Журнальный клуб Интелрос » VOX » №1, 2006
1. Наука рассматривает себя в качестве постоянно развивающейся сущности, ибо своей задачей она считает непрерывное углубление и развитие знаний. Как бы радикально ни менялось положение в науке, до тех пор, пока сама возможность познания не ставится под вопрос, она утверждает за собой право на непрерывное развитие. В тех же случаях, когда в поле зрения науки попадает рассмотрение самого способа научного мышления, мы имеем дело с философским подходом к проблемам науки, то есть к проблемам научного мышления.
2. Философия, рассмотренная как логика (то есть как теория мышления), занимается вопросом, как возможно бытие и как возможно мышление. Проблема непрерывности познания является проблемой философии, но не есть ее сущностная характеристика. Философия как теория мышления (логика и наука логики) занимается не углублением в некоторые уже данные формы мышления, а конструированием мышления заново. Иначе говоря, она предлагает новые формы мышления, то есть демонстрирует сам процесс мышления. В философской логике мышление демонстрирует свою замкнутость на самое себя, оно утверждает себя в качестве субъекта - саморазвивающейся сущности.
Но мышление как субъект по своей природе, по изначальной двойственности мышления - мыслить и мыслить нечто - невозможно без разомкнутости на предмет мышления, на то, что мышлением не является.
Существует и второй момент,на который размыкается мышление - это субъект мышления. Определить, как мыслить, - значит одновременно определить предмет мышления и его субъект. Мышление как субъект размыкается на субъект мышления (то, что полагает форму мышления) и на предмет мышления (то, что полагает содержание мышления). При этом в том и в другом случае само мышление выступает как субъект, то есть и субъектом и предметом является оно же само, оно само себя полагает в качестве субъекта, и оно само полагает свой идеальный предмет в качестве того, что мышлением не является. Именно обращенность мышления на самое себя порождает выход в эти две не-мыслительные сферы: предмет и субъект мышления.
В отношении к мышлению как субъекту (единственному, единому и саморазвивающемуся мышлению) его субъект и предмет выступают в качестве дискретных, не-единственных и не-единых сущностей, хотя сами по себе - в другом отношении - предмет мышления (природа, история, культура) и субъект мышления (человечество) могут (и должны) быть взяты в их непрерывности (естествознание, историческая наука, психология, культурология).
Прерывность мышления как предмет философии («науки логики») означает, что философия каждый раз заново обращается к «началу» - к понятию начала (это - логическое начало) и к своему собственному началу. Отвечает на вопрос - «с чего следует начинать науку» (Гегель), где «начало философии» (Фейербах). Это - начало логики.
3. Каково соотношение этих двух понятий: логического начала и начала логики? Что входит в логический комплекс этих двух понятий?
Для Гегеля (или точнее, как правильно утверждает Гегель, для всего Нового Времени и его философии)[1] оба эти момента не могут быть принципиально разделены, ибо то, что является принципом философии (ее содержанием), есть одновременно то, что должно быть «первым в ходе движения мышления»[2]. Иначе говоря, начало науки имманентно науке как таковой, начало и принцип науки совпадают (под наукой мы все время имеем в виду науку логики, то есть теорию теоретического знания, теоретического мышления). Такое совпадение определяется специфическим пониманием сущности и характера мышления, а именно тем обстоятельством, что мышление берется как единственная и единая развивающаяся сущность, потому началом мышления оказывается оно же само - и в этом смысле мышление беспредпосылочно в качестве начала. Иначе говоря, если принципом логики является тождество мышления самому себе, то проблема начала решается так, что начало не выносится вне мышления, но включено в него и проблема начала в то же время оказывается предметом такого типа философии.
В ином случае, то есть когда предметом философии, понятой как логика, предполагается тождество мышления и бытиякакпроблема, как постоянно воспроизводя-щаяся проблема (см. работы В.С.Библера), начало логики не совпадает с ее принципом (1) и не может стать предметом логики (2).
Принцип логики (то, что лежит в ее основании, ее основное - принципиальное - понятие) сам должен быть опробован, определен с точки зрения его изначальности. Если начало логики не совпадает с самим ее движением, то есть содержание не есть одновременно то, с чего начинается движение мышления, находится не в самом мышлении (в его движении), но не вне его, тогда принцип и начало логически не совпадают. Логически, ибо, конечно, изложение определенной логики начинается с выявления ее основного принципа. Но если мышление не тождественно себе, если субъект мышления не тождествен мышлению как субъекту, а содержание - форме, то изложение процесса мышления не отождествляется с самим процессом мышления, содержание (принцип) с началом.
