Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №20, 2016

Елена Петровская
Боль повседневности

В статье рассматривается невольное напряжение, возникающее между психоаналитическим истолкованием травмы и тем, как это понятие используется в общественных науках: психоанализ имеет дело с индивидуальным опытом, тогда как социальное измерение травмы подразумевает ее коллективный характер. Предлагается понимать травму как условие выстраивания коллективного опыта, то есть то, что его всегда уже структурирует. Событие в этом случае оказывается тем, что мы не помним, на что можно смотреть только глазами другого. Вводится различие между травмой и болью. Боль, как и меланхолия, – это такое измерение коллективного опыта, когда утрата не просто не перерабатывается в траур, но сам ее объект остается неопознанным. В отличие от травмы, боль связана с бессобытийностью, не локализованной ни в чем конкретно субъективностью. Боль – то, что в принципе не подлежит символизации и что фиксируется лишь косвенно, например, благодаря использованию цвета в фотографии и кино.

 

The Pain of Daily Living

Petrovsky H.

 

 Abstract:  The article deals with the inadvertent tension that accompanies the psychoanalytic use of “trauma” and the way the concept is employed in the social sciences: Psychoanalysis has to do with individual experience, while trauma viewed from a social perspective points to its collective nature. The author suggests that trauma be interpreted as a condition of collective experience, that is, as that which always already structures it. The event then is precisely what we do not remember, what exists only through the other’s eyes. The paper introduces a distinction between trauma and pain. Pain, just like melancholia, is a special dimension of collective experience: Loss is not reworked into mourning, moreover, its very object remains unrecognized. Unlike trauma, pain is linked to uneventfulness, to a form of subjectivity that has no bearings whatsoever. Pain essentially escapes symbolization and can be rendered only indirectly, for example, through the use of color in photography and film.



Другие статьи автора: Петровская Елена

Архив журнала
№29, 2020№31, 2020№32, 2021№33, 2021№34, 2021в№35, 2021№27, 2019№26, 2019№25, 2018№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба