которой, прежде всего М.Хайдеггер, подвергали метафизику жесточайшей критике. Философия оставалась словно бы без своего основания, а поскольку она всегда в начале, то это значит: она может сбыться, но может и не сбыться, коль может не сбыться само бытие. Потому долгие десятилетия философия оставалась и во многом остается до сих пор «историей философии», поддерживающей ее существование. Это своего рода «мертвая вода» сказок и мифов, которая позволяет собрать накопленное в нечто целое.