Журнальный клуб Интелрос » VOX » №23, 2017
Аннотация: В статье ставится акцент на идее свободы истории, понятой как способность истории непрерывно разворачивать свои возможности. Определение свободы как исторического факта дал Гегель в «Философии истории». Это туманное теоретическое построение, по Гегелю, является представлением, необходимо вытекающим из теории, которое реально существует без всяких исторических доказательств, соответствуя своему эмпирическому состоянию. Свободное состояние мыслящего разума как способности разрешать противоречия необходимо для исправления его возможных «повреждений» из-за разлада между духом человека и духом действительности. Так понятая свобода меняет представление о времени и истории, ибо с изменением времени меняются характеристики исторического факта, который становится вневременным, ибо каждое событие одновременно пребывает в прошлом, настоящем и будущем. На это свойство события обратил внимание Дж.Э. МакТаггарт, выдвинувший положение о нереальности времени и предложивший два способа различения событий: 1) как последовательность прошлого и будущего относительно настоящего времени (А-последовательность) и 2) как различение раньше/позже (В-последовательность).
Ключевые слова: свобода, история, настоящее, прошедшее, будущее, время, реальность, нереальность, действительность, разум
Freedom as a historical fact
Neretina S., Institute of philosophy RAS
Abstract: The article emphasizes the idea of freedom of history, understood as the ability of history to continuously develop its capabilities. The definition of freedom as a historical fact was given by Hegel in The Philosophy of History. This vague theoretical construction, according to Hegel, is a representation that necessarily follows from a theory that really exists without any historical evidence, corresponding to its empirical state. The free state of the thinking mind as the ability to resolve contradictions is necessary to correct its possible "damage" because of the discord between the spirit of man and the spirit of reality. So understood freedom changes the notion of time and history, for with the change of time the characteristics of historical fact change, which becomes timeless, for each event is simultaneously in the past, present and future. This property of the event drew the attention of J.E. McTaggart, who put forward a proposition about the unreality of time and proposed two ways of distinguishing events: 1) as a sequence of past and future with respect to the present time (A-sequence) and 2) as a distinction earlier / later (B-sequence).