Журнальный клуб Интелрос » VOX » №22, 2017
Неретина Светлана Сергеевна,
д.филос.н., г.н.с Центра методологии и этики науки,
ИФ РАН, Москва
vox-journal@ya.ru
В статье исследуются философско-поэтические принципы Джамбаттиста Вико, заявленные в его книге «Основания общей науки об общей природе народов». Это не просто и не только идея цикличности и повторяемости истории (божественной, героической и человеческой), но, прежде всего, идея философии как поэтической, истоком которой была поэтическая речь, понятая как сосредоточенность смысла выражаемого. Поэтическое создано народной фантазией с ее указующей, ведущей мыслью, обязывающей чувства выражать чрезвычайные страсти и поэтому наполняться возвышенным и вызывающим удивление. Природный мир рассматривается не просто в аспекте рационализма, но и гражданственности, что выражено термином «humanità». Картезианскому объективистскому мышлению Вико противопоставляет его поэтическое основание. Вико анализирует способы формирования вечной идеальной истории, возникающей как метафизическая идея, воплощающая в себе замысел Божественного провидения, из которой появляется естественный разум. Но исходная и конечная мысль понимаются как «нечто» радикально нетождественное замыслу, ибо все мысленные образы обладают свободой – одной из основных идей Вико. Картезианскому методу сомнения противопоставлен метод новой критики – философской, метафизической, поэтической, филологической. Маргинальное положение Вико объясняется его позицией человека, находящегося на границе различных сознаний, что в известном смысле соответствует определению культуры М.М.Бахтиным как не имеющей собственной территории. В этом смысле философ – всегда маргинал. Ключевые слова: поэтика, гражданственность, метод, народ, идеальная история, метафизика, цикл, аксиома, картина мира, хронология, метафора, объективизм, маргинал
Vico’s poetical history: on the meaning of marginality
Neretina S.,
Institute of philosophy RAS
The article explores the philosophical and poetic principles of Giambattista Vico, stated in his book "Foundations of a common science on the common nature of nations". It is not just and not only the idea of cyclic and repeatable history (divine, heroic and human), but above all, the idea of philosophy as poetic, the source of which was poetic speech, understood as the concentration of the meaning expressed. The poetic is created by folk fantasy with its pointing, leading thought, obliging the feelings to express extreme passions and therefore to be filled with the sublime and provoking wonder. The natural world is viewed not simply in the aspect of rationalism, but also in citizenship, as expressed by the term "humanità". Vico contrasts his poetic foundation to Cartesian objectivist conception thinking. Vico analyzes the ways of forming an eternal ideal story, emerging as a metaphysical idea, embodying the plan of Divine Providence, from which the natural mind appears. But the original and final thought is understood as "something" radically inconsistent with the design, for all mental images have freedom. The method of the new (philosophical, metaphysical, poetic, philological) criticism is opposed to the Cartesian method of doubt. Marginal position of Vico is explained by his position of a person who is on the border of different consciousnesses, which in a certain sense corresponds to the definition of culture by M. Bakhtin as having no own territory. In this sense, a philosopher is always marginalized.