Совпадение принципа и начала (Гегель) означает определенное понимание движения логики, а именно - движения как развертывания основного принципа (основоположения) таким образом, что в результате этого развертывания начало совпадает с концом.
Кроме того, в ходе такого движения начало утрачивает свою односторонность, движение «должно быть рассматриваемо как дальнейшее его определение»[3], но оно же утрачивает и свое качество быть началом.
Следовательно, в тех случаях, когда логика имеет своим предметом «чистое мышление», чистое знание, принцип и начало совпадают.
Однако в такого рода системе начало не может быть понято как «происхождение из...». Характеристикой начала является его беспредпосылочность, ибо ряд развивается не в обратном направлении, но только в направлении вперед - к результату. Если мышление берется в его тождественности самому себе, то начало, находясь внутри, а не вне процесса движения, находит свое обоснование в дальнейшем движении, но не в возвращении назад. Само движение вперед есть возвращение к началу как к своему основанию[4]. Но что такое это движение вперед? Является ли оно - спрашивает Гегель - чем-то проблематическим и гипотетическим? Подобно ли оно геометрическому построению, где оправдание аксиомы содержится в конце построения, когда получено доказательство?[5] Нет, ибо движение вперед здесь не есть выводное движение, но движение по самообоснованию принципа (начала), оно есть бесконечное отталкивание к началу.
Итак, в том случае, когда логическое начало совпадает с началом логики, - а) начало есть одновременно основной принцип логики, ее основоположение; б) начало находится внутри самой логики, имманентно ей и потому выход за рамки данной логики запрещен; в) движение происходит как самообоснование основополагающего принципа.
4. Посмотрим, что получается в том случае, когда логическое начало и начало логики берутся как несовпадающие.
Первое утверждение такой логики состоит в том, что ее начало лежит вне теории и поэтому не может быть апробировано в ходе движения самой теории - самообоснование теории не совпадает с самообоснованием начала. теории, с одной стороны, несомненно, есть ее развитие, то есть расширение и снятие односторонности основной предпосылки. Но, с другой - этот несомненный акт любой теоретической мысли для данной логики не является определяющим. Ее определяющим положением является множественность логик, т.е. сосредоточие логических сил на точке перехода одной логики в другую. Таким образом, принципом (основоположением) такой логики отс утствие основополагающих принципов.
Вопрос о начале в этом случае ставится принципиально, то есть начало понимается как то, что в ходе всего движения началом и остается (1), как то, что в результате движения не совпадает с концом (2). Движение принципиально разомкнуто, ибо предполагается наличие иной логики и само движение сосредоточивается в точке перехода в эту иную (неизвестную) логику.
Если начало берется как то, что лежит вне логики, в качестве начала оно сохраняется на протяжении всего логического движения и в качестве такового (не только может быть восстановлено в любой момент, но и) присутствует на любом участке пути.
Это присутствие начала в качестве не совпадающего с самим теоретическим движением и есть тот момент, который позволяет противопоставить логическое начало началу логики
Поставим задачу точнее.
В гегелевской философии начало является одновременно и опосредованным и непосредственным, и беспредпосылочным и предпосланным. Непосредственно оно потому, что лежит в самой логике, опосредованно, ибо движение строится так, что оно должно опосредовать начало. Фактически начало опосредуется концом (и однако это не есть геометрическое - аксиоматическое - движение, поскольку конец не есть вывод, но есть совпадение с началом). Начало предпослано основным принципом (основоположением) теории, но оно беспредпосылочно, поскольку находится внутри теории. Иначе говоря, начало есть по существу беспредпосылочность основного принципа, предпосланность которого не может не быть истинной потому, что предполагается только одна возможная теория, одна истина, одна истинная логика.
У Гегеля, следовательно, совпадают беспредпосылочность начала логики и самообоснование его в ходе логического движения (развития понятий) как логического начала.
Попробуем разделить эти две вещи, исходя из того, что начало логики (как то, что не совпадает с самой логикой) и логическое начало (как ее развивающийся основной принцип) - различны.
Логическое начало тогда характеризуется тем, что философская логика в своем основополагающем принципе все беспредметное, как говорит Фейербах, «делает предметным непостижимое - постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания»[6]. Беспредпосылочность логического начала действительно тогда обосновывается в ходе движения логики, в котором доказывается возможность превращения действительной не-мыслительной реальности в мысль, в логику.
Логическое начало оказывается в этом смысле единственным, ибо каждая данная логика предлагает только один способ превращения не-логического в логическое и в этом отношении выступает как единая и единственная (любая иная логика не является этой). Ноэто - только «логическое начало».
Начало логики есть движение в обратном направлении: оно состоит в превращении логического в не-логическое, в выходе из некоторой логики в сферу, которая логикой не является и предполагается не-логической по своему существу. Обоснование начала логики в ходе движения логики невозможно. Единственным обоснованием является его сохранность в смысле начала на любом отрезке логического пути. Начало логики есть, таким образом, действительная оппозиция не-логического (вне-логического) и - логического, но оппозиция, направлением которой является выход логики во-вне, ее движение от себя. Но выход «во-вне» логики означает, что сама логика больше не мыслит себя в качестве единственной, она не тождественна всей реальности (1). Более того, она не тождественна самой себе (2).
Начало логики требует выхода в действительно иную логику (иное всеобщее), в диалог логик (а), и оно требует выхода в иную возможность логики и мышления в целом, - в парадокс определения бытия - в понятии - как вне-логического, как не-мышления (б)[7].
Однако, на мой взгляд, этот современный логический выход, чтобы развернуться как собственно логический, требует серьезного возвращения к Гегелю и переосмысливания гегелевского выхода, гегелевского понимания логического начала.
Мне кажется, что вы формулируете начало логики примерно так: мышление, которое определяет себя в качестве логики, первым (начальным) своим актом делает полагание не-мышления - бытия. Или иначе: мышление, которое полагает свое небытие (бытие вне мысли), полагает себя как логику. Определение мышления через его небытие оказывается для вас, насколько я понимаю, начальной логической акцией.
Я думаю, что на это возразить нечего. Это очень красивый и необходимый философский ход. Возражать бы я стала по другому поводу. А именно: как ни остроумно и насущно такое начало логики, оно не снимает возможность гегелевского хода. То есть я не согласна с тем, что гегелевское начало логики не является вовсе началом логики.
В чем я вижу различие? Ваше начало логики (как ни странно это звучит) носит скорее онто-логический, чем собственно логический характер. В гегелевской манере выражаться (точной) это звучит так: «Правда, принцип какой-нибудь философии также означает некоторое начало, но не столько субъективное, сколько объективное начало, начало всех вещей» (у вас, правда, речь идет не о начале всех вещей, но о начале мышления, это, однако, не меняет того обстоятельства, что начало логики у вас полагается как принцип). «Принцип есть некое определенное содержание... Вопрос же о начале как таковом остается без внимания и считается безразличным как нечто субъективное в том смысле, что дело идет о случайном способе начинать изложение, стало быть и потребность найти то, с чего следует начинать, представляется незначительной по сравнению с потребностью найти принцип, ибо кажется, что единственно лишь в нем заключается главный интерес, интерес к тому, что такое истина, что такое абсолютное основание всего»[8].
Вы начинаете, насколько я понимаю, с содержания мышления, предполагая, что его определенное содержание (бытие как не-мышление) оборачивается единственно возможной логической формой, формой мышления как логики. И действительно, по-видимому, собственно логическая форма может состоять только в полагании бытия, ибо никакая, кроме логической, мысль полаганием бытия не занимается - она знает его, так как для нее бытие есть данность: видимое,осязаемое, переживаемое, ощущаемое и т.п.
Полагание же бытия, на мой взгляд, начинается с отрицания непосредственности бытия или точнее - с отрицания того обстоятельства, что бытие дано мышлению непосредственно. Или еще иначе: отрицания того, что данное мысли непосредственно может быть принято мыслью в качестве бытия. Следовательно, в логическом мышлении (мышлении как логике) то, что дано мышлению как находящееся вне мышления, подвергается логическому отрицанию. Отрицается данность мышлению внеположного мышлению содержания. Таков, насколько я понимаю, начальный ход Гегеля для обоснования мышления, и я думаю, что это один из самых смелых ходов думающего о себе мышления. Этим ходом полагание как собственно мыслительный акт превращается в акт абсолютный, то есть логика в акте полагания того, что не-логическому мышлению дано непосредственно, полагает себя как логику. Я не-логи-ческое видит, чувствует и слышит вокруг себя плотную реальность, о которую можно поломать ноги и разбить лоб, но логическое Я отказывается от этой очевидности, и отказ этот есть первый акт свободы мышления (а, следовательно, первая предпосылка мышления как логики), точно так же как в акте самоубийства (говорит Гегель) Я впервые утверждает свою свободу.
Тем самым такие мыслительные акции как восприятие, представление и т.д. оказываются нелогической стихией логики внутри самого мышления, а не вне его. Так, собственно, оно и есть в истории философии - философия искусства, например, это логическое определение не-логического мышления, то же философия истории, права и т.п.
На мой взгляд, это отрицание внеположности бытия мышлению вне мышления (гегелевское начало логики) есть такое полагание мышления, с которого вполне последовательно и строго начинается рассмотрение мышления как формы, то есть как логики, и именно Гегель, а не Кант, как я думаю, занимается последовательным исследованием мышления как ф о р м ы.
Приступая к чтению «Большой логики» Гегеля («C чего начать науку»), сразу натыкаешься на ряд трудностей логического порядка.
1. По словам Гегеля, нахождение начала в философии стало представлять проблему (стало предметом логических затруднений) только в Новое время. Прежде принцип философской системы как ее содержание принимался одновременно и за начало этой системы. Иначе говоря, трудность начала снималась за счет того, что принцип системы рассматривался как ее содержание. Вопрос же о методе рассмотрения содержания, то есть о его форме (о логике самого содержания и о логике его рассмотрения), оставался в стороне как вопрос второстепенный[9].
Следовательно, проблема начала в Новое время натыкается в своем движении прежде всего на трудности соотнесения «метода с содержанием, формы с принципом»[10]. Что было вначале и что должно быть в начале системы? То, что определено как ее содержание, или же метод организации (рассмотрения) этого содержания?
2. Отсюда возникает второй вопрос. Содержание в любом случае, даже тогда, когда оно выбирается философом «произвольно», должно быть объективным - оно принадлежит природе вещей, лежащей вне философской системы: вне данной философской системы и вне философской системы как таковой вообще. Эта объективность содержания подкрепляется тем, что строится причинное объяснение (каким бы оно ни было - движением духа, движением культуры, движением производственной культуры или интересами классовой борьбы) того факта, что именно это содержание стало предметом этой философской системы.
Иначе обстоит дело с формой (методом) философского рассмотрения. Метод всегда субъективен в том смысле, что он находится в пределах самого философского рассмотрения и определяется его нуждами. Можно возразить, конечно, что метод задан предметом исследования, его спецификой и т.д. Однако специфика предмета допускает различные способы обращения с ним: эстетическое, религиозное, естественно-научное, наконец, предметно-практическое. Философское отношение к предмету - один из этих способов, заданный спецификой самого философского мышления. И в этом отношении он субъективен, то есть принадлежит самому философскому мышлению как субъекту философского делания.
Для Гегеля это означает, что началом логики является вопрос не о «принципе» (содержании), а о том, как возможно превратить акт мышления в логический акт, т.е. о том, «как возможно обоснование». Игра с непосредственным и опосредованным (результатом), с началом и концом логики (опять-таки результатом) - это поставленная «на ноги» идея обоснования.
Не определенное содержание, по Гегелю, является началом логики, ибо это содержание берется откуда угодно, а точнее, из представления, а проблема - что значит обосновать это содержание. Логическое движение мысли (то есть ее движение по законам логики), ее развитие есть «возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному...»[11], и дело не в том, что конец совпадает с началом, вернее, дело в этом, но нельзя же это понимать буквально, в том числе и как надоевший образ круга (даже если Гегель им и пользуется), где любое начало и любой конец есть одна и та же точка, а дело в том, что конца, строго говоря, вообще нет, ибо он всегда есть возвращение к началу. Там, где возникает нужда в обосновании, и там, где оно осуществляется, начинается мышление как логика.
Обоснование есть начало логического мышления и логическое начало есть обоснование, поэтому логика всегда находится в точке начала, и никаких других точек у нее нет.
Далее, форма мышления оказывается и принципом логики, поэтому началом логики, то есть той точкой, в которой мышление утверждает себя в качестве формы, является чистое бытие, ибо «принцип» формы (логический принцип) состоит в том, что обоснованию подвергается то, что дано нелогическим мышлением непосредственно (бытие). То обстоятельство, что Гегель не все три раздела своей логики говорит о бытии, а переходит к сущности и понятию, на мой, взгляд, связано с тем, что его первоначальное утверждение, что логика есть мышление, взятое со стороны формы, что форма есть содержание мышления как логики, означает, что мысль, полагающая себя как форма, полагает себя в форме чистого бытия. Следовательно, полагание мыслью себя в качестве логической означает и полагание себя в качестве бытия (чистого). Гегель, по-видимому, надеется на то, что читатель, переходя к сущности, например, еще будет помнить, что речь идет о логике, а, следовательно, и о соотнесении всех остальных актов мышления к акту полагания им чистого бытия.
Можно ли считать, что мышление, первым актом полагания которого является полагание себя в качестве ч и с т о г о бытия, должно предполагать бытие как немышление? Я думаю, что нельзя. Или что, во всяком случае, для начала (гегелевского) это не следует предполагать...
Но вот потом, когда начинается ваше начало... Тогда... Но вернусь к Гегелю.
Для меня гегелевское «чистое бытие» - это первый конституирующий себя в качестве логики акт мышления, поскольку мышление в этом акте определяет себя в качестве "субстанции - в спинозовском смысле, то есть мышление не нуждается для своего существования ни в какой иной причине. Для мышления это значит, что не только по форме (это - после Канта - само собой разумеется), но и по содержанию оно не зависит ни от какой иной причины. Мышление, определяющее свой субстанциальный характер, для меня и есть начало мышления в качестве логики, то есть мышления, которое свое собственное содержание обосновывает как свою форму.
Поскольку мышление определяет себя в качестве субстанции, то есть того, что не нуждается в ином для своего существования (для мышления - действия), то оно должно закрепиться в точке начала, как в такой точке, в которой осуществляется его постоянное опустошение. В точке начала мышление всегда может и должно опустошить себя от известного содержания, чтобы начать все заново. «Но начало не должно само уже быть неким первым и неким иным; в том, что есть внутри некоторое первое и некоторое иное, уже содержится совершившееся продвижение. То, с чего начинают, само начало, должно поэтому брать как нечто не поддающееся анализу, следовательно, как бытие, как то, что совершенно пусто»[12]. Начало есть, следовательно, пункт вечного возвращения, а последнее представляет собой опустошение мысли от содержания, то есть создание возможности для обоснования.
Если началом мышления, которое изучает само себя (мышление, для которого предметом является мышление же), то есть началом «мышления как формы», «мышления как логики», «чистого мышления», может быть только мысль, к которой возможно постоянное возвращение, которая не обоснованна раз навсегда, мысль, содержание которой выводимо только из мысли же (иначе говоря, чистая мысль, а не представление), л о г и ч е с к а я мысль, то, по-видимому, это должно быть мысль о н и ч т о или ничто определенной мысли, ничто мысли, понимаемой как представление. Ничто мысли как представления (или мысли, которая имеет предметом не самое себя) является началом логики. Такой мыслью является понятие чистого бытия, при этом не нужно в начало даже вводить «понятие». Ничто представления уже достаточно расчищает место для логики. Понятие же, которое требует сложных логических манипуляций с идеей и н о г о, может быть отнесено в логике гораздо дальше, туда, где оно выступит в качестве п о н я т и я п о н я т и я. «Более того, единственной целью и делом науки (логики - Л.Т.) является достигнуть понятия своего понятия и таким образом прийти к своей исходной точке и к своему удовлетворению»[13].
Но этим же «ничто представления» для чистой мысли (логической мысли) является чистое бытие (или понятие бытия). То есть началом логики, которое в отношении к мышлению, взятому как представление, является «ничто», в отношении к чистому мышлению (логике) оказывается чистым бытием. Начало, представляющее собой ничто по отношению к мышлению, которое имеет предметом размышления некоторое иное, а не само мышление, есть бытие по отношению к мышлению, которое имеет предметом самое себя, ибо только в этом последнем случае бытие может быть дано в понятии, то есть само стать чистой мыслью.
И мне кажется, что ваш парадокс: бытие в понятии должно быть дано как не-понятие (или бытие в мышлении должно быть дано как не-мышление) - полностью раскрывает свою парадоксальность только на основании «идеалистических» (Гегелевских) размышлений, то есть на основании развитого представления о «чистом» мышлении, имеющем предметом самоё себя. Для представления (мышления в форме представления) оно парадоксом не является. Для мышления как представления это само собой разумеется, ибо такова природа представления, как она определена тем же Гегелем.
Конечно, верно, что гегелевское бытие является бытием мысли, но верно с некоторой оговоркой: бытием логической мысли является мысль о бытии или понятие бытия.
Насколько я понимаю, для Гегеля нет никаких сомнений в том, что всякое мышление «амбивалентно» (выражаясь более поздним языком): оно есть двоякость того, что мыслит, и того, о чем мыслит (соответствующие цитаты ничего не стоит подобрать). Всякое мышление мыслит о бытии. Но Гегель занимался, конечно, не всяким мышлением, а наукой логикой. И здесь, как мне думается, он рассуждал так: логика занимается мышлением как формой, следовательно, в ней мышление должно предстать в очищенном от содержания виде; очищение это означает просто-напросто, что содержание, которое для восприятия и представления оказывается непосредственным, в логике выступает как понятие содержания. Поэтому если всякое мышление мыслит о бытии, то для логики мышления бытия, во-первых, является логическим (а не временным) началом, а во-вторых, это мышление п о н я т и я бытия. Поэтому чистое бытие оказывается одновременно и чистой мыслью (понятием) и ничто бытия, то есть опять-таки его понятием.
И, кстати, это было совершенно новое и свежее начало логики. Ибо, хотя Спиноза, например, начинает свою логику («Этику») также с определения бытия (субстанции), но он все еще путает, какое определение бытия он дает, - определение в понятии или в представлении, путает настолько, что «существование вещи в самой себе» доказываетсяим через представление вещи,не нуждающейся в представлении другой; для него, конечно, порядок идей тот же, что и порядок вещей, ибо о «порядке» идей у него еще нет точного «знания» (нет строгой концепции). И прав Лейбниц, который хотел бы получить от Спинозы точный ответ, что же такое субстанция, что существует в себе или представляется само в себе. Конечно, Спиноза дает понятие бытия, как вы справедливо утверждали, но с каким трудом он к нему пробивается, во-первых, называя бытие природой, во-вторых, называя понятие представлением и, в-третьих, называя логику этикой. А все потому, что у него еще не сформировалась мысль о том, что кауза суи есть понятие бытия формируется оно только в мышлении, которое претендует на то, чтобы быть логикой.
Не тот же порядок идей, говорит Гегель, что и порядок вещей, ибо соответствие понятия реальности есть не истина, а лишь правильность, и как требование может быть предъявлено только представлению, а не понятию. В представлении, конечно, бытие не есть то же самое, что ничто, только в понятии возникают такие загадки, ибо только в понятии вечное, бесконечное и единственное бытие должно быть дано как возникающее. И логика начинается только тогда, когда то, что есть (бытие), обосновывается как то, что не существует.
Мышление, рискующее отойти от непосредственного ощущения бытия и создать его понятие, - это, по Гегелю, и есть логика. Понятие, в котором для здравого смысла все стоит «на голове»: бытие возникает, бытие есть одновременно ничто, бытие есть начало мышления, а не его заданное содержание.
У Гегеля ничто бытия есть ничто логической мысли, поэтому логика всегда начинается, только начинается она не из «бытия» (материализм, в котором мышление не яв- ляется «кауза суи» ни по содержанию, ни по форме), а из «не-логического» мышления, то есть из того мышления, для которого обоснование себя самоё не только не основное, но и вообще не является вопросом, из того мышления, которое столь же безразлично к проблеме обоснования мышления, как и к проблеме обоснования бытия.
В отличие от моего любимого Фихте, у которого начало неподвижно, то есть не подвержено развитию и поэтому остается вне дедукции, у Гегеля начало развивается в логическую дедукцию, но (назову это парадоксом) парадокс развития состоит в отталкивании к началу. Но именно потому, что у Фихте начало не развивается, он пишет Наукоучение, а не Логику. И хотя, конечно, наукоучение есть вариант логики, однако здесь нет еще понятия «логика», которое само по себе обязывает к сложной эквилибристике начала.
Вся «Наука логики»,как я ее воспринимаю, есть сплошное начало. Для меня это очевидно, прежде всего, по речевому и мыслительному стилю Гегеля. Ни одна часть логики не является дедукцией из другой. По крайней мере, я так воспринимаю науку логику и думаю, что здесь в основном ваше влияние: стараться читать текст не так, чтобы упереться в конечный вывод из абзаца, параграфа, части и т.п., но каждую законченную фразу воспринимать в ее самостоятельном смысле. Я не могу, приняв этот общий принцип, делать исключение для Гегеля. Поэтому на учение о сущности я не могу глядеть как на простое снятие учения о бытии. Для меня «сущность» - еще один (второй) заход к началу логики. И я понимаю, почему Гегель считает его «истинным» по отношению к началу - бытию, - мысля по сути, мышление тождественно самому себе. Но тем более странным для тождественного себе мышления оказывается «начинание»с бытия, тем более странным и тем более значимым.
И оба начала (понятие как бытие и понятие как сущность) сталкиваются друг с другом, так как, я думаю, логическое мышление не может отказаться ни от того, ни от другого, ибо иначе оно будет тендировать к мышлению не-логическому в обоих смыслах: к представлению (если мыслить начало как бытие) и к собственно научному (если мыслить начало как сущность). А тут еще третье начало - «понятие», то есть то, с чего начинается и чем кончается (не во временном, а в логическом смысле) логика, так как она вся есть мышление в понятиях. Еще более «истинный» заход к логике (через понятие). И сущность и понятие - это две «истины» мышления, ибо здесь мышление в своей стихии - в сущности - частично, в понятии - полностью. А бытие в этом смысле, конечно, не истина - мышление не может сказать о бытии ничего «окончательного», оно для него всегда неизвестное - оно всегда говорит о нем только то, в чем неизменно проглядывает природа самого мышления. «Чистое» бытие поэтому есть чистая мысль о бытии, чистая мысль в том смысле, что это то, что мышление может сказать о бытии.
И в учении о бытии Гегель подробно описывает,чтомысль, сообразуясь со своей природой, может сказать о бытии. Оказывается, она может сказать о нем неожиданно много.
Тщательный и подробный разбор этого многого, на мой взгляд, не менее существен, чем тот запас логической энергии, который получает мышление, которое определяет себя через бытие как не-понятное.
Не знаю, достаточно ли ясно я сказала на этой и предыдущих страницах то, что хотела сказать:
Оба начала логики (на этот раз - в смысле - ваше и гегелевское) для меня необходимы и лишь в своей дополнительности (взаимопредположении и взаимоотрицании) парадоксальны. Поэтому я никак не могу рассматривать одно из них - (ваше) - в качестве снятия гегелевского или в качестве исправления и улучшения гегелевского.
Но есть тут и другая сторона дела, которая лично задевает меня гораздо больше: для того, чтобы «снять» Гегеля, показать его «ограниченность» или вовсе неправоту, вам (и в этом я убеждена) приходится сильно упрощать его. И иногда через спасительный оборот - «значит»: мышление есть мышление не-мышления (бытия); гегелевское понятие бытия дает бытие в понятии, значит, у Гегеля вообще нет мышления. Или - учение Гегеля о бытии есть учение о бытии в мышлении, значит, это учение о бытии не как таковом, а о бытии мышления. А на самом деле у Гегеля так: начало логики - это мысль о бытии, и постольку, поскольку речь идет о начале, то мышление бытия и является бытием мышления, то есть в мышлении бытия мышление и осуществляет себя как мышление. Или: логика мышления (понятия), которая у Гегеля, говорите вы, вырастает из логики рефлексии, сталкивается с той трудностью, которая присуща логике рефлексии, то есть с «дурной» бесконечностью рефлексии (мысль о мысли о мысли о...). Но ведь гегелевская рефлексия как раз построена так, чтобы преодолеть эту «дурную бесконечность», ибо она построена на совершенно ином принципе, чем мысль о мысли о мысли о... Именно в Малой Логике он считает нужным даже образно объяснить свое понимание рефлексии как «отбрасывание» назад, а не бесконечное движение вперед: «Мы употребляем выражение рефлексия прежде всего по отношению к свету, когда он в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад. Мы, таким образом, имеем здесь нечто удвоенное... Но то же самое происходит, когда мы рефлектируем о предмете... Задачу или цель философии обыкновенно также видят в познании сущности вещей и понимают под этим лишь то, что философия... должна показать, что вещи опосредствованы или обоснованы чем-то другим»[14]. У Гегеля рефлексия есть не движение в дурную бесконечность, а в самом предмете размышления (рефлексии) отрицательное отношение с другим, опосредствование.
Нет здесь для Гегеля безысходной ситуации, хотя, конечно, он ясно понимает и не дает забыть ни себе, ни читателю, что, когда речь идет об анализе мышления, мы всегда имеем дело с мыслью о чем-то, а не самим этим чем-то. Наука может забыть об этом обстоятельстве, логика же не вправе. Безвыходной же ситуации нет потому, что для Гегеля именно в мышлении, о мышлении, возникает сложная ситуация столкновения мышления как формы с мышлением как содержанием и содержание все время балансирует на «туго натянутом канате» формы, то есть в логике содержание «оформляется» в понятие.
Итак, заключаю: считаю, что гегелевское начало логики (начало логики - всегда мысль и только мысль, очищенная от непосредственности представлений; бытие в этой изначальной мысли - лишь понятие бытия) и ваше начало логики (начало логики - мысль о бытии как не мышлении, это начало - трудность понятийного определения вне понятийности бытия; и это-то начало - нетождественность мысли и бытия - постоянно воспроизводится в мыслительном движении), итак, оба эти начала только в своем сопряжении и только в своем максималистком стремлении к исключительности и единственности дают действительный, необходимый для логики парадокс. Для меня (впрочем, важнее, что - для самой логики парадокса) необходимы оба начала.
Вот - первое мое соображение. И - второе. Я считаю, что вы зачастую ослабляете этот парадокс, когда - для «краткости» и «убедительности» вашего начала - упрощаете и заранее компрометируете начало гегелевское. Не надо этого делать. В этом я убеждена. Знаю, что в «общем контексте» вы вполне точно определяете насущность (для логики) гегелевского начала, но вот в отдельных, увлеченных фрагментах вы, по-моему, отступаете от этого истинного диалогизма. С этими отступлениями я и спорю.
1982
1. Что такое предпосылка в философии? Есть ли она «конец» предшествующей философии? Или же одно из возможных всеобщих определений философии, определение «новое» по отношению ко всем существовавшим системам? Но не «новое» в отношении к выработавшемуся понятию философии?
2. Может ли философия начать не с предпосылки? Предпосылка есть аксиома,из которой должно быть выведено все остальное и которая доказывается процедурой выведения, его возможностью, но не как таковая, не für sich, не сама по себе. Может ли философия начинать с принципиально бездоказательного шага?
3. Что такое вообще доказательство в философии? Является ли философия теорией? Что такое теория? Может быть, теория есть доказательство определенной гипотезы. Но что значит доказать гипотезу? Показать, I) что ее следствия ей не противоречат, или же 2) показать, что гипотеза не противоречит предмету гипотезы, то есть тому, что не есть она сама.
Есть ли гипотеза то, что доказывается с помощью определенных аксиом? Что тогда оказывается предпосылкой - аксиомы или сама гипотеза также?
4. Должна ли предпосылка всегда быть вне самой системы (теории) или она находится в пределах системы (теории)?
5. Философия начинает с понятия начала. Может ли она начать с чего-либо другого - с «данного в действительности» (как советует Фейербах)[15]?
6. Философия как система есть не «сущностное мышление, но есть только излагающее себя мышление»[16].
Это значит, что истина философии есть совпадение мыслящего мышления с самим собой, что предметом философии (мышления) является само же мышление. Правда, сразу возникает трудность, разрушающая эту стройность, - само мышление не может быть направлено только на себя. Следовательно, каждое новое определение мышления есть создание для него нового предмета и рассмотрение ее отношения к этому предмету. Философия, следовательно, все время совершает амбивалентное движение, каждый ее шаг амбивалентен - она «излагает» не предмет мышления, но само мышление по поводу этого предмета, то есть 1) фиксирует определения мышления, возникшие по поводу этого предмета, а следовательно, 2) фиксирует, каким образом предмет получает определения в мышлении.
Но так ли это? Ведь вновь возникает вопрос о необходимости определить - в мышлении - предмет мышления как вне-мыслительный, вне-понятийный предмет.
Но, может быть, именно в этих вопросах и их переформулировках и движется философская мысль?
[1] См: Гегель Г.В.Ф. Соч: В 13т. М.,. 1937. Т.5. С.49.
[2] Там же. С.50.
[3] Там же. С.55.
[4] Там же. С.54.
[5] Там же. С.55.
[6] Фейербах Л. Избр. философ. произв. М., 1955. С.98.
[7] См. детальнее об этих двух моментах: Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
[8] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т'. 5. С.49.
[9] Там же. С.49 - 50.
[10] Там же. С.50.
[11] Там же. С.54.
[12] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I. М., 1974. С. 132.
[13] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.1. С.103.
[14] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I. С. 195.
[15] Фейербах Л. Избр. философ. произв. T.I. 1953. С. 60.
[16] Там же. С. 61.